реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки по истории политических учений

Шпаргалки по истории политических учений

12. Пол-ко-правовые учения в период эллинизма.

С середины IV в. до н.э. древнегреческие гос-ва попадают в зав-ть от

Македонии и приходят в упадок.

В соц--пол-кой теории идеи рабов-кой демократии отстаивал Э. (341—270 гг.

до н.э.)., он полагал, что законы и гос-во существуют не от природы, а по

установлению. Справедливость не существует сама по себе; это — договор о

том, чтобы не причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении

людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. Право и гос-

во суть продукты договора, результат соглашения.

Воззрения Э.а отличались от предшествующих учений демократии призывом

избегать пол-кой деят-ти. Счастье чел-ка он усматривал в отсутствии

страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения

этой цели фил-ф предлагал устраниться от общ-ых дел, обрести незав-ть от об-

ва.

Против фил-фии Э.а выступили стоики. ,основатель школы Зенон Китийский .

Стоики явились продолжателями П.овско-А.евской линии в фил-фии. Мироздание,

согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В

мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Чел-ку не

остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе.

Не отрицали общ-ую деят-ть. Благо гос-ва ценилось ими выше, чем благо

индивида. |10 Платон о гос-ве и праве.

П. (4–5 век. до н.э.) — родоначальник фил-фии объективного идеализма.

Сердцевину П.овской фил-фии составляет теория идей. Миру чувственных

предметов и явлений П. противопоставил особый мир идей, или общих понятий,

которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и

неизменны, им присуще истинное бытие.

Пол-ко-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги П.а — "Гос-во" и

"Законы".

В диалоге "Гос-во" идеальный гос-венный строй П. рассматривал по аналогии с

космосом и чел-кой душой. Подобно тому как в душе чел-ка есть три начала,

так и в гос-ве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном

гос-ве соответствуют правители-фил-фы, яростному началу — воины,

вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное

деление об-ва П. объявил условием прочности гос-ва как совместного

поселения гр-н. Механизму осуществления власти (ее уст-ву, роли закона) П.

не придавал в диалоге "Гос-во" особого значения.

Прообразом идеального гос-венного строя для П.а послужила ар-тическая

Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отн-ния — орг-я жизни

господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной соб-

ти, группового брака и др.

Характеризуя извращенные формы гос-ва, П. располагал их в порядке

возрастающей деградации по ср-ю с идеалом.

тимократия, господство сильнейших воинов, олигархия — власть богатых

Диалог "Законы" является последним сочинением П.а. П. отказывается от

коллективной соб-ти фил-фов и воинов и устанавливает для гр-н единый

порядок пользования имуществом. Земля является соб-тью гос-ва. Она делится

на равные по плодородию участки. Каждый гр-нин получает земельный надел и

дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества

гр-не могут приобретать в частную соб-ть, но ее размеры ограниченны.

Деление гр-н на сословия заменяется градацией по имущ-ому цензу. Пол-кие

права гр-не приобретают в зав-ти от размеров имущества, записавшись в один

из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или

обеднев, они переходят в другой класс. Производственные потребности

земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского

труда. П. подробно описывает в диалоге орг-ю гос-венной власти и законы

наилучшего строя. Идеальным гос-венным уст-вом П. называет прав-е, где

совмещены начала демократии и м-хии. К таким началам относятся:

демократический пр-п арифметического рав-ва (выборы по бол-ву голосов) и м-

хический пр-п геометрического рав-ва (выбор по заслугам и достоинству).

В диалоге "Пол-к" П. выделил формы гос-ва, основанные на законе. По его

словам, м-хия, ар-тия и демократия опираются на закон, тогда как тирания,

олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в них

законам и обычаям. |7. Пол-ко-правовая мысль Древнего Китая.

Расцвет общ-о-пол-кой мысли ДК относится к VI—III вв. до н.э. Наиболее

влиятельными пол-кими учениями Древнего Китая являлись даосизм,

конфуцианство, моизм и легизм.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем мудреца Лао-цзы. В

основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). , означало правильный

жизненный путь чел-ка или народа, соответствующий велениям неба. Дао в

интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало, Чел-

ку оно предстает в виде сверхъест-го закона, управляющего миром. Соц--пол-

кая конц-я даосизма представляла собой реакционную утопию. Не обладая

реальной силой для борьбы с новой ар-тией, эти слои претендовали на роль

хранителей священной мудрости, не доступной др-м.

Наиболее влиятельной доктриной являлось конфуцианство. Родоначальник

Конфуций защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущ-ую и

наследственную знать. Управлять гос-вом, согласно Конфуцию, призваны

благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Идеи прав-я знатных,

типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий

между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с пол-

ями, открывавшими доступ к гос-венному аппарату неродовитой общинной

верхушки. Перенесенные в сферу пол-ки эти пр-пы должны были послужить

фундаментом всей системы упр-я. Государю вменялось в обязанность относиться

к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке

продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ.

Воспитание подданных — важнейшее гос-венное дело, и осуществлять его надо

силой личного примера.

С критикой прав-я наследственной ар-тии выступил Мо-цзы основатель школы

моистов. Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных

земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в гос-венном аппарате.

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали

замещение гос-венных должностей по пр-пам происхождения и родства.С этих

позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев,

которая допускала врожденные знания у наследственных ар-тов и ограничивала

выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости

являются знания, почерпнутые из жизни простого народа. Упр-е гос-вом не

требует обучения. Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они

переходили от критики существующих порядков к изложению пр-пов и методов

упр-я в идеальном гос-ве. Идеальной орг-ей власти Мо-цзы считал гос-во с

мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой, в конц-и

моизма идеи рав-ва были фактически отброшены; конц-я завершалась

восхвалением деспотически-бюрократического гос-ва, исключавшего всякую

возможность не только участия народа в упр-и, но и обсуждения им гос-венных

дел.

Интересы имущ-ой и служилой знати отстаивали легисты, или законники.

Крупнейший представитель раннего легизма — Шан Ян. Легисты отказались от

традиционных моральных трактовок пол-ки и разрабатывали учение о технике

отправ-я власти. Успеха в пол-ке достигает только тот, кто знает обстановку

в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение

обобщению опыта предшествующих правителей, эк-ому обеспечению пол-ки.

Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эк-их и пол-ких

реформ. В области упр-я предлагалось сосредоточить всю полноту власти в

руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и

превратить их в обыкновенных чиновников, ограничить общинное самоупр-е,

подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Предлагалось

также установить единые для всего гос-ва законы. Высшей целью деят-ти

государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной

объединить Китай путем захватнических войн. |5. Общая хар-ка юр. поз-ма.

В результате революций в развитых странах Европы были проведены

преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно

связанного с регулированием товарно-денежных отн-ний Основные пр-пы гр-

нского об-ва воплотились в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены

отказ бол-ва буржуазных теоретиков от идей ест-го права и их критика. То и

другое нашло выражение в юр. поз-ме, выступившем против дуализма теории ест-

го права, т.е против представления о сущ-и рядом с позитивным правом более

высокого по своему значению права ест-го, требующего воплощения в закон-ве.

Критика идей ест-го права содержалась в трудах Бентама, а отказ от этих

идей продемонстрировали уже комментаторы послереволюционного закон-ва

Франции Отождествление права с законом имело четко выраженные

идеологические и практические цели. Оно было направлено против оценки и

критики позитивного, уже действующего права гр-нского об-ва с позиций ест-

го права, еще сохранявшего ряд романтических иллюзий революционной эпохи.

К критике ест--правовой теории юр. поз-м подошел иначе, чем ист-ая школа

права. В. отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую

оболочку опровергаемой теории (ест-е право в трактовке Г. Гуго тождественно

позитивному), юр. поз-м с самого начала пр-пиально отрицал иное право,

кроме позитивного. В поле зрения юр. поз-ма — не ист-и сложившийся обычай,

а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его

обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы

правоведения. Наконец, отождествление права с законом ("тексты закона дают

право") обусловило распространение юр. поз-ма по мере ликвидации феодальных

институтов и воплощения буржуазных правовых пр-пов в нормативных актах

Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель

аналитической школы Джон Остин . Вслед за главой английской аналитической

школы Дж. Остином континентальный поз-м видел источник права в суверенной

власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о

подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов

толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических,

систематических.

Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное

значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно

стабильного развития гр-нского об-ва.

Сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка,

проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а

сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом",

наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из

природы самого чел-ка. | |

|20.Пол-ко-правовое |18.Фома Аквинский о|16.Римские юр-ты о |14. Цицерон о |

|учение Марсилия |гос-ве и праве. |праве. |гос-ве и праве. |

|Падуанского. |Задачу |Правовые воззрения |Виднейшим идеологом|

|Протест против |идеологического |рабов-кой ар-тии |римской ар-тии в |

|притязаний |обоснования |получили свое |период республики |

|католической церкви|феодализма. |практическое |был знаменитый |

|на светскую власть |стремился |воплощение в |оратор Марк Туллий |

|имеет место в |осуществить |деят-ти римских |Ц. (1 в. до н.э.). |

|учении М.П.. |крупнейший идеолог |юр-тов. |Свое |

|Итальянский фил-ф, |католицизма |К числу самых |пол-ко-правовое |

|ученый и медик |доминиканский монах|известных юр-тов |учение он изложил, |

|М.П. резко |Ф.А.. Первым из |периода ранней |подражая Платону, в|

|критикует |средневековых |империи |диалогах "О гос-ве"|

|теократические |фил-фов Западной |принадлежали Гай, |и "О законах". |

|теории: основная |Европы Ф.А. широко |Папиниан, Павел, |Ц. исходит из общих|

|причина войн, смут |использовал труды |Ульпиан и Модестин.|для всех |

|и возмущений, |Аристотеля. |Юр-ты не отделяли |сторонников ар-тии |

|мешающих мирному, |Большое место в |еще право от |представлений о |

|упорядоченному |пол-ко-правовой |нравственности. Как|ест-м происхождении|

|общежитию (одна из |доктрине Фомы |и др-е |гос-ва. Следуя |

|основных земных |занимает учение о |последователи |Аристотелю и |

|целей), — неверные |законах, их видах и|стоицизма, они |стоикам, он |

|представления о |соподчиненности. |считали источником |утверждал, что |

|соотн-нии церкви и |Закон определяется |права мировой |гр-нские общины |

|гос-ва, |как общее правило |божественный разум.|возникают не по |

|божественного и |для достижения | |установлению, а от |

|чел-кого законов. |цели, правило, |В составе права, |природы, ибо люди |

|Попытки церкви |которым кто-либо |действовавшего в |наделены богами |

|вмешаться в дела |побуждается к |Римской империи, |стремлением к |

|светской власти |действию или |юр-ты выделяли три |общению. В духе |

|сеют раздоры и |воздержанию от |части: ест-е право |ар-тических учений |

|лишают мира |него. |(ius naturale), |своего времени Ц. |

|европейские гос-ва.|Взяв у Аристотеля |право народов (ius |настаивал на том, |

| |деление законов на |gentium) и право |чтобы гос-венная |

|М.П. различает два |ест-ые (они |гр-н, (ius civile),|власть была вручена|

|вида законов по их |самоочевидны) и | |мудрецам, способным|

|цели, содержанию и |пол-ные (писаные), |Ест-е право, по их |приблизиться к |

|способам |Ф.А. дополнил его |представлениям, |постижению мирового|

|обеспечения. |делением на законы |распространяется |божественного |

|Божественный закон |чел-кие (определяют|как на людей, так и|разума. Гос-во |

|указывает пути |порядок общ-ой |на животных. К его |могло бы стать |

|достижения вечного |жизни) и |установлениям |вечным, уверял |

|блаженства, |божественные |относятся брак, |мыслитель, если бы |

|определяет различия|(указывают пути |семья и воспитание |люди жили по |

|между грехами и |достижения |детей. По ест-му |заветам и обычаям |

|заслугами перед |"небесного |праву все рождаются|отцов. Целью |

|богом, а также |блаженства"). Из |свободными. |гос-ва, согласно |

|наказания и награды|сочетания этих двух|Право народов, в |его конц-и, |

|в потустороннем |классификаций |отличие от ест-го, |является охрана |

|мире, где судьей |выводятся четыре |охватывает правила,|имущ-ых интересов |

|является Христос. |вида законов; |которые мировой |гр-н. |

|Цель чел-кого |вечный |разум установил для|Возникновение права|

|закона — |(божественный |людей. Римляне |следует выводить из|

|справедливость и |ест-ый), ест-ый |используют это |понятия закона. Ибо|

|общее благо, |(чел-кий ест-ый), |право в своих |закон есть сила |

|прочность и |чел-кий (чел-кий |отн-ниях с |природы, он — ум и |

|твердость власти; |пол-ный) и |покоренными |сознание мудрого |

|различая |божественный |народами и |чел-ка, он — мерило|

|правомерное и |(божественный |соседними гос-вами.|права и бесправия. |

|неправомерное, |пол-ный). |Правом народов |Ц. определяет |

|закон устанавливает|Вечным законом Фома|введены война, |гос-во (res |

|справедливость; |называет "сам |рабство, основание |publica) как дело |

|соблюдение чел-кого|божественный разум,|царств, |народа, где под |

|закона |управляющий миром";|международная |народом понимается |

|обеспечивается |этот закон лежит в |торговля и ряд др-х|"соединение многих |

|принуждением. |основе всего |установлений. |людей, связанных |

|Право — это |мирового порядка, |Право гр-н, или |между собой |

|установленное |природы и об-ва. |цивильное право, |согласием в |

|гос-вом приказание,|Ест-ый закон |регулирует отн-ния |вопросах права и |

|дозволение или |трактуется как |между свободными |общностью |

|запрещение, |отражение вечного |римлянами.Право в |интересов". В |

|обладающее |закона чел-ким |Древнем Риме |трактовке Ц.а право|

|принудительной |разумом; к нему |делилось на частное|выступает основой |

|силой. Право |относятся законы |и публичное. По |гос-ва, его |

|регулирует отн-ния |общежития, |знаменитой формуле |определяющим |

|между людьми и |стремление к |Ульпиана, публичное|началом. Гос-во в |

|удерживает чел-кую |самосохранению и |право относится к |таком понимании |

|власть от |продолжению рода. |пол-ю гос-ва, |оказывается уже не |

|произвола. |Чел-кий закон, под |частное — к пользе |только моральным |

|Поскольку люди |которым Фома |отдельных лиц. |сооб-вом свободных |

|по-разному |разумел |Основное внимание |гр-н (каким оно |

|определяют в |действовавшее |юр-ты уделяли |представлялось |

|законах критерии |право, он |частному праву. В |Платону и |

|справедливого и |рассматривал как |их трудах были |Аристотелю), но и |

|несправедливого, в |выражение |заложены основы |правовым сооб-вом. |

|разных странах и у |требований ест-го |теории гр-нского |Предложенное Ц.ом |

|разных народов |закона и |права — |понятие гос-ва |

|право — разное. |подкрепление их |цивилистики. |сыграло |

|Цель чел-кого |принуждением, |Разрешая споры по |значительную роль в|

|закона — "хорошая |санкцией, |гр-нским делам, |последующем |

|жизнь на земле". |Необходимость |юр-ты разграничили |развитии |

|Цель божественного |чел-кого закона |виды сделок, |пол-ко-правовой |

|закона — вечное |обосновывалась тем,|выработали формулы |теории. |

|спасение. |что люди вследствие|исков, определили |Ц., говоря о народе|

|Из различения двух |грехопадения имеют |правомочия |в своем определении|

|видов законов |извращенную волю, |собственника и др-х|гос-ва, имел в виду|

|проистекают |свобода которой |субъектов права. |исключительно |

|разграничения |сводится к |Вследствие рецепции|землевладельцев и |

|целей, сфер и |возможности творить|римского частного |крупных торговцев. |

|методов деят-ти |зло; для |права его пр-пы |Об этом |

|церкви и гос-ва.К |обеспечения |были усвоены |свидетельствует |

|ведению церкви |незыблемости |теоретической |приводимый в |

|относятся только |требований ест-го |юриспруденцией во |трактате "Об |

|божественные, но не|закона необходимо |многих странах |обязанностях" |

|чел-кие законы; |принуждение людей к|континентальной |перечень занятий и |

|служа высшей цели, |добродетели путем |Европы. |профессий, не |

|церковь не должна |применения силы и | |достойных |

|вмешиваться в |страха наказания. | |свободного чел-ка. |

|"мирские дела". |Наконец, к | |Ц. относит к числу |

|Теоретическое |божественному, или | |презренных людей |

|обоснование |откровенному, | |ростовщиков, мелких|

|принадлежности |закону Фома относил| |торговцев, |

|народу |Библию. | |владельцев |

|законодательной |По учению Ф.А., | |ремесленных |

|власти, строгой |чел-кий закон не | |мастерских, а также|

|подзаконности |должен | |всех трудящихся. С |

|деят-ти |противоречить | |такими людьми, |

|правительства, |ест-му. Тезис о | |занятыми "грязным |

|выборности народом |верховенстве | |делом", у достойных|

|главы |божественных (а по | |гр-н не может быть |

|исполнительной |существу — цер-ных)| |никаких общих |

|власти — все эти |законов | |интересов. |

|идеи исходили из |использовался Фомой| |Пол-кий идеал Ц.а —|

|практики упр-я в |Аквинским для | |ар-тическая |

|городских |обоснования | |сенатская |

|республиках |теократических | |республика. В |

|Вскоре М.П. был |притязаний | |общетеоретическом |

|отлучен от церкви и|католической | |плане он |

|объявлен еретиком; |церкви. | |обосновывает свой |

|от инквизиции его |Учение Ф.А. о | |идеал учением о |

|спасло |гос-венной власти | |смешанной форме |

|покровительство. |давало тонкое | |прав-я. |

| |обоснование | |Ссылаясь на |

| |теократическим | |греческих |

| |теориям. | |мыслителей, Ц. |

| |Ф.А. различает три | |различает три |

| |элемента гос-венной| |основные формы |

| |власти: сущность, | |гос-ва: царскую |

| |происхождение, | |власть — м-хию, |

| |использование. | |власть оптиматов — |

| | | |ар-тию и власть |

| | | |народа — |

| | | |демократию. Среди |

| | | |них лучшей, по |

| | | |мнению Ц.а, |

| | | |является м-хия. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.