реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века

боровшееся против царизма.

Движущие силы первой российской революции предопределили формы и методы

развернувшейся в ходе нее борьбы. Эта революция была буржуазно-

демократической по своему содержанию, но по формам и методам она оказалась

специфически пролетарской1.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился

и на Россию. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее

время, вплоть до 1909 г., промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя

формально кризис продолжался лишь до 1903 г.

Кризис начался в легкой промышленности, но с наибольшей силой он поразил

отрасли тяжелой индустрии — металлургическую и машиностроение, Если в целом

промышленное производство в России в 1900—1903 гг. сократилось на 5%, а

потребление хлопка совсем незначительно — на 0,6%, то выплавка чугуна

уменьшилась на 15%, прокат рельсов — на 32%, производство паровозов и

вагонов — на 25—37%. За эти три года было закрыто более 3 тыс. предприятий,

на которых работали 112 тыс. рабочих.

В первые годы XX в. монополии возникали преимущественно в наиболее

концентрированных отраслях тяжелой промышленности. Но сосредоточение в их

руках важнейших источников сырья и топлива оказало глубокое воздействие на

всю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и

некоторые отрасли, производившие предметы потребления. В текстильной

промышленности, в частности, возникло большое число регионально-отраслевых

объединений картельного типа.

Кризис 1900—1903 гг. явился переломным моментом и в процессе сращивания

банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в

период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они

принимали активное участие в «финансовой реорганизации» пошатнувшихся

предприятий. Петербургский международный банк, например, не только

сохранил, но и расширил свою «сферу интересов». В первый ряд выдвинулся

Азовско-Донской банк, прибравший к своим рукам многие предприятия Юга

России, в основном горнопромышленные и сахарные. Экономическое развитие

страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем

капитализма в промышленности существовали значительные пережитки феодализма

в сельском хозяйстве.Сочетание капиталистических

противоречий_неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905 —

1907 гг., .буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим

силам.

К середине октября обстановка в стране настолько накалилась, что

правительство уже теряло контроль над ситуацией. С. Ю. Витте и великий

князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки. 17 октября 1905

г. высочайшим манифестом России были дарованы «незыблемые основы

гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова,

печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума.

Одновременно создавалось объединенное правительство — Совет министров во

главе с С. Ю. Витте, на который возлагалось введение «конституционных

порядков» в стране.

Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие

возможность легально организовать свои силы, создав политические партии,

призывали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на

парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были

считать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надо

направить на создание гарантий для выполнения обещаний правительства.

Большевики призывали к продолжению вооруженной борьбы. У значительной части

рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные

надежды. В результате революционное движение стало терять массовость.

Учреждение Государственной думы. Революционная волна, поднявшаяся в стране

после кровавого воскресенья, заставила царя искать компромиссы. В этих

целях министру внутренних дел Буяыгину было поручено подготовить проект

чакона о создании Государственной думы. 6 августа 1905 г. царь подписал

манифест об учреждении булыгинской думы.

В законе о Думе указывалось, что она создается для предварительной

разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в

Государственный совет. Таким образом, предполагалось создание

законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету.

Отличие Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были

участвовать не назначаемые, а избранные населением лица,

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы

по трем куриям от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие

вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось

помещикам и крупной буржуазии.

Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкотировало

подавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Даже

либеральную буржуазию она не устраивала.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более

существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г.,

обещавший созыв законодательной Думы,

Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Государственного

совета, как это тогда полагалось. Против проекта яростно выступили наиболее

близкие к царю сановники, минисгр императорского двора Фредерике и др.

Однако времени на дебаты и размышления не было. Николай II это прекрасно

понимал.

Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. в

избирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать в

Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону

предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от

землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не

имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз,

в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а

также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не

имела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись

избирательные права рабочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших

не менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух

привилегированных курий—двухстепенные. Вначале выбирались выборщики, а

затем уже члены Государственной думы.

У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трехстепенные.

Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких

предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от

крупных предприятиях —• один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Сразу

же давалось преимущество мелким предприятиям, явно ограничивалось

представительство от крупных заводов и фабрик, где был особенно

организованный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигали

выборщиков, из которых избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырех степенные выборы (от села, волости,

затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. В

результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские

классы. При помощи этой махинации с выборщиками голос помещика равнялся

трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока

пяти голосам рабочих.

Основные законы

20 февраля 1906 г. были утверждены законы «Учреждение Государственной думы»

и «О переустройстве учреждений Государственного совета». Первый определял

срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и

назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки

перерыва в их работе. Статья I определяла «предмет ведения» Государственной

думы: «обсуждение законопредложений, восходящих к верховной самодержавной

власти», в том числе вопросы, требующие издания законов и штатов, а также

их изменения, дополнения, приостановления и отмены, государственную роспись

доходов и расходов и т. д. «Учреждение» ограничивало право законодательной

инициативы: «Государственная дума может возбуждать дело об отмене или

изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных

государственных законов». Изданные в марте 1906 г. «Бюджетные правила»

ограничивали права Думы в области утверждения бюджета. Члены Думы

распределялись по партийным группам -фракциям. Начиная со II

Государственной думы практиковались совещания представителей фракций и

групп. На заседаниях Думы могли присутствовать и выступать министры.

Депутаты (не менее 50 человек) имели право обращаться с запросами к

председателю Совета министров.

Рассказать о выступлении Столыпина 3 июня 1907 г. был опубликован царский

манифест о роспуске I! Государственной думы и изменении положения о

выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически

государственным' переворотом, поскольку оно нарушало «Основные

государственные законы», по которым ни один закон не мог последовать без

одобрения его Думой.

Государственная дума первых двух созывов лишь формально являлась

законодательным органом. За 72 дня деятельности I Государственной думы

Николай II утвердил 222 законодательных акта, но из них только один

рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение

102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только два

из них прошли через Государственную думу и Государственный совет.

Новый избирательный закон почти на 33% увеличил число выборщиков от

помещиков, а число выборщиков от крестьян уменьшилось на 56%. Единая

городская курия была разделена на две, права избирателей во второй

городской курии были урезаны. Рабочие большинства губерний России (за

исключением 6} могли участвовать в выборах только по второй городской курии

— как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3

июня 1907 г. предоставлял министру внутренних дел право изменять границы

избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные

собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство

от национальных окраин. Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до

442.

Избирательный закон 3 июня, его сенатские «разъяснения», действия местной

администрации, широкая избирательная кампания правых и черносотенных

партий, обстановка разочарования в революции, репрессии дали

соответствовавший надеждам правительства результат выборов.

Карательные органы. В годы реакции царизм для расправы с революционным

движением ввел военно-полевые суды, которые в упрощенном порядке

рассматривали дела и приговаривали главным образом к смертной казни

(расстрел или повешение). Широко применялась и внесудебная репрессия,

осуществлявшаяся непосредственно войсками. Особенно ярким примером таких

действий явился расстрел мирной демонстрации рабочих на ленских приисках в

1912 г. Несмотря на очевидность допущенного беззакония, организаторы

расстрела остались безнаказанными, хотя на место и выезжала специальная

сенатская комиссия.

В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента

полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных

отделений, положение о которых было утверждено Столыпиным в феврале 1907 г.

Формально они создавались при губернаторах и градоначальниках. Однако

последние не вмешивались в деятельность этих органов, которые фактически

непосредственно подчинялись департаменту полиции.

Каждое охранное отделение состояло из канцелярии, отдела наружного

наблюдения и агентурного отдела. В отделе наружного наблюдения состояли

филеры—специальные наружные сыщики, которые систематически тайно наблюдали

за революционерами.

Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотрудников

осведомителей и провокаторов. В большинстве случаев ими были авантюристы,

готовые за плату делать что угодно. Часто охранка использовала

компрометирующие кого-либо материалы для вербовки. При этом допускалось

нарушение законности. Если какое-либо лицо совершало преступление

(возможно, даже серьезное), охранка гарантировала ему непривлечение к

уголовной ответственности, если оно согласится быть секретным сотрудником.

Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотрудниками являлись

провокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях,

будучи их членами. Провокаторам разрешались активные действия вплоть до

участия в террористических актах и в подстрекательстве на совершение

таковых. Одновременно провокаторы информировали охранку, которая изобличала

революционеров в совершенных деяниях. Такое поведение охранки противоречило

даже царскому закону, поскольку основная задача политической полиции

состояла в предотвращении преступлений. Дело доходило до того, что охранка

допускала даже совершение отдельных террористических актов в отношении

высших должностных лиц.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким

обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя

враждебными группировками крупных империалистических государств —

Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией,

Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали

империалистические, захватнические цели, особенно воинственно были

настроены германские империалисты.

Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов

России входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов из

Черного моря в Средиземное — Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-

Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд

успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России,

обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения

обусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие

потери.

Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие

прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и

выгодных военных поставок, а также отвлечь трудящихся от революционной

борьбы. Стремление к достижению этих целей определяло внутреннюю и внешнюю

политику царизма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведения

войны. Они развернули широкую пропагандистскую кампанию, стремясь убедить

массы, что война носит оборонительный характер и ведется ради защиты своего

Отечества и братьев-славян. Шовинистические настроения в начале войны

охватили все слои буржуазии, помещиков, значительную часть интеллигенции,

студенчества, даже крестьянства.

Во всех странах буржуазные партии призывали народ поддерживать войну. Почти

все партии II Интернационала, вопреки интересам трудящихся, также выступили

за ведение войны. Большевистская партия была единственной из всех партий,

которая активно выступила против войны, в том числе с трибуны

Государственной думы, за что ее думская фракция была подвергнута

репрессиям.

Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство начало

разрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное

сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. В свою

очередь кризис в промышленности и сель ском хозяйстве отрицательно

отразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая война

усилила революционную борьбу в стране.

В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация.

Обострение ее вызывалось нуждой и бедствиями народных масс, гибелью тысяч и

тысяч солдат на фронтах. Бедственное положение рабочего класса и

трудящегося крестьянства усугублялось ужесточением политического режима, а

в национальных районах России и национальным гнетом. В широких народных

массах все больше росло недовольство войной и политикой царизма

Земгор. В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на

создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов,

объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор).

Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством

медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к

участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты.

Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Его

чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При

помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на

государственные дела, получила возможность более активного проникновения в

государственный аппарат.

Военно-промышленные комитеты. В мае 1915 г. было начато создание

влиятельной организации буржуазии -военно-промышленных комитетов. они

создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения

армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный,

областные и местные военно-промышленные комитеты.

Военно-промышленные комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое

имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и

общественными организациями, принимать на себя обязательства, в частности,

по поставкам и подрядам по заказам казны, организовывать по соглашению с

военным и морским ведомствами приемку и сдачу предметов для нужд армии и

флота и т. д. Они имели право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.

По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты

были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых

капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов.. Развернув

кампанию по выборам представителей рабочих в комитеты и организации рабочих

групп, буржуазия надеялась таким образом подчинить своему влиянию рабочий

класс, отвлечь его от революционной борьбы, создать видимость классового

мира.

Корниловский мятеж.

25 августа Л.Г. Корнилов начал наступление на Петроград с целью

установления военной диктатуры. Эта угроза заставила А.Ф. Керенского

обратиться за поддержкой к народу и даже пойти на сотрудничество с

большевиками. Против корниловщины выступили все социалистические партии,

Советы и подчинявшиеся им отряды рабочей Красной гвардии. К 30 августа

мятежные войска были остановлены, Л.Г. Корнилов арестован.Провал

корниловского мятежа вновь решительно изменил политическую ситуацию и

соотношение сил. Правые были разгромлены, престиж А.Ф. Керенского и

кадетов упал. Влияние большевиков усилилось, численность партии

стремительно росла (до 350 тыс. членов). Началась большевизации Советов. В

конце августа – начале сентября Петроградский и Московский Советы приняли

резолюции о взятии всей полноты государственной власти.

В ответ правительство предприняло еще одну попытку стабилизировать

обстановку. Не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоить

общественное мнение, 1 сентября А.Ф. Керенский провозгласил Россию

республикой. 14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийское

демократическое совещание. В нем участвовали представители всех

политических партий, земств и городских дум. Цель совещания – подорвать

влияние большевизированных Советов. На совещании был создан

Демократический Совет Республики (Предпарламент). От его имени А.Ф.

Керенский в конце сентября сформировал 3-е коалиционное правительство на

основе компромисса "умеренных социалистов" с кадетами. Однако его власть

становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых,

которые обвиняли его в пособничестве "революционной анархии", развале

армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали А.Ф.

Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в

новую фазу. Большевики во главе с В.И. Лениным начали подготовку к захвату

политической власти.

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая

революция. В отличие от первой она закончилась победой — свержением

царизма. Российское государство сделало новый шаг на пути превращения из

феодального в буржуазное. К февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в

Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные

заносы не позволили своевременно подвезти в столицу вагоны с мукой). 23

февраля, недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и

забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Социалистические партии и группы

развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с

разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления

переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и

парализовавшую Петроград.

26 февраля — критический день революции. В ночь на 26 февраля власти

провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна

крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопро вождавшиеся

жертвами, происходили по всему городу. Это вызвало возмущение не только

рабочих и интеллигенции, но и солдат. Личный состав 4-й роты запасного

батальона лейб-гвардии Павловского полка открыл огонь по полицейским. 27

февраля к революционным массам присоединились около 70 тыс. солдат запасных

батальонов Всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание.

К концу дня восставшие захватили вокзалы, мосты, главный арсенал, важнейшие

правительственные учреждения, разгромили полицейские участки и тюрьмы,

освободили политических заключенных и около 4 тыс. уголовников.

Председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко 26 февраля

телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу,

пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на

следующий день Родзянко возглавил Временный комитет Государственной думы,

который 2 марта потребовал отречение от власти Николая 2. В ночь на 3 марта

царь подписал манифест об отречении.

Высшим органом государственного управления в стране стало Временное

правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные

функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было

окончательно определить конструкцию власти и государственного управления.

Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись,

фактически оно временно выполняло также функции высшего органа

государственной власти (в том числе законодательные), поскольку таковой

после победы революции отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемником старой

власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Сената приняло

присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы продолжало дело царского

Совета министров. Возглавил Временное правительство князь Львов,

назначенный на должность председателя Совета министров царем одновременно с

подписанием акта об отречении.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет

Государственной думы. Однако Временное правительствао высшим ограном

власти стало считать Сенат.

Между тем активизировал свою деятельность созданный 27 февраля вечером

Петроградский Совет рабочих депутатов и его Временный исполком. В числе 15

его членов были 6 меньшевиков, 2 эсера, 2 большевика и 5 внефракционных

социал-демократов. Председателем Совета был избран меньшевик Н. С. Чхеидзе,

его заместителями — трудовик А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев.

Петроградский Совет развернул работу по организации продовольственного

снабжения населения и войск в Петрограде, по созданию рабочей милиции. 1

марта Совет издал знаменитый «приказ № Ь по армии, согласно которому многие

важные функции власти переходили от офицеров к выборным солдатским

комитетам, солдатам предоставлялись все гражданские права, отменялось

титулование офицеров и т. д. 1 марта Петроградский Совет был преобразован в

Совет рабочих и солдатских депутатов. К середине марта 2 тыс. его депутатов

являлись представителями солдат, а 800 — представителями рабочих.

Всего в марте 1917 г. в России возникло около 600 Советов рабочих,

солдатских и крестьянских депутатов.

Законодательсво Врем правительства

Временное правительство разработало и утвердило Положение о выборах в

Учредительное собрание, исходившее из принципов всеобщего равного прямого и

тайного голосования, наиболее демократичное для своего времени. Неизмеримо

увеличился по сравнению с прошлым объем прав граждан. В первые дни и месяцы

после победы Февральской буржуазно-демократической революции российские

граждане получили весьма широкие политические права: свободу слова, печати,

собраний, демонстраций и др.

Временное правительство не стремилось к установлению полного равноправия

граждан России. Сохранялось сословное деление в обществе и связанные с этим

привилегии. Оставались незыблемыми различные титулы и звания (граф, князь и

др.).

Буржуазному правительству пришлось узаконить созданные революционным

творчеством пролетариата фабрично-заводские комитеты как органы рабочего

представительства. Временное правительство создало специальный орган —

Юридическое совещание, на которое возлагалась выработка проектов наиболее

важных законодательных актов, в том числе и к предстоящему, но все время

откладываемому Всероссийскому Учредительному собранию. По требованию масс

Временное правительство 12 марта 1917 г. отменило смертную казнь с заменой

ее срочной или пожизненной каторгой. После июльских событий правительство

усиливает репрессии в отношении военнослужащих, не желающих продолжать

кровопролитную войну. 12июля 1917 г. последовало введение смертной казни на

фронте за ряд государственных и воинских преступлений. Одновременно

создавались так называемые военно-революционные суды для применения

немедленной репрессии в отношении революционно настроенных военнослужащих.

В этих судах практически отсутствовало право обвиняемого на защиту,

устанавливалась чрезвычайно упрощенная процедура рассмотрения уголовных

дел, приговоры не подлежали обжалованию.

Реформа судебных огранов

С точки зрения буржуазии идеальными в области уголовного права и уголовного

процесса являлись разработанные еще при царизме Уголовное уложение 1903 г,

и Судебные уставы 1864 г. По мнению Юридического совещания, требовалось

лишь немного улучшить текст отдельных статей. Пока же на практике

следственным органам и судам рекомендовалось применять эти документы в

прежних редакциях.

"Некоторые изменения в уголовное законодательство Временное правительство

все же внесло. В июле—августе 1917 г. усиливаются уголовные репрессии по

ряду преступлений. К ним относились призывы к убийству, разбою, грабежу и

другим тяжким преступлениям. Устанавливалась уголовная ответственность

(каторга) за агитацию против политики правительства. Аналогичную цель

преследовали также такие новые составы преступления, как призыв к

дезорганизации, анархии.-'

Закон от 19 июля 1917 г. установил уголовную ответственность за забастовки

железнодорожников.

2 августа 1917 г. военный министр и министр внутренних дел получили право в

административном порядке арестовывать и высылать лиц, действия которых

будут признаны опасными. Устанавливая эти меры, правительство

подготавливало мероприятия по очистке Петрограда от нежелательных элементов

путем высылки многих тысяч революционно настроенных рабочих. Такие меры

Временному правительству все же не удалось провести, но многих большевиков

на основании закона от 2 августа 1917г. арестовали и содержали в тюрьме.

4 августа 1917г. Временное правительство приняло еще один закон об усилении

уголовной ответственности (пожизненная или срочная каторга) за

насильственное посягательство на изменение существующего строя в России.

Вполне ясно, что этот закон предусматривал прежде всего расправу с

большевиками.

Путем усиления уголовной репрессии Временное правительство делает

безуспешную попытку остановить развитие революционного движения в стране,

предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию.'

Реформы Столыпина

Председатель Совета министров П.А. Столыпин полагал, что революцию

порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые

следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину,

сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в

деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906

г., подготовленный Столыпиным,

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более

сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия — кулачества. За

образец он взял Германию, где в то время консервативный крестьянин являлся

опорой монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще

создать. В этом и состоял основной смысл аграрной реформы. Преследовалась и

цель отвлечь крестьянство от революционного движения. Путем переселения

некоторых крестьян на казенные земли в Сибирь и в другие отдаленные районы

хотели также разрядить аграрный кризис в центральных районах России.

Указ 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины

и потребовать в свою личную собственность соответствующий земельный надел,

который полагался ему, когда он был в составе общины. Столыпин полагал, что

путем разрушения общины удастся создать крепкие кулацкие хозяйства,

которые, как правило, выделялись из общины и хозяйствовали обособленно.

Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее

благоприятные условия для образования обособленных кулацких хозяйств. В

целом при осуществлении этой реформы не удалось достичь того, что

намечалось. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее

развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом прогрессивное

значение реформы. Но достаточно широкого размаха оно не получило.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел

ослабить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую

собой взрывоопасную силу. Было организовано широкое и добровольное

переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны.

На черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские

деревни. Однако переселение было организовано плохо, что существенно

снизило его результаты.

Контрреформы

12 июня 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских ч уездных земских

учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система

выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был

установлен сословный принцип: в нее могли входить только потомственные и

личные дворяне. Во второй, городской курии повышался имущественный ценз. По

отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации

-губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким

образом, влияние дворянство в земских органах значительно усилилось. В 90-е

годы XIX в. дворяне вместе с чиновниками составляли 55.2% гласных уездных

собраний и 89,5% губернских.

Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и

губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министрвнутренних

дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского

самоуправления.

11 июня 1892 г. было принято новое Горо&овое положение. Если ранее,

избирательным правом пользовались все владельцы недвижимой собственности,

то по ноаому Положению для них устанавливался ценз: в г.г. Москве и Санкт-

Петербурге - не менее 3 тыс. рублей; в губернских городах, с населением

свыше 100 тыс. человек и в г. Одессе - не менее 1500 рублей; в прочих

городах - не менее 1000 рублей; в прочих городских поселениях - не менее

300 рублей. Кроме того, избирательным правом пользовались владельцы торгово-

промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства (в Москве и

Петербурге - 1-й гильдии, в прочих городах - 1-й и 2-ОЙ гильдии). Таким

образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и

крупной буржуазии.

Устанавливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления:

решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.

Городские головы и члены управ объявлялись состоящими на государственной

службе. Ограничивалось количество заседаний думы.

Для малых городов Положением устанавливалось "упрощенноеуправление": сход

домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало

городского старосту.

3. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках,

которое отменяло принцип отделения суда от администрации. В 40 губерниях

создавалось 2200 земских участков (по 4-5 на каждый уезд), которые заменяли

мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой

суд (он сохранялся только в Петербурге. Москве и Одессе). Во главе участка

стоял земский начальник с широким кругом полномочий: осуществление контроля

над сельскими и волосшыми органами самоуправления, надзор за деятельностью

волостных судов, руководство полицией, решение земельных вопросов и т.д.

-----------------------

[1] Гарнет М.Н. История царской тюрьмы. Москва, 1960.

[2] Рогатки надевались на шею и голову таким образом, что заключенный

не мог лежать; стулья - деревянные чурбаки весом в несколько десятков

килограммов, прикованные цепью к металлическому ошейнику; колодки надевали

на руки, ноги и шею; цепи - на руки, ноги и шею и приковывали к стене,

полу.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.