![]() |
|
|
Египет в ближневосточной политике США (1952-1981 гг.)Египет в ближневосточной политике США (1952-1981 гг.)53 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК Кафедра международных отношений ЕГИПЕТ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ США (1952-1981 ГГ.) Курсовая работа Одеса - 2004 Содержание: Введение………………………………………………………………………..3 Раздел 1.Формирование египетского направления в ближневосточной политике США (1952-1955)……………………………7 Раздел 2.Роль советского фактора в американо-египетских отношениях (1956-1970 гг)……………………………………………………. Раздел 3.Эволюция американо-египетских отношений в период президентства А. Садата (1971-1981)………………………………………… Заключение........ Список использованных источников………………………………………………… Введение Данная курсовая работа посвящена изучению египетского фактора в Ближневосточной политике США в 1952-1981 гг. Актуальность темы заключается в том, что в украинской научной литературе и международной публицистике содержится несколько публикаций на эту тему, в основном принадлежащих представителям одесской школы международников. Автор считает целесообразным рассмотреть некоторые аспекты американо-египетских отношений в указанный период с учетом геополитических изменений, которые произошли в мире за последние 15 лет. Политика США в отношении Египта в 1950-70-е годы оказывала глубокое воздействие на ближневосточную политику в целом. Стратегические цели США в отношении Египта на протяжении рассматриваемого периода были неизменными: воспрепятствовать углублению египетской антимонархической революции 1952 г., подчинить Египет своему политическому и экономическому влиянию, сохранить и укрепить в этой стране американские позиции, превратить ее в союзника США, изолировать от Советского Союза. Арабо-израильская война 1967 г., изменила стратегию США не только в регионе, но и по отношению к Египту. Соединенные Штаты Америки активно использовали начавшуюся внутри- и внешнеполитическую переориентацию, начавшуюся после смерти президента Египта Г. А. Насера в 1970 году для закрепления отхода АРЕ от социалистической ориентации и для реставрации там капитализма. США своей политикой добились изоляции Египта от других арабских государств, укрепление американских позиций, привели Египет на путь сепаратных сделок с Израилем, односторонних уступок Телль-Авиву в ущерб Египта и всех арабов. Закономерным итогом капитулянского курса египетского руководства стало подписание кэмп-дэвидских соглашений и сепаратного «мирного договора» с Израилем. В этой связи предметом исследования данной работы являются международные отношения на Ближнем Востоке. Под объектом понимается египетское направление в ближневосточной политике США. Цель курсовой работы - рассмотреть механизм формирования политики США по отношению Египта с учетом интересов США и СССР в Ближневосточном регионе. При этом решались следующие задачи: 1.Рассмотреть проблему формирования египетского направления и места Египта в ближневосточной политике США. 2.Определить уровень советско-американского противостояния в регионе и его влияния не американо-египетские отношения. 3.Раскрыть причины изменения внешней политики Египта и показать его составляющие в постнасеровский период. Источниковая база в данном исследовании представлена документами и материалами- договорами, соглашениями и протокольными записями переговоров, опубликованными, в основном, в специализированных журналах и средствах массовой информации а также мемуарами глав государств. Историография по изучению поставленной проблемы представлена трудами советского периода, российскими, отечественными и зарубежными ученными, политологами и дипломатами. В монографии В.И. Нагайчука исследуется политика США в отношении Египта в 1952-1967гг.,т. е. период важный в плане эволюции ближневосточной тактики США, когда она приобрела ярко выраженный неоколониалистский характер и в ней наметились и утвердились новые направления, получившие развитие в 70-е годы. В работе предпринимается попытка проследить эволюцию тактической линии США в отношении Египта и выявить основные факторы, определившие ее. При этом особое внимание уделяется рассмотрению сотрудничества между Египтом и Советским Союзом, которое оказало существенное воздействие на политику США в отношении этой арабской страны. Достаточно систематизировано проанализированы основные направления политической, торгово-экономической и идеологической экспансии США в арабских странах в 1945-1960гг., относятся монография О.Э. Тугановой, вышедшая в 1960г., и коллективный труд ученых Института востоковедения АН СССР « Политика США на Арабском Востоке» (М., 1961), в одном из разделов которого обстоятельно исследуется американская политика в отношении Египта. В 60--70-е годы советская историография ближневосточ-ной политики США пополнилась новыми исследованиями. В числе работ, имеющих непосредственное отношение к те-ме данной монографии, можно назвать в первую очередь ис-следования И. П. Беляева, А. К. Кислова, Л. И. Медведко, А., Е.М. Примакова и О. Э. Тугановой, в кото-рых наряду с анализом неоколониалистской стратегии и политики США на Ближнем Востоке в 50--70-е годы рас-сматриваются конкретные аспекты политики Вашингтона в отношении Египта Беляев И. П. США и Ближний Восток.-- В кн.: США: региональ-ные проблемы внешней политики США. М., 1971, с. 144--181; Кислов А. К. Политика США на Ближнем Востоке.-- В кн.: Политика США в Азии. М., 1977, с. 204--220; Медведко Л. И. К востоку и западу от Суэца. М., 1980; Примаков Е. М. Анатомия ближневосточного конф-ликта. М., 1978; Туганова О. Э. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке. М., 1967; Туганова О. Э. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.-- В кн.: Развивающиеся страны в ми-- . Особо необходимо отметить моногра-фию академика Е. М. Примакова «Анатомия ближневосточ-ного конфликта», в которой важное место отводится анали-зу основных этапов политики США в отношении Египта в указанное время. Ценный фактический материал со-держится в ряде документально-публицистических работ И. П. Беляева, Т. Колесниченко, Е. М. Примакова и П. Е. Демченко, в которых вскрывается подоплека «шести-дневной войны» 1967 г., разоблачается истинная роль Со-единенных Штатов в организации и подготовке. В работах В. А. Кременюка и Е. М. Примакова анализируется военно-политическая и ди-пломатическая деятельность США на Ближнем Востоке в периоды кризисов Кременюк В. А. Политика США в разливающихся странах. Проб-лемы конфликтных ситуаций. 1945--1976. М., 1977; Примаков Е. М.Ближневосточный конфликт.-- В кн.: Международные конфликты. М., 1972, с. 121--138. . Хронологические рамки работы охватывают период с 1952 г., с до 1981- гибели А. Садата. Структура работы состоит из «введения», трех разделов и «заключения». В первом разделе было показано формирование египетского направления в ближневосточной политике США. Во втором разделе было В третьем разделе было показана эволюция американо-египетских отношений в период президенства А. Садата(1971-1981). Раздел 1. Формирование египетского направления в ближневосточной политике США (1952-1955). В ночь с 22 на 23 июля 1952 года части египетской армии высту-пили против режима короля Фарука и захватили власть в стране. Восстание было поднято тайной организацией «Свободные офицеры». Номинально лидером египетской революции 1952 года был гене-рал Мухаммед Нагиб, однако подлинным ее руководителем стал полковник Гамаль Абдель Насер, который в апреле 1954 года занимал должность премьер-министра, а несколько месяцев спустя сместил Нагиба и занял пост президента новой республики. Патриотическому режиму, созданному «Свободными офицерами» в результате июльских событий 1952 года, досталось тяжелое наследие. Дореволюционный Египет хотя и считался формально независимым го-сударством, но входил в сферу влияния английского империализма. В результате многолетнего господства колонизаторов и местных ре-акционных классов Египет представлял собой крайне отсталую страну с примитивным сельским хозяйством и неразвитой промышленностью, страну нищенского уровня жизни подавляющего большинства населения и резких социальных контрастов. Еще до начала революции подполковник Насер отдавал себе отчет в том, что выступить против бри-танского владычества без сильной поддержки -- значит обречь себя на неми-нуемую гибель и политическую, и даже физическую. Поэтому вполне логичным было его негласное обращение к американцам незадолго до переворота 23 июля 1952 года с просьбой о поддержке возглавляемой им организации «Свободные офицеры», когда та возьмет власть в Египте. Посол США в Каире Джефферсон Кэффери ходатайствовал о помощи Насеру перед Вашингтоном. Ну а за реализацию задачи взялось ЦРУ. Для США это был шанс укрепить свое влияние на Ближнем Востоке, т. к. еще после второй мировой войны этот регион занял одно из ключевых мест в глобальной стратегии США. В ап-реле 1946 г. тогдашний президент США Г. Трумэн назвал его регионом, имеющим «важное экономическое и стратегическое значение». В 1951 г. генерал Д. Эйзенхауэр в сво-ем выступлении перед сенатом США заявил, что «нет в мире стратегически более важного района, чем Ближний Восток». Вашингтон всегда придавал особое значение тому обстоя-тельству, что Ближний Восток находится в непосредствен-ной близости от южных границ Советского Союза и восточ-ноевропейских социалистических государств. Оценивая стратегическую важность Ближнего Востока, американские, геополитики неизменно учитывали также фактор ближневосточной нефти, значение которого для Со-единенных Штатов в послевоенный период непрерывно воз-растало. В 1949 г. запасы нефти на Ближнем и Среднем Востоке составляли 41 % всех разведанных нефтересурсов капиталистического мира. Особое место в стратегических планах США (включая экономическую экспансию) на Ближнем Востоке в после-военный период отводилось Египту как самой большой по численности населения и наиболее развитой в промышлен-ном отношении стране арабского мира, занимающей к тому же исключительно важное стратегическое положение на стыке Арабского Востока и Африки. Президент США Д. Эйзенхауэр особо отметил «центральное место» Египта в международной политике на Ближнем Востоке, назвав проходящий по его территории Суэц-кий канал «жизненно важным путем Западной Европы на Восток». И если пентагоновских генералов Египет привле-кал своим выгодным стратегическим положением, то аме-риканские монополии он манил к себе богатыми природны-ми ресурсами, емким рынком сбыта, обилием дешевой ра-бочей силы. Место и роль Египта в ближневосточной политике США в значительной степени определялись также тем, что в послевоенный период эта страна превратилась в один из главных очагов антиимпериалистического движения на Ближнем Востоке, и Соединенные Штаты прилагали все усилия к тому, чтобы потушить этот очаг. Поэтому «блоко-вая» политика США, направленная на создание в ближне-восточном регионе проимпериалистических военно-полити-ческих группировок и имевшая ярко выраженную антисо-ветскую направленность, неизменно строилась вокруг Египта. По оценке многих западных авторов, внешнеполитиче-ское руководство США довольно благожелательно отнес-лось к июльскому перевороту 1952 г. и склонно было счи-тать, что в лице нового режима оно приобрело надежного союзника. Оптимизм официального Вашингтона в отношении своих перспектив в Египте еще более усилился после того, как генерал М. Нагиб был объявлен верховным глав-нокомандующим египетской армии и вождем революции, а премьер-министром Египта был назначен А. Махир. Оба они были известны своими антианглийскими и проамери-канскими настроениями. Не случайно выступая на пресс-конференции 4 сентября 1952 г., государственный секретарь США Д. Ачесон заявил, что американо-египетские отноше-ния «вступают в новую эру», поскольку «связи между Егип-том и США становятся более дружественными и прочны-ми» Политика США на Арабском Востоке. М., 1961, с. 44.. Позиция, занятая М. Нагибом в вопросах внешней по-литики, внушала Вашингтону определенные надежды на то, что новое египетское руководство будет способствовать вовлечению Египта в прозападные военные группировки, усилению политического влияния и экономических позиций США в этой стране. В первые же месяцы после прихода к власти генерал Нагиб предпринял ряд шагов, которые были расценены как проамериканские. В интервью иностранным корреспондентам в августе 1952 г. он заявил, что Египет придает большое значение организации военного пакта в районе Ближнего Востока и намерен обратиться за воен-ной помощью к США. Несколько позже египетское прави-тельство действительно запросило у США военную помощь и приняло решение об увеличении египетской военной мис-сии в США. 19 сентября 1952 г. генерал Нагиб принял участие в торжественной церемонии по случаю открытия аме-риканского информационного центра в Александрии и вы-ступил там с хвалебными словами в адрес американской политики в отношении Египта Там же. С. 45. Всё это было одобрительно воспринято в Вашингтоне. «Политические цели и практические шаги нового египет-ского режима таковы, что они заслуживают нашего полно-го одобрения. Мы считаем, что этот режим заслуживает поддержки западных держав»,-- такова была официальная оценка политики египетского правительства госдепартамен-том США. Также весьма благосклонно правящие круги США отнеслись к первому наиболее важному и прогрессивному мероприятию революционной власти- аграрной реформе. Закон был принят 9 сентября 1952 года. Он учитывал максимум частного землевладения в 200 федданов (84 гектара) излишки подлежали реквизиции за выкуп и продаже среди малоземельных крестьян. Подрыв политических и экономических мощи феодалов и сторонников монархии отвечал интересам США, поскольку эта категория населения была социальной опорой Англии. В Вашингтоне рассчитывали, что реформа позволит египетскому правительству укрепить свое положение и более свободно осуществить проамериканский внешнеполитический курс . 30 июля 1952 года был принят закон об акционерных пошлинах, согласно которому иностранцам разрешалось владеть 51 % их капитала вместо 49%. Затем в апреле 1953 и сентябре 1954 гг. египетское правительство предприняло еще более льготные условия для вложения иностранного капитала в различные отрасли экономики Египта. Эти шаги успешно поддерживались правящими кругами США. Хотя создание благоприятного инвестиционного «климата» тем не менее не вызвало ожидаемого притока иностранного капитала (из-за нестабильности внутреннего положения в Египте). За 5 лет С 1952 по 1956гг. американские частные инвестиции в Египте увеличились с 46 млд. До 72 млд. долларов Богословский В.В. Политика США в Африке. М., 1964, с. 139. С приходом к власти в начале 1953 г. республиканской администрации Д. Эйзенхауэра политика США в отношении Египта заметно активизировалась. Эйзенхауэр придавал большое значение укреплению позиций США в Египте. При этом преследовались конкретные цели: обеспечить эволюцию египетского руководства в желательном для Вашингтона направлении, выработать тактику « нейтрализации» Г.А. Насера на случай возникновения конфликтной ситуации. В период своеобразного «двоевластия» в Египте в 1952-1954 гг ( когда власть делили между собой М Нагиб и Г.А, Насер) контакты между Вашингтоном и Каиром по свидетельству М. Коулленда, осуществлялись по двум каналам: официальному- с М. Нагибом через американского посла в Египте ДЖ. Кэффери, и неофициальному- с Г.А. Насером через сотрудника посольства США в Каире У. Лэйкленда. Однако все наиболее важные вопросы двусторонних отношений решались по неофициальному каналу, т.е. с Г.А. Насером Нагайчук В. И. Политика США в отношении Египта (50-60е). Киев, 1982, с. 24-27.. В мае 1953 г. Каир посетил госсекретарь США Дж. Ф. Далесс, который совершал поездку по странам Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Визиту Дж. Ф. Далесса предшествовала «зондирующая» поездка в Каир некого С. Мида, пользовавшегося репутацией одного из ведущих в военной разведке США «специалистов» по осуществлению подрывных акций в афро-азиатских странах. В мае 1953 г. столицу Египта посетил специальный посланник Д. Эйзенхауэра по экономическим вопросам Кельбертон, а в июле переговоры с М. Нагибом вел другой специальный посланник президента - Э. Джонсон Политика США на Арабском Востоке, с. 55.. Интенсивные политические и экономические контакты между Вашингтоном и Каиром сопровождались активным идеологическим проникновением США в Египет. В этот период американские специалисты оказывали консультативную «помощь» египетскому Министерству национальой ориентации и органам массовой информации в вопросах организации и техники пропаганды. В 1953-1954 гг. эксперты из США принимали участие в подготовке и проведении опросов общественного мнения в Египте. Между тем резидент ЦРУ, по свидетельству того же М. Коулиэнда, осуществил собственные « опросы общественного мнения»: с помощью широкой сети осведомителей он собирал свединия о взглядах и настроениях местного населения. Цель таких исследований определить степень восприимчивости египтян к советскому коммунизму. Приведенные факты дают наглядное представление о настойчивом стремлении Вашингтона как можно прочнее привязать к себе Египет. В столице рассчитывали, что приобретя в лице Г.А. Насера союзника США будут иметь у власти в ключевой арабской стране такого лидера, который будет достаточно сильным, чтобы принимать непопулярные решения - такие, например, как заключение мира с Израилем. Следует однако отметить, что уже в этот период некоторые взгляды и настроения Г.А. Насера и его ближайшего окружения, выражавшиеся в стремлении проводить независимый внешнеполитический курс, наметившиеся антиимпериалистические тенденции и нежелание «культивировать» в Египте демократию западного типа вызывали беспокойство со стороны Вашингтона. После июньской революции 1952 г. определяющим фактором Американской политики в отношении Египта продолжало оставатся стремление правящих кругов США сколотить на Ближнем Востоке военный блок с обязательным вовлечением в него арабских стран. Американская дипломатия не прекращала попыток возродить в той или иной форме идею «средневосточного командования» с участием египтян. В Вашингтоне тесно увязывали эту идею с урегу-лированием англо-египетского конфликта по вопросу о вы-воде английских войск из Египта . K уже отмечалось, египетские руководители во главе Г.А. Насером видели свою первоочередную задачу в лик-видации британского господства в стране. Вопрос о полной и безусловной эвакуации английских войск стал стержнем всей политики нового режима. Правительство Великобри-тании, однако, упорствовало в своем стремлении сохранить военное присутствие в Египте, но при этом не могло обой-тись без американской поддержки. Соединенные Штаты, однако, были склонны поддержи-вать своего союзника лишь до известных пределов, т. е. их позиции была присуща двойственность, с одной стороны США были солидарны с Англией, в стремлении удержать позиции Запада в этой стране перед лицом мощного антибританского движения египетского народа, принимавшего форму партизанской борьбы в зоне Суэцкого канала. С другой стороны Вашингтон был не прочь пожертвовать интересами Англии в Египте и ценой вывода оттуда английских войск установить совместный , англо-американский контроль над Суэцким каналом и базами в его зоне., чтобы тем самым создать благоприятную атмосферу для широкого сотрудничества Египта с Западом. В этот период под прикрытием рассуждений о «безопасности» США и «международной обороне» американцы усиленно проталкивали идею об «интернационализации» Суэцкого канала.. В своих мемуарах Д. Эйзенхауэр, излагая моти-вы участия США в урегулировании англо-египетского конфликта, подчеркивал: «В силу зависимости Европы от Суэцкого канала в Египте были поставлены на карту инте-ресы всего свободного мира (т. е. капиталистического За-пада. ), и поэтому было важно, чтобы разгоревшая-ся ссора (между Египтом и Англией.) была улаже-на быстро и полюбовно» Eisenhower D. D. The White House Years; Mandate for Change. 1953-1960. New York, 1963, с. 150. Цит. по: Нагайчук В. И. Политика США в отношении Египта (50-60е). Киев, 1982, с. 28. В начале марта 1953 г. в Вашингтоне состоялось сове-щание между Д. Эйзенхауэром, Дж. Даллесом и министром иностранных дел Англии А. Иденом. Последний представил на рассмотрение американской стороны разработанный в Лондоне «план урегулирования вопроса о суэцкой базе». План предусматривал: а) «материально-техническое обслу-живание базы англичанами в мирное время и ее немедлен-ную реактивацию в случае военных действий; б) организа-цию в Египте системы ПВО; в) поэтапный вывод англий-ских войск с египетской территории; г) вступление Египта в «ближневосточную оборонительную организацию» (МЕДО); д) оказание Египту военной и экономической по-мощи. Д. Эйзенхауэр и Дж. Даллес одобрили этот план и обещали англичанам всяческую поддержку на перегово-рах с египтянами. На совещании в Вашингтоне были окончательно согла-сованы детали организации МЕДО, хотя его участникам было хорошо известно, что египетское руководство отрица-тельно относится к идее вступления в блок. В марте 1953 г. США и Англия обратились к Египту с совместными предложениями по вопросу о выводе англий-ских войск из Египта. Суть этих предложений сводилась к основным положениям плана, согласованного в Вашингто-не. В качестве обязательного условия эвакуации британских войск выдвигалось требование участия Египта в оборони-тельном пакте Политика США на Арабском Востоке, с.47. Реакция египетского правительства на эти предложения была отрицательной. В конце апреля 1953 г. в Каире начались англо-египет-ские переговоры, за развитием которых внимательно наблю-дали в Вашингтоне. Переговоры, однако, очень быстро зашли в тупик из-за обструкционистской позиции Англии. В мае 1953 г. в Каир прибыл Дж. Даллес. Это был пер-вый в истории визит государственного секретаря США в Египет, где он имел встречи с М. Нагибом и Г.А. Насером. Среди главных задач, которые государствен-ный секретарь США пытался решить во время своей по-ездки в Египет и другие ближневосточные страны, первое место отводилось созданию военного блока в этом регио-не с обязательным участием в нем Египта, однако Г.А. Насер отверг идею, предложенную Дж. Даллесом. Насер выразил также сомнение в необходи-мости обороны Ближнего Востока от Советского Союза, в чем пытался убедить его Дж. Даллес." Не увенчалась успехом также попытка государственного секретаря США навязать египетскому руководству согла-шение с Англией по вопросу о суэцкой базе в рамках коллективной оборонительной системы для Ближнего Востока. Как сообщала в то время египетская пресса, Дж. Даллес привез в Каир конкретный план, который предусматривал переход Суэцкого канала под «совместный англо-американ-ский контроль», создание с этой целью специального англо-американского совета, привлечение на работу в зоне канала американских специалистов. Дж. Даллес фактически игно-рировал основное требование Египта о безоговорочной эвакуации английских войск, предложив их поэтапный вы-вод, Предложения Дж. Даллеса были отклонены еги-петским правительством . По возвращении из своего ближневосточного турне Дж. Даллес представил отчет, в котором содержались не-утешительные для США выводы. Государственный секре-тарь был вынужден признать, что арабские народы «боль-ше опасаются сионизма, чем коммунизма», поскольку они считают, что «Соединенные Штаты будут поддерживать агрессивную экспансию нового государства Израиль». Дж. Даллес рекомендовал правительству США проводить «беспристрастную политику в отношении арабов и изра-ильтян. В конце 1953 -- начале 1954 г. внутри египетского руко-водства резко обострились разногласия между двумя основ-ными группировками. Буржуазно-либеральная группа во главе с М. Нагибом считала революцию завершенной и вы-ступала за восстановление в стране парламентарной «демо-кратии», что на деле означало бы возвращение к власти буржуазно-помещичьих партий, которые уже давно доказа-ли свою неспособность разрешить важнейшие националь-ные проблемы. Радикальное крыло египетского руковод-ства во главе с Г. А. Насером выступало за расширение революционных реформ, углубление социально-экономиче-ских преобразований. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |