реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Личные права и свободы человека России

паспорта. В первую очередь эти основания связаны с государственной тайной.

Так, право на выезд может быть временно ограничено в случаях, если

гражданин при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным

сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ о

государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий

временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии,

что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего

ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными

сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым

договором (контрактом) или в соответствии с федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите

государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно

секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи

заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую

степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок

ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен

Межведомственной комиссией, образуемой Правительством РФ. При этом срок

ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти

лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором

(контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой

важности или совершенно секретными сведениями.

По другим основаниям право на выезд временно ограничивается, если

гражданин:

• призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую

службу, до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

• задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в

качестве обвиняемого, до вынесения решения по делу или вступления в

законную силу приговора суда;

• осужден за совершение преступления, до отбытия (исполнения) наказания

или до освобождения от наказания;

• уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, до

исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

• сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для

выезда из Российской Федерации, до решения вопроса в срок не более одного

месяца органом, оформляющим такие документы.

Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской

Федерации орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором

указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер

решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес

организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного

гражданина на выезд из России.

Решения об ограничении права на выезд из Российской Федерации граждан,

осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных

сведениях, отнесенных к государственной тайне, а также граждан, допущенных

к таким сведениям до вступления в силу настоящего Федерального закона,

обжалуются гражданами в Межведомственную комиссию, образуемую

Правительством РФ, которая обязана рассмотреть жалобу и дать ответ не

позднее чем в трехмесячный срок. Отказ гражданину в праве на выезд из

Российской Федерации может быть обжалован в суд.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января

1998 г. в связи с жалобой А. Я. Аванова Указом Президента РФ от 4 мая 1998

г. установлено, что на территории Российской Федерации гражданину РФ, не

имеющему подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания

либо имеющему место жительства за пределами Российской Федерации,

оформление и выдача паспорта, удостоверяющего его личность за пределами

страны, производится по заявлению этого гражданина органом внутренних дел

по месту его фактического проживания на территории Российской Федерации.

Существенной стороной права на выезд из Российской Федерации является

право граждан беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих

российское гражданство, не требуется каких-либо въездных виз или

разрешений. В случае утраты паспорта вне пределов РФ выезд осуществляется

на основании свидетельства (постановление Правительства РФ в редакции от 23

сентября 1999 г.). Этим же постановлением утверждено Положение об

оформлении приглашения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

На протяжении всего тоталитарного периода и даже в начале 90-х гг. в

Российской Федерации действовала норма Уголовного кодекса, согласно которой

«бегство за границу» или отказ возвратиться из-за границы квалифицировались

как измена Родине, т. е. как деяние, умышленно совершенное гражданином в

ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной

безопасности и обороноспособности.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 20 декабря 1995 г. по делу В.

А. Смирнова признал эту норму неконституционной. Суд отметил, что

ограничения права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, как и

любого иного конституционного права, допустимы в строго определенных ч. 3

ст. 55 Конституции РФ целях. Эти ограничения не могут толковаться

расширительно, не должны приводить к умалению других гражданских,

политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами

Российской Федерации, и влечь уголовную ответственность за бегство за

границу и отказ возвратиться из-за границы, квалифицируемые в соответствии

с УК РСФСР как измена Родине. Предусмотренное данной нормой деяние в силу

Конституции РФ, а также международных договоров с участием Российской

Федерации не может рассматриваться как преступление, посягающее на оборону,

суверенитет, территориальную неприкосновенность, государственную

безопасность или обороноспособность, служить самостоятельным основанием для

уголовной ответственности за измену Родине.

В Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом в1996 г., данный

состав преступления исключен.

2.7. Свобода совести и вероисповедания

Под свободой совести понимается «право человека как верить в Бога в

соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и

быть атеистом, т. е. не верить в Бога»[44]. Эта свобода особенно важна в

государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно,

существует определенное давление на человека с целью заставить его принять

эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит

защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею

прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного

учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с

этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой.

В субъективном смысле, т. е. как право человека, равнозначным является

понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех

религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать

вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины

употребляются как идентичные.

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести

и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или

принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать

свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным

или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и

ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению,

умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему

выбору» (ст. 18).

Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести,

свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или

совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно

выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать

в соответствии с ними» (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере

повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта. Но

в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические

убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и

иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать

бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку

это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная

статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что

же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства

перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным

законом о свободе совести и о религиозных объединениях (в редакции от 26

марта 2000 г.). Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для

чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении

к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к

религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со

стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание

тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя

потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ,

если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной

службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм

дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед

законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности.

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу

вероисповедания, в том числе сопряженном с насилием над личностью, с

умышленным оскорблением чувств граждан, с пропагандой религиозного

превосходства, повреждением имущества преследуется в соответствии с

законом. За религиозными объединениями закреплены права в области

совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения

религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных

связей и т. д.

В то же время законодательство преследует те религиозные объединения,

деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с

побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к

совершению противоправных действий, Речь идет о различных изуверских сектах

и объединениях, все еще нелегально действующих в стране.

С целью воспрепятствования таким актам Федеральный закон устанавливает

обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15

лет после образования. При этом объединениям запрещено издавать и

распространять литературу, вести образовательную деятельность и т. д.

Государственная перерегистрация религиозных объединений, созданных до

вступления в силу Закона, должна была быть проведена не позднее 31 декабря

1999 г. По истечении этого срока объединения, не прошедшие перерегистрацию,

могут быть ликвидированы в судебном порядке. Закон устанавливает также, что

все новые организации, созданные после его вступления в силу, не

регистрируются до истечения 15 лет их существования на территории РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 ноября 1999 г. отметил:

«Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями

13 (ч. 4), 14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч. 1). следует, что свобода

вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и

свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу

чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из ст. 71

(п. "в" и "о") и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать

гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия

признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок

его учреждения, создания, государственной регистрации, определить

содержание правоспособности религиозных объединений. При этом законодатель,

учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад,

обязан соблюдать положение ст. 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации о

том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и

гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права

и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры,

относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций,

не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на

объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные

ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть

оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом

подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это

необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного

порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не

предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать

легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и

преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в

том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с

уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным

конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением

материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь,

неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном

положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.

п.».

Коренное изменение политики государства по отношению к религии,

происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы.

Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные

заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации

гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.

Указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и

верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г.

осужден «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским

режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Указ

предписал правоохранительным органам осуществить реабилитацию граждан,

которые были необоснованно обвинены в преступлениях, лишались свободы,

подвергались иным лишениям и ограничениям прав в связи с их религиозной

деятельностью и убеждениями. Правительству, органам исполнительной власти и

органам местного самоуправления было предложено оказывать помощь верующим в

восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей,

мечетей, синагог, других культовых учреждений.

2.8. Свобода мысли и слова

Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и

поступков. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский

философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом

отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение

мысли ее свободы - заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете

неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но

заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой

простой истины - главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело - свобода слова. Известная тютчевская строка «мысль

изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякого

знания. На самом деле в слове заключен источник созидания. Библия

утверждает, что Слово было в основе Божественного мироздания. Слово может

быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие - главная

опасность любой тирании. «Мнение правит миром», - верно подметил идеолог

Великой французской революции П. Гольбах.

У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то

кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту

свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики,

инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в

руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и

амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом

часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к

ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения

- не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в

Международном пакте о гражданских и политических правах прямо

устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для

охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и

нравственности населения.

Конституции и законы большинства стран мира открыто ставят пределы

свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования[45]. Нельзя,

например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в

переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и

гибель людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует

национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже

если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная

ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других

людей и всего общества.

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить

все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно,

так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных

исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все

то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же

устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие

социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного

или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к

идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы

призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на

«передовые» и «отсталые» классы, национализму и расизму, шовинизму и

антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое

превосходство - похоже, что таких сил в России нет, если не считать

требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако,

никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит

фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению

согласованных действий органов государственной власти в борьбе с

проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской

Федерации от 23 марта 1995 г. отмечалось, что антиконституционная

деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все

более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные

и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с

некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными

структурами. Указом предусматривались меры по усилению борьбы против

фашистской угрозы и предписывалось органам МВД, ФСБ и др. задерживать и

привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-

, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма,

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под

контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия

и пикетирование. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и

ограничение деятельности фашистского характера.

Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ:

«Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или

отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем

«мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на

определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо

является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего

не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения

меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает

основание отнести ее в равной степени и к личным, и к политическим правам

человека. Так произошло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой

трактуют эту свободу в личностном плане, а остальные две - в политическом.

Таким образом, личные права и свободы человека и гражданина, именуемые

также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и

гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не

только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный

уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20- 29

Конституции РФ.

3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Под гарантиями понимаются «правовые средства, обеспечивающие реализацию

того или иного права человека и гражданина»[46]. Каждое право только тогда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.