реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Работа с текстом

Работа с текстом

Курсовая работа

Работа с текстом в оптимизации процесса формирования речевых умений и

языковых навыков

Выполнила

Великая Александра

2004 год

Содержание

| |стр. |

| | |

|Глава 1. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой |3 |

|деятельности | |

|1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых |4 |

|навыков и умений | |

|1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе |4 |

|обучения. Система упражнений на формирование речевых навыков и | |

|умений |4 |

| | |

|Глава 2. Текст в формировании речевых умений и языковых навыков| |

| | |

|2.1. Текст как единица речи |6 |

|2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий| |

|извлечения информации из текста |6 |

|2.3. Содержательные и структурные характеристики текста и |7 |

|основанных на нём речевых образований. Логика – структурная | |

|схема темы |9 |

|2.4. Требования, предъявляемые к учебным текстам | |

|2.5. Особенности тематики и проблематики | |

|2. 6. Использование аутентичных текстов |17 |

| |18 |

|Глава 3. Обучение пониманию иностранного текста |20 |

|3.1. Теоретические и практические проблемы обучения пониманию | |

|коммуникативного смысла иноязычного текста |24 |

|3.2. Обучение полному и точному пониманию иностранного текста в|24 |

|старших классах средней школы | |

| |29 |

|Заключение | |

|Список использованной литературы | |

| |34 |

| |35 |

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и

умений

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой

деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить

необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в

зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть

различными.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой

деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию

из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой

задачи, используя определённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных

речевых умений и языковых навыков, поскольку:

. использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс

усвоения языкового и речевого материала;

. коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и

грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают, умение

читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

. упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых

навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные

установки к упражнениям и заданиям.

1.2. Особенности формирования техники чтения на среднем этапе обучения.

Система упражнений на формирование речевых навыков и умений

Традиционно в методике обучения иностранному языку говорят о

формировании языковых навыков и речевых умений. Считается, что при обучении

любому виду речевой деятельности учитель должен формировать не просто

навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и

соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При

этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может овладеть всем

комплексом речевых умений. В основе любого речевого умения лежат

определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает

автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает.

Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно

отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста,

их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в

основе всех этих умений лежит техника чтения. Если не сформировать её в

достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти

технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу.

Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина в своей книге «Методика обучения

английскому языку на среднем этапе» говорят о чтении как о единстве

содержательного и процессуального планов.

Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем

этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники

чтения, то есть «процессуального плана».

Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но

учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать

оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

. соотнесение зрительного \ графического образа речевой единицы с её

слухоречедвигательным образом;

. соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их

значением;

Речевой единицей может быть и слово, и синтагма, и абзац.

Р. К. Миньяр – Белоручев выделяет три основных компонента техники

чтения:

1. Зрительный образ речевой единицы.

2. Речедвигательный образ речевой единицы.

3. Значение.

Ассоциации 1 – 2 относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации 2- 3

к навыкам второй группы.

Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента

чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении

текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами,

проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия

понимания.

Задачи учителя при формирования техники чтения заключаются в том,

чтобы:

1. как можно скорее миновать эту промежуточную стадию проговаривания и

установить прямое соответствие между графическим образцом речевой

единицы и её значением;

2. последовательно увеличивать единицу воспринимаемого текста и довести

её как минимум до синтагмы уже к концу первого года обучения;

3. сформировать нормативное чтение с соблюдением приемлемого темпа, норм

ударения, паузации и интонирования.

ГЛАВА 2. ТЕКСТ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ

2.1. Текст как единица речи

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний,

основными свойствами которой являются самостоятельность,

целенаправленность, связность и цельность.

Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и

времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально

функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно

крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях

стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии,

опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы

(параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст

предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не

создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности

высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и

оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения,

соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между

частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов

отбора языковых единиц.

. Выделяют 3 типа текстов:

o описание;

o повествование;

o рассуждение.

Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую

картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его

признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может

служить описание места преступления в судебной речи.

Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или

состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или

явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые

положения.

Жанрами текстов являются:

o текст-побуждение;

o текст-ретроспекция;

o оценочный текст;

o контактоустанавливающий текст.

Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях

речи.

В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет,

рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение,

распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет,

рекомендация.

Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае,

происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая

статья, газетный или официальный отчет.

Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации,

рецензии.

Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления,

рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма -

предложения о сотрудничестве.

Особенности работы с текстом в процессе иноязычного общения

Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Для

наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца

функционирования изучаемого иностранного языка. Преподавателю необходимо

чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и

структурные особенности текста как основы составления преподавателем,

обучаемыми собственных речевых произведений на немецком языке.

2.2. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий

извлечения информации из текста

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить

три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том

случае, когда текст используется не как средство формирования умений

читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а

проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и

задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Дотекстовый этап (этап Антиципации)

Цели

1. Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.

2. Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

3. По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания

1. Работа с заголовком

По заголовку можно попросить учащихся определить:

- тематику текста;

- перечень поднимаемых в нём проблем;

- ключевые слова и выражения и так далее.

2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.

- к какому жанру можно предположительно отнести этот текст?

- Кто, по - вашему, будет главным героем (его профессия, национальность

и так далее.)

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся

иллюстраций.

4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику

текста на основе языковой догадки.

Задача учащихся – определить основную идею текста.

5. Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.

6. Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и

проблематику.

7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

Текстовый этап

Цели

- Проконтролировать сформированности различных языковых навыков и

речевых умений.

- Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

1. Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:

- ответы на предложенные вопросы;

- подверженные правильность, ложности утверждений;

-подходящий заголовок к каждому из обзацев;

-подходящее по смыслу предложений, пропущенное в тексте;

- предложения со следующими словами, грамматическими явлениями,

идиоматическими выражениями и так далее;

- глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые авторам

при описании кого – либо или чего- либо;

- описание внешности, места события, отношения кого- либо к чему- либо

и так далее.

2. Догадаться:

- о значении слова или слов по контексту;

- какой из предложенных переводов, какая дефиниция слова наиболее точно

отражает его значение в данном контексте;

- как будут развиваться события во второй главе, следующей части

текста.

Послетекстовый этап

Цель

- Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой,

содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

2. Доказать, что…

3. Охарактеризовать…

4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт

основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.

6. Составить план текста, выделив его основные мысли.

7. Рассказать текст от лица главного героя.

8. Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать

рецензию на текст и так далее.

9. Придумать, что могло бы случиться, если бы.… Придумать новый конец

текста.

10. Придумать новое название.

11. Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной

ситуации и наиболее точно передают идею текста.

12. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст, в другом

жанре и так далее.

2.3. Содержательные и структурные характеристики текста и основанных

на нём речевых образований.

Логика – структурная схема темы

Логика – структурная схема темы (ЛССТ) представляет собой отражение в

данной теме отношение и взаимосвязей между явлениями, предметами, их

связующими в реальной действительности, или изображение в текстам может

быть представленного содержания.

Предметное содержание в текстах может быть представлено различными

авторами с той или иной степенью полноты и в различной последовательности.

Тема в схеме включает обычно несколько уровней подтем, тем полнее

раскрывается предметное содержания текста.

Предложение в устном сообщении

Каждое предложение в устном высказывании должно содержать конкретную

информацию, быть простым, лаконичным, содержать не более 5-7слов.

Самостоятельное предложение – это каждое простое, однородное в

сложносочинённом, главное и придаточное в сложноподчинённом предложениях.

Обращенность высказывания

Речь всегда обращена к конкретному участнику разговора. Оформить

обращенность речи помогают различные обращения, устойчивые обороты, клише,

которые употребляются в речи.

Структура текста

Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лекция характеризуются

наличием трёх частей: вступления, основной части, заключения. Это

наиболее удачный способ логической организации передаваемой информации.

Вступления помогает читающему или слушающему подготовится к восприятию

основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развёрнут в

тексте.

В основной части излагается основное содержание. При этом соблюдается

строгая логическая организация материала, роследовательность в развитии

мысли, доказательность положений, связанность всех высказываний в единое

смысловое целое. Особое значение для главной части приобретают тезис,

аргумент, демонстрация, иллюстрация.

Заключение подводит итог развёртыванию главного тезиса, обобщает

сказанное, написанное

Подготовка устного сообщения по теме

При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема

сообщения, затем определяется цель сообщения и адресат.

Сначала следует обозначить планируемое время говорения. После этого

необходимо составить план сообщения и сформулировать пункты плана введения,

основной части и заключения.

Завершающий этап подготовки сообщения – отбор и запись напротив пунктов

плана ключевых слов, словосочетаний.

План смыслового содержания

Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нём основной

тезис, который может быть представлен ключевым предложением, словами или

словосочетаниями. Эти единицы абзаца передают обобщению его основное

содержание, примеры, аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие

основной тезис.

Ключевые предложения, словосочетания или слова могут использоваться,

как пункты плана будущего устного сообщения или подачи автором информации в

тексте.

Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются:

1. именные словосочетания;

2. предложения;

3. вопросы.

Составление плана сообщения

Доклад, сообщение, выступление всегда делятся на логически завершённые

отрезки, части, между которыми существуют отношения, соподчинения,

подчинения. Тема, включающая обычно подтемы различных уровней, может быть

представлена в виде плана, к которому подбирается необходимый языковой

материал.

Доказательство

Доказательство служит для того, чтобы обосновать, аргументировать

истинность того или иного высказывания. Оно строится следующим образом:

1. даётся обоснованное утверждение, тезис;

2. приводятся факты, характеристики, сведения, с помощью которых

подтверждается истинность данного утверждения, тезиса;

3. в заключении приводится ещё раз подтверждённый,

аргументированный тезис. В доказательстве может быть опущена

его первая часть, тогда оно сразу начинается со второго

пункта.

Опровержение

При опровержении неправильного тезиса или положения соблюдается

следующая последовательность развития мысли:

1. указывается неверный тезис, его источник, где и кем он был

высказан, написан;

2. утверждается ошибочность, неточность или неправильность тезиса;

3. приводятся контрдоводы, факты, опровергающие ошибочность тезиса;

4. даётся правильный тезис, заключающий опровержение.

Наиболее часто в опровержении используются следующие языковые фразы –

клише:

Это противоречит…; Имеется противоположное мнение… и так далее.

Определение понятия

Самым простым, наиболее устойчивым и логически строгим видом

развертывания понятия является определение.

Определение понятия заключается в том, что понятие (видовое понятие –

меньшего объёма) соотносится с ближайшим родом (родовым понятием – большого

объёма), к которому оно принадлежит, и при этом даются признаки (или

признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовые отличия).

Формула определения: Видовое понятие = родовое понятие + видовые отличия.

В текстах очень часто определению соответствует объяснение понятия,

имеющее усложнённую структуру и более пространное описание, толкование

понятия.

Средства раскрытия содержания понятий

Кроме определения, наиболее употребительными, сходными с ним средствами

раскрытия содержания понятий в научно – технической литературе являются:

1. указание – разъяснение значения слова путём перечисления предметов,

явлений, называемых этим словом;

2. описание – выделение внешних признаков предмета, явления, события;

3. характеристика – раскрытие наиболее выдающихся признаков предметов,

явлений;

4. пояснение – раскрытие какой – либо части понятия с определенной целью;

5. сравнение – пояснение одного понятия другим, более знакомым, ясным.

Повествование (сообщение)

В повествовании фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна

за другой в порядке временной последовательности отражаемых в речи сложных

событий, их частей.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.