реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Как осужденный может защитить свои права

Как осужденный может защитить свои права

,

"Как осужденный может защитить свои права"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление

2. Контингент лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях

2.1. Правовая безграмотность

2.2. Материальное и семейное положение

2.3. Что было до преступления?

3. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений

3.1. Анализ нарушений законности при задержании и производстве дознания

3.2. Нарушения при проведении следственных действий

3.3. Условия содержания СИЗО и ИВС

3.4. Несовершенство нормативных актов, касающихся содержания под стражей

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

4. Стадия судебного расследования уголовного дела

4.1. Неправильная квалификация содеянного

4.2. Фальсификация приговора

4.3. Жестокий приговор

4.4. Нарушения законности и прав человека на стадии судебного

разбирательства

5. Исполнение наказаний

5.1. Места отбывания наказания

5.2. Причины конфликтов между осужденными и администрацией колоний

6. Эффективность исправительной функции уголовно-исполнительной системы

7. Послесловие

ВСТУПЛЕНИЕ

Реформа системы уголовного правосудия и исполнения наказаний - сложная и

тяжелая проблема для любого общества.

Для сегодняшней России эта проблема настолько тяжела, что наше государство

в полном смысле этого слова не справляется со своими правоохранительными

функциями. Иными словами, система уголовного правосудия и исполнения

наказаний не только не приносит пользы обществу, не очищает его от

преступности, а напротив, зачастую наносит непоправимый вред и способствует

криминализации общества.

Чтобы не быть голословными, приведем определение задач правоприменительного

законодательства в том виде, как они сформулированы в соответствующих

кодексах.

Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и

гражданина, собственности, общественного порядка и общественной

безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации

от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества,

а также предупреждение преступлений (ст.2 УК РФ).

Задачи уголовного судопроизводства

Задачами советского уголовного судопроизводства являются быстрое и полное

раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного

применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был

подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к

уголовной ответственности и осужден (ст.2 УПК РФ).

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской

Федерации

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет

своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых

преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания,

определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и

законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ст.1

УИК РФ).

Совершенно очевидно, что все последующие статьи названных кодексов, все

нормативные акты, относящиеся к уголовному правосудию, должны обеспечивать

выполнение этих задач и достижение поставленных целей.

Так ли это на самом деле? Или наше законодательство нуждается в серьезной

доработке и существенных поправках? Разумеется, нуждается, и с этим не

спорит ни одна из ветвей власти. Только какими должны быть эти поправки,

какими должны быть новые нормативные акты? Вот тут-то между мнением

общественных правозащитных организаций и мнением властных структур

возникают порой глубокие принципиальные разногласия.

Сейчас во время затянувшегося кризиса системы уголовного правосудия и

исполнения наказаний на первый план вышла задача, как разместить и

накормить армию заключенных, численность которой стабильно превышает

миллион человек, как организовать их материальное обеспечение и медицинское

обслуживание.

Все эти проблемы для своего решения требуют вложения огромных средств и,

тем не менее, не решают множества других вопросов, необходимых для

выполнения задач уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-

исполнительного законодательства.

Есть все основания полагать, что руководители Минюста, МВД, Прокуратуры не

всегда четко представляют себе, что же на самом деле происходит по ту

сторону колючей проволоки, а, следовательно, не могут оперативно и

адекватно реагировать на целый ряд противоправных фактов в поднадзорных им

учреждениях.

Пользуясь одной лишь официальной статистикой, нельзя составить объективную

картину и понять нужды пенитенциарной системы. Кто может лучше и полнее

знать нужды мест лишения свободы, чем сами их обитатели?

Необходимо учесть взгляд изнутри, т.е. проанализировать мнение заключенных.

С этой целью Обществом попечителей было проведено исследование проблем

уголовно-исполнительной системы на основании анализа писем заключенных за

1995-2000 годы. Была исследована 21 тысяча писем, пришедших в организацию

за этот период от 4180 человек. География переписки охватывает практически

всю Россию, пенитенциарные учреждения всех видов режима.

С одной стороны объективность такой информации можно было бы подвергнуть

сомнению, но, учитывая, что одни и те же факты описываются в

корреспонденции, приходящей из различных регионов, им трудно не доверять.

По самым распространенным и актуальным случаям мы вели переписку с теми или

иными госструктурами, и полученные ответы, (а по существу - отписки), с

каждым разом все больше убеждали нас, что большинство писем не искажают

действительность, иногда придают ей субъективную эмоциональную окраску, но,

по сути, те нарушения, о которых идет речь, действительно имеют место.

Проанализировав более 20 000 писем из мест лишения свободы, мы также пришли

к выводу, что целый ряд законов и иных нормативных актов нуждается в

коренном пересмотре.

В предлагаемой брошюре исследованные проблемы сгруппированы в следующие

разделы:

Контингент лиц, находящихся в местах лишения свободы;

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

на стадии предварительного следствия;

Стадия судебного расследования уголовного дела;

Исполнение наказаний;

Эффективность исправительной функции уголовно-исполнительной системы.

Мы не проводили специального опроса и анкетирования, поэтому уверены, что

исследуемые аспекты дали бы еще более массовые показатели. Но, так или

иначе, те вопросы, на которых будет заострено внимание, не являются

единичными, случайными проблемами. Они типичны и требуют своего разрешения.

Разумеется, мы не в состоянии предложить панацею от всех болезней, которыми

страдает наше правосудие. Но ощутимую часть его пороков можно было бы

искоренить или хотя бы свести к минимуму, использовав те нормативные

поправки, которые предложены в этой брошюре.

Наши рекомендации в большинстве случаев не требуют больших капиталовложений

для своей реализации. Нужно лишь проявить здравый смысл, чтобы отказаться

от укоренившихся порочных стереотипов и не отмахиваться от предлагаемых

нововведений.

Надеемся, что сделанные нами в результате проведенного анализа выводы и

рекомендации найдут поддержку у общественных организаций, занимающихся

проблемами правосудия. Надеемся также, что представители законодательной,

исполнительной и судебной власти отнесутся к нашим предложениям

конструктивно и не отторгнут их.

Считаем, что наши предложения особенно актуальны в данный момент, когда в

Государственной Думе ждут своего принятия проекты Уголовно-процессуального

Кодекса РФ и Федерального закона "О внесении в некоторые законодательные

акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-

исполнительной системы".

Мы не претендуем на знание универсальных истин. Ждем ваших замечаний и

предложений. Все рациональное, что совместными усилиями удастся претворить

в жизнь, пойдет на пользу не только заключенным, от гуманизации системы

уголовного правосудия выиграет все общество.

Ирина Котова

КОНТИНГЕНТ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ

В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖЕДЕНИЯХ

"Сограждане! Сегодня в тюремных застенках страдают те, кто вчера не

задумывался над этим. Завтра рядом с нами будут многие из вас. Темница

всегда угодливо раскрывает двери всем - политикам, убийцам, ворам и

бизнесменам, бандитам и милиционерам".

(Из письма заключенных Дальнего Востока)

Эти слова верно отражают действительность. 21 тысяча писем,

проанализированных нами в процессе работы, еще раз подтвердили, что от

тюрьмы действительно никто не застрахован.

Нас же интересовало исследование контингента обитателей пенитенциарных

учреждений по нескольким определенным критериям, а именно: с точки зрения

их правовой грамотности, возможности воспользоваться услугами платного

защитника, семейного положения, состояния здоровья, образа жизни и т.п.

Почему мы выбрали именно эти критерии? Потому что их исследование особенно

наглядно должно показать, какую роль в российской судебной практике играет

фактор материальной обеспеченности, как исполняется конституционное право

каждого гражданина на государственную и судебную защиту и на получение

квалифицированной юридической помощи, каковы социальные корни преступности

и т.п.

Начнем с письма, в котором отразились почти все вопросы:

"Хочу обратиться к Вам и надеюсь, что Вы меня поймете. Ведь Вы чья-то

мать, согревающая теплом и заботой свою семью. Я же всего этого был

лишен, т.к. являюсь сиротой. Все мое детство прошло в детдоме, обстановка

которого, отношение воспитателей, учителей не давали мне возможности

нормально учиться, а я хотел как-то расширить познание мира, окружающего

меня. Думаю, что вследствие этого я в своей жизни совершил довольно много

глупостей и непростительных ошибок..

Я не хочу вдаваться в подробности, но именно от неправильности моего

понимания настоящих ценностей в жизни, вследствие моей безграмотности, я

совершил поступки, за которые оказался в тюрьме. Но я молодой парень, мне

28 лет, вся жизнь впереди, я понимаю, что жить так, как я жил раньше,

нельзя. Но как жить? Я боюсь сделать ошибку. В детдоме нас не учили

жизни, можно сказать , что я был выкинут в бурную реку жизни с

неподготовленным пловцом, меня закрутило и утянула на дно. Но, я не хочу,

чтобы годы, проведенные в заключении были вычеркнуты из моей жизни как

бесцельно прожитые. У меня здесь много свободного времени, которое нечем

занять, я хочу учиться, хочу познавать мир и знать все, что мне может

пригодиться в дальнейшей жизни. Но из общения с людьми, которые находятся

вокруг меня я этого сделать не могу, да и книги, которые имеются в

библиотеке тоже не могут, как я понимаю, мне ничего полезного дать. Прошу

Вас, если только Вы имеете возможность, вышлите, пожалуйста, книги,

которыми Вы располагаете или можете купить. Меня очень интересуют книги

по философии и психологии. Надеюсь, что Вы не оставите мою просьбу без

внимания, т.к. мне больше не к кому обратиться.

С уважением Евгений."

1. ПРАВОВАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ

Этот фактор в проведенных исследованиях по своей подавляющей массовости

вышел на первое место с колоссальным отрывом. Жизнь показывает, что уровень

правовой культуры всего населения России недопустимо низок, и в то же время

"незнание закона не освобождает от ответственности". Однако, подавляющее

большинство граждан начинают изучать Уголовный Кодекс, уже оказавшись по ту

сторону решетки. А оказавшись там, не знают как правильно себя вести, чтобы

самому себе не навредить.

Например:

76 человек написали нам, что не знали, что обыск у них в квартире должен

проходить с обязательным участием понятых и после предъявления ордера на

обыск.

115 человек написали, что понятые все время обыска простояли в дверях и за

действиями сотрудников милиции не наблюдали.

47 человек сообщили, что вещи, изъятые во время обыска, не были упакованы и

опечатаны.

О том, что обыск и изъятие были проведены с нарушением процессуальных норм,

они узнали уже впоследствии, кто от сокамерников, кто от адвокатов, а кто

уже от нас во время переписки.

Но даже те, кто был осведомлен о нарушениях, допущенных по отношению к ним

в процессе следствия и суда, в большинстве своем не знают, как правильно

обжаловать те или иные незаконные действия, кому и в какой форме написать

жалобу, как обеспечить свою жалобу необходимыми доказательствами. Поэтому,

не добившись должной реакции от местной прокуратуры, они, как правило,

начинают забрасывать жалобами генеральную прокуратуру, все политические

партии и общественные объединения, СМИ, президента и даже международные

инстанции. Разумеется, они впустую расходуют свои силы, многие из них,

отчаявшись, объявляют голодовку и даже доходят до членовредительства. Кроме

расшатывания нервной системы никаких ощутимых результатов такое

"отстаивание своих прав" не дает.

Мы привели всего несколько конкретных примеров серьезных нарушений,

допускаемых в процессе проведения следственных действий. Наиболее

распространенным нарушениям будет посвящен отдельный раздел брошюры.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что мы не проводили специального

анкетирования в связи со сжатостью сроков проекта, поэтому уверены, что

фактические цифры были бы намного выше. Мы же можем лишь твердо сказать,

что исследованные проблемы действительно существуют и во многом вытекают из

правовой безграмотности населения. В дальнейшем, разбирая другие вопросы,

поднятые в письмах, мы еще не один раз вынуждены будем констатировать, что

многие нарушения прав человека тесно соседствуют с низкой правовой

культурой.

Исследуя письма в аспекте правовой грамотности, мы также сделали вывод о

том, что подавляющее число обратившихся к нам заключенных хочет повысить

уровень своих знаний и способность к самозащите своего права, и лишь

небольшая часть занимает потребительскую позицию, считая, что все инстанции

должны вникать в их неграмотные жалобы, внимательно в них разбираться и

принимать решения, основанные на законе и праве.

Мы считаем, что и та, и другая позиция имеют равные права на существование

и в равной мере справедливы.

Для наглядности представим результаты данного исследования в виде следующей

таблицы:

|Общее количество человек, чьи письма были исследованы: |4|

| |1|

| |8|

| |0|

|Из них: |4|

|Количество человек, свидетельствующих о своей правовой безграмотности|0|

| |1|

| |6|

|Количество человек, считающих, что их незнание отразилось на исходе |3|

|уголовного дела или препятствует соблюдению их прав при исполнении |4|

|наказания |7|

| |6|

|Количество человек, желающих повысить уровень знаний для самозащиты |3|

|своего права |8|

| |9|

| |5|

|Количество человек, получивших правовую помощь от администрации |3|

|учреждений |2|

|Количество человек, получивших правовую информационно- |4|

|консультативную помощь от общественных организаций |0|

| |6|

| |4|

|Количество человек, добившихся восстановления своих прав после |2|

|ознакомления с методической правозащитной литературой или после |1|

|получения консультативной помощи |4|

Приведенная таблица красноречиво свидетельствует о беспомощности

заключенных перед следственной и карательной машиной, нацеленной на

изобличение, обвинение, осуждение и подчинение. Не обладая необходимыми

знаниями, гражданам, попавшим под уголовное преследование, нечего

противопоставить этой системе для своей защиты.

Если проследить, как меняется спрос заключенных на правозащитную

литературу, то можно констатировать, что в последние 3 года он резко вырос

и продолжает расти.

Из проведенного анализа вытекает неоспоримый вывод о том, что правовое

просвещение населения должно стать неотъемлемой обязанностью государства.

2. МАТЕРИАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Проанализировав письма, пришедшие за пять лет более чем от 4-х тысяч

человек, мы можем с уверенностью сказать, что в российских пенитенциарных

учреждениях содержатся в подавляющем большинстве люди бедные. Во всяком

случае, материально обеспеченные заключенные к нам практически не

обращались.

Среди наших подопечных очень много сирот - воспитанников детских домов, еще

больше - выросших в неблагополучных семьях.

Среди заключенных среднего возраста примерно в равном количестве лица,

утратившие семейные связи, одинокие, либо лица, у которых на свободе

остались родители-пенсионеры или малолетние дети. Таким образом,

подавляющему большинству заключенных не приходится рассчитывать на помощь

от близких, более того, многие из них, оказавшись в местах лишения свободы,

сами взвалили дополнительное бремя на свою семью.

В виде таблицы результаты анализа данного фактора выглядят следующим

образом:

|Общее количество человек, чьи письма были исследованы |41|

| |80|

|из них: |18|

|Обратились за материальной помощью (канцтовары, продукты, |43|

|медикаменты, конверты, предметы первой необходимости) | |

|Воспитанники детских домов |32|

| |0 |

|Воспитанные в неблагополучных семьях |43|

| |4 |

|Лишенные родительских прав |11|

| |6 |

|Одинокие. Утратившие связи с семьей |19|

| |4 |

|Имеющие родителей пенсионеров |79|

| |8 |

|Имеющие несовершеннолетних детей |19|

| |32|

|Не имеющие средств на оплату услуг адвоката |38|

| |12|

Совершенно очевидно, что содержание данных категорий осужденных в местах

лишения свободы связано с рядом дополнительных проблем. Государство несет

невосполнимые расходы, страдает семья, теряют здоровье сами заключенные, и

даже потерпевшие не могут получить возмещение вреда, причиненного

преступлением.

Поэтому было бы целесообразно значительно расширить рамки условного

осуждения, в особенности для лиц, имеющих работу. Пусть зарабатывают,

кормят сами себя, свою семью, возмещают вред потерпевшим и платят

назначенный судом процент в доход государства. По крайней мере, такой вид

наказания имеет смысл, чего нельзя сказать о лишении свободы только ради

лишения свободы.

Широкое применение условного осуждения с удержанием определенной части

дохода в государственную казну также целесообразно и при выборе вида

наказания материально обеспеченных граждан, совершивших преступления

небольшой и средней тяжести, если они обязуются в короткий срок возместить

причиненный ими вред.

Такой узаконенный подход к избранию меры и вида наказания поможет разрешить

многие острые проблемы уголовно-исполнительной системы, т.к. сократит

численность тюремного населения, сохранив принцип неотвратимости наказания

и даже придав наказанию более осмысленные функции.

3. ЧТО БЫЛО ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ?

В предыдущем разделе мы анализировали контингент лиц, содержащихся в

пенитенциарных учреждениях с точки зрения их материального и семейного

положения. Цель настоящего раздела - исследовать, чем занимались люди,

оказавшиеся за решеткой, до совершения преступления. Как складывалась их

жизнь, какие моменты из биографии могли послужить толчком к выбору

противоправного пути?

Анализ показал, что в этом ракурсе вырисовываются следующие группы

заключенных:

Алкоголики или лица, склонные к бытовому пьянству;

Члены неблагополучных семей;

Воспитанники детских домов;

Принимавшие участие в боевых действиях во время вооруженных конфликтов

(Афганистан, Северная Осетия, Нагорный Карабах, Чеченская республика и

др.);

Бывшие сотрудники правоохранительных органов;

Страдающие олигофренией;

Безработные;

Бездомные.

Характерно, что фактор бездомности очень часто считают причиной

преступления лица, осужденные неоднократно и потерявшие жилье в результате

предыдущей судимости.

Все выделенные группы заслуживают более тщательного анализа для

установления социальных корней преступности. Но мы считаем необходимым

заострить внимание на такой проблеме, как четко прослеживающаяся тенденция

к увеличению численности в общей массе заключенных таких групп, как бывшие

сотрудники правоохранительных органов и лица, принимавшие участие в боевых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.