![]() |
|
|
АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развитияАзиатский финансовый кризис активизировал экономическую дипломатию стран региона, нацеленную на поиск новых вариан-тов региональных интеграционных схем. Среди появившихся в конце 90-х годов под воздействием азиатского финансового кри-зиса концепций азиатского регионализма можно выделить следу-ющие: -таможенный союз Японии и Южной Кореи; -экономический союз Японии, Южной Кореи и Китая; -экономический "пятиугольник" в Северо-Восточной Азии (СВА) на основе объединения капиталов и усилий Японии, Ки-тая, Южной Кореи, Тайваня и Гонконга вокруг строительства га-зопровода из Иркутской области России в Азию; -развитие интеграции в СВА на основе Туманганского проекта; -зону свободной торговли в СВА или ее разновидность - кон-цепцию "Нового рынка стран СВА"; -создание Азиатского монетарного союза по аналогии с Ев-ропейским монетарным союзом и введение единой азиатской ва-люты; -создание Азиатского валютного фонда (АВФ) для решения самостоятельно, без участия МВФ, кризисных финансовых ситу-аций. Предложение о создании АВФ было выдвинуто Японией в сентябре 1997 года на сессии МВФ в Гонконге. Токио был готов нести половину из 100 млрд. долларов, необходимых для начала работы АВФ, вторую половину должны были бы вложить другие азиатские участники нового регионального фонда. Первоначаль-но многие страны (включая Южную Корею, но при выжидатель-но-сдержанной реакции Китая) воодушевленно отреагировали на токийскую инициативу. Однако негативное отношение к АВФ со стороны МВФ и США, продемонстрированное на ноябрьской 1997 года встрече министров финансов стран АТЭС в Маниле, затор-мозило развитие идеи. В конце 1998 года Япония возобновила международное лоббирование АВФ. Активным сторонником идеи и реальным партнером Токио готов стать Сеул, в ноябре 1998г. поддержавший устами своего премьер-министра Ким Чон Пхиля идею АВФ. Похоже, что начинает меняться и отношение к АВФ и со стороны МВФ и США, убедившихся в сложности азиатских финансовых проблем, как и в то*м, что решить их силами одного МВФ трудно и обременительно, в том числе и для бюджета США - главного донора МВФ (19% всех взносов). Если к начинающей формироваться финансовой оси Сеул - Токио присоединятся Тай-вань и АСЕАН, то и без участия Китая идея об АВФ станет реаль-ностью; - валютный союз стран АСЕАН; - создание мини-зон двусторонней свободной торговли, выхо-дящих за рамки азиатского региона. В эту концепцию вписыва-ются намерения Южной Кореи заключить соглашения о свобод-ной торговле с Чили, ЮАР, Турцией и другими странами; - институализация работы межконтинентальных форумов: АТЭС (с участием 21 страны Азии и Америки, а также России) и АСЕМ (страны Азии и ЕС, без России и США). Однако после-дние форумы АТЭС (Куала-Лумпур, ноябрь 1998г.) и АСЕМ (Лон-дон, апрель 1998г.) показали, что эти организации пока больше служат местом для обмена мнениями между государственными лидерами из различных регионов мира и не обнаруживают готов-ности к практической координации экономической и финансо-вой политики стран-участниц. Казахстан адекватно отреагировал на финансовый кризис в Азии. Президент РК Н.Назарбаев в этой связи отметил: "Азиатс-кий кризис преподнес нам немало уроков: и экономических, и политических. Последствия кризиса в разной степени ощутили на себе все страны СНГ. Нам пришлось скорректировать свои инвестиционные устремления. В то же время это не означает из-менения нашего общего курса, так как азиатская геополитика Казахстана лишена какой-либо политической конъюнктуры".66 Как отмечает известный российский политолог, профессор К.Брутенц: "Кризис хоть и ослабил на время ряд стран АТР, но4 не уменьшит ни значения Азии, ни внимания к ней. Не изменит-ся и общее направление развития событий. Происшедшее - всего лишь зигзаг. Впрочем, сейчас, когда отчетливо обозначается воз-вращение большинства азиатских стран к экономическому росту, это становится ясно не только скептикам, но даже и недоброже-лателям. Согласно новейшим прогнозам, несмотря на кризис, к 2015 году в списке 12 стран с наибольшим в мире ВНП 5 мест будут принадлежать азиатским государствам. Финансовые бури, за ко-торые многие в регионе возлагают вину на Запад, укрепляют стрем-ление "азиатов" к самостоятельности".67 Поэтому курс на развитие и укрепление политических и торгово-экономических связей со странами Азии следует рассматри-вать в качестве важного направления внешней политики нашего государства. Стратегическую цель казахстанской дипломатии в этом регионе можно условно обозначить как достижение двух вза-имосвязанных задач: во-первых, создание благоприятных внешних условий для рыночных реформ в нашей стране; во-вторых, созда-ние предпосылок для активного подключения к региональным интеграционным процессам. Казахстан, являясь азиатским государством и обладая огром-ным экономическим потенциалом, располагаясь на перекрес-тке транспортных артерий Евразии, объективно может рассчи-тывать на достойное место в интеграционных процессах на кон-тиненте, использовать взаимный интерес для достижения своих политических и экономических целей. Наиболее влиятельным в геополитическом плане государством на азиатском континенте является Китай - восточный сосед Ка-захстана. Как уже было отмечено, китайское направление внеш-ней политики Казахстана относится к числу приоритетных и та-ковым останется в обозримом будущем. Для этого имеются весо-мые экономические и политические основания. За два десятилетия экономической реформы Китай, разорен-ный маоистскими экспериментами и непосильными военными затратами, превратился в бурно развивающуюся страну, упрочив-шую свое положение на международной арене, народ которой уверен в своих силах и с надеждой смотрит в будущее. По темпам экономического роста Китай стал мировым лиде-ром, среднегодовой прирост ВВП в 1980 - 1997 гг. был более 9%. Если 30 провинций Китая рассматривать в качестве отдельных стран (а численность населения многих из них превышает соот-ветствующий показатель большинства стран с низким уровнем дохода), то в список 20 стран с самыми высокими темпами эконо-мического роста в 1978 - 1995 гг. вошли бы только провинции Китая. КНР принадлежит первое место в мире по производству продовольствия, хлопка, угля, стали, цемента, стекла, хлопчато-бумажных тканей. Расчеты по паритету покупательной способно-сти китайской национальной валюты (юаня) и доллара дают ос-нование предполагать, что уже к 2005 г. Китай сравнятся по объе-му ВВП с США. В структуре экономики произошли явные положительные сдви-ги: в основном решена продовольственная проблема и преодолен всеохватывающий дефицит предметов первой необходимости. Со-отношение между первичным, вторичным и третичным сектора-ми экономики значительно улучшилось. Продолжается наращивание мощностей в промышленности и обновление производственных фондов. На основании промыш-ленной переписи 1995 г. в промышленности 90% приходится на оборудование, произведенное после 80-х гг. На крупных и сред-них предприятиях 26% оборудования соответствуют требованиям передовых международных стандартов. Большие успехи достигнуты в области проведения открытой внешнеэкономической политики. В 1997 г. объем внешнеторго-вого оборота составил 325,1 млрд.долл., что выше уровня 1980 г. в 8,5 раза. При этом положительное торговое сальдо превысило 40 млрд.долл. Доля промышленных изделий в экспорте поднялась с 50% в 1980 г. до 80% в 1997г. За 1979 - 1997 гг. суммарная величина заявленных иностран-ных вложений в китайскую экономику (включая займы и прямые инвестиции) составила 654 млрд. долл., а реализованных - 348,3 млрд. долл. К концу 1997г. было подписано в общей сложности более 300 тыс. соглашений на создание различного рода объектов с иностранным участием на общую сумму 520,4 млрд. долл., из которых реально использовано уже 220,1 млрд. Доля иностран-ных инвестиций в общих капиталовложениях сейчас составляет примерно 13%. Предприятия с иностранным капиталом дают 14% валовой продукции промышленности и 47% экспорта. Китай опровергает устоявшееся мнение о неизбежности соци-альных издержек в ходе реформы. Согласно официальным стати-стическим данным, доходы городского населения номинально выросли с 316 юаней в 1978 г. до 5160,3 юаня в 1997 г., а реально Так, в июле 1998 года состоялся тендер по поставке лингафон-ного оборудования для Казахского Государственного университе-та мировых языков в размере 38,4 млн. йен в рамках культурного гранта. Посольством Японии в Казахстане реализован гуманитар-ный проект "Корни травы" в размере 11 млн. йен, предусматри-вающий издание в 1998 году книги на английском языке "Эколо-гические проблемы Аральского региона". В настоящее время про-рабатываются вопросы предоставления Казахстану новых гран-тов, связанных с проектами строительства детской больницы в Астане, реконструкцией системы водоснабжения в Кызылординской области и другими. В рамках исследований по реализации безвозмездной помощи была осуществлена разработка проекта "Совершенствование здравоохранения в Алматинской области". Расширяется сотрудничество по подготовке кадров. По линии МИД, Министерства образования Японии и других ведомств, а также ряда неправительственных организаций в японских уни-верситетах, фирмах проходят краткосрочные и длительные стажи-ровки более 40 казахстанцев. Японским агентством международ-ного сотрудничества организуется направление в Казахстан япон-ских преподавателей и специалистов народного хозяйства для орга-низации учебных семинаров и передачи японского опыта эконо-мического и гуманитарного строительства. В этой связи особый интерес представляет план создания в Казахстане Японского цен-тра, деятельность которого должна способствовать усилению дву-стороннего сотрудничества в этой сфере. В настоящее время в со-ответствующих ведомствах наших стран идет обсуждение вопро-сов практической реализации данного проекта. Большой интерес представляет проект выделения по линии "Японского фонда" культурного гранта в виде безвозмездного показа на казахстанском телевидении в течение нескольких лет 300 японских художественных, документальных фильмов, учеб-ных и развлекательных программ. Учитывая интерес в Японии к казахстанскому кинематографу, в настоящее время "Казахфиль-мом" и японской кинокомпанией "Тоэй синема" рассматривает-ся возможность съемки совместного художественного фильма. В течение 1998 года почти вдвое увеличился поток японских туристов в нашу страну. Это позволило привлечь внимание круп-ных туристических фирм Японии (Japan Travel Bureau, M.O.Tourist, Number One Travel, Eurasia Travel) к Казахстану, представители которых в мае 1998 года посетили нашу страну и обсудили воз-можность заключения агентских соглашений с казахстанскими туристическими компаниями. Расширение экономического сотрудничества с Японией долж-но способствовать также подключению Казахстана в перспективе к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регио-не. Япония выступила в качестве локомотива в развитии эконо-мик этого региона, поэтому она смогла бы сыграть ключевую роль и в подключении нашей страны к сотрудничеству в АТР. Официальный Токио прилагает немало усилий для обеспече-ния безопасности на Азиатском континенте. В этой связи участие Японии в подготовительном процессе по созыву СВМДА являет-ся особенно важным в деле реализации инициативы Президента Н.Назарбаева по созданию эффективной системы взаимодействия в Азии. В настоящее время японская сторона подтверждает свою поддержку Казахстана и принимает участие в работе СВМДА в качестве наблюдателя. На нынешнем этапе казахстанско-японские отношения разви-ваются последовательно и целенаправленно на взаимовыгодной основе. В них по вполне понятным причинам преобладает эконо-мический компонент. Созревают условия для расширения дого-ворно-правовой базы казахстанско-японского сотрудничества в различных областях. В перспективе объем двусторонних отноше-ний будет и далее возрастать, наполняясь конкретным полити-ческим и экономическим содержанием. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) становится одним из важ-ных центров мировой экономики, крупным международным тор-говым и финансовым центром. Процессы, происходящие в эко-номике стран АТР, внутри этого региона и на межрегиональном уровне, позволяют сделать вывод о том, что в недалеком будущем Азиатско-Тихоокеанский регион будет занимать доминирующие позиции в мировой экономике. 15-16 декабря 1998 г. в Ханое состоялся очередной VI Саммит глав государств и правительств Ассоциации государств Юго-Вос-точной Азии (АСЕАН), в котором приняли также участие три страны со статусом полного партнера Ассоциации по диалогу: Китай, Южная Корея и Япония. Ключевыми моментами повестки дня Саммита стали поиск и принятие мер по преодолению негативного влияния финансово-экономического кризиса, решение о принятии Камбоджи в АСЕ-АН в качестве полноправного члена в ближайшее время на спе-циальном совещании министров иностранных дел, принятие Ха-нойского плана действий, в котором определена стратегия разви-тия АСЕАН до 2020 г. Девять стран-членов Ассоциации (Бруней, Вьетнам, Индоне-зия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины) договорились форсировать процесс создания в рамках АСЕАН зоны свободной торговли, ускорить на один год (с ранее намечавшего-ся 2003 г. на 2002 г.) сроки достижения данной цели некоторыми более развитыми асеановскими странами. Также было принято решение об ускорении создания инвес-тиционной зоны, в рамках которой страны АСЕАН обязуются предоставлять льготный режим прежде всего инвесторам из госу-дарств Ассоциации. Меры по ускорению торговых и инвестиционных потоков в пределах региона, пострадавшего от кризиса, были частью пакета "смелых мер", включенных в Ханойский план действий. Лидеры стран-членов АСЕАН также призвали к реформам в сфере между-народной финансовой структуры, которая, по их мнению, не смог-ла направить потоки капитала в верном направлении. Так, Премьер-Министр Малайзии М.Мохамад отметил, что существующая международная финансовая система не справилась с массированным потоком капитала, что привело, в конечном итоге, к финансовому и экономическому сбою. Он также заме-тил, что Малайзия высоко оценивает обязательство КНР не де-вальвировать китайский юань, поскольку падение его курса мо-жет привести к новому циклу обесценивания валют других стран региона. Участниками форума была достигнута договоренность об ук-реплении финансовых секторов стран-членов и принято решение о рассмотрении возможности создания валютной системы АСЕ-АН, которая будет способствовать стабильности курсов валют государств региона по отношению друг к другу и обеспечит под-держание более предсказуемых экономических условий. Принято решение о развитии рынка облигаций и других финансовых рын-ков в АСЕАН в целях расширения финансовой и экономической базы стран-членов. Участники Саммита подтвердили необходимость принятия уси-лий по мирному урегулированию территориальных конфликтов в Южно-Китайском море, в частности, вокруг островов Спратли (справочно: на острова Спратли в разной степени претендуют Китай и страны - члены АСЕАН: Бруней, Малайзия, Филиппины и Вьет-нам). Одними из ключевых моментов, отраженных в программе рас-ширения роли АСЕАН, были определены председательство Ассо-циации в Региональном форуме АСЕАН (РФА), принятие актив-ных мер по укреплению роли АСЕАН в рамках РФА, дальнейшее участие представителей министерств обороны в его деятельности, поддержание сотрудничества АСЕАН со странами-партнерами по диалогу и др. Во время встречи между АСЕАН и партнерами по диалогу: Китаем, Японией и Южной Кореей Премьер-Министр Японии К.Обути официально объявил о предоставлении специального йенового займа азиатским странам на сумму 5 млрд. долл. США. Данный заем, а также кредит на сумму 30 млрд. долл. в рамках так называемого "Плана Миядзавы" поможет государствам реги-она, наиболее сильно пострадавшим от кризиса, провести рефор-мирование финансовой сферы и ускорить процесс экономичес-кого оздоровления. Заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао также объявил о предоставлении Фонду АСЕАН гранта в размере 200 тыс. долл. Было отмечено, что Китай ранее уже выделил 4,5 млрд. долл. в рамках пакета мер под эгидой МВФ для оказания финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии, пострадавшим от кризи-са. Китайским руководителем также было предложено проводить регулярные встречи представителей министерств финансов и на-циональных банков стран-членов АСЕАН и трех партнеров по диалогу для обсуждения путей регулирования потоков междуна-родного капитала и нахождения совместного решения проблем валютно-финансового кризиса в регионе. Следует отметить, что по прогнозам экспертов международ-ных финансовых организаций, кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии, носит временный характер, и экономическая ситуация в регионе стабилизируется к 2005 г. В этой связи Казахстану, являющемуся крупным евразийским государством, очевидно, следует проявлять больше внимания к региональным политическим и экономическим интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии. Особенно актуальным для РК является развитие сотрудниче-ства с Региональным форумом АСЕАН, поскольку девиз, провоз-глашенный участниками РФА, созвучен с идеями казахстанской инициативы о Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). На проходившем в июле 1998 г. в Куала-Лумпуре заседании старших должностных лиц стран-членов АСЕАН, за исключением одного-двух государств, наша инициатива в целом была поддержана. Мы также заручились поддержкой основных участников форума - России и Китая. Поэтому обсуждение воз-можностей консолидации усилий по линии СВМДА и РФА мог-ло бы внести значительный вклад в становление и развитие про-цесса общеазиатской безопасности. Реализуя стратегическую цель - интегрироваться в простран-ство АСЕАН, необходимо проводить комплексную политику по развитию двусторонних отношений с ведущими странами регио-на. При этом следует учитывать, что проявление особых отноше-ний лишь с одной из них, лоббирование ею казахстанских инте-ресов в регионе могут вызвать негативную реакцию остальных. Как правило, близких позиций по внутрирегиональным и между-народным проблемам придерживаются Сингапур, Таиланд и Фи-липпины. Другой лагерь составляют Малайзия, Бруней и Мьян-ма. Подчеркнуто независимо проявляет свою позицию Индоне-зия. На начальном этапе этого процесса представляется целесооб-разным инициирование диалога со странами-участницами с це-лью подключения Казахстана к РФА в качестве секторального партнера. С получением такого статуса Казахстан в большей сте-пени может рассчитывать на поддержку со стороны государств-участников Ассоциации стать членом РФА. Казахстанской дипломатии следует предпринимать усилия для налаживания тесных и доверительных контактов с официальны-ми лицами государств АСЕАН с целью подключения нашей стра-ны к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии. АСЕАН стала самым динамично развивающимся регионом мира благодаря ряду причин: стремительный экономический рост, осу-ществление программ экономической интеграции и совместных предприятий, ликвидация барьеров, препятствующих доступу на их рынки и увеличение торговли. Показатели экономического развития в большинстве стран региона значительно превосходят среднемировые. Страны АТР демонстрируют рост валового внутреннего продукта на уровне 5-6% в год, внешней торговли - 9-11%. На эти страны приходится около 60% мирового производства. Удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%. По различным оценкам, к 2010 году население региона соста-вит около 690 млн. человек. Ожидается, что совокупный ВВП стран региона возрастет с 450 млрд. долларов в 1995 г. до 1,1 трлн. долларов в 2010 г. Углубляется экономическая и технологическая интеграция. В АТР сформировались и эффективно развиваются механизмы эко-номического сотрудничества как на неправительственном уровне (Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Ти-хоокеанский экономический совет), так и с участием правительств (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество). Широ-кое распространение получила реализация проектов многосторон-него сотрудничества в сопредельных районах стран Восточной и Юго-Восточной Азии (так называемых зонах экономического ро-ста). Несомненный интерес для Казахстана представляют процессы экономической и политической трансформации, происходящие в последние десятилетия в Восточной Азии, являющейся составной частью АТР. Большинство этих стран за годы независимости и становления государственности продемонстрировали возможность ускоренно-го развития и интеграции в новые мировые процессы. Это обусловлено умело проводимой стратегией по переориентации эконо-мик на экспортное и импортозамещающее производство, разви-тием высокотехнологичных и наукоемких отраслей, созданием гибкой финансово-кредитной системы, благоприятным инвести-ционным климатом. Экономика стран данного региона в 60 - 70-е годы характери-зовалась как аграрно-сырьевая и была основана на переработке сельскохозяйственной продукции и разработке имеющихся сырь-евых ресурсов. Но уже в 80-е годы в ее структуре происходят су-щественные сдвиги - создаются совместные предприятия, произ-водящие импортозамещающую и экспортно-ориентированную продукцию, в промышленности постепенно вытесняются трудо-емкие отрасли, внедряются высокотехнологичные и капиталоем-кие производства, сокращается удельный вес аграрного сектора с одновременным увеличением объемов производства за счет ис-пользования передовых технологий. Выгодное географическое положение и бурное экономическое развитие стран региона способствовало расширению их торговых возможностей. Доля Юго-Восточной Азии в мировой торговле постоянно увеличивается с 13,7% в восьмидесятые годы до 19,3% в начале девяностых. В настоящее время Юго-Восточная Азия с торговым оборотом около 620 млрд. долларов США превратилась в четвертый по масштабам рынок в мире после США, Японии и Европейского Союза. К 2000 г. доля стран региона в мировой тор-говле, по прогнозам специалистов, достигнет 33,1%. Страны региона до недавнего кризиса демонстрировали высо-кие темпы экономического роста - в среднем 7,6% в год. Сово-купный ВВП в 1995 г. составил 450 млрд. долларов США. Не-смотря на финансовый кризис, охвативший с конца 1997 г. мно-гие страны Восточной Азии, экономика региона, достигшая 25% от мирового ВВП, является весомой частью мировой экономики, и ее доля будет расти. Восточная Азия по-прежнему является од-ним из наиболее привлекательных мест для вложений междуна-родного капитала. Прогресс экспортных производств, стимулирующий развитие сопряженных отраслей, позволил крупным восточноазиатским странам (Япония, Южная Корея, Тайвань) создать диверсифици-рованные промышленные комплексы. Гонконг, Сингапур, где фор-мирование полного набора индустриальных отраслей экономи-чески нецелесообразно, создали разветвленный финансовый сек-тор, превратившись в крупнейшие центры международных расче-тов в АТР. В первые же годы своего суверенитета Казахстан установил дипломатические отношения с такими странами региона, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппи-ны, Камбоджа и с момента обретения независимости динамично развивает двустороннее сотрудничество с ними при надлежащей договорно-правовой базе, практически во всех сферах. Поддер-живаются активные контакты'на высшем уровне. Президент Н.Назарбаев посетил Индонезию, Таиланд, Сингапур, дважды Ма-лайзию. В нашей стране с официальным визитом побывали ру-ководители Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Сингапура. Уста-новлен режим активного диалога между внешнеполитическими ведомствами. В настоящее время, несмотря на общую тенденцию к росту, товарооборот Казахстана со странами ЮВА не отвечает экспорт-но-импортным возможностям страны. В 1997 г. объем внешней торговли с рядом стран АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) составил 127 млн. долларов США. Из них 95% приходится на экспорт из Казахстана. Присоединение к интеграционным процессам в АТР помогло бы Казахстану решить проблему выхода на внешние рынки. Па-раллельно с вхождением во Всемирную торговую организацию, участие в таких процессах, как Азиатско-Европейский форум в рамках саммита "Азия - Европа", зона свободной торговли АСЕ-АН, Организация азиатско-тихоокеанского экономического со-трудничества (АТЭС), Совет азиатско-тихоокеанского экономи-ческого сотрудничества позволило бы РК осуществлять торговлю со странами региона на льготных условиях. С учетом роста по-требностей региона в энергетических ресурсах Казахстан, наряду с Россией, мог бы стать основным экспортером углеводородов в АТР. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |