реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Трудовое право - профсоюзы

Трудовое право - профсоюзы

8 7. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные

независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных

общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в

социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений:

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие считают

защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной

справедливости, эффективной и гуманной экономики'.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой

деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством,

которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные

(статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления (см.

главуХУКЗоТ РФ). Вместе с тем в рамках общего правового положения

профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования

принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой -

регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в

частности, профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных

профсоюзных органов.

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию

предприятий выдвигают в качестве основной (главной)

функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом

оптимальным методом реализации защитной функции становится организация

правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений

между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными

(государственными) структурами'. Диапазон партнерской деятельности

профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от

прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного

взаимодействия с ними.

Помимо главной - защитной функции профсоюзы выполняют и иные функции,

часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие - делегированы

в свое время профсоюзам государством.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых

профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитии их правового

статуса как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе

всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового

права определяется применительно к их органам, а не к организациям. Эти

органы, и прежде всего профкомы организаций, признаются законными

представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных

отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он

представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наемных

рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права

(например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от

имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и

подписании коллективного договора).

Статья 226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять

интересы трудящихся и определила области его применения - производство,

труд, быт и культуру. Указанные области общественной жизни являются, таким

образом, объектом преимущественного приложения их разнообразных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов наемных рабочих

и служащих в названных выше областях общественной жизни является

одновременно и правом и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое

представительство основано на законе (ст.226 КЗоТ РФ), профсоюзные органы,

выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой

бы то ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на

индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов

отдельных работников-членов профсоюза*.

Глава 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

В СФЕРЕ ТРУДА

1. Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое

регулирование их деятельности

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма

объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой

многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего

характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как

специфическая общественная организация со своими задачами и функциями,

определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции -

защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом

отношений. Именно t- этой целью профсоюзы возникли, для этого в них

объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное

объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными

интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и

защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве, создаются

на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения

уставных целей.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих

интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное

упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об

особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в

современный период, обнаживший и усиливший социально- экономические

противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное

регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе

своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными

видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них

сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными,

хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие -

предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных

правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как

самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных

норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят

правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и

содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому

воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно

возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право

содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их

защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той

мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты

интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего

развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят

от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-

экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов

определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей

пользой для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и

интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

а) средствами и методами, присущими самим профсоюзам; б) с помощью

права;

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов. Объем и

содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания,

стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в

политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда

определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать

законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус

профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными

самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются

во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий.

Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам,

которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного

характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны

соблюдать это законодательство.

Таким образом, соотношение общественного (внутрипрофсоюзно- го) и

правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи,

взаимозависимости с приоритетом внутрипрофсоюз- ных норм при подготовке

законодательства о профсоюзах и приорите-

том законодательства над внутрипрофсоюзными нормами после принятия

соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают юридическую базу для выполнения их

уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и

общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела

профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не

подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо

право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются

в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном

порядке и включаются в соответствующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость профсоюзов от органов

исполнительной власти.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной

власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений

(союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных

объединений, им не подотчетны и неподконт- рольны.

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов

положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается т акже:

прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и

их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за

собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному

осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью;

правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять

структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов

юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об

общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным

объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их

праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю

деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как

законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных

объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие

профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все

профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от

численности, каких-либо иных

признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный

плюрализм - наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из

законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об

общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ и КЗоТ,

Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и

подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других

федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый

Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ,

1995, No 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и

свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности,

связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией

профсоюзов регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального

закона «Об общественных объединениях»).

В отдельных субъектах РФ уже приняты свои законы о профсоюзах, например,

республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.

Законодательство о профсоюзах направлено на регулирование их отношений:

1) с работодателями, их объединениями и представителями;

2) с органами государства, органами местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных,

налоговых).

Следует иметь в виду, что в правовую основу деятельности профсоюзов

входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их

деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно

используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников.

Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство

меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных

отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных

экономических отношений - от отношений собственности, социально-

политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав

профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные

полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении

органы (например, государственно- властные полномочия правовой и

технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права,

направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам

занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние

оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) -

Конвенции No 87,135,144 и др.

Таким образом, основные тенденции развития и совершенствования

законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими

общественными отношениями;

во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной

организации полномочий;

в-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих

профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы

работников.

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения профсоюзов с

работодателями, их объединениями и представителями, а также с

государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в

предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.

Участие профсоюзов в регулировании трудовых отношений (в установлении и

применении условий труда), в контроле за соблюдением закондательства о

труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода

трудового права.

§ 2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов

в сфере труда

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса,

т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда профсоюзы обладают обширными правами в сфере

действия других отраслей права: правами юридического лица, правом

собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в

области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового статуса не противоречит их общественной

природе. Сохраняя это качество, профсоюзы пользуются определенными правами,

установленными государством.

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-

правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей

данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником

субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как

базовая категория он характеризует пределы юридических значений

деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности

действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им

юридических полномочий.

Содержание труда-правового статуса профсоюзов характеризуется объемом

закрепленных за ними юридических возможностей.

Статус профсоюзов в сфере труда (труда-правовой статус) как часть их

совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе

сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми,

характерными именно для данного этапа.

Стабильность, преемственность содержания труда-правового статуса

профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между

работниками и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов

работников в этих отношениях.

Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по

представительству интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых

отношений, контролю за соблюдением законодательства о труден охране труда.

Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм

реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав,

которых раньше не было, в связи с развитием экономических и социальных

отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным

условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с

переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов

управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и

организационно-правовых форм предприятий.

В статус субъектов права, в том числе профсоюзов, помимо прав входят и

юридические обязанности.

Права и обязанности профсоюзов в сфере труда имеют особенности:

во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на

профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации,

опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате

предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности.

Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и

обязанность находятся в неразрывном единстве;

во-вторых, это обязанности не перед государством, а перед работниками,

чьи интересы профсоюзы должны представлять и защищать;

в-третьих, юридические обязанности профсоюзов заключаются в

необходимости реализации предоставленных им прав. Иначе они не смогут

защитить работников;

в-четвертых, выполнение такого рода обязанностей обеспечивается, прежде

всего, силой общественного, морального (внутрипрофсоюз- ного) воздействия.

Профсоюзы как общественная организация не отвечают перед государством за

реализацию своих прав-обязанностей. (Исключением является имущественная

ответственность по суду за проведение забастовки, признанной судом

незаконной. Но здесь юридическая ответственность, вытекая из нарушения норм

трудового законодательства, носит все же гражданско-правовой характер).

Государство оказывает воздействие на осуществление профсоюзами их прав-

обязанностей путем содействия реализации предоставленных им прав, создания

гарантий для их успешной деятельности.

К юридической (дисциплинарной) ответственности могут быть привлечены

освобожденные от основной работы в организации работники профсоюзных

органов, виновные в том, что права профсоюзов не используются. Юридическая

ответственность таких лиц наступает по воле профсоюзных органов как

работодателей.

Права-обязанности профсоюзов как особая категория содержат одновременно

юридическую возможность и долженствование. В нормативных правовых актах

содержатся права, а не требования к профсоюзам. Права приобретают признаки

обязанностей в силу потребности в их осуществлении. В них заложена

социальная необходимость. Так как без предоставления права не может быть

обязанности его реализации, оправдано пользование термином «права

профсоюзов», подразумевая под этим как собственно права, так и единую

категорию прав-обязанностей.

Концепция неразрывности прав и обязанностей профсоюзов имеет

практическое значение: если осуществление прав зависит от воли субъекта, то

юридические обязанности надо всегда соблюдать. Следовательно, при наличии

соответствующей ситуации профсоюзы должны использовать предоставленные им

права.

§3. Классификация прав профсоюзов

Права профсоюзов в сфере труда классифицируются по ряду признаков:

1) по их положению в системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с их

участием);

6) по кругу лиц, чьи права и интересы вправе представлять и защищать

профсоюзы.

Классификация по положению в системе прав позволяет соотнести каждое

право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право

закреплено: в федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или

коллективном договоре.

Классификация по степени общности позволяет выделить общие для всех

профсоюзов права и права, предоставленные определенным

профсоюзным органам. В результате появляется возможность соотнести принцип

единства в регулировании общественных отношений, в которых участвуют

профсоюзы, с принципом дифференциации.

Когда права профсоюзов носят общий характер, ими обладают все профсоюзы

и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.