|
Внешняя политика Франции после президентства де Голя, названный по имени небольшой голландской деревушки, где главы государств и правительств пятнадцати государств-членов Европейского экономического сообщества подписали этот договор. Отныне Европейское экономическое сообщество трансформируется в Европейский Союз, это уже новый этап на пути европейской интеграции. Основные положения Парижского и Римского до-говоров, учреждающих Европейское экономическое сообще-ство и Евратом, были сохранены, но были внесены некоторые уточнения, некоторые изменения в распределение голосов в Европейском парламенте в зависимости от численности насе-ления стран, входящих в Европейский Союз. Затем речь шла об уточнении квалифицированного большинства при приня-тии основных решений, затрагивающих государственный су-веренитет, расширении полномочий Совета министров и т.д. Кроме того, в Маастрихтском договоре указывается на место Западно-европейского союза, о котором речь будет ид-ти несколько позже, несколько отдельно. Маастрихтский до-говор учреждал единую европейскую валюту, евро, он устанавливал институт координации общей внешней политики и политики безопасности стран-членов Европейского Союза, он устанавливал единую социальную политику для стран-членов Европейского сообщества, устанавливал институты экономи-ческого и валютного порядка, он учреждал валютные инсти-туты. Маастрихтский договор устанавливал также порядок при-нятия новых членов в Европейский Союз, выработав доку-мент под названием "Повестка дня 2000 года". Таким обра-зом, Маастрихтский договор сделал большой шаг на пути к европейской интеграции. Важное место на пути европейской интеграции и в жизни Европейского Союза имеет Амстердамский договор, подпи-санный главами государств и правительств стран-членов Ев-ропейского сообщества в октябре 1997 г., и, особенно саммит стран Европейского Союза, прошедший в декабре 2000 г. в Ницце (Франция). На саммите в Ницце были приняты важ-нейшие документы, которые подводят итог пятидесятилетне-го этапа европейской интеграции. На саммите в 'Ницце были приняты Хартия основных прав Европейского Союза - важ-нейший документ, который должен лечь в основу будущей европейской конституции; решение о создании европейской армии численностью первоначально в шестьдесят тысяч че-ловек; решение о принятии новых членов в Европейский Со-юз в 2003-2005 гг.; установлена первоочередность приема но-вых членов, предоставления им определенного количества голосов в зависимости от численности населения этих стран, желающих вступить в Европейский Союз и договор, опреде-ляющий дальнейший путь развития Европейского Союза. Таким образом, саммит стран-членов Европейского Союза в Ницце подвел итоги жизни и деятельности ЕС в двадцатом столетии и создал условия для дальнейшего развития Евро-пейского Союза в двадцать первом веке и третьем тысячеле-тии. Такова краткая история европейской интеграции, Европейского Союза. Однако европейская интеграция не будет понятна, если не остановиться на некоторых моментах, кото-рые можно рассматривать как инструменты европейской ин-теграции, без которых непонятно будет вообще, что такое ев-ропейская интеграция. Прежде всего, к этим инструментам европейской интегра-ции нужно отнести создание единой европейской валюты евро. Решение было принято на саммите стран-членов Европей-ского Союза в Маастрихте, но оно вошло в силу с 1-го января 1999 г., когда евро стала применяться как расчетная единица, а окончательно как наличная валюта евро войдет в силу с 1-го января 2002 г. Двенадцать стран из пятнадцати изъявили же-лание ввести у себя евро, за исключением Великобритании, Дании и Швеции, каждая из которых имеет свои особенности, свою особую позицию в вопросе введения единой европей-ской валюты. Надо сказать, что для Европы это не новое яв-ление. Было время, когда Европа пользовалась единой моне-той, это - древнеримская валюта динар. Затем Европейское экономическое сообщество в качестве расчетной единицы вводило - ЭКЮ, это - тоже древняя французская монета, и, наконец, вот евро. Введение евро как единой европейской ва-люты нужно рассматривать как важный шаг на пути создания единого европейского государства. Конечно, евро как единая европейская валюта затрагивает некоторые положения госу-дарственного суверенитета, но это неизбежно на пути созда-ния единого европейского государства, на пути европейской интеграции. Государства, которые являются членами Евро-пейского Союза, должны пожертвовать некоторыми положе-ниями своего государственного суверенитета ради создания единого европейского государства. Другим важным элементом европейской интеграции или ее важным инструментом является создание европейской ар-мии, первоначально численностью в шестьдесят тысяч чело-век. Армия будет иметь мобильный характер, ее главная цель - заниматься миротворчеством на европейском континенте. Конечно, создание единой европейской армии также в какой-то степени затрагивает государственный суверенитет, но Ев-ропа идет к этому. Она считает, что создание европейской армии сыграет важную роль в процессе, когда Европа должна взять оборону в свои руки. Создание европейской армии в ка-кой-то мере вступает в противоречие с НАТО, недаром и до совещания, и после совещания глав государств стран-членов Европейского Союза во французском городе Ницце руково-дство НАТО обеспокоилось перспективой создания европей-ской армии. Однако рано или поздно произойдет какое-то разделение между НАТО и Европейским Союзом в вопросах обороны. Европа хочет взять вопросы обороны в собственные руки. Поэтому на некоторое время противоречия между Ев-ропейским Союзом и НАТО в какой-то степени будут сгла-живаться. Но ясно одно, что Европа со временем будет иметь свою единую армию, и создание такой армии сыграет важную роль в создании единого европейского государства. Важным инструментом европейской интеграции является общая внешняя политика и политика безопасности. Речь идет о том, что государства-члены Европейского Союза, если же-лают построить объединенную Европу или, иными словами, создать единое европейское государство, должны иметь об-щую внешнеполитическую доктрину и единый внешнеполи-тический курс. Однако внешняя политика является важней-шим элементом государственного суверенитета. Поэтому го-сударства-члены Европейского Союза, желающие построить объединенную Европу, должны знать в какой степени посту-питься частью государственного суверенитета в области внешней политики. Вопрос о согласовании внешнеполитического курса госу-дарствами-членами ЕС поднимался еще на Римской встрече глав государств Европейская интеграция и права человека. Сборник статей.- Ал-маты, 1998. и правительств стран Европейского экономи-ческого сообщества и нашел свое отражение в Римском договоре 1957 г. На протяжении всего периода деятельности ЕЭС его члены согласовывали свой внешнеполитический курс. Так было до Маастрихтской конференции глав государств и пра-вительств стран Европейского сообщества. На этой конфе-ренции главы государств и правительств сделали большой шаг вперед, договорившись о проведении общей внешней по-литики и политики безопасности Европейского Союза. Маа-стрихтский договор включает специальную статью об общей внешней политике и политике безопасности. Договор утвер-дил пост главного координатора общей внешней политики и политики безопасности. С октября 1999 г. этот пост занимает испанский дипломат Х.Солана. Между тем в структуре Ко-миссии Европейского Союза есть комиссар, занимающийся иностранной политикой, есть комиссары, занимающиеся от-дельными вопросами иностранной политики в тех или иных регионах мира. Из всего этого можно заключить, что пост главного координатора общей внешней политики и политики безопасности становится одним из ведущих в Европейском Союзе, его полномочия были определены Маастрихтским до-говором, а практика эти полномочия расширяет и дополняет. Следует еще раз подчеркнуть, что проведение общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза является большим шагом вперед на пути европейской интеграции к объединенной Европе. Необходимо отметить, что в прошлом некоторые государ-ства-члены Европейского Союза были колониальными дер-жавами, владевшими значительными территориями в Африке, Азии, на Тихом океане и в районе Карибского моря. К ним относятся Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Бельгия и Голландия. Было бы ошибочно думать, что после приобретения колониальными территориями своей независи-мости их бывшие владельцы навсегда их потеряли. Вовсе нет. Вскоре после образования ЕЭС 18 африканских государств, в прошлом находившиеся под господством Франции и Бельгии, в июле 1963 г. в городе Яунде (Камерун) подписали с ЕЭС так называемую Яундскую конвенцию, которая предоставляла им льготы на традиционные экспортные товары из этих стран на рынках стран ЕЭС. В 1969 г. к Яундской конвенции присоединились уже 43 страны Африки, Тихого океана, Азии и Карибского моря. В 1975 г. Яундская конвенция была заменена Ломейской кон-венцией (Того), которая предоставила странам Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Карибского моря значитель-ные льготы на рынках Европейского Союза, то есть 36 видов товаров из этих регионов пользовались льготами на рынках ЕС. В 1989 г. к Ломейской конвенции присоединились уже 69 стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Кариб-ского моря. История европейской интеграции (1945 - 1994) / Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995. Яундская и Ломейская конвенции определили институт ассоциированных членов Европейского Союза. А это означа-ет, что товары из стран Африки, Тихого океана, Азии и Ка-рибского моря, как ассоциированных членов ЕС пользовались льготами на рынках Европейского Союза, а продукция стран ЕС пользовалась такими же льготами на рынках ассоцииро-ванных членов Евросоюза. Кроме этого, Европейский Союз предоставляет безвозмездную экономическую и финансовую помощь своим ассоциированным членам. И то, что число стран, являющихся ассоциированными членами Европейского Союза, возросло с 18 в 1963 г. до 69 в 1988 г., свидетельствует о том, что странам Африки, Тихого океана, Азии и Карибско-го моря экономически выгодно иметь постоянных потребите-лей их традиционных товаров экспорта. В равной мере это утверждение касается и стран-членов Европейского Союза. Таким образом, бывшее в ходу в прошлом утверждение марксистских идеологов о том, что сотрудничество между Европейским Союзом и странами Африки, Азии, Тихого океана и Карибского моря - сотрудничество между всадником и лошадью, не имеет под собой никакой действительности. Одной из важных и плодотворных форм сотрудничества между Европейским Союзом и странами, не входящими в не-го, является установление института партнерства, то есть, ко-гда эти страны становятся торговыми партнерами Европей-ского Союза. Идеей института партнерства проникнут как Римский договор, так и Маастрихтский договор, учредивший Европейский Союз. Многие страны мира стали торговыми партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Ка-захстан, подписавшая в 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В 1989 г. Европейский Союз составил программу ТАСИС, означающую оказание технической помощи со стороны Ев-ропейского Союза Советскому Союзу, начавшему в конце 80-х гг. компанию по перестройке. После распада СССР эта про-грамма была распространена на оказание технической помо-щи Новым независимым государствам на территории бывше-го СССР. В настоящее время Европейский Союз в процессе инте-грации вступил в новую стадию своего развития, а именно к формированию политического объединения Европы, приня-тию новых государств Центральной и Восточной Европы, а также прибалтийских стран. Европейский Союз расширяется. Европа интегрируется. В связи с этим острыми становятся вопросы государственного суверенитета, процедуры принятия важнейших решений и будущей политической формы интегрированной Европы. В связи с этим интересной становится дискуссия, начатая весной и летом 2000 г. министром иностранных дел ФРГ Й.Фишером и Президентом Франции Ж.Шираком по вопросу о политической форме объединенной Европы. Й.Фишер под-держал старую идею создания Соединенных Штатов Европы. Многие с ним не согласны. Дискуссии продолжаются. Вновь состоялась беседа о проблемах НАТО. К.Кинкель не скрывал своей озабоченности резко негативным отноше-нием к расширению НАТО со стороны России, с которой Германия хотела бы иметь тесные партнерские отношения. За этим проглядывались опасения Бонна, что разногласия вокруг НАТО могут стать непреодолимым препятствием в двусторонних отношениях. Немецкий дипломат высказал мысль о желательности заключения какого-либо документа между Россией и НАТО, предусматривающего основопола-гающие принципы сотрудничества. Обратили на себя внимание два момента. Во-первых, во время длительных переговоров по широкому спектру вопро-сов, включая европейскую тематику, К.Кинкель ни словом не упомянул Францию. Во-вторых, он много говорил о зна-чении Украины в европейской политике. Франция, оказавшись перед лицом объединенной Герма-нии, активизировала свою деятельность в Восточной и Юго-Восточной Европе, где традиционно находила союзников в лице государств, не менее, а, может, и более ее опасающихся Германии. Среди стран СНГ Франция больше всего заинте-ресована в укреплении сотрудничества с Россией, поскольку именно Франция и Россия оказались наиболее уязвимы вследствие нарушения стратегического равновесия в Европе и, следовательно, стремятся найти друг в друге опору и за-щиту, как это уже не раз бывало в европейской истории. Серьезную обеспокоенность Франции вызывает растущая активность Германии в борьбе за лидерство в Европе. Про-тиворечия между двумя странами вызывают следующие про-блемы: стремление ФРГ доминировать в Европе; претензии Германии на статус постоянного члена СБ ООН; ФРГ значи-тельно опережает Францию в проникновении на рынки Вос-точной Европы и СНГ. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что ведущие политические силы Франции ни в коей мере не ставят под сомнение партнерство с Германией в области европейского строительства. Свидетельством тому является положитель-ная реакция Парижа на выдвинутую ХДС концепцию "твер-дого ядра" Европы, включающего Францию и Германию. 2.2. Константы внутренней и внешней политики ФранцииПроблема создания единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день важнейшее среди них -- военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история Западноевропейского союза.В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с НАТО Михеев В.С. США, Франция и европейская безопасность; РАН, Институт США и Канады. - М., «Наука», 1993., с.31..Изменения в политическом климате Европы приведут к "европеизации" НАТО и активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.Маастрихтский договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ):защищать общие ценности, основные интересы и независимость Союза;укреплять безопасность Союза и государств-членов всеми способами;сохранять мир и укреплять международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартиисодействовать международному сотрудничеству;развивать и консолидировать демократию и законность и уважение прав человека и основных свобод. Baun, M. J., 1996. An Imperfect Union. The Maastricht Treaty and the New Politics of European Integration. Boulder, Co: WestviewСовременная французская военная доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания Северо-атлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае 1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО- Россия для подписания Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности. Однако в связи с последними событиями на Балканах сохранится ли во Франции курс на сближение с НАТО? С началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов, выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против. Бюллетель Радио Свобода/ РСЕ 1999, 9.04. В целом можно сделать вывод о том, что Франция изменила свою политику в отношении альянса; это произошло "во имя Европы и с целью создания европейской системы обороны, что знаменовало собой изменение, представляющее чрезвычайное значение для НАТО в качестве единого целого." 50eme anniversaire de l'alliance atlantique allocution du president de la republique, m. Jacques chirac, lors de la ceremonie commemorative (washington, 23 avril 1999) Экономическое процветание и финансовое оздоровление, которое символизирует введение в 1960 г. нового франка, позволили генералу де Голлю проводить весьма активную внешнюю политику. Его цель - утвердить независимость и отстоять роль Франции в мире. Чтобы добиться этого, он делает ставку на ядерный потенциал, которым располагала страна с момента создания своего ядерного оружия. 13 февраля 1960 г. на полигоне Регган в Сахаре была испытана первая французская атомная бомба. Затем Франция оснащает свои вооруженные силы термоядерным оружием (первое испытание состоялось в 1968 г.) и полным комплектом современных средств доставки: ракетами наземного базирования, стратегическими бомбардировщиками и подводными лодками-ракетоносцами. Она становится, таким образом, третьей ядерной державой, после США и СССР, хотя ее ударная мощь значительно уступает потенциалу этих двух сверхдержав. С целью подчеркнуть обретение страной качественно новой самостоятельности де Голль принимает решение о выходе Франции из объединенного военного командования НАТО, но в то же время страна останется членом Североатлантического союза. Франция провела ряд подземных ядерных испытаний в южной части Тихого океана с сентября 1995 по январь 1996. Испытания были встречены сильными протестами французов и ожесточенной критикой почти по всему миру. На острове Tаити произошли беспорядки после того, как были проведены ядерные взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во французской Полинезии; антифранцузские демонстрации имели место почти по всей Европе, и также много государств , включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и большинство французских союзников в Европе, осудили действия французов. После окончания испытаний Франция в марте 1996 подписала Южное Тихоокеанское Соглашение по безъядерной зоне, запрещающее ядерные испытания. Франция располагает крупнейшими в Западной Европе вооруженными силами, общая численность которых превышает 650 тыс. человек, в том числе: кадровые военные - 45%, призывники 35%, гражданские лица на военной службе - 20%. В составе стратегических сил шесть ядерных подводных лодок-ракетоносцев, оснащенных 96 баллистическими ракетами, в том числе 32 ракетами М-4 с разделяющимися головными частями, 18 самолетами "Мираж" с ядерным оружием на борту. Общее число ядерных зарядов на 130 стратегических носителях составляет 292 единицы. Франция занимает третье (после США и Великобритании) место на Западе по экспорту вооружений. Торговля оружием является для Франции крупной статьей доходов, важным инструментом усиления своего влияния в развивающихся странах, на которые приходится свыше 50% французских военных поставок. 11 сентября 2002 г. был принят Закон о программировании деятельности в военной сфере, являющийся программным документом политики правительства в данной отрасли на 2003-2008 гг. По заявлению министра обороны Мишель Аллио-Мари, "к концу 2008 г. бюджетные средства, выделяемые на оборону, составят 2% ВВП" (в настоящее время - 1,8%). В качестве одного из основных элементов законопроекта выделяется решение начать в 2005 г. строительство второго авианосца, к 2010 г. четвертой атомной подводной лодки, принятие на вооружение ракет М-51, вывод на орбиту в 2004 г. разведывательного спутника "Гелиос-2", поставка 12 средневысотных беспилотных самолетов-дронов. В классе тактических вооружений упоминаются заказы на 34 транспортных вертолета NH90, 57 истребителей "Рафаль" для ВВС и 19 - для ВМС, а также модернизацию 24 вертолетов "Cougar" и 45 - "Puma". На поддержку вооружений в боевом состоянии ежегодно предполагается выделение 2,4 млрд. евро. В середине 90-ых критика французской политики в отношении Африки начала увеличиваться не только за границей, но и дома. В то время как Французское правительство утверждает, что продолжает держать свои вооруженные отряды в некоторых африканских странах только лишь для продвижения справедливой демократии в регионе, некоторые критики полагают, что эти отряды являются частью политики правительства, направленной на сохранение французских политических и финансовых интересов в Африке. Франция провела более чем 35 военных вмешательств в этом регионе, начиная с 1960 года, когда прежние французские колонии в Африке стали получать независимость. В ноябре 1996 года Жак Ширак обязался закончить односторонние военные действия Франции в Африке. Несмотря на эту клятву, Франция продолжает удерживать сильной рукой свое влияние на части африканского континента и остается ощутимой мощью позади нескольких африканских лидеров. Критика африканской политики Франции была еще более усилена в январе 1997, когда французские отряды приняли ответные меры против мятежников в Центральноафриканской Республике, прежней французской колонии. Погибли два французских солдата из военного контингента, размещенного в стране. Мятежники выступали против правительства Центральноафриканской Республики и президента Анжэ-Феликса Патасса. Может сложиться впечатление, что, поскольку в последние годы политические коалиции часто менялись, в управлении страной отсутствует преемственность. Силы, сменяющие друг друга у власти, разумеется, сохраняют свою специфику, поскольку у каждой из них своя ориентация и свой выбор методов решения проблем. Если говорить о коалиции ОПР - СФД, то она выступила с инициативой приватизации таких крупных предприятий государственного сектора, как заводы "Сен-Гобэн", банк "Сосьете женераль", 1-й канал телевидения (ТФ-1), компания "Рон-Пуленк" и др. Правое большинство выступает за ограничение роли государства и, находясь у власти, принимало меры для снижения налогов и обязательных отчислений. Напротив, социалисты и левое большинство в целом предпочитали сохранение статус-кво в части национализации и приватизации, способствовали увеличению численности государственных служащих и стремились сохранить, насколько возможно, государственно-административный контроль над экономической жизнью страны. При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у власти правительств, налицо постоянство в том, что касается решения проблемы занятости и борьбы с безработицей с использованием рычагов системы социального обеспечения: путем выплаты пособий, обеспечения прожиточного минимума самым малоимущим (пособие на трудоустройство) и престарелым, развития профессионального обучения и создания благоприятных условий для возвращения на рынок труда (стажировки, трудовые договоры на основе солидарности, рабочие места для молодежи и т. д.). Постоянство проявляется и в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским проблемам выходили за пределы традиционного несовпадения мнений левого и правого лагерей Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона - М.1998., с.72. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |