![]() |
|
|
Шпаргалки по истории политических ученийШпаргалки по истории политических учений12. Пол-ко-правовые учения в период эллинизма. С середины IV в. до н.э. древнегреческие гос-ва попадают в зав-ть от Македонии и приходят в упадок. В соц--пол-кой теории идеи рабов-кой демократии отстаивал Э. (341—270 гг. до н.э.)., он полагал, что законы и гос-во существуют не от природы, а по установлению. Справедливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. Право и гос- во суть продукты договора, результат соглашения. Воззрения Э.а отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать пол-кой деят-ти. Счастье чел-ка он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели фил-ф предлагал устраниться от общ-ых дел, обрести незав-ть от об- ва. Против фил-фии Э.а выступили стоики. ,основатель школы Зенон Китийский . Стоики явились продолжателями П.овско-А.евской линии в фил-фии. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Чел-ку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Не отрицали общ-ую деят-ть. Благо гос-ва ценилось ими выше, чем благо индивида. |10 Платон о гос-ве и праве. П. (4–5 век. до н.э.) — родоначальник фил-фии объективного идеализма. Сердцевину П.овской фил-фии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений П. противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Пол-ко-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги П.а — "Гос-во" и "Законы". В диалоге "Гос-во" идеальный гос-венный строй П. рассматривал по аналогии с космосом и чел-кой душой. Подобно тому как в душе чел-ка есть три начала, так и в гос-ве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном гос-ве соответствуют правители-фил-фы, яростному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное деление об-ва П. объявил условием прочности гос-ва как совместного поселения гр-н. Механизму осуществления власти (ее уст-ву, роли закона) П. не придавал в диалоге "Гос-во" особого значения. Прообразом идеального гос-венного строя для П.а послужила ар-тическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отн-ния — орг-я жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной соб- ти, группового брака и др. Характеризуя извращенные формы гос-ва, П. располагал их в порядке возрастающей деградации по ср-ю с идеалом. тимократия, господство сильнейших воинов, олигархия — власть богатых Диалог "Законы" является последним сочинением П.а. П. отказывается от коллективной соб-ти фил-фов и воинов и устанавливает для гр-н единый порядок пользования имуществом. Земля является соб-тью гос-ва. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гр-нин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества гр-не могут приобретать в частную соб-ть, но ее размеры ограниченны. Деление гр-н на сословия заменяется градацией по имущ-ому цензу. Пол-кие права гр-не приобретают в зав-ти от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда. П. подробно описывает в диалоге орг-ю гос-венной власти и законы наилучшего строя. Идеальным гос-венным уст-вом П. называет прав-е, где совмещены начала демократии и м-хии. К таким началам относятся: демократический пр-п арифметического рав-ва (выборы по бол-ву голосов) и м- хический пр-п геометрического рав-ва (выбор по заслугам и достоинству). В диалоге "Пол-к" П. выделил формы гос-ва, основанные на законе. По его словам, м-хия, ар-тия и демократия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. |7. Пол-ко-правовая мысль Древнего Китая. Расцвет общ-о-пол-кой мысли ДК относится к VI—III вв. до н.э. Наиболее влиятельными пол-кими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Возникновение даосизма традиция связывает с именем мудреца Лао-цзы. В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). , означало правильный жизненный путь чел-ка или народа, соответствующий велениям неба. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало, Чел- ку оно предстает в виде сверхъест-го закона, управляющего миром. Соц--пол- кая конц-я даосизма представляла собой реакционную утопию. Не обладая реальной силой для борьбы с новой ар-тией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной др-м. Наиболее влиятельной доктриной являлось конфуцианство. Родоначальник Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущ-ую и наследственную знать. Управлять гос-вом, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Идеи прав-я знатных, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с пол- ями, открывавшими доступ к гос-венному аппарату неродовитой общинной верхушки. Перенесенные в сферу пол-ки эти пр-пы должны были послужить фундаментом всей системы упр-я. Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее гос-венное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. С критикой прав-я наследственной ар-тии выступил Мо-цзы основатель школы моистов. Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в гос-венном аппарате. Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение гос-венных должностей по пр-пам происхождения и родства.С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных ар-тов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости являются знания, почерпнутые из жизни простого народа. Упр-е гос-вом не требует обучения. Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению пр-пов и методов упр-я в идеальном гос-ве. Идеальной орг-ей власти Мо-цзы считал гос-во с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой, в конц-и моизма идеи рав-ва были фактически отброшены; конц-я завершалась восхвалением деспотически-бюрократического гос-ва, исключавшего всякую возможность не только участия народа в упр-и, но и обсуждения им гос-венных дел. Интересы имущ-ой и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма — Шан Ян. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок пол-ки и разрабатывали учение о технике отправ-я власти. Успеха в пол-ке достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, эк-ому обеспечению пол-ки. Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эк-их и пол-ких реформ. В области упр-я предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников, ограничить общинное самоупр-е, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Предлагалось также установить единые для всего гос-ва законы. Высшей целью деят-ти государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн. |5. Общая хар-ка юр. поз-ма. В результате революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отн-ний Основные пр-пы гр- нского об-ва воплотились в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ бол-ва буржуазных теоретиков от идей ест-го права и их критика. То и другое нашло выражение в юр. поз-ме, выступившем против дуализма теории ест- го права, т.е против представления о сущ-и рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права ест-го, требующего воплощения в закон-ве. Критика идей ест-го права содержалась в трудах Бентама, а отказ от этих идей продемонстрировали уже комментаторы послереволюционного закон-ва Франции Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и критики позитивного, уже действующего права гр-нского об-ва с позиций ест- го права, еще сохранявшего ряд романтических иллюзий революционной эпохи. К критике ест--правовой теории юр. поз-м подошел иначе, чем ист-ая школа права. В. отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую оболочку опровергаемой теории (ест-е право в трактовке Г. Гуго тождественно позитивному), юр. поз-м с самого начала пр-пиально отрицал иное право, кроме позитивного. В поле зрения юр. поз-ма — не ист-и сложившийся обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы правоведения. Наконец, отождествление права с законом ("тексты закона дают право") обусловило распространение юр. поз-ма по мере ликвидации феодальных институтов и воплощения буржуазных правовых пр-пов в нормативных актах Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель аналитической школы Джон Остин . Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Остином континентальный поз-м видел источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систематических. Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного развития гр-нского об-ва. Сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого чел-ка. | | |20.Пол-ко-правовое |18.Фома Аквинский о|16.Римские юр-ты о |14. Цицерон о | |учение Марсилия |гос-ве и праве. |праве. |гос-ве и праве. | |Падуанского. |Задачу |Правовые воззрения |Виднейшим идеологом| |Протест против |идеологического |рабов-кой ар-тии |римской ар-тии в | |притязаний |обоснования |получили свое |период республики | |католической церкви|феодализма. |практическое |был знаменитый | |на светскую власть |стремился |воплощение в |оратор Марк Туллий | |имеет место в |осуществить |деят-ти римских |Ц. (1 в. до н.э.). | |учении М.П.. |крупнейший идеолог |юр-тов. |Свое | |Итальянский фил-ф, |католицизма |К числу самых |пол-ко-правовое | |ученый и медик |доминиканский монах|известных юр-тов |учение он изложил, | |М.П. резко |Ф.А.. Первым из |периода ранней |подражая Платону, в| |критикует |средневековых |империи |диалогах "О гос-ве"| |теократические |фил-фов Западной |принадлежали Гай, |и "О законах". | |теории: основная |Европы Ф.А. широко |Папиниан, Павел, |Ц. исходит из общих| |причина войн, смут |использовал труды |Ульпиан и Модестин.|для всех | |и возмущений, |Аристотеля. |Юр-ты не отделяли |сторонников ар-тии | |мешающих мирному, |Большое место в |еще право от |представлений о | |упорядоченному |пол-ко-правовой |нравственности. Как|ест-м происхождении| |общежитию (одна из |доктрине Фомы |и др-е |гос-ва. Следуя | |основных земных |занимает учение о |последователи |Аристотелю и | |целей), — неверные |законах, их видах и|стоицизма, они |стоикам, он | |представления о |соподчиненности. |считали источником |утверждал, что | |соотн-нии церкви и |Закон определяется |права мировой |гр-нские общины | |гос-ва, |как общее правило |божественный разум.|возникают не по | |божественного и |для достижения | |установлению, а от | |чел-кого законов. |цели, правило, |В составе права, |природы, ибо люди | |Попытки церкви |которым кто-либо |действовавшего в |наделены богами | |вмешаться в дела |побуждается к |Римской империи, |стремлением к | |светской власти |действию или |юр-ты выделяли три |общению. В духе | |сеют раздоры и |воздержанию от |части: ест-е право |ар-тических учений | |лишают мира |него. |(ius naturale), |своего времени Ц. | |европейские гос-ва.|Взяв у Аристотеля |право народов (ius |настаивал на том, | | |деление законов на |gentium) и право |чтобы гос-венная | |М.П. различает два |ест-ые (они |гр-н, (ius civile),|власть была вручена| |вида законов по их |самоочевидны) и | |мудрецам, способным| |цели, содержанию и |пол-ные (писаные), |Ест-е право, по их |приблизиться к | |способам |Ф.А. дополнил его |представлениям, |постижению мирового| |обеспечения. |делением на законы |распространяется |божественного | |Божественный закон |чел-кие (определяют|как на людей, так и|разума. Гос-во | |указывает пути |порядок общ-ой |на животных. К его |могло бы стать | |достижения вечного |жизни) и |установлениям |вечным, уверял | |блаженства, |божественные |относятся брак, |мыслитель, если бы | |определяет различия|(указывают пути |семья и воспитание |люди жили по | |между грехами и |достижения |детей. По ест-му |заветам и обычаям | |заслугами перед |"небесного |праву все рождаются|отцов. Целью | |богом, а также |блаженства"). Из |свободными. |гос-ва, согласно | |наказания и награды|сочетания этих двух|Право народов, в |его конц-и, | |в потустороннем |классификаций |отличие от ест-го, |является охрана | |мире, где судьей |выводятся четыре |охватывает правила,|имущ-ых интересов | |является Христос. |вида законов; |которые мировой |гр-н. | |Цель чел-кого |вечный |разум установил для|Возникновение права| |закона — |(божественный |людей. Римляне |следует выводить из| |справедливость и |ест-ый), ест-ый |используют это |понятия закона. Ибо| |общее благо, |(чел-кий ест-ый), |право в своих |закон есть сила | |прочность и |чел-кий (чел-кий |отн-ниях с |природы, он — ум и | |твердость власти; |пол-ный) и |покоренными |сознание мудрого | |различая |божественный |народами и |чел-ка, он — мерило| |правомерное и |(божественный |соседними гос-вами.|права и бесправия. | |неправомерное, |пол-ный). |Правом народов |Ц. определяет | |закон устанавливает|Вечным законом Фома|введены война, |гос-во (res | |справедливость; |называет "сам |рабство, основание |publica) как дело | |соблюдение чел-кого|божественный разум,|царств, |народа, где под | |закона |управляющий миром";|международная |народом понимается | |обеспечивается |этот закон лежит в |торговля и ряд др-х|"соединение многих | |принуждением. |основе всего |установлений. |людей, связанных | |Право — это |мирового порядка, |Право гр-н, или |между собой | |установленное |природы и об-ва. |цивильное право, |согласием в | |гос-вом приказание,|Ест-ый закон |регулирует отн-ния |вопросах права и | |дозволение или |трактуется как |между свободными |общностью | |запрещение, |отражение вечного |римлянами.Право в |интересов". В | |обладающее |закона чел-ким |Древнем Риме |трактовке Ц.а право| |принудительной |разумом; к нему |делилось на частное|выступает основой | |силой. Право |относятся законы |и публичное. По |гос-ва, его | |регулирует отн-ния |общежития, |знаменитой формуле |определяющим | |между людьми и |стремление к |Ульпиана, публичное|началом. Гос-во в | |удерживает чел-кую |самосохранению и |право относится к |таком понимании | |власть от |продолжению рода. |пол-ю гос-ва, |оказывается уже не | |произвола. |Чел-кий закон, под |частное — к пользе |только моральным | |Поскольку люди |которым Фома |отдельных лиц. |сооб-вом свободных | |по-разному |разумел |Основное внимание |гр-н (каким оно | |определяют в |действовавшее |юр-ты уделяли |представлялось | |законах критерии |право, он |частному праву. В |Платону и | |справедливого и |рассматривал как |их трудах были |Аристотелю), но и | |несправедливого, в |выражение |заложены основы |правовым сооб-вом. | |разных странах и у |требований ест-го |теории гр-нского |Предложенное Ц.ом | |разных народов |закона и |права — |понятие гос-ва | |право — разное. |подкрепление их |цивилистики. |сыграло | |Цель чел-кого |принуждением, |Разрешая споры по |значительную роль в| |закона — "хорошая |санкцией, |гр-нским делам, |последующем | |жизнь на земле". |Необходимость |юр-ты разграничили |развитии | |Цель божественного |чел-кого закона |виды сделок, |пол-ко-правовой | |закона — вечное |обосновывалась тем,|выработали формулы |теории. | |спасение. |что люди вследствие|исков, определили |Ц., говоря о народе| |Из различения двух |грехопадения имеют |правомочия |в своем определении| |видов законов |извращенную волю, |собственника и др-х|гос-ва, имел в виду| |проистекают |свобода которой |субъектов права. |исключительно | |разграничения |сводится к |Вследствие рецепции|землевладельцев и | |целей, сфер и |возможности творить|римского частного |крупных торговцев. | |методов деят-ти |зло; для |права его пр-пы |Об этом | |церкви и гос-ва.К |обеспечения |были усвоены |свидетельствует | |ведению церкви |незыблемости |теоретической |приводимый в | |относятся только |требований ест-го |юриспруденцией во |трактате "Об | |божественные, но не|закона необходимо |многих странах |обязанностях" | |чел-кие законы; |принуждение людей к|континентальной |перечень занятий и | |служа высшей цели, |добродетели путем |Европы. |профессий, не | |церковь не должна |применения силы и | |достойных | |вмешиваться в |страха наказания. | |свободного чел-ка. | |"мирские дела". |Наконец, к | |Ц. относит к числу | |Теоретическое |божественному, или | |презренных людей | |обоснование |откровенному, | |ростовщиков, мелких| |принадлежности |закону Фома относил| |торговцев, | |народу |Библию. | |владельцев | |законодательной |По учению Ф.А., | |ремесленных | |власти, строгой |чел-кий закон не | |мастерских, а также| |подзаконности |должен | |всех трудящихся. С | |деят-ти |противоречить | |такими людьми, | |правительства, |ест-му. Тезис о | |занятыми "грязным | |выборности народом |верховенстве | |делом", у достойных| |главы |божественных (а по | |гр-н не может быть | |исполнительной |существу — цер-ных)| |никаких общих | |власти — все эти |законов | |интересов. | |идеи исходили из |использовался Фомой| |Пол-кий идеал Ц.а —| |практики упр-я в |Аквинским для | |ар-тическая | |городских |обоснования | |сенатская | |республиках |теократических | |республика. В | |Вскоре М.П. был |притязаний | |общетеоретическом | |отлучен от церкви и|католической | |плане он | |объявлен еретиком; |церкви. | |обосновывает свой | |от инквизиции его |Учение Ф.А. о | |идеал учением о | |спасло |гос-венной власти | |смешанной форме | |покровительство. |давало тонкое | |прав-я. | | |обоснование | |Ссылаясь на | | |теократическим | |греческих | | |теориям. | |мыслителей, Ц. | | |Ф.А. различает три | |различает три | | |элемента гос-венной| |основные формы | | |власти: сущность, | |гос-ва: царскую | | |происхождение, | |власть — м-хию, | | |использование. | |власть оптиматов — | | | | |ар-тию и власть | | | | |народа — | | | | |демократию. Среди | | | | |них лучшей, по | | | | |мнению Ц.а, | | | | |является м-хия. | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |