реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Личные права и свободы человека России

имеют большое значение для охраны частных интересов граждан в условиях

развития рыночного хозяйства, увеличения числа частных предприятий,

учреждений и банков.

Отступлением от этой важной гарантии явился упоминавшийся Указ

Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных

проявлений организованной преступности», который установил, что банковская

и коммерческая тайна не является препятствием для получения органами

прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции в

установленном ими порядке сведений и документов о финансовой и

экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и

юридических лиц, причастных к совершению бандитских нападений и других

тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами. Как

уже отмечалось, этот Указ был вызван потребностями борьбы с возросшей

организованной преступностью и в июне 1997 г. он был отменен.

4) Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их

должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и

свободы, если иное не предусмотрено законом[39]. Следовательно, любое лицо

вправе обратиться с требованием в государственное, общественное или частное

учреждение, например, для получения сведений об экологической безопасности

в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии. К

сожалению, процедура осуществления этой гарантии и порядок применения

судебного контроля пока законом не разработаны (это касается всех гарантий

права на частную жизнь), в результате чего конституционные нормы как бы

повисают в воздухе: введенный Конституцией РФ судебный контроль еще не

действует из-за отсутствия закона, а старый порядок (прокурорский) ею же

отвергнут.

Из конституционной нормы вытекает, что определенные документы и

материалы не подлежат разглашению. Здесь речь идет о государственной тайне

и других формах закрытости, но только в том случае, если это предусмотрено

законом и другими соответствующими правовыми актами.

2.4. Неприкосновенность жилища

По существу, это составная часть права на частную жизнь, являющаяся

также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. «Мой дом

- моя крепость» - гласит английская поговорка, утверждающая право человека

делать в своем доме или квартире все, что ему заблагорассудится.

Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц

иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании

судебного решения.

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками,

законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем

признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат,

общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и

бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище

могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие действия не являются

нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных

проживающих.

Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны

правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища,

ибо все другие случаи (со стороны отдельных лиц) - это, в сущности, обычные

преступления (кража, грабеж и др.). Пострадавшие от незаконного вторжения

вправе обращаться в суд с требованием возмещения ущерба и наказания

виновных должностных лиц. Нарушение неприкосновенности жилища является

преступлением.

Но, разумеется, при определенных обстоятельствах, например, для

раскрытия преступления, возникает необходимость проникновения в жилище

против воли проживающих в нем. Однако это можно делать только на основании

закона или судебного решения. Законами в данном случае являются УПК, Закон

об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, Закон о

милиции[40]. Суд должен рассматривать материалы о проникновении в жилище в

оперативно-розыскных целях незамедлительно. Право входить в жилые

помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской

деятельности, предоставлено сотрудникам налоговой полиции, о чем они в

течение 24 часов обязаны поставить в известность прокурора. Работники

милиции вправе входить в жилые помещения и осматривать их (это не обыск)

при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при

наличии достаточных данных полагать, что в этом помещении совершено или

совершается преступление или произошел несчастный случай, а также для

обеспечения личной и общественной безопасности, но во всех этих случаях

требуется уведомить прокурора в течение 24 часов. Правом беспрепятственного

входа в жилище обладают в случае пожара пожарники. Уголовно-процес-суальный

кодекс подробно регламентирует порядок обысков и выемок в ходе следствия по

уголовному делу.

2.5. Национальная принадлежность

Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику

многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного

населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность

давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом

(«американец», «француз», «немец»)[41]. Но в России принадлежность к

определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и

в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека,

хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так

как родились от смешанного брака[42].

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и

указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению

и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких

юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может

пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по

национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия

будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность

всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а

при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще

должна исчезнуть.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран

(ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к

определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность

беспрепятственной эмиграции в эти страны[43]. Кроме того, принадлежность к

конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в

развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических

истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование

родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и

творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов

Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос

вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует

рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами,

установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать

свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного

языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через

Закон о языках народов РСФСР (в редакции от 24 июля 1998 г.). Российская

Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные

права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и

использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование

родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и

творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного

положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования,

отношения к религии и места проживания.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к

любому языку, создание противоречащих конституционно установленным

принципам национальной политики припятствий, ограничений и привилегий в

использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов

Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные

нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка

общения, воспитания, обучения и творчества. Язык общения устанавливается

самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм

использования языков народов Российской Федерации в межличностных,

неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных

объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от

знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за

отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под

предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в

государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке

народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в

судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан Российской

Федерации в деле развития культуры языка и т. д. способствует Федеральный

закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.

Эти и многие другие нормы создают широкую систему гарантий

конституционной нормы на пользование родным языком и связанных с этим

других прав.

2.6. Свобода передвижений и места жительства

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской

Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в

нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это

право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим

гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких

пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе

место жительства.

Более подробно эти вопросы регулируются Федеральным законом «О праве

граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места

пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г.

Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в

пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-

территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на

территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с

опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений

людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами

таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом

транспорта или пешком не допускаются.

Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует

определенный порядок. Закон устанавливает обязанность гражданина,

прибывающего на новое место жительства, в течение 7 дней зарегистрироваться

в органах внутренних дел. Отказ гражданину в регистрации может быть

обжалован в судебном порядке. При этом регистрация не адекватна прописке,

которая все еще сохраняется во многих городах и является прямым нарушением

конституционной свободы выбора места жительства.

Конституционный Суд РФ постановлением от 25 апреля 1995 г. по делу Л.

Н. Ситаловой отметил, что заключением Комитета конституционного надзора

СССР от 11 октября 1991 г. нормативные акты о прописке признаны

недействующими, что означает и лишение их силы в Российской Федерации.

Законность основанных на таких актах действий и решений правоприменительных

органов проверяется судами общей юрисдикции, которые согласно ч. 2 ст. 12

Конституции РФ, установив при рассмотрении дела несоответствие акта

государственного или иного органа закону, должны принимать решение в

соответствии с законом. Суд также указал, что регистрация, заменившая

институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием

ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в

том числе права на жилище.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с

регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах

России установлен Правилами, которые утверждены постановлением

Правительства РФ (в редакции от 16 марта 2000 г.). Эти Правила подробно

регламентируют права и обязанности граждан, связанные со свободой

передвижения, места пребывания и жительства, окончательно исключая прописку

и заменяя ее регистрационным учетом.

Однако на практике в ряде регионов Российской Федерации получила

развитие регистрация гражданина по месту жительства при условии уплаты им

установленного сбора, что является нарушением конституционного права на

свободный выбор места жительства.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о

проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и

Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города

Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на

постоянное жительство в названные регионы, отметил следующее. Право на

выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности.

Органы государственной власти управо-мочены лишь на регистрацию результата

акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства.

Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного

характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор

места жительства.

Установленные нормативными актами Правительства Москвы, Правительства

Московской области и Главы администрации Московской области положения об

уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для

регистрации гражданина противоречат Закону РФ от 25 июня 1993 г. и Правилам

регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и

фактически устанавливают совершенно иной - разрешительный правовой режим

регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого, кто

законно находится на территории Российской Федерации, свободно выбирать

место жительства. Отказ в регистрации на основании оспариваемых актов,

кроме того, носит характер санкции за неуплату установленного сбора.

Реализация конституционного права на выбор места жительства не может

ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов,

поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются

Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. Таким

образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином

обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции РФ

(ст. 27).

Вопрос о природе правил регистрации, предусмотренных в указанном

постановлении Правительства РФ, рассматривался Конституционным Судом РФ.

В постановлении от 2 февраля 1998 г. Суд отметил, что регистрация в том

смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь

предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах

Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт

нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Установление

иных, кроме прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения

разрешительного порядка регистрации является нарушением требований

Конституции РФ и федерального закона. Отступление от запрета расширять этот

перечень в подзаконных актах, в том числе в актах Правительства РФ,

означает недопустимую легализацию разрешительного порядка регистрации

граждан. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу

передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской

Федерации» возложил на Правительство РФ обязанность утвердить Правила

регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил

Правительство РФ разработать только порядок регистрации и снятия граждан с

регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований

отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем

исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются

ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и

жительства в пределах Российской Федерации. Следовательно, Правительство РФ

при утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с

регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах

Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему

Конституцией РФ и федеральными законами, чем нарушило ст. 115 Конституции.

В соответствии с п. 10 Правил регистрация граждан по месту пребывания

осуществляется на срок не более шести месяцев, и лишь в исключительных

случаях этот срок может быть продлен органом регистрационного учета. Тем

самым срок временного пребывания поставлен в зависимость не от

волеизъявления гражданина, а от усмотрения органов регистрационного учета

(органов внутренних дел или местной администрации). Его введение не может

быть оправдано и ссылкой на ст. 680 ГК РФ, поскольку, закрепляя

шестимесячный срок временного проживания, она определяет правовой статус

только временных жильцов по договору найма, и, кроме того, в ГК РФ наряду с

этим предусмотрены и более длительные сроки для таких договоров.

Установление срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть

место пребывания, является вмешательством органов исполнительной власти и

других органов регистрационного учета в гражданские, жилищные и иные

правоотношения, складывающиеся на основе согласия сторон, и ограничивает

конституционное право граждан на свободу выбора места пребывания и

жительства. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания

должен определяться самим гражданином. Его установление государством

недопустимо, поскольку означает ограничение свободы волеизъявления при

выборе места пребывания. При этом определение гражданином места своего

пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием

соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.

Конституционный Суд РФ постановил: признать соответствующие пункты Правил

регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации,

утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года, не

соответствующими Конституции РФ.

Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно

выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться.

Такое положение согласуется с содержащимися в п. 3 ст. 12 Международного

пакта о гражданских и политических правах и других международных актах

установлениями о праве каждого человека покидать любую страну, включая свою

собственную, и об отсутствии у него какой-либо обязанности возвращаться в

эту страну.

Порядок реализации этого права установлен Федеральным законом «О

порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в

редакции от 24 июня 1999 г.). Гражданин Российской Федерации не может быть

ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе, как по основаниям

и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом. Он не может быть

лишен права на въезд в Российскую Федерацию, а выезд из Российской

Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-

либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и

международными обязательствами РФ. Порядок пересечения Государственной

границы РФ при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в

Российскую Федерацию регулируется Федеральным законом «О Государственной

границе Российской Федерации» и указанным Федеральным законом.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по

которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в

Российскую Федерацию, признаются:

• паспорт;

• дипломатический паспорт;

• служебный паспорт;

• паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Паспорт выдается гражданину Российской Федерации по его письменному

заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом

внутренних дел по месту жительства, Министерством иностранных дел РФ на

территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством

или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории

Российской Федерации. Федеральным законом от 18 июля 1998 г. установлено,

что гражданам, находящимся на военной службе, деятельность которых связана

с выполнением функций и задач за пределами РФ, паспорт выдается

соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в срок не

более одного месяца со дня подачи заявления и выдается сроком на пять лет.

При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с

необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого

родственника и требующих выезда из Российской Федерации, срок оформления

паспорта не должен превышать трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Закон строго регламентирует основания для отказа в выдаче заграничного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.