![]() |
|
|
Эффективность школьной риторикиустарели, как и учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех, и в других есть много ценного. Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик во многих издательствах. К сожалению, далеко не всю литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает, о чём он говорит. На наш взгляд, первейшим критерием в подборе методической литературы должна быть ясность изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие. Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие: - Н. А. Михайличенко. Риторика. - Н. Н. Кохтев. Риторика. - А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики. - Т. А. Ладыженская. Школьная риторика. - Немного расскажем о содержании этих учебников, после чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для работы в школе. 2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА. Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки, практическими заданиями и упражнениями, которые, по мнению автора, должны помочь учащимся выработать и закрепить необходимые навыки и умения. В основе пособия лежит опыт преподавания составителем курса риторики на факультетах Института Молодёжи и в старших классах гимназий Петровского района города Москвы. Пособие является учебно – методическим; предназначено для старших классов ( 8 – 11 ) гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из следующих частей: - Введение; - VI разделов; - Заключение; - Упражнения; - Краткий словарь трудных слов; - Список рекомендуемой литературы; - Литература по проблемам риторики; - Список словарей. Немного поподробнее о каждом из пунктов. ВВЕДЕНИЕ. Во введении говорится о проблемах правильной речи в современное время. Риторика определяется как особая наука о законах “ изобретения, расположения и выражения мыслей в речи “. Автор также упоминает определение риторики, данное ПЛАТОНОМ ( “ Искусство управлять умами “ ( 44; 4 ) ), подводя, таким образом, к другому названию риторики - ораторское искусство. Судя по всему, данное учебное пособие только с этой точки зрения и будет рассматривать риторику. Далее автор ставит ряд вопросов: . Как достичь цели, поставленной оратором? . Как завоевать аудиторию, привлечь её на свою сторону? . Какую речь считать наиболее действенной? . В чём секреты убедительности устного публичного выступления? . Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? . Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными? По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном пособии установочными. РАЗДЕЛЫ. РАЗДЕЛ I. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. В этом разделе идёт речь о мастерстве оратора, о вопросах, поставленных перед ним, и о его целях. Немалое место уделено вопросу взаимодействия оратора и аудитории. Автор классифицирует ораторское выступление. Раздел снабжён опорными схемами: Схема 1. Основные виды красноречия; Схема 2. Основные этапы работы перед речью; Схема 3. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи; и таблицами. Определяются науки, являющиеся слагаемыми речевого мастерства. В конце раздела учащимся предлагается ряд вопросов, направленных не только на знание лекции, но и на её понимание. В завершении - предложение подготовить учащимися трёхминутную речь на тему: « Зачем нужна риторика? «. РАЗДЕЛ II . ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ. В этом разделе говорится о возрасте риторики (одна из древнейших наук ), о возрастающем к ней интересе в переломные моменты истории и в современное время. Автор убеждает учащихся в необходимости последовательного изучения риторики с античности по современное время. Отсюда и логическое деление раздела на 3 главы: 1. Античная риторика; 2. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время; 3. Ораторское искусство России. В этих главах упоминаются авторы: ПЕРИКЛ, АРИСТОТЕЛЬ, ДЕМОКРИТ, ЦИЦЕОН, КВИНТЛИОН (даны разные понимания и трактовки красноречия и риторики этими философами ), ПАСКАЛЬ, БЭКОН, ГЁТЕ, М. М.СПЕРАНСКИЙ ( и его « Правила высшего красноречия « ), М. В. ЛОМОНОСОВ ( и его структура публичной речи ). В качестве примеров приведены работы различных ораторов от средневековья до современности, в числе которых КОНИ и П. С. ПОРОХОВЩИКОВ. Рассмотрены формы красноречия от элементарных до судебного и политического. Как и прежде, раздел завершается рядом вопросов и заданием написать небольшое выступление на тему: « Великие ораторы прошлого «. РАЗДЕЛ III. ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ. В этом разделе автор рассуждает о последовательности в выступлении оратора и о роли аргументов. Здесь же даётся толкование логической культуры, как способности определённо изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное изложение материала. Вновь приведён ряд схем. На Схеме 4. показано, использование каких законов логики обеспечивает вышеперечисленные качества. Здесь же указаны и требования логики к различным этапам работы над речью. На Схеме 5. намечены целевые установки каждой части работы оратора над речью и названы основные приёмы, которые он должен использовать для достижения поставленных целей. На Схеме 6. - подчинение начала и конца речи тезису, к которому относится все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно – логического строения речи, сформулированное М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить свой предмет, раздробить его на части, слить одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить всё сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии « ( 47; 90 – 91 ). Раздел несколько сложнее предыдущих не только по своему содержанию и терминологии, но и по подобранным к нему вопросам. Много вопросов на понимание материала и его самостоятельный разбор с указанием ряда авторов. РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА. Автор рассуждает о составляющих речи оратора, где немаловажное место занимает знание родного языка и личный стиль оратора. Даётся перечень частых ошибок учащихся. Например, тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат. Говоря о богатстве речи, составителем упоминаются литературные средства выразительности речи, даются определения основных из них. Перечислен ряд советов для будущих ораторов. Вновь приложены схемы. Их 3: Схема 7. Стили русской речи. Схема 8. Требования к языку публичного выступления. Схема 9. Языковая норма. Кроме традиционных вопросов в конце раздела содержатся и вопросы практического характера, типа: . Проанализировать язык теле- и радиопрограмм в течение 1 – 2 -ух дней. Какие ошибки заметили? Привести 1 – 2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений. . Составить 2 – минутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи ( Этот вопрос предназначен для одновременной проверки и степени усвоенности лекции. ). РАЗДЕЛ V. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ. В разделе автор приступает уже к непосредственной работе с аудиторией. Он подчёркивает связь риторики с психологией, этикой и педагогикой. Опорная Схема раздела - Схема 10. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения ( Особенно подчёркивается роль психологии. ). Большое место в выступлении автор отводит импровизации. Преимущество отдаётся речевым выступлениям. Составитель приводит примеры композиционных средств активизации внимания и интереса аудитории ( речевые и методические ). Схема 11. Каналы воздействия оратора на аудиторию. Заостряется внимание и на учёте особенностей аудитории. Схема 12. Критерии оценки аудитории. Здесь приведены основные критерии, на основании которых оратор даёт предварительную оценку составу слушателей. Схема 13 . Признаки аудитории. Схема14. Мотивы слушания. Схема 15. Типы слушателей. Уделяется внимание и кинемике ( науке о жестикуляции ), подчёркивается роль жестов и их искренности. После вопросов на понимание материала дан список книг для прочтения, где содержится ответ на последний вопрос раздела: « Как преодолеть волнение перед началом публичной речи». РАЗДЕЛ VI. ТЕХНИКА РЕЧИ. Раздел не содержит вопросов. Он несколько физиологичен, но не менее познавателен, чем предыдущие. В нём автор говорит о строении речевого аппарата. Подробно даны характеристики голоса: тембр, высота звучания, темп, чёткость дикции. Оратор должен уметь владеть своим голосом. Приведённый ниже ряд упражнений помогает преодолеть многочисленные комплексы учащихся и улучшить их технику говорения на публике. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение состоит из 16 советов и ряда рекомендаций в помощь начинающему оратору. Они очень последовательно вытекают из всего материала книги. УПРАЖНЕНИЯ. Это 15 упражнений, комментарии к которым даны в Разделе VI. Они: развивают полётность голоса и правильность речевого дыхания; расширяют диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации; предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ составлен объёмом в 540 слов. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ составляют 43 книги и 19 словарей. 2. Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА. Пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. Цель автора пособия - возрождение риторики в школе. Основное внимание здесь уделено самой известной области риторики - ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи. Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии содержатся задания на анализ фрагментов выступлений известных ораторов, в качестве примера прилагаются образцы подробного анализа, а так же даны задания на внимание и понимание публичных речей и составление собственных по их образцу. На многие задания в конце пособия можно найти ответ - проверить себя. Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются теоретические сведения, затем даются практические упражнения, правильность выполнения которых учащиеся могут проверить самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно найти и рядом с ответами. Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных, писателей, юристов, политиков, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым рисунком, что позволяет их легко находить в тексте. Дополнительное чтение изобилует большим количеством рубрик, к числу которых относятся следующие: - « Из «сравнительных жизнеописаний « ПЛУТАРХА « ( приводятся выдержки, посвящённые ораторам: ДЕМОСФЕНУ и ЦИЦЕРОНУ ); - « Документы, связанные с опубликованием учебников по риторике М. В. ЛОМОНОСОВА «; - « Пословицы, посвящённые речи «; - « Из воспоминаний о публичных выступлениях «. Материал для дополнительного чтения выделен специальными линейками. В начале каждой главы автор обозначает проблемы, которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть выделена в тему отдельного урока ( по усмотрению преподавателя ). ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. Автор говорит о красноречии и обозначает его родину ( ЭЛЛАДА ), как место, где появляются первые работы по теории красноречия. Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ. Далее стоит ряд философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ, ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН. ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые рассмотрены с точки зрения их видения основы ораторского искусства и путей, которыми они к этому пришли. Немного дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих античной эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов. Глава завершается блестящим резюме, позволяющим вспомнить основные моменты главы. ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ. В этой главе говорится о времени создания в России самых ранних риторик и об их авторах - н. XVII в. – метрополит Новгородский и Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как определял риторику М. В. ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его труде по риторике. Также здесь раскрывается содержание частной и общей риторики. Много внимания уделено авторам первых риторик и изложению их содержания ( И. С. РИЖСКИЙ, А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ ). Предложенный в конце главы практикум заставляет учащихся думать не только над новым материалом, но ещё сравнивать и сопоставлять его с недавно пройденным. Предложены также и темы для самостоятельной подготовки. ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ. В главе говорится о различных видах красноречия: - академическое, - социально – политическое, - социально – бытовое, - духовное, о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается попытка рассмотреть проблему сосуществования родов речей. Автор описывает особенности судебной речи. В конце главы даны блестящие образцы ораторского мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО, АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ. ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО. Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и произношения ( и о них самих ). Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы со словарём. Даны практические советы по избежанию речевых и стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц, типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь «. В практикуме даны соответствующие задания. В конце главы учащимся предлагают составить схему содержания главы. ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ? Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса, о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум, направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии с тем, на какие звуки идёт акцент: ( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «; ( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «; ( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «; и др. Ещё приведены упражнения на выражение чувств при помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы по работе над голосом. ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ. В этой главе повествуется о необходимости хорошей подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «, автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения и использования фактов, о работе с литературой. Составитель учебника выводит учащимся важное правило: РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА! В конце главы располагается схема подготовки к выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё выступление. Для большей пользы свою работу они должны и проанализировать, учтя все « + « и « - « её. ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ. Автор раскрывает само понятие « композиция речи «, разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей которого является привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части - основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «. Последнее по схеме, но не последнее по значимости в композиции место занимает завершение речи ( и тоже приведено множество классических примеров ). Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение основной мысли в тексте. И в завершении учащимся предложено составить доклад – размышление над прочитанным и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским. ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ. Глава об ораторском диалоге и монологе, о их своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и оценочности в речи. Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя. Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение стиля в предложениях, где могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и доказать словесно. Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы, имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений Онегин и его предки «. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |