реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Криминалистика как наука и как учебная дисциплина

«курс» здесь обозначает не науку, а учебную дисциплину).

Отличие системы курса от системы науки криминалистики может

объясняться и функциональным назначением учебного курса.

Учебный курс может представлять собой систематическое изложение

содержания науки, и тогда он будет максимально соответствовать системе

науки. Но курс может быть и проблемным, когда преподаются не все разделы

науки, а рассматриваются лишь узловые или наиболее важные для данной

аудитории проблемы науки, как правило, нерешенные или особенно актуальные

для практики. Кроме того, курс может быть и избирательным, когда его

содержание представляет собой часть систематического курса, соответствующую

функциональному назначению учебного заведения, профилю подготовки

обучающихся.

Два аспекта построения подобных курсов криминалистики характерны для

системы подготовки кадров для органов внутренних дел.

Первый аспект, который можно назвать аспектом уровней подготовки

кадров, объясняется преподаванием криминалистики в учебных заведениях

разных уровней: в школах подготовки младшего и среднего начальствующего

состава органов внутренних дел, в средних специальных школах, в высших

школах и, наконец, в Академии МВД РФ. На каждом из уровней подготовки

кадров задача заключается в том, чтобы в курс криминалистики включались

знания, необходимые для будущих специалистов конкретного уровня, и в то же

время, чтобы дублирование знаний в различных учебных заведениях было

исключено или сведено к минимуму. К сожалению, эта задача полностью еще не

решена; решение этой задачи возможно лишь при условии создания единой

программы по криминалистике, в которой была бы, с одной стороны, обеспечена

преемственность в преподавании на разных уровнях подготовки специалистов, а

с другой — исключалось ненужное дублирование с сохранением лишь в отдельных

случаях повторения самых важных сведений, восстановление которых в памяти

обучающихся необходимо для усвоения нового материала.

Второй аспект построения учебного курса криминалистики, который можно

назвать аспектом специализации, зависит от специализации обучения в рамках

подготовки юристов средней и высшей квалификации. Содержание курсов в этих

случаях варьируется в зависимости от того, читается ли он будущим

работникам уголовного розыска или следователям или экспертам-криминалистам.

Опыт построения и преподавания подобных специализированных (в том числе в

известном смысле избирательных) учебных курсов криминалистики уже накоплен.

Изложенное не означает, что криминалистический учебный процесс

настолько совершенен, что не нуждается в улучшении. Реалии современности,

научно-технические достижения, возрастающие практические потребности

поставили перед академической и вузовской науками задачу в сжатые сроки

обеспечить переход на принципиально новые, эффективные технологии учебно-

педагогической деятельности, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и

ближайшие перспективы. Юридическое образование должно быть ориентировано на

подготовку квалифицированных, независимых в суждениях специалистов,

способных после окончания учебного заведения осуществлять самостоятельную

юридическую практику.

Последние два-три десятилетия криминалистика в юридических учебных

центрах изучалась по схеме, зеркально отражающей систему данной науки.

Сыграв положительную роль в свое время, этот подход уже не является

актуальным теперь, поскольку отражает даже не вчерашний, а позавчерашний

уровень развития и состояния современных науки и образования[46].

Мнение прокуроров и следователей, с которыми нам удалось побеседовать

по этому поводу в разное время, едино. Все они (несколько десятков человек)

полагают, что поскольку студентов в юридических вузах подготавливают в

основном не для ведения научных дискуссий, а для практики, их необходимо

учить не системе криминалистики как науки, а системе ее объекта –

практическому следоведению в уголовном процессе, криминалистическому

алгоритму этой деятельности, технологии и средствам достижения ее целей,

тому, как рациональнее и продуктивнее ее осуществлять с помощью новейших

криминалистических достижений и возможностей.

Обоснованность этой точки зрения не вызывает сомнений. Необходимость

воплощения ее в жизнь очевидна, в частности потому, что трудности и

недостатки традиционного подхода в обучении студентов криминалистике

неустранимы без его коренного пересмотра.

С учетом этих обстоятельств предложен и отчасти реализован проект

реформирования криминалистической дидактики. Он исходит из задачи тесной

увязки процесса формирования криминалистических знаний, навыков и умений с

потребностями, структурой, логикой и содержанием практики поиска и познания

в уголовном судопроизводстве. В основу данного проекта положена идея

рассмотрения криминалистики как науки о технологии и средствах

практического следоведения (поисково-познавательной деятельности)

работников правоохранительных органов и экспертных учреждений. Опираясь на

эту идею и принцип от общего к менее общему, предлагается рассматривать

криминалистическую дисциплину в качестве системы, - состоящей из общей и

особенной частей.

В общую часть курса включен (помимо материала данного раздела,

характеризующего криминалистику как науку и учебную дисциплину) раздел, в

котором рассматриваются общие положения (методологические основы)

практического следоведения как объекта криминалистики (криминалистическая

характеристика преступления, основы технологии отдельных групп действий и

т.д.).

Особенная часть курса складывается из двух органично связанных между

собой частей. В первой части рассматриваются особенности поисково-

познавательной деятельности в стадиях возбуждения уголовного дела и

предварительного расследования (характеристика этой деятельности,

технология подготовки и производства следственных действий). Вторая часть

посвящена методикам расследования.

Концепция этого раздела исходит из необходимости выделения в нем, во-

первых, общей характеристики методики расследования; во-вторых, методик

решения следственных задач, типичных для различных категорий дел

(исследование алиби, выявление и разоблачение инсценировки и т.д.); в-

третьих, методик расследования определенных криминалистически сходных групп

и отдельных, видов преступлений.

Одна из отличительных черт данного раздела состоит в том, что круг

традиционно изучаемых в рамках курса криминалистики методик резко

ограничен.

При определении содержания и структуры криминалистической дисциплины

необходимо следовать принципу соответствия содержания и структуры теории

содержанию и структуре познаваемого объекта. Исходя из этого принципа,

следует считать основными элементами криминалистической дисциплины:

1. Положения, в которых формулируются представления о предмете

криминалистики, ее задачах, целях и месте в системе научного знания,

понятии и содержании ее общей теории. Назовем этот раздел введением в общую

теорию криминалистики.

2. Положения, отражающие объективные закономерности возникновения,

собирания, оценки и использования доказательств и являющиеся базой для

разработки криминалистических средств и методов и рекомендаций по

использованию последних в практике борьбы с преступностью.

Эти положения можно свести в четыре раздела, обозначив их

соответственно как:

а) криминалистическое учение о закономерностях возникновения

доказательств;

б) криминалистическое учение о закономерностях собирания

доказательств;

в) криминалистическое учение о закономерностях исследования

доказательств;

г) криминалистическое учение о закономерностях оценки и использования

доказательств.

Содержание этих разделов составляют общие положения, отражающие

сущность, характер, направленность и формы проявления данной группы

объективных закономерностей действительности, и система частных

криминалистических теорий, опирающихся на эти положения и выражающих, во-

первых, результаты познания перечисленных закономерностей и, во-вторых,

формы, пути и цели использования этих результатов познания в плане решения

задач, стоящих перед криминалистической дисциплиной, в том числе и в плане

разработки и внедрения в практику криминалистических средств и методов

судебного исследования и предотвращения преступлений. К числу таких частных

криминалистических теорий могут быть отнесены:

— криминалистическое учение о навыках;

— криминалистическое учение о способах совершения и сокрытия

преступлений;

— криминалистическое учение о механизмах следообразования;

— криминалистическое учение о признаках;

—криминалистическое учение о фиксации доказательственной информации;

—учение о регистрации криминалистических объектов;

— теория криминалистической идентификации;

—общие принципы методики криминалистических экспертных исследований;

— криминалистическая теория причинности;

— учение о криминалистической версии;

—общие принципы организации деятельности по собиранию, исследованию,

оценке и использованию доказательств;

— учение о планировании расследования;

—теория криминалистического прогнозирования.

Приведенный перечень частных криминалистических теорий нельзя считать

ни исчерпывающим, ни окончательным. Его нельзя считать исчерпывающим,

потому что в литературе высказываются мнения о существовании и других

частных криминалистических теорий. Так, например, еще в 1961 г. В. П.

Колмаков выдвинул идею создания теории криминалистической профилактики,

поддержанную впоследствии И. Я. Фридманом и другими криминалистами[47].

Хотя это предложение является весьма спорным, оно, несомненно, заслуживает

внимания[48].

Приведенный перечень частных криминалистических теорий нельзя считать

окончательным, так как разработка и развитие общей теории криминалистики

неизбежно приведут (и приводят) к возникновению в дальнейшем новых частных

теорий, ибо процесс уточнения существующих и возникновения новых теорий

происходит непрерывно.

Частные криминалистические теории являются методологической базой

исследования и разработки средств, приемов и методик расследования и

предотвращения преступлений, составляющих в своей совокупности также часть

учебного курса криминалистики. Эти средства, приемы и методики группируются

в соответствующие системы и образуют разделы или отрасли криминалистики:

криминалистическую технику, криминалистическую тактику и криминалистическую

методику (методику расследования и предотвращения отдельных видов

преступлений). Каждый из этих разделов состоит из системы определенных

научных положений, именуемых в литературе «общими положениями», и

основанных на этих положениях систем средств, приемов и методик работы с

доказательствами и т. п.

Криминалистами разработаны сотни различных методик расследования. С

каждым годом их количество возрастает, что обусловлено запросами

следственной практики. Методики данного типа издаются главным образом для

того, чтобы практикующие следователи не заучивали их все подряд, а,

открывая в нужный момент нужные страницы, знакомились выборочно с

содержащимися здесь рекомендациями и использовали (по аналогии) почерпнутые

знания для решения того или иного вопроса.

Студенты в этом отношении поставлены в более сложное положение. Им

предлагается изучить, запомнить десятки включенных в курс дисциплины

методик и ответить надлежащим образом на вопросы экзаменатора. Задача,

прямо скажем, малореальная и, главное, никому не нужная, толкающая

студентов на элементарное зазубривание материала, который тут же забывается

за порогом экзаменационной аудитории.

Более целесообразен в данной ситуации принцип «лучше меньше, да

лучше». Если сконцентрировать внимание лишь на нескольких методиках, это

дает возможность, не скача ''галопом по европам'', более глубоко и

всесторонне разобраться в сущности, содержании и назначении изучаемого

материала, принципах его изложения.

Что же касается технологии следственных действий, то в этом случае

выборочный подход вряд ли целесообразен. Перечень следственных действий

четко определен. И наряду с изучением их правовых моделей студент должен

получить необходимые криминалистические знания по поводу каждого действия.

Двухчастевая модель курса криминалистики, построенная на базе

изложенных подходов, представляется более оптимальной по сравнению с

традиционной моделью, состоящей из четырех разделов, для продуктивного

усвоения криминалистических знаний и их использования на практике. Одним из

позитивных ее моментов является то, что предлагаемая конструкция рассчитана

не только на подготовку будущих следователей, но и профессионалов других

юридических специальностей. Этому способствует включение в курс материалов,

отражающих характеристику практического следоведения в уголовном

судопроизводстве. Содержащиеся в ней общие положения могут оказаться

полезными для прокуроров, оперативных работников органов дознания, судей,

экспертов, других участников уголовного процесса.

3.2 Значение систематики и классификации в криминалистике как учебной

дисциплине

Содержание криминалистической дисциплины, как и любой области научного

знания, нуждается в определенном упорядочении, распределении по тем или

иным разделам, отраслям, т. е. в приведении в систему, в систематизации.

Систематизация криминалистической дисциплины предполагает такое ее

упорядочение, которое соответствовало бы объективно существующим

закономерным связям между элементами предмета научного познания, отражало

бы эти связи. Такая систематизация основывается на другой логической

операции — на процедуре классификации, т. е. на разделении множества

предметов, явлений, отношений, свойств, признаков и т. п. на отдельные

группы по тем или иным основаниям.

Принципы систематизации и основные элементы криминалистической

дисциплины и классификаций, в свою очередь, рассматриваются

криминалистической систематикой — специальным разделом криминалистики,

основывающемся на положениях системно-структурного подхода к изучению

явлений действительности. Такими общими положениями системно-структурного

подхода являются следующие:

1. Исходным принципом системного исследования является представление о

целостности изучаемой системы. Из этого следуют два вывода: а) система

может быть понята как нечто целостное лишь тогда, когда она как таковая

противостоит своему окружению — среде, в которую могут входить и другие

системы;

б) расчленение системы приводит к понятию элемента— далее неделимой

единицы, свойства и функции которой зависят от ее места в рамках целого.

Свойства и функции элемента взаимоопределены свойствами и функциями

системы, т. е. свойства целого не могут быть поняты без знания некоторых

свойств элементов, и наоборот.

2. Каждая исследуемая система может расчленяться самыми различными

способами, поэтому элемент в соответствующих случаях может рассматриваться

как нечто сложное, например как подсистема. В свою очередь система, как

нечто целое, может рассматриваться как подсистема по отношению к системе

более высокого уровня.

3. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие

связи. В системах особое место занимают связи, которые могут быть выявлены

лишь на системном уровне рассмотрения объекта. Такие связи называют

системообразующими. Совокупность связей и их типологическая характеристика

приводят к понятию структуры системы.

4. Структура системы (или ее организация) может строиться как по

«горизонтали» (связь между однопорядковыми компонентами системы), так и по

«вертикали» (связь между разнопорядковыми компонентами в зависимости от

уровней систем). «Вертикальная» структура позволяет говорить о понятии

уровней системы и их иерархии.

В литературе система определяется как «комплекс некоторых объектов или

элементов, находящихся в определенном отношении друг к другу», или как

совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых

интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему

компонентам. Структура понимается как строение объекта, закономерная связь

между элементами[49], как единство элементов, их связей и целостности, как

организация, как известная сеть отношений между объектами и т. п.

Рассматривая криминалистическую дисциплину как единое целое,

обладающее внутренним единством составляющих это целое и объективно

связанных друг с другом частей, постигая содержание этого целого, мы тем

самым познаем структуру системы, т. е. существенные связи между элементами

системы.

Системный подход к содержанию криминалистики характерен для всех

этапов ее развития. Но только сравнительно недавно системное рассмотрение

дисциплины, которое протекало стихийно, нашло свое развернутое обоснование

в системно-структурном методе исследования, активная разработка которого

началась в 60-х годах нашего столетия. Пионером применения в криминалистике

системно-структурного метода является А. И. Винберг, исследовавший общие

принципы его использования и направления приложения. Исследования в этой

области плодотворно проводит В. А. Жбанков[50].

С помощью системного подхода формируется также представление о

системе криминалистической науки и структурах ее подсистем — общей теории,

криминалистической техники, криминалистической тактики, криминалистической

методики. Системный подход позволяет научно обоснованно осуществлять

классификацию криминалистических объектов, являющуюся одним из необходимых

условий использования практикой криминалистических рекомендаций,

совершенствования этой практики и осуществления связей внутри самой науки,

что способствует получению уже готовых, систематизированных знаний и

воплощение их в учебный курс, рассчитанный на обучение учащихся с учетом

изложенной систематики.

Классификацию в литературе определяют как логическую операцию,

состоящую в разделении всего изучаемого множества предметов по обнаруженным

сходствам и различиям на отдельные группы, или подчиненные множества,

называемые классами. О классификации как системе соподчиненных понятий

(классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека

говорится в разных источниках[51].

Классификация — категория логическая. Научные классификации выступают

в форме классификации понятий, а не предметов, вещей. Всякое предметное

классифицирование, т. е. распределение материальных объектов по группам в

соответствии с научной классификацией не является разновидностью последней,

а представляет собой ее «материализацию» в натуре. В криминалистической

науке мы имеем дело с логическими классификациями, в практике борьбы с

преступностью — с предметными классификациями, точнее — с предметным

классифицированием на основе научной или эмпирической классификации.

Основываясь на вышесказанном, в отечественной криминалистике, А. И.

Винберг справедливо отмечает, что классификация в криминалистической

дисциплине ничем не отличается по своему характеру от классификации

объектов других дисциплин, что она имеет своим логическим основанием

правила и принципы деления объема понятия, формальной логики, а не принципы

и правила криминалистики.

В работах последнего времени рассматривается значение систематики

криминалистической науки для криминалистической дисциплины в целом и для

отдельных ее разделов. Отмечается, что учебная дисциплина служит одним из

средств познания, помогая исследовать отдельные предметы и явления, выявить

закономерности их развития, определить пути их использования.

Криминалистика, как учебная дисциплина может играть и эвристическую роль,

позволяя предвидеть еще непознанное[52]. Криминалистическая дисциплина

играет роль средства систематизации знания о криминалистических приемах,

методах, рекомендациях и об объектах, для работы, с которыми они

предназначены[53].

Систематизация, дополняемая классификацией, является необходимым

элементом общей теории криминалистики. С ее помощью теория не только

упорядочивает свое содержание применительно к предмету и объектам

исследования, но и выражает собственную структуру, различия и переходы, а

также внутренние связи между своими частями.

В то же время криминалистическая дисциплина помогает разрешить

проблему упорядочения всего содержания науки, построения ее системы.

3.3 Развитие научных представлений о системе криминалистической

дисциплины.

Представление о системе криминалистики, как о ее дисциплине,

претерпевало изменения в процессе развития науки.

И. Н. Якимов, как уже отмечалось, полагал, что система криминалистики

слагается из двух частей — уголовной техники и тактики. Правда, в составе

последней он различал общую часть, по содержанию напоминающую

криминалистическую тактику более позднего времени, и особенную часть, или

научный метод расследования преступлений, совпадающую в основном с нашим

представлением о криминалистической методике.

В 1929 г. В. И. Громов опубликовал руководство для органов милиции и

уголовного розыска, которое он назвал «Методика расследования

преступлений». Во введении к нему он писал: «...уголовно-судебная практика

и опыт прошлого дают возможность сделать обобщающие практические выводы о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.