реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Работа с текстом

Структурными связями повествования являются:

1. прямая хронология;

2. обратная хронология;

3. прямая хронология с отступлениями.

Сообщение может содержать информацию о каком – либо событии,

эксперименте, испытании машины, факте. В сообщении выделяются

констатирующие части текста, содержащие уточнения, объяснения, обоснования,

сравнения, оценки фактов.

Для сообщения о процессах, событиях, явлениях характерно деление

сообщений на отдельные фазы и периоды. В соответствии с этим употребляются

глаголы, адекватные началу, ходу, общему и прогрессирующему изменению,

окончанию и завершению повествования.

Описание

Описание – развертывание основной мысли, главного тезиса. В описании

фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке

структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи

объекта, предмета, явления или повторяющегося процесса.

Рассуждение

Рассуждение предполагает строго логическое развёртывание главного

суждения в текст высказывания.

В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой, и следует одна за

другой в логической последовательности движения мысли к выводу.

Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения.

1. доказательство или опровержение:

а) от посылок, фактов к выводу;

б) от тезиса к аргументам и от них – к выбору;

2. познавательное движение:

а) от явления к сущности;

б) от фиксирования изменений к анализу;

в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явлений к

изучению его количественных параметров;

г) от элементов к их связей;

д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления

его в различных условиях;

3. движение от конкретного к абстрактному и наоборот.

Совмещение различных видов развёртывания основной мысли

В текстах часто можно встретить совмещение различных видов

развёртывания основной мысли: определения, описания, повествования,

рассуждения.

В описательных текстах встречаются рассуждения, а в рассуждениях –

описания.

Очень часто в явных описаниях сами события, действия могут

фиксироваться в их синхронной соотнесённости.

Ключевые слова

Ключевые слова – это слова, наиболее существенные для раскрытия

темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их

знание позволяет быстро ориентироватся в тексте, находить необходимую

информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в

процессе чтения.

Система языковых средств текста

Текст содержит систему языковых средств, функционирующую в связанных

между собой предложениях данного текста.

Решающее значение для установления предмета сообщения и того, что о нём

рассказывается, имеют языковые средства, выражающие подлежащие и сказуемое.

Все остальные члены предложения расширяют, дополняют, характеризуют

информацию, сообщенную главными членами предложения.

Выписки

Выписки – наиболее распространенный вид работы над учебной, научной

литературой. Они фиксируют для дальнейшего использования нужные, важные

места из учебника, книги, журнальной, статьи, брошюры, текста.

Обычно выписываются отдельные положения, факты, цифровой, другой

фактический и иллюстративный материал.

Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано

несколько источников.

Тезисы

Тезисы – вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить

его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение. В отличие

от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читаемого материала

независимо от последовательности его изложения в тексте.

Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные

положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных

второстепенные положения).

Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть

объединёны не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть

текста может записываться в виде цитат. Основной для составления текстов

является логикоструктурная схема текста.

Аннотация

Аннотация – предельно сжатое, краткое изложение главного содержания

текста. Основным отличием аннотации от реферата является то, что реферат

даёт представление о содержании оригинала, а аннотация – только о его

тематике. Аннотация перечисляет, называет вопросы, проблемы оригинала, но

не раскрывает их.

Для аннотации характерно использование специальных оборотов, клише.

Структура аннотации

1. Предметная рубрика. В этом пункте называется область или раздел

знания, к которому относится аннотируемый материал.

2. Тема.

3. Выходные данные источника.

4. Содержание аннотации.

Конспект

Конспект – систематическая логически связанная запись содержания

читаемого материала, объединяющая план, выписки, тезисы или хотя бы два из

этих типов записи. В отличие от выписок и тезисов конспект раскрывает

содержание в той последовательности изложения, в которой оно предлагается в

читаемом источнике.

Для составления конспекта отбирается самая важная и существенная

информация. Главные положения выделяются, важные слова, словосочетания

подчёркиваются. Каждая новая мысль начинается с новой строки. В конспекте

следует указывать фамилию автора, название источника, место, время его

издания, страницы.

Реферат

Реферат – это сжатое, краткое изложение основного содержания

оригинального первичного документа – текста (статьи, главы, параграфа,

целой книги) по всем затронутым в нём вопросам, полученное в результате его

смысловой обработки.

