реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития

Исследования последнего времени свидетельствуют о том, что потребности стран региона в энергоносителях возрастают быст-рее, чем где бы то ни было в мире. К 2010 г. они составят почти половину мирового потребления, даже если развитие науки по-зволит увеличить использование альтернативных видов энергии. Потребность в нефти будет возрастать ежегодно на три процента в течение первого десятилетия XXI века. В то же время ожидается, что производство сырой нефти внутри региона несколько снизит-ся, что значительно увеличит зависимость АТР от импорта. Раз-вивающиеся в регионе процессы либерализации торговли создают благоприятные условия для казахстанских экспортеров.

Прямые торгово-экономические связи со странами АТР могут повысить эффективность казахстанского импорта, поскольку в качественном отношении азиатские товары соответствуют миро-вым стандартам при ценах ниже западноевропейских.

Договоренность об использовании морского порта Ляньюнь-ган для транспортировки казахстанских транзитных грузов, сты-ковка железных дорог Казахстана и Китая, а также участка по маршруту Мешхед - Серахс - Теджен стали важными этапами ста-новления новой трансконтинентальной железнодорожной маги-страли. Это позволит Казахстану улучшить свое геоэкономичес-кое положение. Однако существующие транспортные магистра-ли используются недостаточно. Контакты казахстанских дело-вых кругов с ЮВА сдерживает отсутствие постоянного прямо-го воздушного сообщения, хотя необходимая правовая база заложена.

В перспективе реальными путями транспортировки нефтепро-дуктов Казахстана в ЮВА могут стать нефтепроводы через терри-торию Китая, Ирана, Афганистана и Пакистана.

На саммите "Азия - Европа" в Бангкоке в марте 1996 г. глава-ми государств-участников достигнута принципиальная договорен-ность о строительстве трансазиатской железнодорожной магист-рали, которая соединит Корейский полуостров, Китай, страны Индокитая, Малайзию и Сингапур. В этой связи приобретает ре-альные очертания перспектива строительства Трансевразийской железной дороги из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию, которая призвана возродить Великий Шелковый путь. Проклад-ка магистрали через территорию Казахстана может заметно сни-зить транспортные расходы и увеличить поток транзитных грузов.

Опыт экономического и политического сотрудничества госу-дарств ЮВА полезен для сохранения политической стабильности и экономического развития Центральной Азии. Подключение к Региональному форуму АСЕАН по безопасности позволило бы Казахстану найти совместные интересы с государствами региона в сфере международной политики, в т.ч. в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Наиболее масштабным проектом глобальной экономической интеграции является АТЭС - Организация азиатско-тихоокеанс-кого экономического сотрудничества (ее участниками являются 21 государство). В силу различных исторических, географических и иных причин Австралия, Республика Корея и Япония оказа-лись вне вышеперечисленных региональных организаций. Несмотря на отсутствие институционального оформления, АТЭС имеет разветвленную структуру.

Подключение Казахстана к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии позволит привлечь в его экономику финансовые и технологические ресурсы региона, расширять двух- и многосто-роннее экономическое сотрудничество. В то же время и развива-ющаяся экономика стран Восточной Азии нуждается в альтерна-тивных источниках сырья и расширении своего присутствия на новых для себя рынках.

Особую актуальность приобретают вопросы обеспечения и укрепления стабильности и безопасности. Казахстан не только активно поддерживает идею установления тесного диалога по воп-росам безопасности в АТР, но и принимает непосредственное уча-стие в переговорном процессе.

Сотрудничество с АТР может стать существенным фактором экономического развития как Казахстана, так и других стран Цен-тральной Азии. Для этого имеются такие предпосылки, как дей-ствующее Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), единое экономическое пространство в регионе. Успеш-ная реализация проекта экономического сотрудничества между ЦАЭС и АТР позволит утвердиться новой форме трансрегиональ-ной кооперации на азиатском континенте. Необходимость такого сотрудничества диктуется соображениями межгосударственного и межрегионального разделения труда, а также перспективами выхода Казахстана и других государств Центральной Азии на внешние рынки товаров, капитала и рабочей силы.

Учитывая нынешнее экономическое положение страны, ос-новной задачей внешнеэкономической деятельности Казахстана в АТР должно быть привлечение ведущих компаний восточноази-атских стран к размещению производств обрабатывающих и вы-сокотехнологичных отраслей в Казахстане с последующим экс-портом готовой продукции. Это относится также к энергетичес-кой и горнорудной промышленности Казахстана, продукция ко-' торых перерабатывалась бы на месте и поставлялась в регион. При этом необходимо своевременно и адекватно определить свою эко-номическую специализацию в международном разделении труда и нишу в мировой номенклатуре продукции, товаров и услуг.

Большие перспективы для Казахстана открывает активное сотрудничество в сфере среднего и малого бизнеса. Имеющаяся в странах Восточной Азии развитая система малого и среднего биз-неса оказывает существенное влияние на общеэкономическую ситуацию и политическую стабильность общества. Для Казахста-на важна кооперация с предпринимательскими структурами это-го региона для решения проблемы занятости и насыщения своего внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами.

По оценке экспертов МВФ, срок для решения реабилитаци-онных задач в экономике стран этого региона составит 2-3 года. Поэтому перспективы установления и расширения инвестици-онного сотрудничества Казахстана со странами ЮВА сохраняют-ся. Казахстану также следует извлечь для себя уроки финансово-го кризиса в регионе, чтобы обеспечить свое экономическое при-сутствие в Юго-Восточной Азии, участие в масштабных регио-нальных и межрегиональных проектах в области науки, техни-ки, образования и культуры.

3.3. Республика Казахстан и АТЭС.

Активизация внешнеэкономической деятельности Казахстана в целях интеграции в мировые экономические зоны жизненно необходима.
Одной из таких мировых экономических зон является торгово-экономическая система стран Северо-Восточной Азии (далее - СВА). Ее значимость определена такими факторами, как:

совокупный объем ВВП, составляющий более 14 трлн долларов США, что почти в два раза превосходит экономику Европейского Союза ;

объем промышленной продукции стран СВА, составляющий более 60% от мирового объема;

сосредоточение более 40% всех мировых инвестиций в регионе;

общая численность населения, составляющая около 1/3 населения земного шара.

Эти факторы определяют ряд основных задач, требующих незамедлительного решения.

Во-первых, развитие сотрудничества и активное участие в интеграционных процессах в СВА в целях обеспечения внешнеэкономической безопасности страны.

Во-вторых, дифференцирование внешнеэкономических связей в целях снижения степени торгово-экономической зависимости от России (доля в торговле с Казахстаном более 80%) и достижения экономической свободы - приоритетное направление в обеспечении экономической безопасности в целом.

В-третьих, поддержание преимущества Казахстана в природных, в частности энергетических, ресурсах перед странами СВА в целях обеспечения более активного продвижения отечественной продукции на "восточно-азиатские" рынки.

Влияние экономических процессов СВА на экономику Казахстана обусловлено ее потребностью в освоении "азиатского" рынка. С учетом складывающейся ситуации в СВА, необходимо выделить следующие основные факторы влияния:

Внешние факторы, независящие от Казахстана и связанные с торгово - экономической деятельностью в СВА.

Внутренние факторы, (контроль над которыми возможен для Казахстана), связанные с состоянием двусторонних отношений с основными участниками рынка СВА: Россией, Китаем, Японией и Южной Кореей.

Внешние факторы. Согласно результатам проведенного анализа определены основные тенденции развития экономической ситуации в СВА:

1. Значительная взаимозависимость США и Японии по торговым позициям

Данные по торговым позициям США и Японии отражают существенные доли каждой из сторон во взаимной торговле, а также их устойчивый уровень с небольшими колебаниями за последние 30 лет.

Доля Японии в экспорте США составляла 11% в 1970 году и те же 11% в 1995 году. В 2001 году доля уменьшилась почти на 4%, составив при этом около 7%. В импорте США доля Японии уменьшилась с максимального значения в 1980 году - 20%, до 11% в 2001 году.

Доля же США в экспорте Японии несколько понизилась с 32% в 1970 году до 29% в 2001 году. В импорте это понижение оказалось значительнее: за тот же период с 29% до 19% (в 1960 году она была равна 35%).

2. Высокая торгово-инвестиционная зависимость Японии от США
Степень зависимости Японии от США превышает аналогичную зависимость США от Японии: в экспорте на 22%, в импорте на 8%.
Однако эта зависимость нейтрализуется существующим дефицитом США в торговле с Японией, исчисляемым десятками миллиардов долларов. Кроме того, США зависимы от некоторых статей импорта товаров, которые они могут купить только в Японии. К такому типу товаров относится более 50% электронных изделий, импортируемых США из Японии.
Более 43% всех японских зарубежных прямых инвестиций в мире оказались сосредоточенными в США. Эта сумма составляла более 270 млрд долларов США в 2001 году, что позволяло Японии занять лидирующую позицию среди других инвесторов США.

За этими цифрами скрывается следующая картина. Согласно статистическим данным, в 2001 году более 600 тыс. американцев работало приблизительно в 1 500 компаниях, созданных японцами на территории США. Они охватывают фактически все сферы экономики, включая недвижимость и банки. По мнению многих экспертов, это число вырастет до 1 млн человек в течение первой декады XXI века. Количество работающих на американских фирмах в Японии составляет около 130 тыс. человек в основном в производственной сфере .

Кроме того, следует иметь в виду, что Япония является держателем нескольких сотен миллиардов долларов американских долгов, которые США не в состоянии ей выплатить.

3. Незначительные объемы зарубежных прямых инвестиций США в Японии

Объемы американских инвестиций на территории Японии незначительны. Доля Японии в зарубежных прямых инвестициях США в 2001 году не превышала 6% или суммарно около 37 млрд долларов США, в то же время, по данным японской статистики, эта сумма составляла всего лишь 12 млрд долларов США. Однако даже эта сумма составляла 41% от общей суммы зарубежных прямых инвестиций в Японии.

4. Значительное увеличение удельного веса стран СВА в торговле с США и Японией за последние 40 лет

Доля стран СВА в экспорте США увеличилась с 1,9% в 1960 году до 4% в 1970 году и до 12% в 1995 году. В 2001 году доля составила около 7%, что более чем в три раза меньше доли Японии (около 26%). В импорте США их доля была равна всего лишь 1% в 1960 году и уже 15% в 2001 году. Существенно эти доли увеличились в торговле с Японией: в экспорте с 9% в 1960 году до 26% в 2001году, в импорте соответственно с 3% до 24%.
Доля Японии в совокупной торговле со странами СВА значительно выше, по сравнению с США, что указывает на ее наибольшую вовлеченность в торговые операции со странами СВА и наибольшую заинтересованность в создании интегрированного экономического блока СВА.

5. Преобладание японских прямых инвестиций в СВА над инвестициями США

Общий объем зарубежных прямых инвестиций Японии в СВА составляет более 20% от общего объема, а объем зарубежных прямых инвестиций США в этом же районе - около 19% в 2001 году.
В то же время доли Японии и США в общих объемах зарубежных прямых инвестиций стран СВА составляли в 2001 году: в Китае - более 10%, в Гонконге - 34% и 28%, на Тайване - 29% и 27%, в Южной Корее - 40% и 29%.

6. Устойчивый рост удельного веса стран АСЕАН в торговых позициях США и Японии

В экспорте и в импорте США удельный вес АСЕАН увеличился с 3% в 1970 году до 10% и 8,5% в 2001 году, в экспорте и импорте Японии - соответственно с 9% и 10% до 18% и 21% за тот же период.

7. Преобладание инвестиционных позиций Японии над позициями США в АСЕАН

Состояние инвестиционной сферы аналогично торговой. Их доля в японских зарубежных прямых инвестициях равна более 10%, в американских - более 5% (2001 год); это соответствовало аккумулированным накоплениям к 2002 году для Японии в сумме более 50 млрд долларов США, для США - более 26 млрд долларов США.

Объемы же и доли зарубежных прямых инвестиций стран АСЕАН на рынках США и Японии ниже объемов стран СВА.
Инвестиционная активность Японии в ЮВА выражена объемами инвестиций в страны АСЕАН, которые за последние 20 лет составили около 33 млрд долларов США, что равнозначно годовому объему инвестиций в США в 1989 году. Именно США являлись главными "стимуляторами" японской экспансии в ЮВА, в результате чего в 1985 году произошла ревальвация иены, эффект от которой был следующим: экспортные отрасли дорожали, зарплата рабочих увеличивалась, капитал устремлялся в районы с дешевой рабочей силой. В итоге около 900 из 1 830 новых производственных предприятий Японии, т.е. 48,9%, были расположены в Азии.

С начала 90-х годов и до нашего времени большее предпочтение Японией отдается странам АСЕАН и южным районам Китая, а также Вьетнаму и Лаосу. Низкая заработная плата в ЮВА, связанная с повышением иены, а также высокая покупательская способность в основных развитых странах стали более привлекательны для японского капитала.

8. Устойчивый рост инвестиционной активности стран СВА в АСЕАН
Относительно высокая плотность взаимосвязей между странами СВА и АСЕАН и их наметившаяся тенденция увеличения инвестиционных потоков внутри Восточной Азии рассматриваются как усиление интеграционного процесса.

Общий объем зарубежных прямых инвестиций стран СВА в АСЕАН на 2000 год составлял более 36 млрд долларов США, а стран АСЕАН в СВА - всего лишь около 1,7 млрд долларов США. Доля Китая в первом и во втором случаях незначительна: на Китай как на инвестора в страны АСЕАН приходилось 300 млн долларов США, а как получателя инвестиций - более 400 млн долларов США.

При этом следует учесть, что доля зарубежных прямых инвестиций внутри стран Восточной Азии от общих зарубежных прямых инвестиций АСЕАН выросла с 25% в 1980 году до более чем 40% к концу 90-х годов.
Приведенные объемы инвестиционных потоков, как по масштабам, так и по долям, значительно уступают наплыву инвестиций из США и Японии. Это означает, что страны Восточной Азии в большей степени зависят от внешних инвесторов, чем от своей собственной инвестиционной активности, что подтверждает отсутствие интеграционной целостности в рамках СВА -АСЕАН.

9. Незначительные объемы торговых отношений между СВА и АСЕАН
Незначительность объемов экспорта и импорта обусловлена тем, что подавляющая часть торговых потоков проходит за пределами АСЕАН. Причем эти потоки проходят, главным образом, между США, Японией и СВА, тем самым укрепляя их взаимоотношения.

Внутренние факторы

Как показал анализ данных основных статей внешней торговли Казахстана со странами СВА, приоритетными направлениями в развитии торгово-экономического сотрудничества являются отношения со следующими странами: Россией, Китаем, Южной Кореей и Японией.
В соответствии с этим выявлены основные тенденции в двусторонних отношениях:

1. Доминирование политики сильной стороны в двустороннем сотрудничестве

При резко асимметричной взаимозависимости России и Казахстана друг от друга характер и направления сотрудничества между ними задаются более сильной стороной . При этом Россия остается важным экономическим, преимущественно торговым, партнером Казахстана.

2. Устойчивая тенденция роста торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем

По данным таможенной статистики Казахстана за 2001 год, объем товарооборота между Китаем и Казахстаном составил 678,1 млн долларов США или на 1,6% больше по сравнению с данными 2000 года. Объемы экспорта Казахстана составили 658,3 млн долларов США, импорта в Казахстан - 169,8 млн долларов США. Удельный вес Китая в общем объеме товарооборота составляет 7%. По объему товарооборота с Китаем Казахстан среди стран СНГ занимает второе место после России.

3. Устойчивый рост объемов южнокорейского импорта в Казахстан
Объем товарооборота между Казахстаном и Южной Кореей за 2001 год составил более 150 млн долларов США, или на 22% больше по сравнению с предыдущим годом. Экспорт Казахстана в 2001 году составил 45,5 млн долларов США, импорт - 106,5 млн долларов США. Доля Южной Кореи во внешней торговле Казахстана составляет 1,2%.

Несмотря на резкое сокращение экспорта в 1998 году, связанное с финансово-экономическими изменениями, уже в 1999 году началось оживление экспортно-импортных отношений между странами - Южная Корея рассматривает внутренний рынок Казахстана достаточно привлекательным, что подтверждается наличием высокого спроса на южно-корейскую продукцию.

4. Умеренный рост объемов торговли между Казахстаном и Японией при значительном дефиците торгового баланса

В настоящее время Япония сосредоточена на решении внутренних экономических проблем, что обусловливает сложившийся характер казахстанско-японского сотрудничества.

Между тем, объем товарооборота между Японией и Казахстаном в 2001 году составлял около 160 млн. долларов США или на 27% больше по сравнению с предыдущим годом. Объемы экспорта из Казахстана в 2001 году составляли около 19млн долларов США, импорта - 140 млн долларов США. Доля Японии во внешней торговле Казахстана составляет более 1%.
Основную долю в экспорте заняли сырьевые товары, в импорте - машины и оборудование (в том числе транспортные средства).

В соответствии с анализом торгово-экономических взаимоотношений рекомендуется определить основные приоритеты реализации механизма взаимодействия в торгово-экономических отношениях Казахстана со странами СВА:

Приоритет 1. Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.

Приоритет 2. Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии.

Приоритет 3. Создание более эффективного механизма привлечения "восточно-азиатских" инвестиций в экономику Казахстана.
В целях эффективной реализации данных направлений целесообразно создать "Центр развития торгово-экономических связей со странами Восточной Азии" согласно Меморандуму между правительствами государств - участников Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) "Об основных целях и направлениях регионального сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций" от 14 сентября 2001 года.

Создание Центра может способствовать более эффективному использованию потенциала государств-участников при:

установлении удовлетворяющего их регионального экономического порядка;

реализации долгосрочной Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества.

Рассмотрение и обеспечение оптимальных условий для интеграции Казахстана в восточно-азиатскую систему торгово-экономических отношений.
В настоящее время экономические взаимоотношения со странами Восточно-Азиатского региона представляют собой одну из приоритетных задач внешнеэкономической политики Казахстана.

В этих условиях совершенно естественно, что Россия и Китай являются главными проводниками вхождения Казахстана в систему торгово-экономических отношений Восточной Азии. В связи с этим целесообразно усиление внешнеэкономических связей с этими государствами.
При этом целесообразно выделить наиболее перспективные направления сотрудничества с Россией и Китаем, способствующие эффективному развитию торговли и кооперации:

1. Активизация экономического сотрудничества с Россией в целях беспрепятственного использования ее территории для выхода на внешние рынки: использование железных дорог, трубопроводов и т.д.

2. Использование возможностей ведущих мировых нефтегазовых корпораций, установивших контроль над значительной частью природных ресурсов региона и подталкивающих государства к более тесной кооперации.

3. Объединение усилий с Россией в развитии горно-металлургического комплекса (далее ГМК).

4. Создание благоприятного инвестиционного климата в агропромышленном комплексе Казахстана для привлечения китайских инвестиций.

5. Создание совместными усилиями специальных экономических зон вдоль казахстанско-китайской границы, в целях увеличения объемов приграничной торговли и зарубежных инвестиций.

6. Оснащение Трансазиатской железнодорожной магистрали и активизация развития сети транспортных коммуникаций.
Необходимость укрепления сотрудничества со странами СВА обусловливает потребность в усилении экономической интеграции, которая может способствовать:

обеспечению политической стабильности;

обеспечению устойчивого развития;

- увеличению притока инвестиций в Казахстан и одновременно развитию рынка инвестиций в стране.

Процесс интеграции отечественной экономики в торгово-экономическую систему не предусматривает необходимости в создании некой жесткой наднациональной экономической структуры. Наоборот, эта интеграция может способствовать развитию конкуренции на началах относительных и абсолютных преимуществ.

При определении приоритетности преимуществ анализируются показатели, характеризующие способность страны к устойчивому экономическому росту, такие, как: емкость рынка, природные ресурсы, капитал, инвестиционные товары, уровень технологий и трудовые ресурсы .

Таким образом, в регионе с неравномерным распределением факторов производства выделяются в рамках развития экономических взаимоотношений Казахстана со странами СВА следующие три группы стран:

Первая группа - страны, обладающие преимуществом в трудовых ресурсах - Китай.

Вторая группа - технологически развитые страны со значительным инвестиционным потенциалом - Япония, Южная Корея.

Третья группа - сырьевые страны - Россия, Казахстан.

В регионе создана классическая ситуация неравномерной наделенности факторами производства, что означает наличие объективных условий для развития многосторонних связей в форме товарной торговли и обмена факторами производства.

Безусловно, участие казахстанской стороны в процессе интеграции в рамках ее участия в региональном наделении факторами экономического сотрудничества обусловлено наличием ресурсов и их потенциальной экспортной квотой.

Очевидно, что явное преимущество в части, касающейся запасов энергетических ресурсов, имеют Россия и Казахстан. Это создает уверенность в том, что эффективная реализация потенциала, заложенного в двух секторах экономики региона, - топливно-энергетическом комплексе и сырьевом - окажет в перспективе позитивное влияние на развитие национальной экономики, а также, с учетом значения фактора внешнего спроса, сформировав инфраструктуру международного сотрудничества, реально ускорит интеграцию Казахстана в торгово-экономическую систему в Восточно-Азиатском регионе.

Наиболее важными здесь являются формирование и реализация базовых инфраструктурных проектов международного характера, основанных на создании экономической и инженерной инфраструктуры, связывающей страны и регионы прежде всего в области энергетики и транспорта.

Формирование механизма регулирования торгово-экономической деятельности со странами Восточной Азии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.