реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешняя политика Франции после президентства де Голя

, названный по имени небольшой голландской деревушки, где главы государств и правительств пятнадцати государств-членов Европейского экономического сообщества подписали этот договор. Отныне Европейское экономическое сообщество трансформируется в Европейский Союз, это уже новый этап на пути европейской интеграции. Основные положения Парижского и Римского до-говоров, учреждающих Европейское экономическое сообще-ство и Евратом, были сохранены, но были внесены некоторые уточнения, некоторые изменения в распределение голосов в Европейском парламенте в зависимости от численности насе-ления стран, входящих в Европейский Союз. Затем речь шла об уточнении квалифицированного большинства при приня-тии основных решений, затрагивающих государственный су-веренитет, расширении полномочий Совета министров и т.д.

Кроме того, в Маастрихтском договоре указывается на место Западно-европейского союза, о котором речь будет ид-ти несколько позже, несколько отдельно. Маастрихтский до-говор учреждал единую европейскую валюту, евро, он устанавливал институт координации общей внешней политики и политики безопасности стран-членов Европейского Союза, он устанавливал единую социальную политику для стран-членов Европейского сообщества, устанавливал институты экономи-ческого и валютного порядка, он учреждал валютные инсти-туты.

Маастрихтский договор устанавливал также порядок при-нятия новых членов в Европейский Союз, выработав доку-мент под названием "Повестка дня 2000 года". Таким обра-зом, Маастрихтский договор сделал большой шаг на пути к европейской интеграции.

Важное место на пути европейской интеграции и в жизни Европейского Союза имеет Амстердамский договор, подпи-санный главами государств и правительств стран-членов Ев-ропейского сообщества в октябре 1997 г., и, особенно саммит стран Европейского Союза, прошедший в декабре 2000 г. в Ницце (Франция). На саммите в Ницце были приняты важ-нейшие документы, которые подводят итог пятидесятилетне-го этапа европейской интеграции. На саммите в 'Ницце были приняты Хартия основных прав Европейского Союза - важ-нейший документ, который должен лечь в основу будущей европейской конституции; решение о создании европейской армии численностью первоначально в шестьдесят тысяч че-ловек; решение о принятии новых членов в Европейский Со-юз в 2003-2005 гг.; установлена первоочередность приема но-вых членов, предоставления им определенного количества голосов в зависимости от численности населения этих стран, желающих вступить в Европейский Союз и договор, опреде-ляющий дальнейший путь развития Европейского Союза.

Таким образом, саммит стран-членов Европейского Союза в Ницце подвел итоги жизни и деятельности ЕС в двадцатом столетии и создал условия для дальнейшего развития Евро-пейского Союза в двадцать первом веке и третьем тысячеле-тии. Такова краткая история европейской интеграции, Европейского Союза. Однако европейская интеграция не будет понятна, если не остановиться на некоторых моментах, кото-рые можно рассматривать как инструменты европейской ин-теграции, без которых непонятно будет вообще, что такое ев-ропейская интеграция.

Прежде всего, к этим инструментам европейской интегра-ции нужно отнести создание единой европейской валюты евро. Решение было принято на саммите стран-членов Европей-ского Союза в Маастрихте, но оно вошло в силу с 1-го января 1999 г., когда евро стала применяться как расчетная единица, а окончательно как наличная валюта евро войдет в силу с 1-го января 2002 г. Двенадцать стран из пятнадцати изъявили же-лание ввести у себя евро, за исключением Великобритании, Дании и Швеции, каждая из которых имеет свои особенности, свою особую позицию в вопросе введения единой европей-ской валюты. Надо сказать, что для Европы это не новое яв-ление. Было время, когда Европа пользовалась единой моне-той, это - древнеримская валюта динар. Затем Европейское экономическое сообщество в качестве расчетной единицы вводило - ЭКЮ, это - тоже древняя французская монета, и, наконец, вот евро. Введение евро как единой европейской ва-люты нужно рассматривать как важный шаг на пути создания единого европейского государства. Конечно, евро как единая европейская валюта затрагивает некоторые положения госу-дарственного суверенитета, но это неизбежно на пути созда-ния единого европейского государства, на пути европейской интеграции. Государства, которые являются членами Евро-пейского Союза, должны пожертвовать некоторыми положе-ниями своего государственного суверенитета ради создания единого европейского государства.

Другим важным элементом европейской интеграции или ее важным инструментом является создание европейской ар-мии, первоначально численностью в шестьдесят тысяч чело-век. Армия будет иметь мобильный характер, ее главная цель - заниматься миротворчеством на европейском континенте. Конечно, создание единой европейской армии также в какой-то степени затрагивает государственный суверенитет, но Ев-ропа идет к этому. Она считает, что создание европейской армии сыграет важную роль в процессе, когда Европа должна взять оборону в свои руки. Создание европейской армии в ка-кой-то мере вступает в противоречие с НАТО, недаром и до совещания, и после совещания глав государств стран-членов Европейского Союза во французском городе Ницце руково-дство НАТО обеспокоилось перспективой создания европей-ской армии. Однако рано или поздно произойдет какое-то разделение между НАТО и Европейским Союзом в вопросах обороны. Европа хочет взять вопросы обороны в собственные руки. Поэтому на некоторое время противоречия между Ев-ропейским Союзом и НАТО в какой-то степени будут сгла-живаться. Но ясно одно, что Европа со временем будет иметь свою единую армию, и создание такой армии сыграет важную роль в создании единого европейского государства.

Важным инструментом европейской интеграции является общая внешняя политика и политика безопасности. Речь идет о том, что государства-члены Европейского Союза, если же-лают построить объединенную Европу или, иными словами, создать единое европейское государство, должны иметь об-щую внешнеполитическую доктрину и единый внешнеполи-тический курс. Однако внешняя политика является важней-шим элементом государственного суверенитета. Поэтому го-сударства-члены Европейского Союза, желающие построить объединенную Европу, должны знать в какой степени посту-питься частью государственного суверенитета в области внешней политики.

Вопрос о согласовании внешнеполитического курса госу-дарствами-членами ЕС поднимался еще на Римской встрече глав государств Европейская интеграция и права человека. Сборник статей.- Ал-маты, 1998.

и правительств стран Европейского экономи-ческого сообщества и нашел свое отражение в Римском договоре 1957 г. На протяжении всего периода деятельности ЕЭС его члены согласовывали свой внешнеполитический курс. Так было до Маастрихтской конференции глав государств и пра-вительств стран Европейского сообщества. На этой конфе-ренции главы государств и правительств сделали большой шаг вперед, договорившись о проведении общей внешней по-литики и политики безопасности Европейского Союза. Маа-стрихтский договор включает специальную статью об общей внешней политике и политике безопасности. Договор утвер-дил пост главного координатора общей внешней политики и политики безопасности. С октября 1999 г. этот пост занимает испанский дипломат Х.Солана. Между тем в структуре Ко-миссии Европейского Союза есть комиссар, занимающийся иностранной политикой, есть комиссары, занимающиеся от-дельными вопросами иностранной политики в тех или иных регионах мира. Из всего этого можно заключить, что пост главного координатора общей внешней политики и политики безопасности становится одним из ведущих в Европейском Союзе, его полномочия были определены Маастрихтским до-говором, а практика эти полномочия расширяет и дополняет.

Следует еще раз подчеркнуть, что проведение общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза является большим шагом вперед на пути европейской интеграции к объединенной Европе.

Необходимо отметить, что в прошлом некоторые государ-ства-члены Европейского Союза были колониальными дер-жавами, владевшими значительными территориями в Африке, Азии, на Тихом океане и в районе Карибского моря. К ним относятся Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Бельгия и Голландия. Было бы ошибочно думать, что после приобретения колониальными территориями своей независи-мости их бывшие владельцы навсегда их потеряли. Вовсе нет. Вскоре после образования ЕЭС 18 африканских государств, в прошлом находившиеся под господством Франции и Бельгии, в июле 1963 г. в городе Яунде (Камерун) подписали с ЕЭС так называемую Яундскую конвенцию, которая предоставляла им льготы на традиционные экспортные товары из этих стран на рынках стран ЕЭС.

В 1969 г. к Яундской конвенции присоединились уже 43 страны Африки, Тихого океана, Азии и Карибского моря. В 1975 г. Яундская конвенция была заменена Ломейской кон-венцией (Того), которая предоставила странам Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Карибского моря значитель-ные льготы на рынках Европейского Союза, то есть 36 видов товаров из этих регионов пользовались льготами на рынках ЕС. В 1989 г. к Ломейской конвенции присоединились уже 69 стран Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Кариб-ского моря. История европейской интеграции (1945 - 1994) / Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.

Яундская и Ломейская конвенции определили институт ассоциированных членов Европейского Союза. А это означа-ет, что товары из стран Африки, Тихого океана, Азии и Ка-рибского моря, как ассоциированных членов ЕС пользовались льготами на рынках Европейского Союза, а продукция стран ЕС пользовалась такими же льготами на рынках ассоцииро-ванных членов Евросоюза. Кроме этого, Европейский Союз предоставляет безвозмездную экономическую и финансовую помощь своим ассоциированным членам. И то, что число стран, являющихся ассоциированными членами Европейского Союза, возросло с 18 в 1963 г. до 69 в 1988 г., свидетельствует о том, что странам Африки, Тихого океана, Азии и Карибско-го моря экономически выгодно иметь постоянных потребите-лей их традиционных товаров экспорта. В равной мере это утверждение касается и стран-членов Европейского Союза.

Таким образом, бывшее в ходу в прошлом утверждение марксистских идеологов о том, что сотрудничество между Европейским Союзом и странами Африки, Азии, Тихого океана и Карибского моря - сотрудничество между всадником и лошадью, не имеет под собой никакой действительности.

Одной из важных и плодотворных форм сотрудничества между Европейским Союзом и странами, не входящими в не-го, является установление института партнерства, то есть, ко-гда эти страны становятся торговыми партнерами Европей-ского Союза. Идеей института партнерства проникнут как Римский договор, так и Маастрихтский договор, учредивший Европейский Союз. Многие страны мира стали торговыми партнерами Европейского Союза, среди них и Республика Ка-захстан, подписавшая в 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

В 1989 г. Европейский Союз составил программу ТАСИС, означающую оказание технической помощи со стороны Ев-ропейского Союза Советскому Союзу, начавшему в конце 80-х гг. компанию по перестройке. После распада СССР эта про-грамма была распространена на оказание технической помо-щи Новым независимым государствам на территории бывше-го СССР.

В настоящее время Европейский Союз в процессе инте-грации вступил в новую стадию своего развития, а именно к формированию политического объединения Европы, приня-тию новых государств Центральной и Восточной Европы, а также прибалтийских стран.

Европейский Союз расширяется. Европа интегрируется. В связи с этим острыми становятся вопросы государственного суверенитета, процедуры принятия важнейших решений и будущей политической формы интегрированной Европы.

В связи с этим интересной становится дискуссия, начатая весной и летом 2000 г. министром иностранных дел ФРГ Й.Фишером и Президентом Франции Ж.Шираком по вопросу о политической форме объединенной Европы. Й.Фишер под-держал старую идею создания Соединенных Штатов Европы. Многие с ним не согласны. Дискуссии продолжаются.

Вновь состоялась беседа о проблемах НАТО. К.Кинкель не скрывал своей озабоченности резко негативным отноше-нием к расширению НАТО со стороны России, с которой Германия хотела бы иметь тесные партнерские отношения. За этим проглядывались опасения Бонна, что разногласия вокруг НАТО могут стать непреодолимым препятствием в двусторонних отношениях. Немецкий дипломат высказал мысль о желательности заключения какого-либо документа между Россией и НАТО, предусматривающего основопола-гающие принципы сотрудничества.

Обратили на себя внимание два момента. Во-первых, во время длительных переговоров по широкому спектру вопро-сов, включая европейскую тематику, К.Кинкель ни словом не упомянул Францию. Во-вторых, он много говорил о зна-чении Украины в европейской политике.

Франция, оказавшись перед лицом объединенной Герма-нии, активизировала свою деятельность в Восточной и Юго-Восточной Европе, где традиционно находила союзников в лице государств, не менее, а, может, и более ее опасающихся Германии. Среди стран СНГ Франция больше всего заинте-ресована в укреплении сотрудничества с Россией, поскольку именно Франция и Россия оказались наиболее уязвимы вследствие нарушения стратегического равновесия в Европе и, следовательно, стремятся найти друг в друге опору и за-щиту, как это уже не раз бывало в европейской истории.

Серьезную обеспокоенность Франции вызывает растущая активность Германии в борьбе за лидерство в Европе. Про-тиворечия между двумя странами вызывают следующие про-блемы: стремление ФРГ доминировать в Европе; претензии Германии на статус постоянного члена СБ ООН; ФРГ значи-тельно опережает Францию в проникновении на рынки Вос-точной Европы и СНГ.

Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что ведущие политические силы Франции ни в коей мере не ставят под сомнение партнерство с Германией в области европейского строительства. Свидетельством тому является положитель-ная реакция Парижа на выдвинутую ХДС концепцию "твер-дого ядра" Европы, включающего Францию и Германию.

2.2. Константы внутренней и внешней политики Франции

Проблема создания единой, неразделенной Европы имеет множество измерений. На сегодняшний день важнейшее среди них -- военно-политическое. Именно с этой точки зрения особый интерес представляет история Западноевропейского союза.

В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с НАТО Михеев В.С. США, Франция и европейская безопасность; РАН, Институт США и Канады. - М., «Наука», 1993., с.31..

Изменения в политическом климате Европы приведут к "европеизации" НАТО и активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.

Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.

Маастрихтский договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ):

защищать общие ценности, основные интересы и независимость Союза;

укреплять безопасность Союза и государств-членов всеми способами;

сохранять мир и укреплять международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартии

содействовать международному сотрудничеству;

развивать и консолидировать демократию и законность и уважение прав человека и основных свобод. Baun, M. J., 1996. An Imperfect Union. The Maastricht Treaty and the New Politics of European Integration. Boulder, Co: Westview

Современная французская военная доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания Северо-атлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае 1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО- Россия для подписания Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности.

Однако в связи с последними событиями на Балканах сохранится ли во Франции курс на сближение с НАТО?

С началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов, выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против. Бюллетель Радио Свобода/ РСЕ 1999, 9.04.

В целом можно сделать вывод о том, что Франция изменила свою политику в отношении альянса; это произошло "во имя Европы и с целью создания европейской системы обороны, что знаменовало собой изменение, представляющее чрезвычайное значение для НАТО в качестве единого целого." 50eme anniversaire de l'alliance atlantique allocution du president de la republique, m. Jacques chirac, lors de la ceremonie commemorative (washington, 23 avril 1999)

Экономическое процветание и финансовое оздоровление, которое символизирует введение в 1960 г. нового франка, позволили генералу де Голлю проводить весьма активную внешнюю политику.

Его цель - утвердить независимость и отстоять роль Франции в мире. Чтобы добиться этого, он делает ставку на ядерный потенциал, которым располагала страна с момента создания своего ядерного оружия. 13 февраля 1960 г. на полигоне Регган в Сахаре была испытана первая французская атомная бомба. Затем Франция оснащает свои вооруженные силы термоядерным оружием (первое испытание состоялось в 1968 г.) и полным комплектом современных средств доставки: ракетами наземного базирования, стратегическими бомбардировщиками и подводными лодками-ракетоносцами.

Она становится, таким образом, третьей ядерной державой, после США и СССР, хотя ее ударная мощь значительно уступает потенциалу этих двух сверхдержав. С целью подчеркнуть обретение страной качественно новой самостоятельности де Голль принимает решение о выходе Франции из объединенного военного командования НАТО, но в то же время страна останется членом Североатлантического союза.

Франция провела ряд подземных ядерных испытаний в южной части Тихого океана с сентября 1995 по январь 1996. Испытания были встречены сильными протестами французов и ожесточенной критикой почти по всему миру. На острове Tаити произошли беспорядки после того, как были проведены ядерные взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во французской Полинезии; антифранцузские демонстрации имели место почти по всей Европе, и также много государств , включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и большинство французских союзников в Европе, осудили действия французов. После окончания испытаний Франция в марте 1996 подписала Южное Тихоокеанское Соглашение по безъядерной зоне, запрещающее ядерные испытания.

Франция располагает крупнейшими в Западной Европе вооруженными силами, общая численность которых превышает 650 тыс. человек, в том числе: кадровые военные - 45%, призывники 35%, гражданские лица на военной службе - 20%. В составе стратегических сил шесть ядерных подводных лодок-ракетоносцев, оснащенных 96 баллистическими ракетами, в том числе 32 ракетами М-4 с разделяющимися головными частями, 18 самолетами "Мираж" с ядерным оружием на борту. Общее число ядерных зарядов на 130 стратегических носителях составляет 292 единицы.

Франция занимает третье (после США и Великобритании) место на Западе по экспорту вооружений. Торговля оружием является для Франции крупной статьей доходов, важным инструментом усиления своего влияния в развивающихся странах, на которые приходится свыше 50% французских военных поставок.

11 сентября 2002 г. был принят Закон о программировании деятельности в военной сфере, являющийся программным документом политики правительства в данной отрасли на 2003-2008 гг. По заявлению министра обороны Мишель Аллио-Мари, "к концу 2008 г. бюджетные средства, выделяемые на оборону, составят 2% ВВП" (в настоящее время - 1,8%).

В качестве одного из основных элементов законопроекта выделяется решение начать в 2005 г. строительство второго авианосца, к 2010 г. четвертой атомной подводной лодки, принятие на вооружение ракет М-51, вывод на орбиту в 2004 г. разведывательного спутника "Гелиос-2", поставка 12 средневысотных беспилотных самолетов-дронов. В классе тактических вооружений упоминаются заказы на 34 транспортных вертолета NH90, 57 истребителей "Рафаль" для ВВС и 19 - для ВМС, а также модернизацию 24 вертолетов "Cougar" и 45 - "Puma". На поддержку вооружений в боевом состоянии ежегодно предполагается выделение 2,4 млрд. евро.

В середине 90-ых критика французской политики в отношении Африки начала увеличиваться не только за границей, но и дома. В то время как Французское правительство утверждает, что продолжает держать свои вооруженные отряды в некоторых африканских странах только лишь для продвижения справедливой демократии в регионе, некоторые критики полагают, что эти отряды являются частью политики правительства, направленной на сохранение французских политических и финансовых интересов в Африке. Франция провела более чем 35 военных вмешательств в этом регионе, начиная с 1960 года, когда прежние французские колонии в Африке стали получать независимость. В ноябре 1996 года Жак Ширак обязался закончить односторонние военные действия Франции в Африке. Несмотря на эту клятву, Франция продолжает удерживать сильной рукой свое влияние на части африканского континента и остается ощутимой мощью позади нескольких африканских лидеров.

Критика африканской политики Франции была еще более усилена в январе 1997, когда французские отряды приняли ответные меры против мятежников в Центральноафриканской Республике, прежней французской колонии. Погибли два французских солдата из военного контингента, размещенного в стране. Мятежники выступали против правительства Центральноафриканской Республики и президента Анжэ-Феликса Патасса.

Может сложиться впечатление, что, поскольку в последние годы политические коалиции часто менялись, в управлении страной отсутствует преемственность. Силы, сменяющие друг друга у власти, разумеется, сохраняют свою специфику, поскольку у каждой из них своя ориентация и свой выбор методов решения проблем. Если говорить о коалиции ОПР - СФД, то она выступила с инициативой приватизации таких крупных предприятий государственного сектора, как заводы "Сен-Гобэн", банк "Сосьете женераль", 1-й канал телевидения (ТФ-1), компания "Рон-Пуленк" и др. Правое большинство выступает за ограничение роли государства и, находясь у власти, принимало меры для снижения налогов и обязательных отчислений. Напротив, социалисты и левое большинство в целом предпочитали сохранение статус-кво в части национализации и приватизации, способствовали увеличению численности государственных служащих и стремились сохранить, насколько возможно, государственно-административный контроль над экономической жизнью страны.

При всем этом, независимо от политической окраски стоящих у власти правительств, налицо постоянство в том, что касается решения проблемы занятости и борьбы с безработицей с использованием рычагов системы социального обеспечения: путем выплаты пособий, обеспечения прожиточного минимума самым малоимущим (пособие на трудоустройство) и престарелым, развития профессионального обучения и создания благоприятных условий для возвращения на рынок труда (стажировки, трудовые договоры на основе солидарности, рабочие места для молодежи и т. д.). Постоянство проявляется и в подходе к евростроительству. Все президенты и премьер-министры были его убежденными сторонниками, мобилизуя свое большинство на реализацию проекта объединения Европы. Впрочем, иногда разногласия по европейским проблемам выходили за пределы традиционного несовпадения мнений левого и правого лагерей Журкин В.В. Европейский союз: внешняя политика, безопасность, оборона - М.1998., с.72.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.