![]() |
|
|
АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развитияИсследования последнего времени свидетельствуют о том, что потребности стран региона в энергоносителях возрастают быст-рее, чем где бы то ни было в мире. К 2010 г. они составят почти половину мирового потребления, даже если развитие науки по-зволит увеличить использование альтернативных видов энергии. Потребность в нефти будет возрастать ежегодно на три процента в течение первого десятилетия XXI века. В то же время ожидается, что производство сырой нефти внутри региона несколько снизит-ся, что значительно увеличит зависимость АТР от импорта. Раз-вивающиеся в регионе процессы либерализации торговли создают благоприятные условия для казахстанских экспортеров. Прямые торгово-экономические связи со странами АТР могут повысить эффективность казахстанского импорта, поскольку в качественном отношении азиатские товары соответствуют миро-вым стандартам при ценах ниже западноевропейских. Договоренность об использовании морского порта Ляньюнь-ган для транспортировки казахстанских транзитных грузов, сты-ковка железных дорог Казахстана и Китая, а также участка по маршруту Мешхед - Серахс - Теджен стали важными этапами ста-новления новой трансконтинентальной железнодорожной маги-страли. Это позволит Казахстану улучшить свое геоэкономичес-кое положение. Однако существующие транспортные магистра-ли используются недостаточно. Контакты казахстанских дело-вых кругов с ЮВА сдерживает отсутствие постоянного прямо-го воздушного сообщения, хотя необходимая правовая база заложена. В перспективе реальными путями транспортировки нефтепро-дуктов Казахстана в ЮВА могут стать нефтепроводы через терри-торию Китая, Ирана, Афганистана и Пакистана. На саммите "Азия - Европа" в Бангкоке в марте 1996 г. глава-ми государств-участников достигнута принципиальная договорен-ность о строительстве трансазиатской железнодорожной магист-рали, которая соединит Корейский полуостров, Китай, страны Индокитая, Малайзию и Сингапур. В этой связи приобретает ре-альные очертания перспектива строительства Трансевразийской железной дороги из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию, которая призвана возродить Великий Шелковый путь. Проклад-ка магистрали через территорию Казахстана может заметно сни-зить транспортные расходы и увеличить поток транзитных грузов. Опыт экономического и политического сотрудничества госу-дарств ЮВА полезен для сохранения политической стабильности и экономического развития Центральной Азии. Подключение к Региональному форуму АСЕАН по безопасности позволило бы Казахстану найти совместные интересы с государствами региона в сфере международной политики, в т.ч. в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Наиболее масштабным проектом глобальной экономической интеграции является АТЭС - Организация азиатско-тихоокеанс-кого экономического сотрудничества (ее участниками являются 21 государство). В силу различных исторических, географических и иных причин Австралия, Республика Корея и Япония оказа-лись вне вышеперечисленных региональных организаций. Несмотря на отсутствие институционального оформления, АТЭС имеет разветвленную структуру. Подключение Казахстана к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии позволит привлечь в его экономику финансовые и технологические ресурсы региона, расширять двух- и многосто-роннее экономическое сотрудничество. В то же время и развива-ющаяся экономика стран Восточной Азии нуждается в альтерна-тивных источниках сырья и расширении своего присутствия на новых для себя рынках. Особую актуальность приобретают вопросы обеспечения и укрепления стабильности и безопасности. Казахстан не только активно поддерживает идею установления тесного диалога по воп-росам безопасности в АТР, но и принимает непосредственное уча-стие в переговорном процессе. Сотрудничество с АТР может стать существенным фактором экономического развития как Казахстана, так и других стран Цен-тральной Азии. Для этого имеются такие предпосылки, как дей-ствующее Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), единое экономическое пространство в регионе. Успеш-ная реализация проекта экономического сотрудничества между ЦАЭС и АТР позволит утвердиться новой форме трансрегиональ-ной кооперации на азиатском континенте. Необходимость такого сотрудничества диктуется соображениями межгосударственного и межрегионального разделения труда, а также перспективами выхода Казахстана и других государств Центральной Азии на внешние рынки товаров, капитала и рабочей силы. Учитывая нынешнее экономическое положение страны, ос-новной задачей внешнеэкономической деятельности Казахстана в АТР должно быть привлечение ведущих компаний восточноази-атских стран к размещению производств обрабатывающих и вы-сокотехнологичных отраслей в Казахстане с последующим экс-портом готовой продукции. Это относится также к энергетичес-кой и горнорудной промышленности Казахстана, продукция ко-' торых перерабатывалась бы на месте и поставлялась в регион. При этом необходимо своевременно и адекватно определить свою эко-номическую специализацию в международном разделении труда и нишу в мировой номенклатуре продукции, товаров и услуг. Большие перспективы для Казахстана открывает активное сотрудничество в сфере среднего и малого бизнеса. Имеющаяся в странах Восточной Азии развитая система малого и среднего биз-неса оказывает существенное влияние на общеэкономическую ситуацию и политическую стабильность общества. Для Казахста-на важна кооперация с предпринимательскими структурами это-го региона для решения проблемы занятости и насыщения своего внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. По оценке экспертов МВФ, срок для решения реабилитаци-онных задач в экономике стран этого региона составит 2-3 года. Поэтому перспективы установления и расширения инвестици-онного сотрудничества Казахстана со странами ЮВА сохраняют-ся. Казахстану также следует извлечь для себя уроки финансово-го кризиса в регионе, чтобы обеспечить свое экономическое при-сутствие в Юго-Восточной Азии, участие в масштабных регио-нальных и межрегиональных проектах в области науки, техни-ки, образования и культуры. 3.3. Республика Казахстан и АТЭС.Активизация внешнеэкономической деятельности Казахстана в целях интеграции в мировые экономические зоны жизненно необходима. совокупный объем ВВП, составляющий более 14 трлн долларов США, что почти в два раза превосходит экономику Европейского Союза ; объем промышленной продукции стран СВА, составляющий более 60% от мирового объема; сосредоточение более 40% всех мировых инвестиций в регионе; общая численность населения, составляющая около 1/3 населения земного шара. Эти факторы определяют ряд основных задач, требующих незамедлительного решения. Во-первых, развитие сотрудничества и активное участие в интеграционных процессах в СВА в целях обеспечения внешнеэкономической безопасности страны. Во-вторых, дифференцирование внешнеэкономических связей в целях снижения степени торгово-экономической зависимости от России (доля в торговле с Казахстаном более 80%) и достижения экономической свободы - приоритетное направление в обеспечении экономической безопасности в целом. В-третьих, поддержание преимущества Казахстана в природных, в частности энергетических, ресурсах перед странами СВА в целях обеспечения более активного продвижения отечественной продукции на "восточно-азиатские" рынки. Влияние экономических процессов СВА на экономику Казахстана обусловлено ее потребностью в освоении "азиатского" рынка. С учетом складывающейся ситуации в СВА, необходимо выделить следующие основные факторы влияния: Внешние факторы, независящие от Казахстана и связанные с торгово - экономической деятельностью в СВА. Внутренние факторы, (контроль над которыми возможен для Казахстана), связанные с состоянием двусторонних отношений с основными участниками рынка СВА: Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей. Внешние факторы. Согласно результатам проведенного анализа определены основные тенденции развития экономической ситуации в СВА: 1. Значительная взаимозависимость США и Японии по торговым позициям Данные по торговым позициям США и Японии отражают существенные доли каждой из сторон во взаимной торговле, а также их устойчивый уровень с небольшими колебаниями за последние 30 лет. Доля Японии в экспорте США составляла 11% в 1970 году и те же 11% в 1995 году. В 2001 году доля уменьшилась почти на 4%, составив при этом около 7%. В импорте США доля Японии уменьшилась с максимального значения в 1980 году - 20%, до 11% в 2001 году. Доля же США в экспорте Японии несколько понизилась с 32% в 1970 году до 29% в 2001 году. В импорте это понижение оказалось значительнее: за тот же период с 29% до 19% (в 1960 году она была равна 35%). 2. Высокая торгово-инвестиционная зависимость Японии от США За этими цифрами скрывается следующая картина. Согласно статистическим данным, в 2001 году более 600 тыс. американцев работало приблизительно в 1 500 компаниях, созданных японцами на территории США. Они охватывают фактически все сферы экономики, включая недвижимость и банки. По мнению многих экспертов, это число вырастет до 1 млн человек в течение первой декады XXI века. Количество работающих на американских фирмах в Японии составляет около 130 тыс. человек в основном в производственной сфере . Кроме того, следует иметь в виду, что Япония является держателем нескольких сотен миллиардов долларов американских долгов, которые США не в состоянии ей выплатить. 3. Незначительные объемы зарубежных прямых инвестиций США в Японии Объемы американских инвестиций на территории Японии незначительны. Доля Японии в зарубежных прямых инвестициях США в 2001 году не превышала 6% или суммарно около 37 млрд долларов США, в то же время, по данным японской статистики, эта сумма составляла всего лишь 12 млрд долларов США. Однако даже эта сумма составляла 41% от общей суммы зарубежных прямых инвестиций в Японии. 4. Значительное увеличение удельного веса стран СВА в торговле с США и Японией за последние 40 лет Доля стран СВА в экспорте США увеличилась с 1,9% в 1960 году до 4% в 1970 году и до 12% в 1995 году. В 2001 году доля составила около 7%, что более чем в три раза меньше доли Японии (около 26%). В импорте США их доля была равна всего лишь 1% в 1960 году и уже 15% в 2001 году. Существенно эти доли увеличились в торговле с Японией: в экспорте с 9% в 1960 году до 26% в 2001году, в импорте соответственно с 3% до 24%. 5. Преобладание японских прямых инвестиций в СВА над инвестициями США Общий объем зарубежных прямых инвестиций Японии в СВА составляет более 20% от общего объема, а объем зарубежных прямых инвестиций США в этом же районе - около 19% в 2001 году. 6. Устойчивый рост удельного веса стран АСЕАН в торговых позициях США и Японии В экспорте и в импорте США удельный вес АСЕАН увеличился с 3% в 1970 году до 10% и 8,5% в 2001 году, в экспорте и импорте Японии - соответственно с 9% и 10% до 18% и 21% за тот же период. 7. Преобладание инвестиционных позиций Японии над позициями США в АСЕАН Состояние инвестиционной сферы аналогично торговой. Их доля в японских зарубежных прямых инвестициях равна более 10%, в американских - более 5% (2001 год); это соответствовало аккумулированным накоплениям к 2002 году для Японии в сумме более 50 млрд долларов США, для США - более 26 млрд долларов США. Объемы же и доли зарубежных прямых инвестиций стран АСЕАН на рынках США и Японии ниже объемов стран СВА. С начала 90-х годов и до нашего времени большее предпочтение Японией отдается странам АСЕАН и южным районам Китая, а также Вьетнаму и Лаосу. Низкая заработная плата в ЮВА, связанная с повышением иены, а также высокая покупательская способность в основных развитых странах стали более привлекательны для японского капитала. 8. Устойчивый рост инвестиционной активности стран СВА в АСЕАН Общий объем зарубежных прямых инвестиций стран СВА в АСЕАН на 2000 год составлял более 36 млрд долларов США, а стран АСЕАН в СВА - всего лишь около 1,7 млрд долларов США. Доля Китая в первом и во втором случаях незначительна: на Китай как на инвестора в страны АСЕАН приходилось 300 млн долларов США, а как получателя инвестиций - более 400 млн долларов США. При этом следует учесть, что доля зарубежных прямых инвестиций внутри стран Восточной Азии от общих зарубежных прямых инвестиций АСЕАН выросла с 25% в 1980 году до более чем 40% к концу 90-х годов. 9. Незначительные объемы торговых отношений между СВА и АСЕАН Внутренние факторы Как показал анализ данных основных статей внешней торговли Казахстана со странами СВА, приоритетными направлениями в развитии торгово-экономического сотрудничества являются отношения со следующими странами: Россией, Китаем, Южной Кореей и Японией. 1. Доминирование политики сильной стороны в двустороннем сотрудничестве При резко асимметричной взаимозависимости России и Казахстана друг от друга характер и направления сотрудничества между ними задаются более сильной стороной . При этом Россия остается важным экономическим, преимущественно торговым, партнером Казахстана. 2. Устойчивая тенденция роста торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем По данным таможенной статистики Казахстана за 2001 год, объем товарооборота между Китаем и Казахстаном составил 678,1 млн долларов США или на 1,6% больше по сравнению с данными 2000 года. Объемы экспорта Казахстана составили 658,3 млн долларов США, импорта в Казахстан - 169,8 млн долларов США. Удельный вес Китая в общем объеме товарооборота составляет 7%. По объему товарооборота с Китаем Казахстан среди стран СНГ занимает второе место после России. 3. Устойчивый рост объемов южнокорейского импорта в Казахстан Несмотря на резкое сокращение экспорта в 1998 году, связанное с финансово-экономическими изменениями, уже в 1999 году началось оживление экспортно-импортных отношений между странами - Южная Корея рассматривает внутренний рынок Казахстана достаточно привлекательным, что подтверждается наличием высокого спроса на южно-корейскую продукцию. 4. Умеренный рост объемов торговли между Казахстаном и Японией при значительном дефиците торгового баланса В настоящее время Япония сосредоточена на решении внутренних экономических проблем, что обусловливает сложившийся характер казахстанско-японского сотрудничества. Между тем, объем товарооборота между Японией и Казахстаном в 2001 году составлял около 160 млн. долларов США или на 27% больше по сравнению с предыдущим годом. Объемы экспорта из Казахстана в 2001 году составляли около 19млн долларов США, импорта - 140 млн долларов США. Доля Японии во внешней торговле Казахстана составляет более 1%. В соответствии с анализом торгово-экономических взаимоотношений рекомендуется определить основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических отношениях Казахстана со странами СВА: Приоритет 1. Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений. Приоритет 2. Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии. Приоритет 3. Создание более эффективного механизма привлечения "восточно-азиатских" инвестиций в экономику Казахстана. Создание Центра может способствовать более эффективному использованию потенциала государств-участников при: установлении удовлетворяющего их регионального экономического порядка; реализации долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений. В этих условиях совершенно естественно, что Россия и Китай являются главными проводниками вхождения Казахстана в систему торгово-экономических отношений Восточной Азии. В связи с этим целесообразно усиление внешнеэкономических связей с этими государствами. 1. Активизация экономического сотрудничества с Россией в целях беспрепятственного использования ее территории для выхода на внешние рынки: использование железных дорог, трубопроводов и т.д. 2. Использование возможностей ведущих мировых нефтегазовых корпораций, установивших контроль над значительной частью природных ресурсов региона и подталкивающих государства к более тесной кооперации. 3. Объединение усилий с Россией в развитии горно-металлургического комплекса (далее ГМК). 4. Создание благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе Казахстана для привлечения китайских инвестиций. 5. Создание совместными усилиями специальных экономических зон вдоль казахстанско-китайской границы, в целях увеличения объемов приграничной торговли и зарубежных инвестиций. 6. Оснащение Трансазиатской железнодорожной магистрали и активизация развития сети транспортных коммуникаций. обеспечению политической стабильности; обеспечению устойчивого развития; - увеличению притока инвестиций в Казахстан и одновременно развитию рынка инвестиций в стране. Процесс интеграции отечественной экономики в торгово-экономическую систему не предусматривает необходимости в создании некой жесткой наднациональной экономической структуры. Наоборот, эта интеграция может способствовать развитию конкуренции на началах относительных и абсолютных преимуществ. При определении приоритетности преимуществ анализируются показатели, характеризующие способность страны к устойчивому экономическому росту, такие, как: емкость рынка, природные ресурсы, капитал, инвестиционные товары, уровень технологий и трудовые ресурсы . Таким образом, в регионе с неравномерным распределением факторов производства выделяются в рамках развития экономических взаимоотношений Казахстана со странами СВА следующие три группы стран: Первая группа - страны, обладающие преимуществом в трудовых ресурсах - Китай. Вторая группа - технологически развитые страны со значительным инвестиционным потенциалом - Япония, Южная Корея. Третья группа - сырьевые страны - Россия, Казахстан. В регионе создана классическая ситуация неравномерной наделенности факторами производства, что означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме товарной торговли и обмена факторами производства. Безусловно, участие казахстанской стороны в процессе интеграции в рамках ее участия в региональном наделении факторами экономического сотрудничества обусловлено наличием ресурсов и их потенциальной экспортной квотой. Очевидно, что явное преимущество в части, касающейся запасов энергетических ресурсов, имеют Россия и Казахстан. Это создает уверенность в том, что эффективная реализация потенциала, заложенного в двух секторах экономики региона, - топливно-энергетическом комплексе и сырьевом - окажет в перспективе позитивное влияние на развитие национальной экономики, а также, с учетом значения фактора внешнего спроса, сформировав инфраструктуру международного сотрудничества, реально ускорит интеграцию Казахстана в торгово-экономическую систему в Восточно-Азиатском регионе. Наиболее важными здесь являются формирование и реализация базовых инфраструктурных проектов международного характера, основанных на создании экономической и инженерной инфраструктуры, связывающей страны и регионы прежде всего в области энергетики и транспорта. Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |