реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной

власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения

между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли

верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным

органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по

наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную

(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой

иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные

учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет

возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии

характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств

восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и

представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой

власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом

представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность

правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в

Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в

Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические

признаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок,

либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это

означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут

передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за

невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта

ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске

парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних.

Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе

(аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней

Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между

этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования

правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к

дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о

формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить

любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав

правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий,

касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности

перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом

роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении

президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде

республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы

правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией,

имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою

деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум

недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это

влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава

правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия,

Мексика Франция и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция,

Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня

встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например,

полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо

ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или,

напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике

устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом

(Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается

вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем

установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике

территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-

территориальную и национально-государственную организацию государственной

власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства,

в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и

федеративную.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

1) полное территориальное единство государства. Это означает, что

административно-территориальные единицы не обладают политической

самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не

имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории

государства, единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а

оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью

централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных

образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной

власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и

управления в субъектах федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого

из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако

устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по

вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими

судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с

общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных

государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное

устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США,

ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают

федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший

СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались

нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака

комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по

территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию.

Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего

устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных

государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач

(экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого

государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами

международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную

систему государственных органов, собственную конституцию и другое

законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного

решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на

уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти

объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив,

преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария,

США).

Третий элемент формы государства - политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, - это совокупность приемов, способов

и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические

и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический,

тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в

управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное

подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже

основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным.

Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего

захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий,

всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики

фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии,

он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный

режим основывается на идее полного господства государства над личностью,

над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и

отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма,

культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается

государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей

духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При

таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима.

Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство

всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое

господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне

агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством

руководит узкий круг людей - правящая элита, которая возглавляется лидером

и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие,

поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет

прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти:

народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует

в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также

контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно

признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в

соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и

конституцией данного государства. Государство исходит из того, что

единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и

прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и

обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие

форм собственности, широкий спектр общественных объединений,

многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным

взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют

интересы личности.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого

слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат

отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле

государственный аппарат понимается как система исполнительно-

распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных

органов (механизм государства), которые в совокупности образуют

государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный,

четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой

состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет

определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых

направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства,

включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле

под государственным аппаратом понимаются только органы государства,

наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные

органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют

отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,

задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим

законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых

случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и

правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не

является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система

его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может

подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма

правления и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при

наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того,

органы государства должны располагать соответствующими материально-

техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них

функций - экономических, технических, информационных, идеологических,

организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е.

они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе

принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе

говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия,

которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Виды государственных органов различаются по разным классификационным

основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные

органы подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное

Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство,

министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе

выборными, органами - производные. Например, Счетная палата, создаваемая на

паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются

на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и

судебные (правоохранительные).

В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий

государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в

России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный

Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные

комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.

В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют

государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и на

основе единоначалия (прокуратура).

В федеративном государстве различаются органы, действующие в

общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти

субъектов федерации.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, могут

быть отнесены:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;

3) разделение властей;

4) гласность.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов

организации и деятельности государственных органов. Он получил

конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят

в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля,

Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим

мыслителем Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее

законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная

цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной

властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг

полномочий и сферы деятельности каждой из властей - законодательной,

исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства

взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное

сдерживание властей служат главным условием политической свободы в

обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть

неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации

полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен

в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип

разделения властей и провозглашено, что органы законодательной,

исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в

ней сдержек и противовесов во многом напоминает американскую.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она

охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает

объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде

назначение политической системы можно определить как управление делами

общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать

реальное практическое участие населения в разработке, принятии и

осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это

объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для

характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские

цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической

системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за

государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных

слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической

системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как

совокупность государственных и негосударственных политических институтов,

выражающих политические интересы различных социальных групп и

обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование,

являются правовые, политические нормы и политические традиции.

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие

прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической

деятельности.

Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно

- главный источник и носитель политической власти. К собственно

политическим организациям относятся также политические партии. Они

представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества

и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными

носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия),

но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы.

Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие

в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных

органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней

политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так,

партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы

для правового оформления своих интересов.

В структуру политической системы включают и политические движения, в

которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет

фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система

политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к

политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их

деятельности - выражение не политических, а экономических или иных

интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные

организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих

членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы

имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так,

они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право

на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки,

участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального

имущества и т.д.

Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической

системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия,

церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же

государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации

не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни

она может играть активную роль - заниматься благотворительностью,

воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой

информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики,

участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в

деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении

успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного

политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую

ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным

элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать

в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных

структурных элементов политической системы.

Виды политических систем. Характер политической системы определяется

влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического

развития общества, его культура, традиции и т.д.

Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

Для демократической политической системы характерны многопартийность,

политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других

политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов

управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической

сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная

общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы

на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее

государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-

государственной верхушки.

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место

государства в политической системе определяется рядом особенностей

государства.

Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех

без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно

обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных

для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в

единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных

групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего

общества.

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными

выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не

обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только

государство вправе регламентировать правовое положение политических партий,

общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой

информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в

политической жизни общества регламентируется государством. Другие

организации могут регулировать только деятельность собственных формирований

и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия

иных организаций ограничены определенными пространственными пределами -

регионом действия данной организации или субъектным составом -

распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на

все общество.

ЛИТЕРАТУРА

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. 1, с. 7-40.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994, тема 1,

с. 3-29.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994, Тема

28, с. 325-338.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 1, с. 7-17.

Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 1996. Гл. 2,

параграфы 1-4, с. 40-54.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема

5.1, с. 40-53.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова А. Б. М.,

1993, с 22-48.

Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М., 1995,

гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.

Хропанюк В. И. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 11, параграфы 2-3,

с. 19-22.

Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.