реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Становление абсолютизма в России

богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим

собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской

властью. Система высших органов в целом получила более совершенную

организацию происходила постепенная бюрократизация состава высших органов.

Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство

дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых

производственных отношений, росту промышленности и торговли.

3.2.5. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В

1700г. умер патриарх Адриан и Петр I запретил избирать ему преемника.

Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему

функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721г. патриаршество

было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший

правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся

Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической

роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического

аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство

усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась

значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали

недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из

главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании

коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение

патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при

самодержавии петровского времени "княжескую " систему церковной

власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее

автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для

проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов,

были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих

грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо

всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в

бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия,

обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной

альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала

послушным орудием власти.

4. РЕФОРМЫ МЕСТНОГО И ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти

дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с

наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет

три этапа в реформе областного управления: I-й - до 1708г., II-ой - с 1709

по 1718 (первая областная реформа), и III-й с 1719 по 1725 (вторая

областная реформа). На первом этапе произошли незначительные изменения в

системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из

ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные

дворяне привлечениы к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г.

вводится новое административно-территориальное деление, по которому

необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать города". Вначале было

образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская,

Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1713-1714 еще три: из

Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской -

Рижская губерния. Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-

губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и

судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа

близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие

отрасли управления: обер-комендант - военное управление, обер-комиссар и

обер-провиантмейстер - губернские и др. сборы, ландрихтер - губернская

юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор - сборы

налогов с городов и уездов. Губерния делилась на провинции (во главе - обер-

комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были

подчинены обер-коменданту, комендант - губернатору, последний Сенату. В

уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов - органом управления

были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении

важнейшей функции феодально-абсолютистского государства - поддержании и

укреплении господства дворян. Вторая областная реформа проводилась на

основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат

установил штаты и номенклатуру должностей для губернских

учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций

и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции

вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей

областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь

делились на округа - дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов

широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их

осуществлять надзор за губернскими "камерными служителями" и земскими

судьями, приводить в исполнение наказания, контролировать городское

управление. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по

военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы

занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей,

сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности

провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Камериры и

комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах. Главной особенностью

органов местного управления I четверти ХVIII в., было то, что они наряду с

административными исполняли и полицейские функции. В ХVII в. посадское

население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но

введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в

финансовом вопросе Стрелецкому приказу. В 1699г. была проведена городская

реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными

земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население

городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы -

улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши

способствовало обособлению городского управления от органов местной

администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские

избы губернаторам и воеводам. Однако в 20-х гг. ХVIII в. городское

управление принимает форму магистратов. Были образованы (1722-1723гг.)

Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии

губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и

торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в

провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с

подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и

ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался

и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности

магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов,

продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение

мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

Правительство стремилось подчинить интересы города интересам дворянского

государства. Магистраты создавались как органы бюрократического управления

и находились под контролем правительственных учреждений.

4.1. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского

государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,

повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для

достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем,

дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и

осуществлению.

Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу"

своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и

начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего

распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность

дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте,

цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о

"выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому

"родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и

прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа ,наиболее одаренные,

деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой

военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже

люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные

должности.

4.2. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах, вводила новую

классификацию служащего люда. Все новоучрежденные должности - все с

иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, -

выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и

придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-

офицерских чинов - от прапорщика до капитана в армии и от коллежского

регистратора до титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-

офицерских - от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до

статского советника в гражданской службе; 3 генеральских - от генерал-

майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до

действительного тайного советника в гражданской службе. Аналогичная

лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе.

Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества,

ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место

аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей,

присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по

себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого

положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они

государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера ("чести и

чина", по тогдашнему словотолкованию) не получат". Потомки русских и

иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 рангов (до майора и

коллежского асессора включительно), причислялись к "лучшему старшему

дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы

были". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству,

изменился генеалогический состав сословия.

5. ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее

продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа.

Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о

государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад

общества и дальнейший ход событий.

5.1. ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ

Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию

армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием,

армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось

вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка,

большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг.

Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое

значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной

технике ведения боя для разных родов войск. Организация и устройство армии

сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные

наборы "даточных людей" в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную

обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно. Указ 1699г. "О

приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в

рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699

по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе

организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и

иного податного населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53

набора, которые составили 284187 человек. Указ от 20 февраля 1705г.

завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные

внутренние войска, которые обеспечивали "порядок" внутри страны. Вновь

созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в

битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях. Реорганизация армии

сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли

Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ

артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат,

а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала

возможность иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми

качествами, чем армии Западной Европы. Одновременно с проведением военной

реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава

воинского": 1700г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или

право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым

солдатам", 1706г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719г. были

опубликованы Устав воинский вместе с Артикулом воинским и другими военными

законами. Артикул воинский содержал главным образом нормы уголовного права

и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не

только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских

судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей. Российский флот

также как армия комплектовался из призываемых рекрутов. Тогда же была

создана морская пехота.

5.2. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С

помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что

подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Вместе с тем,

армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства,

были орудием укрепления господства дворянства.

С началом северной войны азовская эскадра была заброшена потом

потеряно и само азовское море. Поэтому, все усилия Петра обратились на

создание балтийского флота. Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь

будет 80 больших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г.

Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская

эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский

флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и

других мелких судов с 28 тысячами экипажа.

5.3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования

этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с

коллегиями Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с генерал-

фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцелярией под начальством

генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-

кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи

войску жалования и снабжения его оружием, обмундированием и лошадьми. Сюда

надо еще прибавить генеральный штаб во главе с генералитетом. Расходы на

содержание армии составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.

5.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории

России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и

нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий.

Она требовала средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных

сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы,

распространяли воинскую повинность на неслужилые классы, сообщая

новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные

соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска,

приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной

армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами

своих господ, а такими же рядовыми, какими начинали службу сами дворяне.

6. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и

усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение

суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который

решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал

многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии

розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-

прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом

был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения

судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за

должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по

отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми

судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных

судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда

в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно ("изо

взятков"), по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если

приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение

надворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в

соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны,

воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции

исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы

вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим

была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были

заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и

асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы

губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.

Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и

были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и

другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали

особые судебные системы. Судебные дела решались медленно и сопровождались

волокитой и взяточничеством.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной

практики в России являлась замена состязательного принципа принципом

следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о

развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить

бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и

судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства

конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об

отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и

розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда

розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных

тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение"

являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы

розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также

состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся

процессуальные нормы; дается определение судебного процесса,

квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того

времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система

доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования

приговора; систематизируются нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О

форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип

состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на

"приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения

внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ

был создан в развитие "Краткого изображения". Судебная система периода

петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и

бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам

дворянства.

7. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие

светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения

в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки

квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа

обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование

начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание

новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену

старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной,

научной, политической литературы и законодательных актов были созданы

новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной

книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г.

систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение

территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда

крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения,

особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной

области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром

I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных

предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д.

Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии

летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела

в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и

просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к

градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали

определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома

правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет.

К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского

театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная

долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой.

Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики

быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего

распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин.

Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных

сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о

его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин,

что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение

ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил

хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению

иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти

XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше

подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили

использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных

привилегий и сопровождалось широким распространением галломании,

презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской

среде.

8. ИТОГИ РЕФОРМ

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали

крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в

экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах

социально-экономической и политической жизни страны, постепенно

накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке,переросли в первой четверти

XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь

превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах

развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях

органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и

сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли

огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в

международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-

крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно

иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более

того, темпы и pазмах освоения им новых территорий, новых сфер экономики

и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно

назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались,

цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и

развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для

развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для

прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное

противоречие, свойственное периоду позднего феодализма.

Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса

феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали уско

рения развития производительных сил, активного содействия росту

промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной

отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение

сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей

силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства.

Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь

и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и

законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность

формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу

феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики

оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили

и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной

стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали

прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой

стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и

были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные

преобразования петровского времени с самого начала несли в себе

консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны

выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-

экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия

быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство

феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те

страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой

энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке

отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно

понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил

ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял

и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного

деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и

крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были

"нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана

реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую,

удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала

сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала

недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу,

отличающуюся крайним ожесточением.

Н.Я. Данилевский, определяя историческую значимость реформ Петра I,

отмечал две стороны его деятельности: государственную и реформативную

("изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях"): "Первая деятельность

заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения

потомства". Деятельностью второго рода, по мнению Н.Я. Данилевского, Петр

привнес "величайший вред будущности России": "Жизнь была насильственно

перевернута на иностранный лад". В целом русские историки положительно

относились к государственной деятельности Петра I: "резко интенсифицировал

происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок

перенеся Россию через несколько этапов", "даже такое одиозное орудие

абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная

власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной

степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого

в фактор прогресса".2) Обеспечение политического и экономического

суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности,

- все это дает полное основание считать Петра I великим государственным

деятелем.

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Е.В.АНИСИМОВ "Рождение империи", в кн. "История отечества: люди,

идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XXв."

/сост.С.В.Мироненко. - М.:Политиздат,1991.

2. В.И.БУГАНОВ "Петр Великий и его время" - М.:Наука,1989.

3. Н.Н.МОЛЧАНОВ "Дипломатия Петра Великого" - М.:Международные

отношения,1990.

4. "Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей"/сост.

А.П.Богданов. - М.:Современник,1990.

5. В.В.МАВРОДИН "Рождение новой России" - Л.:ЛГУ,1988.

6. "История СССР с древнейших времен до конца XVIII в."/под ред. Б.А.

Рыбакова - М.: Высшая школа,1983.

7. В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ Сочинения в 9 тт. Т.4 Курс русской истории.Ч.4 -

М.:Мысль,1989.

8. С.КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" -

М.:Культура,1990. 1. Российское законодательство в Х-ХХ вв. т.4, М.,

1986

9. 2. История государства и права СССР. Сборник документов. ч.1, М., 1968.

(Док №№ 43, 44, 46, 49, 50, 52, 53, 58, 60, 62)

10. 3. Абсолютизм в России (Сборник статей) М. 1964, стр.18-49, 99-167, 206-

319.

11. 4. Очерки истории СССР. 1 четверть ХVIII в. М. 1954 с. 291-370, 381-

412.

12. История СССР с древнейших времен до наших дней, т.3, М., 1967

13. Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко - Государственный строй в России в первой

четверти ХVШ в. М. 1973

14. О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное

пособие М.: ВЮЗИ, 1986

15. Н.Я.Данилевский "Россия и Европа", Книга, М., 1991.

16. Л.В.Черепнин "К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-

ХVШвв.) М., 1968.

17. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России ХVПв и ее роль в

формировании абсолютизма, 1988г.

Приложение

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

|№ |Гражданские чины |Соответствующие чины |

|ранга| | |

| | |Военные |Морские |Придворные |

|1 |Канцлер |Генерал- |Генерал - | |

| | |Фельдмаршал |Адмирал | |

|2 |Действительный |Генерал от |Адмирал |Обер-Камергер,|

| |Тайный Советник |Кавалерии, | |Обер-Гофмаршал|

| | |Инфантерии и | |, |

| | |Артиллерии | |Обер-Шталмейст|

| | | | |ер |

| | | | |Обер-Егермейст|

| | | | |р, Обер - |

| | | | |Гофмейстер, |

| | | | |Обер-Шенк, |

| | | | |Обер-Церемоний|

| | | | |мейстер, |

| | | | |Обер-Форшнегде|

| | | | |р |

|3 |Тайный Советник |Генерал- |Вице- | |

| | |Лейтенант |Адмирал | |

|4 | |Генерал- |Контр- | |

| |Действительный |Майор |Адмирал | |

| |Статский Советник, | | | |

| |Обер-Прокурор, | | | |

| |Герольд-мейстер | | | |

|5 |Статский Советник | | |Церемониймейст|

| | | | |ер |

|6 |Коллежский Советник, |Полковник |Капитан | |

| |Военный | |1-го ранга | |

| |Советник | | | |

|7 |Надворный Советник |Подполковник |Капитан | |

| | | |2-го ранга | |

|8 |Коллежский Ассессор |Капитан и | | |

| | |Ротмистр | | |

|9 |Титулярный Советник |Штабс –Капитан|Лейтенант | |

| | |и | | |

| | |Штабс | | |

| | |–Ротмистр | | |

|10 |Коллежский Секретарь |Поручик |Мичман | |

|11 |Корабельный Секретарь | | | |

|12 |Губернский Секретарь |Подпоручик и | | |

| | |Корнет | | |

|13 |Провинциальный | | | |

| |Секретарь, Сенатский | | | |

| |Регистратор, Синодский| | | |

| | | | | |

| |Регистратор, | | | |

| |Кабинетский | | | |

| |Регистратор | | | |

|14 |Коллежский Регистратор| | | |

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.