Основным назначением реферата является оперативное распространение

важнейшей научно – технической информации в максимально сжатом виде и её

использование читателями различных категорий.

Реферат имеет свою структуру:

1. Предметная рубрика: наименование области или раздела знаний, к которым

относится реферируемый документ.

2. Тема: более узкая предметная отнесённость источника или ряда

источников.

3. Выходные данные источника, или совокупность источников на иностранном

и русском языках: фамилия и инициалы автора, заглавие, издательство,

место, год издания (для журнала – название и номер).

4. Главная мысль, идея реферируемого материала: реферат сжато формулирует

главную мысль, не внося в неё своих комментариев, даже если она в

тексте автором лишь подразумевается.

5. Изложение содержания: реферируемого материала излагается в

последовательности, в которой он приводится в источнике.

6. Комментарий, примечание референта: это чаще всего указание адресата,

на который рассчитан реферируемый материал.

Рефераты делятся на

1. информативные, или рефераты – конспекты,

2. индикативные, или рефераты – резюме.

Первые достаточно полно излагают все основные положения,

доказательства, выводы. Вторые перечисляют лишь главные положения и выводы

по ним без изложения доказательств.

Оба вида рефератов могут быть монографическими, составленными на

основании одного источника; сводными, излагающими содержание нескольких

источников, объединённых общей темой, и обзорными, излагающими результат

обзора многих источников по определённой тематике, плану.

Если оригинальный текст свёрнут в реферате до 1/8 его объёма при

сохранении основных положений, то такой реферат может считаться

удовлетворительным, нормальным по объёму.

В практике составления рефератов допускаются следующие объёмы:

1. статья до 5 печатных страниц свёртывается в реферат из 125 – 200 слов;

2. статья от 25 печатных страниц в реферат из 250 и более слов;

3. для более крупных документов до 1200 слов.

Связность текста

Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой

текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным

средствам. К наиболее распространённым относятся повторение одного и того

же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий,

местоимённых наречий, которые употребляются вместо членов предложений,

уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в

предыдущем предложении.

Одним из специальных средств связности является порядок слов в

предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение

может начинаться, словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

Умозаключение

Умозаключение – это выводы, полученные из одного или нескольких

суждений, то есть логические действия над отдельными мыслями.

В частном виде, умозаключение присутствует в тексте крайне редко.

Читая, мы постоянно приходим к умозаключению – выводам различных видов,

которые являются продуктом этого вида деятельности.

2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам

В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема

состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого

нужно сформулировать требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам,

а значит и принципы их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них.

Объём текста

Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких

десятков страниц в книге для домашнего чтения. И те, и другие важны и имеют

право на существование в учебном процессе. При этом следует соблюдать

разумный баланс и обратить внимание на следующее. В жизни встречаются

разные тексты, и их надо уметь правильно читать, извлекать из них

необходимую нам информацию, а иногда и критически её переосмысливать. Надо

понимать, что одно слово, написанное на входной двери или перед входом на

чужую территорию, короткая записка перед расписанием или на двери нашего

дома, реклама и объявления - это тоже тексты, которые передают нам

определённую информацию. Иногда эта информация настолько важна, что может

помочь нам, а её игнорирование, наоборот, доставит много неприятных

моментов. Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют

мысль о невозможности их усвоения: « Я с этим никогда не справлюсь. \ Мне

это никогда не прочесть». Вот почему маленькие дети любят читать маленькие

книжки. Тогда у них есть право сказать: «А я уже прочёл 3 книжки. (В каждой

из них может быть не более трёх предложений, а то и вовсе одно). Ощущение

успеха и определённых достижений важно не только для детей.

Только на коротких текстах невозможно формировать многие виды чтения,

необходимые для реальной деятельности, в том числе и учебной (подготовки к

докладу, сообщению по теме и т. д.) Короткий текст может быть очень

информативным, а длинный текст нет. Объём текста может определяться его

форматом. Графики, таблицы, схемы – это тоже тексты, причём очень

информативные.

Иногда проще прочесть длинный текст, чем разобраться в схеме, но

«проще» не всегда означает лучше.

Место основной идеи текста

Для тех, кто научился не просто быстро читать, но овладел необходимыми

технологиями извлечения информации из текста, данное положение может быть и

не столько важно. Тем не менее, доказано, что понимание текста будет

достигнуто быстрее, если основная идея находится в начале, либо в конце

текста. Это особенно важно учитывать при обучении маленьких детей. Данное

положение также важно и для написания собственных текстов. При обучении

написанию же, писем и небольших сообщений это требование является одним из

критериев определения эффективности письменного текста.

2.5. Особенности тематики и проблематики

Тематика текста

Тематика учебных текстов определяется учебной программой. Как правило,

авторы УМК создают учебники на основе программ. Однако в настоящее время

уникальность ситуации состоит в том, что единых федеральных программ для

массовой общеобразовательной школы пока нет, и в каждом регионе может быть

своя, отличная от других регионов программа. Ситуация осложняется ещё и

тем, что во многих школах используются различные учебники, в

которых тематический материал может быть отобран с разных

позиций. В данном случае можно дать следующие рекомендации: -

убедиться в том, что тематика учебных текстов в выбранном базовом

УМК соотносится с требованиями учебных программ (принятых в

школе \ округе \ регионе \ на федеральном уровне и т. д.); - в случае

неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты

из других источников; - с учётом реальных потребностей учащихся и

особенностей учебного заведения можно расширять и частично видоизменять

тематику учебных текстов; в таком случае необходимо закрепить данные

изменения в рамках школьной программы с целью сохранения единых

требований в рамках школы. Соотносить тематику с реальными возрастными

интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания,

образования и развития личности.

Проблематика текста

Помимо тематики текстов, необходимо учитывать и тот спектр

проблем, которые тексты затрагивают. Не столько тематика,

сколько проблематика текстов обеспечивает адекватный отбор языкового,

речевого и социокультурного материала, помогает формировать необходимые

языковые и речевые навыки и умения. К сожалению, приходится

констатировать тот факт, что из года в год в рамках

обсуждаемых проблем может практически не меняться, и часто все

проблемы сводятся к одной: «Что вы знаете, \ можете сказать о

…?».

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные

проблемы, и то, что актуально для старших школьников, совсем не

актуально для младшего подросткового возраста и для малышей. И

наоборот. Вот почему так важно определить не просто уровень

языка того или иного УМК, но и соответствие тематики и

проблематики этого учебного комплекта возрасту, интересам и возможностям

обучаемых. Современные экзамены по иностранному языку

предполагают не механический пересказ тем – «топиков »; а

обсуждение проблем, возникающих на стыке изучения многих учебных

тем. Хорошо подобранные проблемные тексты не только обеспечат

полученные фактической информации по широкому спектру обсуждаемых

вопросов, но и могут служить содержательной и речевой опорой

для создания собственных аналогичных речевых произведений, помогают

соединить разрозненные сведения из различных областей знаний в

единую картину мира. Именно проблематика текстов может помочь в

решении таких важных задач, как воспитание личности. В настоящее

время молодёжи бывает очень не просто сформировать такие

необходимые каждому гражданину понятия и качества. Как патриотизм,

ответственность за свои слова и поступки перед близкими и всем

обществом, готовность критически оценивать поступающую информацию

из различных источников и т. д. Если раньше, помимо школы и родителей,

вопросами воспитания молодёжи занимались многочисленные общественные

организации, а в обществе и СМИ наблюдалось единая воспитательная политика,

то сегодня ситуация резко изменилась. Вопросам социального развития и

воспитания школьников уделяется явно недостаточно внимания, а между тем не

только детям, но и взрослым сегодня бывает не просто сделать правильный

выбор. Нельзя ожидать, что необходимые и желательные качество появляется

сами собой. Каждый из взрослых людей, а особенно учитель в школе, по мере

возможностей и сил формирует личность ребёнка. Тексты и поднимаемые в них

проблемы могут помочь нам в деле воспитания личности, однако не стоит

переоценивать их возможности. Один и тот же текст может нести разное

количество информации разным выводам. Поэтому такую важную роль при работе

с текстом играет личность учителя.

2. 6. Использование аутентичных текстов

Степень аутентичности

В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным. Говорят

об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об аутентичном

звучании и аутентичных учебных. Далеко не всегда понятно, что под этим

подразумевают.

Изначально аутентичными текстами считались те тексты, которые были

созданы не для учебного, а для реального общения. Сегодня говорят о

частично аутентичных текстах, об учебных текстах, построенных на основе

аутентичных и т. д. возникает вопрос: «Может ли полностью перейти на

аутентичные тексты, а если нет, то почему?»

Однозначно ответа нет и быть не может. Чисто психологически современный

учитель должен быть готов к принятию самостоятельных решений, но для того,

чтобы их обосновать, необходимо иметь определенную информацию и выработать

своё отношение к проблеме.

Использование аутентических текстов на различных этапах обучения имеет

целый ряд плюсов и целый ряд минусов. Рассмотрим лишь некоторые из

них. Обучение младших школьников больше похоже на игру, где

дети поют, рисуют, играют и при этом учатся общаться на иностранном

языке. Использование таких аутентичных материалов, как детские

стихи, песни, игры, книжки- малютки, по которым маленькие дети,

говорящие на этом языке как на родном, осваивают чтение, устный

счёт, цвета и т. д., трудно переоценить. При этом можно

возникнуть целый ряд трудностей: - эти материалы идеально

подходят по содержанию для решения коммуникативных задач

обучения, но в языковом (лексическом и грамматическом) отношении

они могут представлять значительные трудности; - когда эти

материалы перестают быть трудными в языковом отношении, они

зачастую утрачивают актуальность в содержательном плане и не

вписываются в проблематику учебного материала.

Иногда детские книжки можно использовать в учебных целях с

учащимися старшего возраста, поскольку сам текст даёт хороший

материал для языкового анализа, а иногда идея текста может

служить отправной точкой для дискуссии, причём сама дискуссия может

строиться и на более продвинутом языковом уровне.

Детские стихи и сказки предоставляют интересный материал для

социокультурного анализа и сопоставления культур. С одним и тем же

аутентичным текстом можно использовать различные приёмы работы, в

зависимости от возраста учащихся и тех, языковых и речевых

умений, которые на их базе можно сформировать. Часто незначительная

адаптация текста может облегчить работу с ним, при этом, возможно,

сохранить колорит и многие другие характеристики аутентичных текстов.

В данном вопросе, как и везде, надо избегать крайностей и искать наиболее

рациональное решение.

Чем старше учащиеся и чем выше их уровень коммуникативной компетенции,

тем шире спектр аутентичных текстов, возможных для использования в учебных

целях. Эти тексты становятся всё более доступными благодаря расширяющимся

контактам и новым информационным технологиям, при этом можно выделить ещё

одну проблему, связанную с использованием аутентичных материалов:

аутентичные тексты могут быть и проводниками определённой идеологии, не

всегда приемленной для нас. При работе с такими текстами необходимо

формировать критическое осмысление прочитанного.

Помимо собственно текстов, большое значение имеет методика работы с

ними, тот методический аппарат, который помогает их интерпретировать и

формировать навыки и умения, жизненно необходимые учащимся для реального

общения в современном многополярном мире. Сами аутентичные тексты такого

аппарата не представляют.

Рассмотрим, как проверяется чтение во время экзамена на уровень

независимого пользователя. Раздел «Чтение» состоит из 4 частей. Ознакомимся

с каждой из них.

Часть 1

Задание на множественную подстановку.

В этой части экзамена представлен текст (чисто газетные), разбиты на

параграфы.

Отдельно в произвольном порядке приводится заголовки к данным

параграфа, причём заголовков может быть больше, чем параграфа, что

несколько усложняет задачу и сокращает возможность механического

угадывания. Необходимо соотнести содержание абзаца с заголовком и вписать

соответствующий номер в лист ответа. Задача в данном случае состоит в том,

чтобы проверить, насколько быстро и эффективно студенты могут определить

основную мысль текста, а также некоторые детали на уровне содержания и

смысла.

Часть 2

Задание на множественный выбор.

Эта часть предполагать контроль нескольких умение, в ней одновременно

проверяются:

-общее понимание прочитанного;

- установлении логических связей текста;

- детальное понимание текста на уровне смысловых идей и связей;

Один из вопросов может быть направлен на понимание значения отдельного

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.