![]() |
|
|
Внешняя политика Франции после президентства де ГоляВ течение последних двух лет частыми гостями Казахста-на были французские предприниматели. С французскими фирмами и компаниями создано 20 совместных предприя-тий, 8 из которых занято в сфере материального производст-ва. В Казахстане аккредитовано 10 представительств французских фирм. Если в 1993 г. по сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот упал в 2 раза и составил 12 млн. долл., то за 1994 г. его уровень превысил 26 млн. долл. За последнее время на-блюдаются изменения и в структуре товарооборота: доля экспорта постепенно снижается. В 1992 г. экспортные поставки составляли 76%, в 1993 г. -- 51 %, в 1994 г. -- 20,7%. Основной удельный вес в экспорте, по данным за 1994 г., приходится на хлопковые волокна -- 80%, шерсть, берил-лий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. В импор-те преобладают гербициды, органические соединения, сахар, оборудование для производства напитков, хлебопекарен. В 1995 г. внешнеторговый оборот с Францией составил 37,7 млн. долл., из которых все 100% пришлись на импортные по-ставки (медикаменты, продукты питания, парфюмерия, запас-ные части к отдельным видам оборудования, автомашины). В настоящее время сотрудничество между Казахстаном и Францией развивается в различных формах и по многим на-правлениям. В области геологии и охраны недр, нефтяной и газовой промышленности Казахстан сотрудничает с фирма-ми "Эльф Акитен", "Эльф Нефтегаз", "Компани Женераль де Жеофизик", "Тоталь", "Гидрокарбон инжиниринг", "Со-фресид", CGG, "Лурги", "Литвин", "Газ де Франс", "Рон Пуленк", "Жеосток". В области развития горнометаллурги-ческого комплекса -- с фирмами "Кожема", "Альтернатив Финанс", "Пешине", "Клексим". В области химической про-мышленности -- с "Альтернатив Финанс", "Техник Спейшм", "Тоталь"; в области энергетики -- с фирмой "Томпсон"; в об-ласти транспорта -- с "Сат", "Жейсмар", "Томпсон". Имеются также контакты с фирмами, специализирующи-мися в отраслях легкой и пищевой промышленности, строи-тельства, здравоохранения,туризма. Важной вехой в развитии двусторонних отношений явил-ся официальный визит Н.А.Назарбаева во Францию в сен-тябре 1992 года и подписание Договора о дружбе, взаимопо-нимании и сотрудничестве между двумя странами, предус-матривающего консультации в области экономики, политики и обороны. В преамбуле Договора стороны заявили о том, что они убеждены в необходимости основания своих отношений на доверии и уважении общечеловеческих ценностей свободы, демократии и справедливости, признают примат междуна-родного права в отношениях между государствами, руковод-ствуются целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, подтверждают обязательства, взятые в рамках Хельсинкского Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парижской Хартии для новой Европы, сознают, что будущие отношения между двумя государствами неразрывно связаны с укрепле-нием мира, безопасности и стабильности в Европе и Азии. При этом принимается во внимание то, что Казахстан явля-ется одним из государств-правопреемников бывшего СССР, а также перспективы создания Европейского союза и его вклад в строительство миролюбивой и солидарной Европы. Было сказано о том, что Казахстан и Франция осуществ-ляют политическое сотрудничество, как в двустороннем, так и в многостороннем плане. Они, признавая общечеловече-ские принципы свободы и демократии, сотрудничают в обла-сти защиты и поощрения прав и основных свобод человека, в частности, в соответствующих международных организаци-ях. Они объединяют свои усилия по обеспечению междуна-родной безопасности, предотвращению конфликтов и обеспечению примата международного права в отношениях между государствами. Договор предусматривает проведение регулярных кон-сультаций на соответствующих уровнях для обмена мнения-ми как по двусторонним отношениям, так и по междуна-родным проблемам, представляющим общий интерес, в осо-бенности по основным вопросам безопасности и сотрудниче-ства в Европе с целью наиболее полного сближения своих позиций в этих областях и, при необходимости, проведения совместных или согласованных действий. С этой целью встречи на высшем уровне организуются по приглашению сторон, а министры иностранных дел встречаются не менее одного раза в год Договор о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой. Договор (с 13 ноября 1994 года). // Опубликовано в Сборнике документов по международному праву, т.1. . Предусматриваются также консультации в рамках между-народных организаций, членами которых являются обе стра-ны, в первую очередь в Организации Объединенных Наций, с целью достижения наиболее полного сближения своих по-зиций, когда это представляется необходимым, и обеспече-ния наиболее эффективного проведения в жизнь мер, принятых в этих рамках. Франция обязалась содействовать развитию связей между Казахстаном и Европейским союзом. В Договоре записано, что оба государства тесно сотрудни-чают в рамках СБСЕ. Стороны действуют совместно в целях укрепления его институтов, в частности, в юридическом пла-не для обеспечения стабильности, безопасности и верховен-ства закона на европейском континенте. Они поощряют принятие норм поведения, призванных способствовать предотвращению конфликтов. Обе стороны, подчеркивая решающий вклад соглашений о разоружении в европейскую и международную безопас-ность, заявили о поддержке в рамках Совещания по безопас-ности и сотрудничеству в Европе процесса разоружения, укрепления доверия и безопасности и предотвращения кон-фликтов в рамках Форума безопасности. Стороны указали на особую важность мер, позволяющих избежать распространения оружия массового поражения. Франция с удовлетворением приняла к сведению решение Казахстана быть безъядерным государством. Договор отразил намерение сторон развивать и укреплять контакты в военной области. В качестве особо приоритетных областей сотрудничества были выделены сельское хозяйство, энергетика, добыча полезных ископаемых, промышлен-ность, безопасность атомной энергетики, научные исследова-ния и космос. В документе зафиксировано также стремление развивать сотрудничество в области образования, культуры, науки и техники, защиты окружающей среды и борьбы с преступностью. Этот Договор, подписанный с казахстанской стороны Президентом Н.А.Назарбаевым, а с французской -- Прези-дентом Ф.Миттераном и Премьер-министром П.Береговуа, был ратифицирован и вступил в силу 13 ноября 1994 года. Заключение Договора имело принципиальное значение для развертывания политического, торгово-экономического и культурного сотрудничества. Он отразил общее позитив-ное отношение французских правящих кругов к установле-нию более прочных дружественных связей с нашей страной. Ф.Миттеран в ходе своего официального визита в Алматы в сентябре 1993 года заявил, что "с точки зрения Западной Ев-ропы, Казахстан представляет собой одно из самых стабиль-ных и многообещающих государств бывшего СССР". Такой же позиции придерживается и другой выдающийся француз-ский политик -- Ж.Ширак, через некоторое время сменив-ший Ф.Миттерана на посту президента. Приветствуя Н.А.Назарбаева в Парижской мэрии в сентябре 1992 года, он сказал, что Франция рассматривает Казахстан как связую-щее звено между Европой и Азией, как государство, которое должно играть роль гаранта стабильности в регионе. 16 17 сентября 1993 г. Президент Франсуа Миттеран посе-тил Казахстан с официальным визитом. В ходе визита были подписаны межправительственные документы: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства, Совместная декларация о сотрудничестве в области науки и новых техно-логий, Соглашение о сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром науч-ных исследований Франции, Протокол о сотрудничестве между Министерствами иностранных дел двух стран. Была также достигнута договоренность об установлении прямого воздушного сообщения между Алматы и Парижем. Большое внимание было уделено перспективам расширения экономи-ческого сотрудничества между Францией и Казахстаном. Французской стороной была открыта кредитная линия на 300 млн. французских франков. 18 февраля 1994 года состоялся рабочий визит Н.А.На-зарбаева во Францию, в ходе которого прошли его перегово-ры с Президентом Ф.Миттераном. Были обсуждены вопросы реализации ранее достигнутых договоренностей и пути даль-нейшего укрепления двустороннего сотрудничества в раз-личных сферах. В июне 1995 года в Париже состоялась встреча Н.А. На-зарбаева с новым президентом Франции Жаком Шираком. Казахстанский руководитель стал первым иностранным гла-вой государства, посетившим Ж.Ширака после его избрания на этот пост. В ходе беседы главы государств дали положи-тельную оценку состоянию казахстанско-французских отно-шений, выразили убежденность в необходимости поддержания на высоком уровне как политического диалога, так и экономического сотрудничества. 23-24 июня 1994 г. Алматы с рабочим визитом посетила экс-премьер-министр Франции Эдит Крессон, в настоящее время являющаяся Комиссаром по делам науки, образования и про-блемам молодежи в Европейской Комиссии. Во время встреч с казахстанским руководством обсуждались вопросы двусто-ронних отношений, в частности, в сфере энергетики. 26-28 июля 1994 г. в Алматы находился вице-президент Комиссии по иностранным делам Национального Собрания Франции, председатель группы "Франция -- Казахстан" Эмери де Монтескью. Во время юбилейной сессии ГА ООН, состоявшейся 22 октября 1995 г. в Нью-Йорке, Президент Казахстана вновь встретился с Президентом Франции Ж.Шираком. Была до-стигнута договоренность о необходимости подписания согла-шения о дальнейшем развитии отношений между двумя странами в области экономики. Для активизации отношений в этой области создана межправительственная рабочая груп-па по экономическому сотрудничеству, заседания которой состоялись в Алматы в сентябре 1993 г., в Париже -- в июне 1994 г. и в марте 1996 г. -- в Алматы. В период пребывания Н.А.Назарбаева 14-18 ноября 1995 года во Франции, где он принимал участие в юбилейных ме-роприятиях, посвященных 50-летию ЮНЕСКО, состоялась его встреча с Президентом Жаком Шираком, на которой стороны главное внимание уделили дальнейшему углубле-нию двусторонних отношений. Была достигнута договорен-ность об ускорении подготовки Соглашения о дальнейшем развитии и углублении взаимопонимания и двустороннего сотрудничества. С этой целью было решено провести заседа-ние Межправительственной казахстанско-французской ра-бочей группы по экономическому сотрудничеству в Алматы, а затем в начале 1996 года в Париже. Состоялась также встреча Н.А.Назарбаева с представите-лями деловых кругов, где речь шла о совместной работе над конкретными проектами. В 1994 г. организована франко-казахская Торговая пала-та во главе с бывшим министром иностранных дел Франции Жан-Пьер Ремоном, в которую вошли более 20 крупных фирм, банков и компаний Франции. Среди них банки "Кре-ди Коммерсиаль де Франс", "Сосьете Женераль", "Париба", компании "Томсон", "Газ де Франс", "Рено" и другие. В июне 1994 г. в Алматы под эгидой Торгово-промышлен-ной палаты Парижа, франко-казахской Торговой палаты и по-сольства Франции проходили "Дни Франции в Казахстане" -- первая крупномасштабная торгово-экономическая выставка Франции в странах Центральной Азии. В ней приняли уча-стие около 30 французских фирм и компаний, представляю-щих передовые отрасли французской индустрии и бизнеса -- добывающую, текстильную и пищевую промышленность, электронику, автомобилестроение, консалтинг и другие. С 17 по 19 мая 1995 г. в Алматы находилась делегация Национального совета французских предпринимателей, объ-единяющего более 1,5 млн. частных фирм, компаний и бан-ков во главе с Филиппом Жискар д'Эстеном. В ее состав вошли представители более 40 крупнейших фирм Франции. В марте 1996 года состоялось третье заседание Межправи-тельственной казахстанско-французской рабочей группы по экономическому сотрудничеству. Сопредседатель француз-ской части, министр промышленности, почт и телекоммуни-каций Ф.Боротра, был принят Президентом Н.А.Назар-баевым, Премьер-министром А.М.Кажегельдиным, состоя-лась его беседа с министром иностранных дел Казахстана. В ходе заседания рабочей группы обсуждались следую-щие проекты: обсуждение текста Соглашения о дальнейшем развитии 'и углублении взаимопонимания и двустороннего сотрудни-чества между Республикой Казахстан и Французской Ре-спубликой; поставка фирмой "Томсон" радаров для системы аэро-навигации Казахстана; участие французских фирм в процессе приватизации Каратау; строительство аэропорта в г.Акмоле; проекты в области нефти и газа; участие французских фирм в переработке сельскохо-зяйственного сырья. На заключительном заседании был подписан контракт между "Казаэронавигацией" и фирмой "Томсон" о поставке аэронавигационного оборудования из Франции для реконст-рукции казахстанской системы аэронавигации в счет фран-цузской кредитной линии. Был рассмотрен вопрос по пяти проектам в области строительства, принято решение о под-держке проекта по строительству аэропорта в Акмоле. В конце марта 1996 г. состоялся визит генерального сек-ретаря МИД Франции Бертрана Дюфурка, который встре-тился с Премьер-министром, Председателем мажилиса парламента, Государственным секретарем Казахстана, мини-стром промышленности и торговли, первым заместителем министра иностранных дел. Основной темой переговоров было подтверждение обоюдной заинтересованности и при-верженности духу партнерства, составляющих основу сло-жившихся казахстанско-французских связей, охватывающих практически все аспекты политического, экономического', научного, военно-технического сотрудничества. Успешно развиваются отношения между Казахстаном и Фран-цией Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000. - с.447.. По своему статусу на международной арене Францию мож-но отнести к числу наиболее влиятельных мировых держав. Она принадлежит к группе семи наиболее развитых индустриальных государств, обладает ядерным оружием, высоким уровнем пред-ставительства в ведущих политических и финансовых институтах и организациях, активный член Европейского Союза. Французс-кая дипломатия имеет традиционно высокий международный ав-торитет. Франция играет заметную роль в утверждении нового мирового экономического порядка. Это объясняется прежде всего высоким уровнем ее экономического развития. Франция занима-ет четвертое (после США, Японии и ФРГ) место в мире по объему ВВП, который по итогам 1997 г. превысил 1,5 триллиона долл. США (26 820 долларов на душу населения); третье место - по объему притока иностранных инвестиций (104,5 млрд. франков в 1997 г.) вслед на США и Великобританией; четвертое - по разме-рам своих инвестиций за границей (144,8 млрд. франков), преоб-ладающая часть которых (44,8%) размещена в Европе, 17% на-правлены в США, 10,4% - в Германию. Более 60% объема экспор-та и импорта Франции преимущественно приходится на торговлю со странами ЕС. Интерес Казахстана к Франции продиктован имеющимся солидным потенциалом экономического сотрудни-чества, наличием у нее больших инвестиционных возможностей и высоких технологий. Высокопродуктивный аграрный сектор фран-цузской экономики также представляет для Казахстана особый интерес. Отдельные французские компании уже работают в на-шей стране, другие приступили к поиску партнеров. Правитель-ства двух стран намерены наращивать сотрудничество, рассматри-ваются перспективные сферы приложения совместных усилий и приемлемые схемы финансирования возможных проектов. Одним из ключевых факторов, определяющих перспективы экономического и геополитического развития Франции, явилось вхождение страны с 1 января 1999 г. в единый Европейский эко-номический и валютный союз через создание единой валюты "евро". Обеспечение дальнейшего углубления европейской ин-теграции, в котором Франция с Германией выступают в роли своеобразных локомотивов, продолжает оставаться стратегической задачей ЕС. В последнее время наблюдается тенденция активиза-ции дипломатических контактов и двусторонних связей Франции со странами СНГ. При этом, очевидна ориентация на два основ-ных направления. С одной стороны, в число главных стратегических приорите-тов Парижа входит формирование новой сбалансированной системы безопасности в Европе, где особое место отводится России. Другим важным аспектом в определении подходов Франции к СНГ является линия на закрепление и расширение своего присутствия не только в России, но и Центральной Азии и Закавказье. Фран-цузская дипломатия ищет возможность играть более активную роль в указанных регионах. Высокий экономический потенциал, авторитет и влияние Фран-ции в мировой политике выдвигают ее в разряд одного из приори-тетных партнеров Казахстана в Европе. Франция является одним из ведущих государств Европейского союза. Без нее не может быть принято ни одно решение, затрагивающее судьбы Европы. По многим важнейшим вопросам ее позиция является определя-ющей, служит примером для других государств. Налаживание конструктивного сотрудничества с ней способствует укреплению позиций Казахстана в международном сообществе. Со своей сто-роны Франция также заинтересована в развитии отношений с Казахстаном. В ее политических кругах наша страна рассматрива-ется в геополитическом плане как связующее звено на стыке двух частей света - Европы и Азии, как страна, играющая одну из клю-чевых ролей в обеспечении стабильности в регионе и обладающая многообещающими экономическими перспективами. "Дорога в Центральную Азию" для Франции, как указывалось в докладе Комиссии по иностранным делам Национального Собрания по случаю ратификации казахстанско-французского Договора о вза-имопонимании, дружбе и сотрудничестве, лежит "в первую оче-редь через Алматы". Оказывая поддержку Казахстану, поощряя двусторонние экономические связи, Франция рассчитывает занять одно из первых мест, наряду с США и Германией, в освоении его природных ресурсов. Об искреннем желании французов разви-вать отношения с Казахстаном свидетельствуют три безвозмезд-ных дара, предоставленных в последнее время. Первый - в сумме 4 млн. франков использован на закупку компьютерной техники. Второй - на сумму в 5 миллионов пошел на установку оборудова-ния по очистке питьевой воды в районе Аральского моря, пуск которого был осуществлен 19 июля 1996 года. Третий - в размере 20,3 млн. франков - предназначен для финансирования участия французских хозяйствующих субъектов, в частности банков, в важных областях экономической реформы - содействии привати-зации, создании рынка ценных бумаг и других. Принципы отношений между двумя государствами заложены в Договоре о дружбе, взаимопонимании и сотрудничестве, зак-люченном в ходе первого государственного визита Президента Н.Назарбаева во Францию в 1992 г. При этом Франция явилась первой из государств дальнего зарубежья, с которой подписан межгосударственный документ подобного уровня. Свое дальней-шее развитие двусторонние отношения получили в ходе офици-ального визита в Казахстан в 1993г. Президента Франции Ф.Мит-терана. Политический диалог на высшем уровне продолжает ак-тивно развиваться и с Президентом Ж.Шираком. Так, в 1995 -1999 гг. состоялось шесть встреч между главами наших государств, в ходе которых была продемонстрирована близость или совпаде-ние позиций по ключевым международным или региональным проблемам. Следует упомянуть, что Францией в числе других ядерных государств предоставлены гарантии ядерной безопасно-сти Казахстану. Это свидетельствует о том, что Казахстан рас-сматривается Францией как гарант стабильности в регионе. Наша страна пользуется репутацией государства, проводящего взвешен-ную линию на укрепление региональной и международной ста-бильности. Казахстанско-французские отношения в экономической об-ласти в последнее время получили свое дальнейшее развитие. Этому способствовало проведение в 1998 г. в Париже переговоров правительственных делегаций в рамках очередного IV-ro заседа-ния межправительственной рабочей группы, в ходе которого со-стоялось подписание соглашения о поощрении и взаимной защи-те инвестиций и конвенции об исключении двойного налогооб-ложения. Важное значение имели переговоры, состоявшиеся в июне 1998 г. между министром иностранных дел РК и Государственным сек-ретарем министерства экономики, финансов и индустрии Ж.Дон-ду, визиты французских делегаций в Казахстан (Mинистерства экономики, финансов и индустрии, представителей деловых кру-гов). На переговорах всех уровней подчеркивалась заинтересован-ность сторон к более активному развитию сотрудничества, нара-щиванию экономического присутствия Франции в Казахстане. В последние два года наметилась устойчивая тенденция роста товарооборота между двумя странами. В 1998 году его объемы со-ставили 380 миллионов франков. В Казахстане насчитывается уже 38 представительств, СП с участием крупных французских компаний, инвестирующих в ряд проектов в различных отраслях казахстанской экономики. Нала-жены контакты с французскими фирмами, специализирующими-ся в отраслях легкой и пищевой промышленности, строительства, здравоохранения, туризма. В целом товарооборот между Казах-станом и Францией имеет положительную динамику. Основной удельный вес в экспорте приходится на хлопковолокно, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. Ка-захстан закупает во Франции продукцию машиностроения, элек-троники, фармацевтической промышленности и агропромышлен-ного комплекса. Заметны объемы закупок косметической и пар-фюмерной промышленности. Перспективным видится взаимодей-ствие двух стран в топливно-энергетическом комплексе, строи-тельстве, транспорте, геофизике, агропромышленном секторе, сфере телекоммуникаций, управления воздушным движением, ин-форматики, добыче и переработке драгоценных и редкоземель-ных металлов. Сложившиеся казахстанско-французские связи охватывают практически все аспекты политического, экономи-ческого, научного, военно-технического сотрудничества. Однако, по признанию обеих сторон, потенциал эффективного взаимовы-годного сотрудничества пока еще далеко не реализован. Франция намерена наращивать свое присутствие в Казахстане. Открытие в первой половине 1998 г. в Алматы филиала круп-нейшего французского банка "Сосьете Женераль" стало замет-ным событием в двусторонних экономических отношениях, пози-тивно влияющим на приток иностранного капитала и инвестиций в нашу страну Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000. - с.450.. Серьезность намерений Франции укреплять инвестиционное сотрудничество проявилась в выделении французским правитель-ством мягкого займа с льготными условиями погашения на раз-витие инфраструктуры в Казахстане. Нефтяная компания "Тоталь" участвует в проекте междуна-родного консорциума Казахстанкаспийшельф и придает исклю-чительно важное значение проекту по разработке Карачаганакского месторождения, которое рассматривается как "второй Тенгиз". Консорциум владеет площадью 6 тыс. км2 и планирует инве-стировать 300 млн. долл. США в первую серию буровых работ. По имеющейся информации, в настоящее время компанией рассмат-ривается возможность инвестирования строительства экспортно-го нефтепровода на Иранском направлении. Проведенный в Сенате Франции экономический форум, по-священный Центральной Азии, показал, что Казахстану придает-ся особая роль по сравнению с другими странами региона. Опира-ясь на политико-экономический анализ, сделанный по результа-там посещения французскими сенаторами Казахстана, предста-вители деловых кругов подчеркивали, что наша страна является наиболее интересным и выгодным полем для иностранных инве-стиций. Особую значимость для развития двусторонних экономичес-ких отношений имеют позитивные решения казахстанской сторо-ны по привлечению французских компаний к реализации водных проектов, которые полностью соответствуют требованиям мягких займов французского правительства. Подписан контракт с круп-ной компанией "Женераль дез О" по проекту очистки питьевой воды в Алматы. Вместе с тем инвестиционное сотрудничество между двумя странами, несмотря на неоднократно высказанное обеими сторо-нами стремление к его расширению, пока не соответствует их экономическому потенциалу. Франция остается до сих пор стра-ной с низким уровнем инвестиционного присутствия в Казахста-не и по этому показателю среди стран-инвесторов занимает 11 место. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |