реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Теория государства

причинами происхождения государства основоположники марксизма считали

раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что

было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою

очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри

родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде

всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве

власть начинает выражать интересы только одной части населения -

экономически господствующего класса, который становится и политически

господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих

классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих

слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов

принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И.

Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми

свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску

авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого

следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право

порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а

особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями.

Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей

невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и

государства. Причиной возникновения государства является определенное

состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества

от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их

магической силой привели к возникновению государственной власти, которой

люди подчиняются добровольно.

Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США),

английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы

Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В

своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства

необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных

районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии,

Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных

систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как

поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять

воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля,

требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др.

Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в

восточных регионах, но в действительности процессы образования государства

и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства

было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие

трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение

государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов,

объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление

государственной организации.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его

определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями,

мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков

государства.

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой

объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной

территории и подчиненных политической власти, способной применять

принуждение.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической,

социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те

или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет

выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других

организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей

специальным аппаратом управления и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков

государства.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами

населения, государственная власть приобретает политический характер.

Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит

над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной

самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.

Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный

аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в

государственном аппарате служит профессией.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны,

т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности,

внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с

другими государствами. Однако суверенитет современных государств

самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и

неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.

Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных

полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать,

изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством

общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и

принуждать к его соблюдению.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства,

поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может

содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и

распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на

его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и

организаций.

С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся

из общества политическая организация особой суверенной публичной власти,

выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также

обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство". Это

государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет

требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою

деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю.

Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию

общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал

греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.).

Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке,

поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества.

Значение разумных и справедливых законов подчеркивал величайший философ

античности Платон (427 - 347 гг. до н.э.). А основоположник античной

политической науки Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) обосновал идею

господства права и правовой законности, идею права как критерия

справедливости.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат

немецкому философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию

естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для

государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих

действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в

законах государства, как обеспеченные государством естественные права и

свободы человека.

Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель,

которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни,

- это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал

правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель

различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные,

антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей

природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно

ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство

реализованной свободы".

Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого

либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.

Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового

государства, то они сводятся к следующим:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность

и реальность осуществления;

3) взаимная ответственность государства и личности;

4) принцип разделения властей.

Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию

государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных

структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых

законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми,

основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-

третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение

государства законом, установление правом рамок для деятельности государства

и его органов.

Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и

реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения

перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными

возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.

Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать

естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь,

на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода

передвижения, свобода совести и др.

Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и

личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают

взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать

от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет

перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны

существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства

исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный

порядок обжалования действий и решений государственных органов и

должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46

Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц

могут быть обжалованы в суд".

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное

функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной,

исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов.

Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не

смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система

сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно

предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе

общих принципов.

Гражданское общество предпосылка и условие существования правового

государства. Гражданское общество - есть объединение частных личностей. В

нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи

между индивидами строятся по принципу - "пределы свободы личности,

определяются пределами свободы другой личности". Это независимая от

государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где

действуют различные социальные группы, объединения культурного,

национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие

разнообразные интересы людей.

Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается

общество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от

собственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму

собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими

способностями к труду. В гражданском обществе нет монополии на какую-либо

идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам

зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений.

Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к

законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна

быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе

вмешиваться.

Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его

интересам, выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: "Не

общество для государства, а государство для общества".

Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны

друг с другом и предполагают друг друга.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Под функциями государства принято понимать основные направления его

деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с

решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика

государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом,

а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти,

поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства

может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах

их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую

направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической

экономики). Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые,

так общесоциальные начала.

Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств.

В механизме государства образуются соответствующие органы, в

государственном бюджете выделяются необходимые средства, создается

законодательная база для регулирования конкретного направления

деятельности.

Функции государства следует отличать от функции органов государства.

Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются

специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства

определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой

жизнью общества.

Функции государства не застывший набор направлений его деятельности. С

развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться

новые, ранее неизвестные функции государства, например,

природоохранительная функция, освоение космоса и т.д.

Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым

распространенным является деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной

страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на

международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между

собой, дополняют друг друга.

Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые

осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные

функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением

обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).

Рассмотрим некоторые основные и постоянные внутренние и внешние функции

государства.

К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная;

экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и

правопорядка.

К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику;

обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по

глобальным проблемам.

Политическая функция направлена на обеспечение государственного

суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия

народа в различных формах.

Экономическая функция во многом зависит от того, является ли данное

общество обществом с рыночной экономикой или с централизованной плановой

экономикой.

В обществе с централизованной плановой экономикой государство является

собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует

экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах

всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования

торгового и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу

сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению

государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой

политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране

прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует

экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату

деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного

населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в

государственной поддержке.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области

образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая

обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую

безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в

условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство

устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при

экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы,

оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод

граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека является одним из главных критериев

демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции

обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами

внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за

соблюдением законности.

Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена

процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических

интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого

государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту

территориальной целостности государства. В настоящее время меняются

ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются

процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении

вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении

международной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению

мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия

и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной

обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких

сферах, как борьба с организованной преступностью, международным

терроризмом.

Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает

актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск

взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только

отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют

международного реагирования. К числу таких глобальных проблем относится,

например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении

крупных экологических или техногенных катастроф, подобных аварии на

Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного

государства.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных

ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который

причиняется производственной деятельностью человека.

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма

существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности

государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В

целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для

этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых

норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно

позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано

функционирование государственной власти, какими органами она представлена,

каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец,

какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

форму правления,

форму территориального (государственного) устройства

политический (государственный) режим.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.