реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Трудовое право - профсоюзы

представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря

на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы

профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных

федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами,

предоставленными профсоюзам как организации.

Дифференциация прав по профсоюзным органам дает возможность конкретному

звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными

правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права,

предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на

предприятиях - профсоюзным комитетам (профкомам). (В некоторых профсоюзах

приняты иные наименования органа первичной организации. Но поскольку в

большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин

более привычен и содержится в законодательстве. В КЗоТ, других законах и

иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование).

Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется

местом этих органов - тем, что они объединяют работников непосредственно на

предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые

правоотношения.

Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным

органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их

деятельности и ее необходимую дифференциацию.

Всем профсоюзам и их органам принадлежит общее право на

представительство интересов работников. Каждому - на своем уровне, в своем

масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении

профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей

непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно

представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны

аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во

взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их

объединениями и представителями, влиять на формирование интересов

работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все

профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им

все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых

вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и

охраны труда.

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет

подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений работодателями (администрацией),

государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением

трудом (регулированием трудовых отношений);

б) по решению вопросов на паритетных началах или в) самостоятельно

принимать решения. Например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов

в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных

законодательством.

На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры,

соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами

исполнительной власти.

Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении

трудовых споров.

Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм

деятельности)'.

а) неправовые, т.е. предусмотренные уставами профсоюзов и б) правовые, т.е.

предусмотренные законодательством. Классификация прав профсоюзов по формам

их реализации (правовым формам) позволяет выделить разные по юридической

силе действия профсоюзов. Это - выражение мнения (например, в правот-

ворчестве), согласование акта (действий работодателя, его представителя)

(например, введение коллективной материальной ответственности работников -

ст. 121* КЗоТ); согласие, разрешение на определенные действия работодателя

(администрации (например, на производство сверхурочных работ - ст. 54 КЗоТ)

требование определенных действий от работодателя (администрации) (например,

требование принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю,

по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства коллективного

договора - ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Когда законодательство не предусматривает определенную правовую форму

действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных

вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, и это

мнение орган, полномочный принять решение, обязан выяснить. Это мнение

может быть учтено при принятии решения.

Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять

решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа,

принимающего решение (работодателя, администрации), но на нем должна быть

отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя

соответствующего профсоюзного органа. Без

согласования, если это предусмотрено законодательством, такой акт

юридической силы не имеет.

Согласие, разрешение означает, что мнение профсоюза имеет

преимущественное значение перед волей работодателя (администрации).

Действия, совершенные без согласия, разрешения профсоюзов, если это прямо

предусмотрено законодательством, не должны порождать правовые последствия.

Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их

деятельности, обязательно к исполнению. Когда в приведенном выше примере

профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении или неисполнении

коллективного договора, это требование должно быть выполнено. Лицо, в

отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать в

вышестоящий профсоюзный орган.

Таким образом, выражение профсоюзами мнения по тем или иным вопросам

носит либо совещательный, либо паритетный (социально- партнерский), либо

обязательный характер.

В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право

законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко использовалось.

Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты

социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон

СССР от 10 декабря 1990 года «О профессиональных союзах, правах и гарантиях

их деятельности».

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную

инициативу отсутствует. Оно пока сохранилось в конституциях ряда субъектов

РФ и перенесено в принятые там свои законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только возможность

предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов

законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально

отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на

заседание (сессию) законодательного органа либо отклонить, но с

соответствующей мотивировкой.

Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной

власти, работодателями (администрацией) сохранилась. Профсоюзам необходимо

в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности

прохождения и рассмотрения их предложений в различных инстанциях. В

интересах трудящихся они стремятся проявлять активность в правотворчестве

по социальным вопросам, используя совещательные полномочия - проводить

экспертизу и давать замечания по проектам, участвовать в рабочих группах по

их подготовке и др.

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от

вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: а) трудового

договора; б) обеспечения занятости; в) рабочего времени; г) времени отдыха;

д) оплаты и нормирования труда; е) гарантий и компенсаций; ж) дисциплины

труда; а) охраны труда; и) контроля за соблюдением трудового

законодательства и законодательства об охране труда; к) разрешения трудовых

споров.

Укрупненно, по содержанию права делятся на права: во-первых, по участию

в регулировании трудовых отношений, во-вторых, по контролю за соблюдением

трудового законодательства и, в-третьих, по участию в разрешении трудовых

споров. Среди прав в этой области важное место занимает право на

забастовку.

По существу, это деление прав профсоюзов по правоотношениям, стороной

которых они являются.

Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе

сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли

соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров

(контрактов). На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие

полномочия с тем, чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы

работников (см. ст. 226 КЗоТ).

В законодательстве прямо не решен вопрос о последствиях принятия

нормативных правовых актов о труде или их применения без участия

профсоюзов, когда это предусмотрено. Между тем решения по таким вопросам

непосредственно затрагивают права и интересы работников. Поэтому правовые

последствия неучастия профсоюзов в принятии решений об установлении или

применении условий труда необходимо определять в зависимости от того,

нарушают ли эти решения права и интересы работников и исполнены ли они.

Вариант первый. Неисполненное решение должно быть отменено. Оно не

должно выполняться.

Вариант второй. Если решение исполнено и не ущемляет прав и интересов

работников, его следует рассмотреть соответствующему профсоюзному органу,

несмотря на то, что оно уже принято. Согласие (согласование) придает такому

решению законность. При отказе в согласии (согласовании) оно должно быть

отменено.

Вариант третий. Если решение, принятое без участия профсоюзов, нарушает

права или ущемляет интересы работников (работника) при применении

установленных условий труда, его следует признавать недействительным, не

порождающим правовых последствий.

В объеме полномочий профсоюзов как общественной организации и их органов

по контролю за соблюдением трудового законодательства изменений не

произошло. Они вправе осуществлять общественнный контроль (см. ст. 244

КЗоТ). В компетенции технической и правовой инспекций труда, находящихся в

ведении профсоюзов, произошли кардинальные изменения. С созданием

специализированных государственных органов по надзору и контролю за

соблюдением законодательства о труде и охране труда к ним от профсоюзной

инспекции

труда перешли государственно-властные полномочия в этой области, т.е.

государственные по природе и сути полномочия возвращены органам

государства.

В разрешении трудовых споров профсоюзы выступают на стороне работников в

качестве их законных представителей.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через

руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть

представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве

экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника.

При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе выступать в качестве

стороны, вырабатывать требования и предъявить их работодателю

(администрации), объявлять и проводить забастовку, на паритетных началах с

работодателем (администрацией) участвовать в создании и деятельности

примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового

арбитража.

По кругу лиц, в защиту которых выступают профсоюзы, их права

подразделяются на права по защите: а) членов профсоюза и б) работников, вне

зависимости от членства в профсоюзе.

В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы

представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит

дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника.

Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда,

когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не запрещает

профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их

просьбе или по собственной инициативе.

Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то

профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все

членами профсоюза (например, при выработке условий коллективных договоров,

соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в

условиях труда в зависимости от членства в профсоюзе. Государство

гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от

принадлежности к общестенным объединениям (см. п. 2 ст. 19 Конституции РФ).

g 4. Гарантии прав профсоюзов

Особенности профсоюзов как субъектов права, вызванные их общественной

природой и стоящими перед ними задачами, требуют особого подхода к

обеспечению реализации ими прав и выполнения обязанностей.

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в

основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных

органов, работников платного аппарата,

активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе

внутрипрофсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права

профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут

быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным

работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры

дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством

(правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие

вышестоящих профсоюзных органов.

Освобожденные и неосвобожденные от основной работы члены профсоюзных

органов могут быть выведены из состава профсоюзных органов по решению

избравших их (делегировавших) членов профсоюза, принятому на общем собрании

(конференции), или по решению другого избравшего их (делегировавшего)

профсоюзного органа. То есть отзыв с профсоюзной работы осуществляется в

том же порядке, что и избрание (делегирование) в профсоюзный орган.

На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания

трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость

поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав

работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами

государственных органов, органов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или

требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с

должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих

права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического

воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и

способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное

значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение

встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в

регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят

государственная воля и государственное принуждение как средство воздействия

на субъектов общественных отношений с целью соблюдения ими правовых норм.

Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства,

которые охраняют и защищают права профсоюзов от нару- шенний со стороны

работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной

власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам

беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Гарантии, как возможность применения предусмотренных законодательством

средств обеспечения прав профсоюзов, относятся к статутным, поскольку они

находятся на одном уровне со статусом данной общественной организации.

Статусные гарантии обеспечивают переход от общего правового положения

профсоюзов к положению определенного профсоюзного органа в возможных

правоотношениях и к его субъективным правам в конкретном (наличном)

правоотношении. Что и означает гарантированность реального использования

прав профсоюзов.

Юридические гарантии в основном направлены на обеспечение любого

правомочия профсоюзов. Среди них есть гарантии:

общего действия, обеспечивающие реализацию прав всех профсоюзов и прав,

специализированных по признакам субъекта и содержания;

направленные на обеспечение использования прав самими профсоюзами и

на их охрану и защиту от нарушений со стороны работодателей

(администрации), органов исполнительной власти, органов местного

самоуправления.

Охрана прав профсоюзов - это предупреждение их нарушения путем

устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие превентивных мер,

побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение

препятствий на пути реализации прав.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и

восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии,

обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения

прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

а) имущественные; б) личные;

в) обязанность государственных органов, администрации содействовать

деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы,

когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах

профсоюзов;

д) юридическая ответственность.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве

сформулированы в основном как их права: право собственности на имущество и

денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право

владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное

ведение (управление); право юридического лица. Кроме того, профсоюзы

пользуются другими имущественными правами.

Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным

(делегированным) в профсоюзные органы, тем, кто непосредственно

сталкивается с работодателями (администрацией), их объединениями, органами

исполнительной власти, органами местного самоуправления.

Дополнительные гарантии им предоставляются: а) при переводе на другую

работу; б) при наложении дисциплинарных взысканий; в) при увольнениях по

инициативе администрации. Кроме того, этим лицам предоставляется свободное

время для выполнения общественных обязанностей.

Они могут возвратиться на прежнюю работу после окончания общественных

полномочий.

Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобож-

денныеотосновнойработы, немогутбытьподвергнутыдисциплинарно- му взысканию

без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они

являются, руководители выборных профсоюзных органов в подразделениях

предприятия, учреждения, организации - без предварительного согласия

соответствующего профсоюзного органа на предприятии, в учреждении,

организации, а руководители профсоюзных органов на предприятии, в

учреждении, организации, профорганизаторы - органа соответствующего

объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных работников на другую работу по инициативе работодателя

не может производиться без предварительного согласия органа, членами

которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав

профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается

помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного

согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов

- соответствующего профсоюзного органа подразделения предприятия,

учреждения, организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного

органа на предприятии, в учреждении, организации), а председателей и членов

профсоюзных органов в организации, на предприятии, в учреждении,

профорганизаторов - с предварительного согласия соответствующего

объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по

охране труда и представителей профсоюзов в создаваемых на предприятиях, в

организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их

на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются

только с предваритель-

ного согласия профсоюзного органа первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы,

уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в

создаваемых на предприятиях, в организациях совместных комитетах

(комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения

обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время

краткосрочной профсоюзной учебы.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы

освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций,

созываемых профсоюзами, а также для участия в работе выборных органов.

Условия освобождения указанных лиц от основной работы для названных

целей и порядок оплаты за это время определяются коллективным договором,

соглашением.

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации (на

предприятии, в учреждении) вследствие избрания (делегирования) на должности

в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий

прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа

(должность) в той же или, с согласия работника, в другой организации.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по

прежнему месту работы в случае реорганизации организации (предприятия,

учреждения) работодатель или правопреемник, а при ликвидации организации

(предприятия, учреждения) - профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным

работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше

шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного

года.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных

(делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и

специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган

первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми

правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с

коллективным договором, соглашением.

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами

профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания

срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации (предприятия,

учреждения) или совершения работником действий, за которые федеральным

законом предусмотрено увольнение. В таких случаях увольнение производится в

том же порядке, что и работников, избранных (делегированных) в профсоюзные

органы и неосвобожденных от основной работы.

Обязанность государственных органов, предприятий, учреждений,

организаций всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности прямо

предусмотрена законом. Содействие профсоюзам выражается также путем:

а) отчисления предприятиями и организациями профсоюзным органам денежных

средств на культурно-массовую и физкультурную работу (см. ст. 232 КЗоТ);

б) предоставления соответствующему профсоюзному органу предприятия,

учреждения, организации бесплатно необходимых помещений со всем

оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого органа и для

проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи;

в) предоставления зданий, помещений, сооружений, садов и парков,

предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной,

физкультурной и спортивной работы среди работников предприятия и членов их

семей, а также пионерских лагерей, принадлежащих предприятию, учреждению,

организации или арендованных ими, в бесплатное пользование соответствующему

профсоюзному органу;

г) перечисления членских профсоюзных взносов из заработной платы

работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на

основании соответствующих письменных заявлений работников. Работодатель не

вправе задерживать перечисление указанных средств.

Теперь, кроме того, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где

профсоюзами заключены коллективные договоры, соглашения или на которые

распространяется действие отраслевых соглашений, работодатели по

письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза,

ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной

платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных

коллективными договорами, соглашениями.

Приведенные формы и способы содействия государственнных органов,

работодателей предусмотрены в ст.ст. 225, 232, 234 КЗоТ. Они уточнены

Федеральным законом о профсоюзах, с учетом новых условий экономической

деятельности предприятий, организаций, расширения возможностей

регулирования взаимоотношений между ними и профсоюзами с помощью

коллективных договоров, соглашений.

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана

осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции

государственного надзора за законностью.

Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами

профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах,

а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством

профсоюзных прав, прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных

союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных

органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их

объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

а) дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе

законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности);

б) административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах

может являться административным проступком);

г) уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов -

см. ст. 137 Уголовного кодекса);

д) материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к

материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц

повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского

законодательства).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов,

первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к

дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц,

нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств,

предусмотренных коллективным договором, соглашением. По требованию

указанных профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой

договор (контракт) с должностным лицом, если он нарушает законодательство о

профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору-

соглашению.

§ 5. Ответственность профсоюзов

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения

законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона

«Об общественных объединениях» (ст.41).

Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц,

входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за

невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за

организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда

такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность

привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности

профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после

признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального

закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным

Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация

обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет

своих средств в размере, определенном судом.

Штатные работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении

профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в

организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к

дисциплинарной ответственности, когда в их трудовые обязанности входит

выполнение таких обязательств, а за незаконную забастовку - поскольку они

обязаны соблюдать нормы законодательства. Эти работники могут быть

освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым

законодательством и уставом профсоюза.

Неосвобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы,

за названные выше действия могут нести общественную ответственность по

уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа. В таком

же порядке несут ответственность освобожденные и неосвобожденные от

основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили

реализацию предоставленных профсоюзам прав.

За участие в незаконной забастовке неосвобожденные от основной работы

лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации

(предприятия, учреждения) могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию

за нарушение трудовой дисциплины на основании п. 1 ст. 22 Федерального

закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

6. Соотношение прав профсоюзов, органов общественной

самодеятельности в организациях

(на предприятиях, в учреждениях), коллектива работников

Последними изменениями и дополнениями трудового законодательства,

происшедшими в декабре 1995 года, введены новые термины:

«органы общественной самодеятельности в организации» вместо «иных (по

сравнению с профсоюзами) уполномоченных работниками представительных

органов», а вместо «общего собрания (конференции) трудового коллектива» -

«общее собрание (конференция) работников организации». Такие изменения

внесены в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Приведенные

термины содержатся и в федеральном законе «О порядке разрешения

коллективных трудовых споров».

Органы общественной самодеятельности, как вид общественных объединений,

предусмотрены Федеральным законом «Об общественных объединениях». По этому

закону (ст. 12) органом общественной самодеятельности является неимеющее

членства общественное объединение, целью которого является совместное

решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту

жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей

неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных

целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту

их создания. Такой орган формируется по инициативе граждан,

заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на

основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании

учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой

вышестоящих органов или организаций.

Если строго следовать закону в понимании органов общественного

самоуправления, то пока их на предприятиях, в организациях не существует.

Там нередко создаются другие органы с целью решения определенных социально-

трудовых проблем, но нет таких органов, создаваемых работниками в

организациях, которые бы имели свои уставы и программы.

Более привычными на практике являются создаваемые работниками

организации (по терминологии КЗоТ - трудовыми коллективами) различные

советы, комитеты, комиссии. Наибольшее распространение получили

забастовочные или стачечные комитеты, советы трудовых коллективов (СТК).

Они избираются на общих собраниях (конференциях) работников организации

(трудовых коллективов), как правило для строго определенной цели - ведения

переговоров для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта),

организации и проведения забастовки в случае, если в организации нет

профсоюза или работники решили доверить борьбу за свои трудовые права иному

органу. Поскольку они создаются как альтернатива профсоюзам в деле

разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), те и другие по закону

имеют одинаковые права.

Однако задачи, функции и деятельность профсоюзов значительно шире. Они

охватывают весь спектр прав и интересов работников в социально-трудовой

сфере. Соответственно и права профсоюзов неизмеримо шире, нежели права

забастовочных, стачечных комитетов.

СТК в свое время создавались как форма участия работников (трудовых

коллективов) в управлении предприятиями, учреждениями, организациями,

решении, в основном, производственных вопросов. Право работников

участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями через

общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового

коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные

коллективом, еще сохранилось в КЗоТ (см. ст. 227). Правда, в последнее

время оно практически утратило свое значение. В новых экономических

условиях, особенно в частных организациях, работники (трудовые коллективы)

чаше всего отстраняются от участия в управлении организациями, с которыми

они состоят в трудовых отношениях. В некоторых организациях (в акционерных

обществах, товариществах, кооперативах) работники (акционеры, учредители и

члены товарищества, члены кооператива) участвуют в управлении через своих

представителей в коллегиальных органах организации (правлениях, советах и

др.).

Профсоюзы теперь непосредственно производством не занимаются.

Производственные, технические, экономические вопросы деятельности

организации интересуют профсоюзы только с точки зрения соблюдения прав и

интересов работников.

Все работающие по трудовому договору в организации образуют трудовой

коллектив. В него входят не только работники, заключившие трудовые договоры

(контракты) на неопределенный срок, но и те, кто работает по срочным

трудовым договорам (контрактам) (в частности, временные работники),

нештатные работники (при условии заключения трудового договора),

совместители. Все они вправе участвовать в общих собраниях (конференциях),

быть представленными в органах, формируемых трудовым коллективом, в течение

срока их трудового договора (контракта). В трудовой коллектив входят и

должностные лица администрации, поскольку с ними организацией заключен

трудовой договор (контракт). Сама администрация как совокупность

должностных лиц, управляющих производством и его подразделениями, является

органом не трудового коллектива, а организации (работодателя).

Отсюда: трудовой коллектив - это социальная общность работников

организации. Он состоит из коллективов подразделений в организации

(филиалов, отделений, цехов и др.). Трудовые коллективы можно

классифицировать по ряду признаков:

1) по виду общественного труда - а) трудовые коллективы производственных

организаций;

б) организаций сферы обслуживания (трудовые коллективы в торговле,

связи, бытовом обслуживании и др.);

в) социальной сферы (трудовые коллективы организаций просвещения,

здравоохранения, науки, культуры и т.д.);

2) по виду собственности, к которому относится организация - трудовые

коллективы государственных, муниципальных, частных организаций;

3) по организацонно-правовым формам организации - трудовые коллективы

унитарных, казенных предприятий, акционерных обществ, товариществ,

кооперативов, индивидуальных частных и др.

Трудовой коллектив наделен правами в сфере гражданско-правовых отношений

(например, при приватизации). В сфере труда ему также предоставлены

определенные права.

1. В управлении организацией и, следовательно, управлении трудом

(участие представителей в составе коллегиальных органов управления

организаций и принятии ими решений, т.е. в планировании производства,

определении структуры организации, решении финансово-экономических

вопросов, определении доли расходов на заработную плату и т.д.).

2. В формировании руководящих органов организации (избрании руководителя

там, где сохраняется этот порядок).

Избрание руководящих коллегиальных органов организаций частного вида

собственности, основанных на членстве, производится на собраниях

(конференциях) их членов (акционеров, членов кооператива) и др. Если состав

членов организации совпадает с составом трудового коллектива, то в

результате коллектив принимает участие в формировании руководства

организации. Хотя формально это право принадлежит членам кооператива,

товарищества, акционерам.

Трудовые коллективы обладают правами на самостоятельную деятельность:

1) Они на собрании (конференции) формируют (избирают) свои органы

(советы, комитеты идр.).

2) В таком же порядке избирают членов комиссии по трудовым спорам (КТО

организации (они могут избираться и в подразделениях коллективами

подразделений).

3) Проявляют через своих полномочных представителей инициативу в

заключении коллективного договора.

4) Избирают своих представителей и уполномочивают их на ведение

коллективных переговоров и подписание коллективного договора от их имени.

5) Ведут коллективные переговоры по поводу коллективного договора через

своих представителей.

6) Заключают коллективный договор с работодателем, вносят в него

изменения и дополнения в том же порядке, в каком он заключен.

7) Конролируют выполнение коллективного договора.

8) Утверждают по представлению администрации правила внутреннего

трудового распорядка организации.

9) Применяют за успехи в труде меры общественного поощрения, выдвигают

работников для морального и материального поощрения, а за нарушения

трудовой дисциплины - меры общественного взыскания.

10) Устанавливают с помощью коллективного договора условия труда н

организации, в том числе - дополнительные по сравнению с законодательством

социально-бытовые льготы и преимущества за счет средств организации для

всех или отдельных категорий работников.

1 l) На государственном или муниципальном предприятии трудовой

коллектив, кроме того, определяет совместно с учредителем условия контракта

с руководителем.

В законодательстве содержатся и некоторые другие права трудовых

коллективов.

Следует вновь отметить, что новые федеральные законы «О внесении

изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных

договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения коллективных трудовых

споров» отказались от термина «трудовой коллектив» и права в

соответствующих отношениях предоставлены теперь работникам организации.

Представляется, что, хотя правовое положение (статус) трудовых

коллективов как бы размывается, трудовые коллективы как социальная общность

сохраняются и не могут не оказывать своего влияния на дела организации.

Приведенный выше перечень (неполный) прав трудовых коллективов

свидетельствует, что:

по ряду вопросов (например, в управлении организацией) они не

пересекаются с правами профсоюзов;

по другим вопросам (прежде всего, в коллективно-договорных отношениях)

они непосредственно связаны с правами профсоюзов. В частности, полномочия

на представительство в коллективных переговорах и подписании коллективного

договора профсоюзы могут получить от трудового коллектива и в этом смысле

права профсоюзов в соответствующих отношениях производны от прав трудового

коллектива (работников организации). Такая возможность, помимо

самостоятельного права профсоюзов на проявление инициативы в заключении

коллективного договора, ведение переговоров и заключение коллективного

договора, предусмотрена Законом РФ «О коллективных договорах и

соглашениях». Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и

гарантиях деятельности». Связь прав профсоюзов и прав трудовых коллективов

естественна, так как профсоюзы действуют внутри трудового коллектива,

призваны представлять и защищать коллективные права и интересы.

Вместе с тем, каждый из субъектов - профсоюзы и трудовой коллектив -

обладают своими, им принадлежащими правами.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.