реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Египет в ближневосточной политике США (1952-1981 гг.)

Между СССР и ОАР существовало секретное межправительственное соглашение, заключенное еще Г.А Насером, в ходе тайного визита в Москву в конце декабря 1969 г. По нему СССР прислал зенитно-ракетные установки ПВО, и на время подготовки в Советском Союзе египетских расчетов направил в Египет советский военный персонал-20 тыс. военнослужащих для ведения боевых действий. Однако Садат, имея намерения совершенно противоположные своему предшественнику, начал компанию по дискриминации советских войск и Советского союза в целом. Из воспоминаний Владимира Виноградова, Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Египте в те годы: «И тут начались придирки к нам. Военная тема была настолько частой в беседах с президентом, что я как посол занимался больше не политическими, а военными проблемами. Каждая встреча начиналась с высказывания недовольства по поводу военных поставок: что-то недопоставили, что-то прислали не то. Плохо так и нехорошо эдак... Затем началась кампания в печати, что, мол СССР поставляет Египту плохое оружие, а вот американцы Израилю -- первоклассное. К слову сказать, Египет имел в то время такое оружие, которого не было нигде за пределами СССР, да и в Советском Союзе далеко не каждая воинская часть имела оснащение, сравнимое с египетской армией. В политическом плане Советскому Союзу выдвигались претензии, что в своей ближневосточной политике он стремится к положению «ни войны, ни мира». Летом 1972 г. египетская командировка для советских военнослужащих завершилась -- быстро и обидно. Считая, что Советский Союз дал ему неадекватную поддержку в продолжающемся противостоянии с Израилем, и желая обрести более мощного союзника в лице США, Садат в июне 1972 г. выслал советских специалистов и военных советников из страны в связи с «окончанием миссии советских военных советников и выполнением ими интернационального долга».

Последние советские специалисты покинули Египет 16 июля 1972 г. Союз Садата с Москвой исчерпал себя вместе с идеей социалистического выбора А. Лялькина. Дни Садата. Зеркало недели. 13-19 октября 2001..

Эти факторы совпали с немаловажным об-стоятельством -- в середине 70-х годов США начали активизироваться на Ближнем Востоке и среди прочего поставили задачу: вытеснить из Египта Советский Союз путем полной внешней и внутренней переориен-тации политического курса Каира, в том числе поощрением «открытия и «либерализации» экономики перед частным и иностранным капита-лом, организации внутренней структуры по западному образцу, т.е. фактически создания там «благоприятного климата» для американского бизнеса; подтал-кивания крупнейшей арабской страны на вступление в мирные перего-воры с Израилем, ответственность за безопасность которого взял на себя Вашингтон; использования египетской территории в качестве военного плацдарма на случай обострения обстановки в соседних странах и близ-лежащих районах.

В свою очередь, А. Садат, во-первых, надеялся получить от Вашингтона экономические «инъекции» для преодоления застоя в эконо-мике, во-вторых, рассчитывал использовать американское давление на Израиль, чтобы заставить последний вернуть оккупированный им в нюне 1967 года Синай.

Еще в 1971 году Вашингтон довел до сведения Каира, что президент Никсон был бы сговорчивее, если бы Садат «сократил непомерное русское присутствие в Египте». Принятое Садатом в июле 1972 года решение отка-заться от содействия советских военных специалистов, находившихся в стране по просьбе президента Насера, было воспринято администрацией США как «еще один призыв к американцам оказать помощь» и оценено президентом Никсоном в его конфиденциальном послании Садату как «важный шаг» на пути налаживания двустороннего диалога. По инициативе американцев в начале 1973 года в Вашингтоне и Париже состоялись секретные переговоры Г, Киссинджера -- тогдашнего государственного секретаря и помощника президента США. по вопросам национальной безопасности -- с доверенным человеком Садата Хафезом Исмаилом, занимавшим пост помощника египетского президента по национальной безопасности .

Эти дали возможность Вашингтону «навести мосты» в Каир и установить постоянный диалог с Садатом, в чем последний тоже был весьма заинтересован. Ана-лизируя каждое заявление египетского президента, сде-ланное в этот период, в Вашингтоне приходили к выводу, что «Садат жаждет заключить сделку с США». Уже в ходе первой личной беседы, состоявшейся 7 ноября в Каире, Садат и Киссинджер пришли к выводу, что они должны быть «друзьями» и проводить на Ближнем Востоке «общую стратегию». Садат, с точки зрения американцев, оказался «сговорчивым человеком». Несомненно, что сближение Вашингтона и Каира произошло на американских условиях. За это Садату была обещана политическая поддержка его ка-питулянтской политики и экономическая помощь, раз-меры которой ставились в прямою зависимость от его усердия в реализации военно-стратегических и поли-тических устремлений США В 1974 году Вашингтон согласился выделить Египту 250 миллионов долларов, в том числе 170 миллионов на расчистку Суэцкого канала и восстановление приканальной зоны и 80 мил-лионов на оплату импорта американских товаров См. А, И Осипов. Экономическая экспансия США а араб-ских странах М, 1980. с. 118.

. Разумеется, США приняли к сведению то обстоятель-ство, что Садат занялся «либерализацией» экономиче-ской жизни в стране и ее переориентацией на Запад. Прогрессивные социально-экономические преобразова-ния, начатые при Насере, были приостановлены и стали свертываться; местному частному и иностранному ка-питалу была предоставлена полная свобода во всех сферах экономики. Четче и четче вырисовывалась ли-ния Садата на подрыв советско-египетских отношений и двустороннего сотрудничества.

В том же 1971 году Садат продемонстрировал стремление к установлению мира с Израилем, сделав в феврале этого года предложение об откры-тии Суэцкого канала для судов всех стран, если израильтяне согласят-ся отойти на несколько километров от восточного берега канала. Однако в этот период в Египте началось острое внутреннее броже-ние, связанное с недовольством широких слоев египтян состоянием «ни войны, ни мира». В 1972 году проходили массовые студенческие выступления против «мирных решений» с Израилем. За начало войны выступила и группа видных египетских писателей во главе с Тауфик аль-Хакнмом. Зрело серьезное недовольство внутри египетской армии, которая была нацелена только на войну. В какой-то степени это отве-чало корыстным интересам самого Садата, который рассчитывал завое-вать популярность в споем народе, выступив сторонником активной борьбы с «сионистским врагом». 6 октября 1973 года начались боевые действия в четвертой по счету арабо-израильской иойне, которая впер-вые не принесла военных побед Израилю. Более того, создавались пред-посылки для консолидации арабов на антиизраильской, а значит, в определенной мере и антиамериканской основе. Кроме неудач военной машины Тель-Авива в тот период серьезную озабоченность у Вашинг-тона вызвало нефтяное эмбарго арабских стран, которое вычертило кон-туры возможного политического потенциала арабов в будущем. Амери-канская администрация вынуждена была активизировать ближнево-сточное направление своей политики.

С середины 70-х годов США начинают новый этап своей стратегии в ближневосточном регионе -- упор делается на попытки заставить арабские страны заключить мир с Израилем. Вашингтон считает необ-ходимым монополизировать любые мирные переговоры, чтобы вытес-нить из их процесса Советский Союз и тем самым подорвать его влия-ние в регионе. В результате в январе 1974 года было заключено первое соглашение о разъединении войск между Египтом, Сирией и Израилем, а в сентябре 1975 года подписано второе соглашение, которое дало крупную трещину в арабском мире, так как на этот раз оно было под-писано без Сирии. Таким образом, открывался путь для сепаратных сделок.

В 1975 году размер американской экономической помощи Египту достиг 370 миллионов долларов за счет возобновления поставок продовольственных това-ров по «закону 480» и дополнительных кредитов на оплату импорта потребительских товаров. В документе «Заверения правительства США Египту» (сентябрь 1975 года) Вашингтон впервые официально подтвердил свою «политику помощи Египту в деле экономического развития», что было непосредственно связано с подписа-нием под нажимом США соглашения о втором этапе разъединения египетско-израильских войск на Синае.

Политические уступки Садата шли далеко. Вскоре он согласился ослабить бойкот агрессора и прекратить антиизраильскую пропаганду, а затем пообещал аме-риканцам занять нейтральную позицию в случае нача-ла военных действий между Израилем и Сирией, что явилось прямым нарушением межарабского пакта о совместной обороне. Через некоторое время после-довало заверение американским друзьям, что следую-щее соглашение с Израилем «должно быть окончатель-ным мирным соглашением».

К 1976 году Садат почувствовал свои позиции достаточно прочными, чтобы пойти на открытый разрыв с СССР: в феврале был денонсирован советско-египетский Договор о дружбе и сотрудничестве от 27 мая 1971 года. Эти действия а также с ползание Египта на путь сепаратных сделок с Израилем- были по достоинству оценены американской администрацией. Садат получил новую солидную порцию американской помощи --до 934 миллионов долларов, из которых 222 миллиона были предоставлены в виде продоволь-ствия. В дальнейшем поставки в Египте сельскохозяй-ственных товаров из США стабилизировались на уров-не 1,5 миллиона тонн зерна (в стоимостном выраже-нии -- на 200--225 миллионов долларов ежегодно).

Однако режим Садата нуждался не только в «ава-рийной» поддержке в виде срочных продовольствен-ных поставок, но и в закреплении своего курса на вос-становление капиталистических отношений в египетской экономике. Для этого ему стали выделяться кредиты (до 480 миллионов долларов) на более долговремен-ные программы.

Встреча в Кэмп-дэвиде (сентябрь 1978 года) и подписание сепаратного договора с Израилем (март 3979 года) были логическим завершением предатель-ской политики Садата в отношении всех арабов и зна-меновали его окончательный переход в лагерь американского империализма на Ближнем Вос-токе. С подписанием этого договора зависимость Егип-та от помощи США еще более усилилась, поскольку он лишился арабских источников получения значитель-ных финансовых средств.

Буквально через два месяца Египет --уже в каче-стве союзника США на Ближнем Востоке -- был вклю-чен в число стран, получающих американскую военную помощь, санкционируемую конгрессом. По настоятель-ной просьбе администрации Картера в мае 1979 года конгресс США одобрил законопроект о предоставлении на три года Египту и Израилю на «пакетной» основе 4,8 миллиарда долларов в виде кредитов на приобре-тение военной техники, причем Египту выделялось 1.8 миллиарда долларов, Израилю -- три миллиарда.

С получением субсидий на военные нужды увели-чились и обязательства Садата перед США. Связанный по рукам и ногам, египетский президент заверил ва-шингтонскую администрацию в том, что он предоставит (и предоставил!) США любые «военные льготы» для борьбы с «советской угрозой» на Ближнем Востоке и в Африке и «защиты» прозападных режимов в районе Персидского залива.

Однако нужно заметить, что американская помощь не играла ощутимой роли в экономической жизни Египта. Размеры ее были зна-чительны, но по своей направленности она не способ-ствовала развитию египетской экономики». В Египте занимались сотни американских компаний, учреждений, банков, но только не египтяне, поскольку они не имели права распределять кредиты по своему усмотрению и вынуждены были довольствоваться ролью стороны, «одобряющей» предлагаемые ей проек-ты, товары и услуги. Всеми практическими вопросами ведала штаб-квар-тира УМР в Вашингтоне и ее офис в Каире, где ра-ботало свыше 400 американцев (из них около 300 -- по контрактам). Они, естественно, получали вознагражде-ние из средств, отпускаемых в рамках помощи. С 1980 года военная помощь Египту стала регулярной и ее сумма была повышена до 800 миллионов Разумеется, был увеличен и объем ежегодных военных ассигнований Израилю, которые составли приблизительно два миллиарда долларов.

Помощь США по государственной линии всегда со-провождается проникновением американского частного капитала. Так, в 1974 году был учрежден американо-египетский совет бизнесменов, основная задача которо-го сводилась к всемерному поощрению частных аме-риканских инвестиций. Следуя рекомендациям совета, египетские власти приняли «закон № 32», предоставив-ший иностранному капиталу такие льготы, каких он не имеел, пожалуй, ни в одной другой стране.

Вывод.

Таким образом, в 1970--80-х годах между Египтом и США сло-жился широкий комплекс отношений в политической, военной и экономической сферах. Учитывая весомую роль Египта в регионе, Вашингтон стремился превратить Каир в проводника своих интересов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

США добилось изоляции Египта от других арабских государств. Изпользуя, в качестве прикрытия, сепаратную сделку между Израилем и Египтом, Соединенные штаты оформили в их лице военно-политический альянс, призванный обеспечивать американские интересы на ближнем Востоке. За сравнительно короткий срок Египет превратился в послушного проводника агрессивных планов военно-промышленного комплекса США на Ближнем и Среднем Востоке.

Заключение.

Стра-тегические цели Вашингтона в отношении Египта на про-тяжении рассматриваемого периода были неизменными: воспрепятствовать углублению египетской революции, под-чинить Египет своему политическому и экономическому влиянию, сохранить и укрепить в этой стране американ-ские позиции, превратить ее в союзника США и изолировать от Советского союза. Следует отметить, что на всех этапах американской экс-пансии в Египте наиболее верным и надежным средством достижения поставленных целей в Вашингтоне считали ликвидацию прогрессивного режима в этой стране и заме-ну его проамериканским режимом.

Израильская агрессия 1967 г. против арабских стран, со-вершенная при прямом попустительстве и пособничестве Соединенных Штатов, стала своеобразным рубежом как в развитии ситуации на Ближнем Востоке, так и в стратегии США в этом регионе. В конце 60-х годов завершилась опре-деленная историческая полоса и начался новый этап в аме-риканской политике в отношении Египта. Этот этап был тесно связан с глубокими сдвигами в глобальной междуна-родной обстановке, с изменениями в расстановке классовых и политических сил на ближневосточной арене, а также с начавшейся после смерти президента Г. А. Насера транс-формацией египетского режима.

Анализ политики США в отношении Египта в 1950--60-е годы позволяет сделать вывод, что характер и ближайшие перспективы отношений с крупнейшей арабской страной оказывали постоянное и глубокое воздействие на ближне-восточную политику Вашингтона в целом. В то же время не меньшее значение имела, конечно, и обратная связь. Так, одной из главных причин ужесточения американской политики в отношении Египта в середине 60-х годов яви-лась все более открытая ориентация правящих кругов США на Израиль как основное орудие борьбы против арабского национально-освободительного движения.

Если стратегические цели и основные принципы американской политики в отношении Египта в период 1952-- 1967 гг. были неизменными, то этого нельзя сказать об аме-риканской тактике, которая модифицировалась от этапа к этапу. Эволюция американской тактики определялась как развитием револю-ционного процесса в Египте, так и изменениями в соотно-шении сил на мировой арене и Ближнем Востоке, нараста-нием арабского национально-освободительного движения, ослаблением позиции старых колониальных держав -- Анг-лии и Франции в этом районе

Однако американская политика в отношении Египта в 50--60-е годы не достигла ни одной из основных, долгосрочных целей. Соединенным Штатам не удалось оста-новить развитие революционного процесса в Египте и вос-становить там свои позиции. Более того, сама политика «с позиции силы», особенно в период 1955--1958 гг., во многом способствовала усилению антиимпериалистической направленности внешнеполитического курса Египта. Ва-шингтону не удалось воспрепятствовать сближению Египта со странами социализма, развитию и углублению советско-арабского сотрудничества. После израильской агрессии 1967 г. американо-египетские отношения почти полностью прекратились.

Низкая эффективность политики США в отношении Египта в 50--60-е годы, многочисленные провалы и неудачи были обусловлены не временными и случайными причинами, а рядом объективных и субъективных факторов долгосроч-ного действия. Во-первых, экспансионистская, политика США постоянно находилась в глубоком противоречии с объективными потребностями политического и социально-экономического развития Египта. Во-вторых, неоколониалистским замыслам США египетское руководство противопоставило последовательно проводив-шийся антиимпериалистический внешнеполитический курс, который с начала 60-х годов подкреплялся глубокими соци-ально-экономическими преобразованиями внутри страны. В-третьих, важным фактором укрепления национальной не-зависимости Египта, его успешного противодействия проискам Соединенных Штатов выступали экономическая помощь и морально-политическая поддержка, которую оказывал Египту Советский Союз. В-четвертых, большую роль в бло-кировании попыток США подчинить Египет своему влиянию сыграл последовательный антиимпериализм президента Г. А. Насера, который внес огромный личный вклад в раз-работку и осуществление внешнеполитического курса.

После смерти президента Г. Л. Насера к власти пришла группировка А. Садата, выражавшая интересы господствующих слоев египетского общества: верхушки административ-ного и военного аппарата, компрадорской буржуазии. Новое руководство пошло по пути свертывания и искоренения прогрессивных завоеваний египетской рево-люции, бесконтрольного привлечения в страну иностранного капитала, соглашательства с империалистическими кругами США и подрыва связей с Советским Союзом.

Соединенные Штаты активно использовали начавшуюся внутри- и внешнеполитическую переориентацию египетского режима для закрепления отхода Египта от социалистиче-ской ориентации и для реставрации там капитализма. Пра-вящие круги США предприняли форсированные меры по укреплению в стране американских позиций, вовлечению ее в экономическую «орбиту» Запада, изоляции от других арабских государств и окончательной ликвидации социаль-ных завоеваний египетского народа. Следует признать, что во второй половине 70-х годов Соединенным Штатам уда-лось достичь этих целей.

Политика ориентации режима Садата на США неизбежно привела его на путь сепаратных сделок с сионистской верхушкой Израиля, односторонних уступок Тель-Авиву и ущерб интересам еги-петского народа и общего дела арабов. Закономерным ито-гом капитулянтского курса египетского руководства стало подписание кэмп-дэвидских соглашений и сепаратного «мирного» договора с Израилем, носящего ярко выражен-ный антиарабский и неоколониалистский характер.

В конце 70-х годов правящим кругам США удалось взять определенный реванш за утрату своих позиций и влияния в Египте в период президента Насера.

Список использованных источников:

1. А. Лялькина. Дни Садата. Зеркало недели. 13-19 октября 2001.

2. Арабские страны. История и экономика. М., 1966.

3. Беляев И. От Насера до Мубарака. // Азия и Африка. - 1990. - №7.

4. Беляев И. П. Страницы недавнего прошлого Египта.//Вопросы истории, 1976, № 9.

5. Беляев И. П., Примаков Е. М. Египет: время президента Насера. М., «Мысль», 1974,

6. Блок Е.М. Египет в борьбе за национальную независимость. М., 1957.

7. Богословский В.В. Политика США в Африке. М., 1964.

8. Внешняя политика Сов. Союза и международные отношения 1967 год (сборник документов). М. 1968

9. Внешняя политика стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1984

10. Ефремов В. Египетско-американские отношения в 1970-80-х годах//международная жизнь.-1987№8

11. Захматов М. И., Курьеров В. Г. «Помощь» развивающимся стра-нам-- орудие внешнеторговой экспансии СШАМ.,

12. Зубаренко И. В. Египет и США.//Записки исторического факультета. Одесса ОНУ.2001 №11

13. Князев А.Г. Внутриполитическое развитие Египта после Насера.//народы Азии и Африки 1984 №4.

14. Кошелев В.С, Египет: уроки истории. Борьба против колониального господства и контрреволюции (1879-1981)-М.1984

15. Кременюк В.А. Политика США в развивающихся странах. Проблемы конфликтных ситуаций. 1945-1946. М., 1977.

16. Медведко Л. И. К востоку и западу от Суэца. М., 1980

17. Международные отношения и внешняя политика 1945-70-е. К.,1999

18. Нагайчук В. И. Политика США в отношении Египта (50-60е). Киев, 1982

19. Насер Г. А. Проблемы египетской революции. Избранные речи и выступления 1952-1970 г.г. М., 1979

20. Новикова Г. Посредничество США в урегулировании арабо-изральского конфликта.//США:ЭПК-2000№9

21. Осипов А. И.Экономическая экспансия США в арабских странах, М., 1980.

22. Политика США на Арабском Востоке, М., Вост. лит., 1961.

23. Политика США в Азии. М., 1977

24. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.

25. Примаков Е.М. История одного сговора. - М., 1985.

26. Протопопов А. С. Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 года (июль - ноябрь). М., 1969, с. 59.

27. Развивающиеся страны в мировой политике. М., 1970

28. Суэцкий вопрос и империалистическая агрессия против Египта.М.,1983

29. Суэцкий капал. Сборник документов. Л., 1957

30. США: региональ-ные проблемы внешней политики США. М., 1971

31. Туганова О. Э. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1967

32. Туганова О. Э. Политика США и Англии на Ближнем и Среднем
Востоке. М., 1960

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.