реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социалистический тип государства

промышленных министерств начинается новая административная централизация.

Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по

науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная

автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении

планирования и стимулирования производственной экономики» и «О

государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму

было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость

реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма

централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении

предприятий. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального

поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд

соцкультбыта, и фонд самофинансирования для нужд развития производства.

Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере

управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов

исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, заключенные

предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами

(так позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между

поставщиками и потребителями).

Доктрина «общенародного государства» формировалась в контексте

идеологии «перехода к коммунистическому обществу». Она предполагала

существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывание

граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней.

Предполагалось расширение коллегиальных и демократических начал в

государственном управлении с последующим превращением его в «народное

общественное самоуправление». Наметившаяся на этой основе технократическая

тенденция в руководстве экономикой и государством пришла в столкновение с

идеологической доктриной «партийности». Противоречие разрешилось к середине

70-х гг., когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко

проявившееся в чехословацких реформах и «пражской весне» 1968 г.) были

прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал формироваться жесткий

внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного

комплекса страны. Военно-политическим центром для проведения этой политики

стал образованный в середине 50-х гг. Варшавский Договор. В экономической

сфере внешнеполитический контроль СССР над странами социалистического блока

осуществлялся через посредство межгосударственных организаций,

координировавших работу промышленности, транспорта и распределение энергии.

Реформаторские начинания в социалистических странах (Югославия с конца 1940-

х гг., Польша в 1970-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.)

наталкивались на жесткое сопротивление со стороны СССР.

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на

такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское

хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и

технократизмом. На Двадцать пятом съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия

окончательно победила. Одновременно происходили персонализация власти и

укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции

расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим

структурам его аппарата.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР,

базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он

дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва

депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в

СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за

деятельностью всех формируемых им органов. С той же целью был принят (в

апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру,

полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок

законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования

подотчетных Верховного Совету органов.

С 1957 г. Верховный Совет СССР наряду с утверждением бюджета утверждал

ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства).

Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было

исключительной прерогативой Верховного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза

Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений,

по иностранным делам и мандатной комиссиями формируются новые (по

направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям

государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства).

При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по 16 постоянных

комиссий: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам,

планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по

строительству и промышленности строительных материалов, по сельскому

хозяйству, по науке и технике, по товарам народного потребления и торговле,

по жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, по

здравоохранению и социальному обеспечению, по народному образованию и

культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства .и детства,

по делам молодежи, по охране природы и рациональному использованию

ресурсов. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному

рассмотрению государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г.

было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР выполнявшего

роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная (за

правительствами) деятельность верховных советов (СССР и республик) и

законотворческая деятельность верховных советов союзных республик.

В 1962-1963 гг. местные советы были разделены (как и пар-. тайные

органы) по производственному признаку на промышленные и сельские (советы

районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены

промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы

единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные

советы. В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд

указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых

советов. Все принимаемые акты исходили из представления о советах как

органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных

правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также

аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах),

поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — закон о полномочиях

краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.

Изменения в государственном аппарате

В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и

строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип

управления позволял кооперировать производство в пре делах экономических

районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных

комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако

гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в

хозяйственном управлении не произошло.

С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются

центральные органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965

г. принимается закон о реорганизации системы органов управления

промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-

республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в

министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого

управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ

СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и

отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы

союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые

госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой, Госснаб и др.).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании

планирования и усилении экономического стимулирования промышленного

производства», заложившее основу экономической реформы, в качестве главного

инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом

делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной

автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной

деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.

В 1960-1961 гг. часть функций Министерства сельского хозяйства СССР

была передана другим органам: для закупок сельхозпродукции были созданы

районные и межрайонные инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы

устранены от оперативного контроля за работой колхозов, упразднены

земельные отделы райисполкомов. Центр ослабил контроль за

сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г была сделана попытка

исправить положение: было принято постановление правительства, по которому

создавалась (в областях, краях, республиках) сеть территориальных

управлений по руководству сельскохозяйственным производством, включая

заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях,

республиках стали комитеты по сельскому хозяйству, возглавляемые партийными

секретарями соответствующих территориальных единиц.

В марте 1965 г. принимается новое постановление правительства, которым

на Минсельхоз возлагались важные плановые, организационные и контрольные

функции. Производственные территориальные (колхозно-совхозные) управления

преобразовывались в районные производственные управления. Центр управления

аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа «коллегиальности

управления» в ноябре 1969 г. создается Союзный совет колхозов; советы

создавались также в республиках, краях, областях и районах.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система

правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о

Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в

СССР, об адвокатуре в СССР В июне 1980 г. были внесены соответствующие

изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных

республик.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его

задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной

практики, дача разъяснений по применению законодательства (разъяснения

Пленума Верховного суда были обязательны для всех организаций и должностных

лиц).

Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского надзора, включив в нее

государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных

советов. Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и прокуратуре

СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также

коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик,

краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий входили

руководящие работники прокуратур, состав утверждался прокурором вышестоящей

инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллегиальности в

правоохранительных органах.

Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об

арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о

Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты

в союз ных республиках). Кроме этих высших органов в систему арбитражных

судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города,

автономных областей и округа.

На основании Закона об адвокатуре и республиканских положений об

адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая

на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью К

функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительств во

интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рассмотрении дел в суде

и на предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и

организациям в виде консультаций.

В 1960 г упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных

республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного

порядка. Для координации их работы в 1966 г. было создано союзно-

республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре

1968 г оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД

СССР). Соответственно переименовываются министерства союзных и автономных

республик и управления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г.

утверждается новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г —

постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской

милиции», в июне 1973 г указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных

обязанностях и правах советской милиции». В указе подчеркивалась

необходимость вести широкую профилактическую работу по предупреждению

преступлений, устанавливать связи с общественностью; милиция осуществляла

действия по дознанию, розыскные и следственные действия по поручениям и под

контролем прокуратуры. С марта 1959 г. постановлением правительства в

помощь милиции были переданы добровольные народные дружины.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в

Комиссию советского контроля Совета Министров СССР Аналогичные комиссии

были образованы в союзных республиках. Органы советского контроля должны

были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений

правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г комиссии

союзного и республиканского уровней преобразуются в союзно-республиканские

органы, а в автономных республиках, краях и областях создаются группы

государственного контроля.

В 1962 г. создается смешанная система партийно-государственного

контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК

КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-

государственной контрольнай системы типа ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах

работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. В

декабре 1965 г. все контрольные органы переименовываются в органы народного

контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. В

декабре 1968 г. правительство утверждает Положение об органах народного

контроля, в сеть которых оказались включенными Комитет народного контроля

СССР, комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных

областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при

поселковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, учреждениях,

организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных

органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и

структуру органов народного контроля. Они осуществляли свою деятельность во

всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах

управления, учреждениях и организациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик

работали под руководством верховных советов и Правительства, комитеты на

местах — под руководством местных советов и вышестоящих комитетов народного

контроля. Одна из основных особенностей этой организации — ее массовость и

широкий охват вопросов и проблем. Система народного контроля существовала

как параллельная прокуратуре система органов, контролирующих соблюдение

законности.

Развитие конституционного законодательства

В 1962 г. была сформирована конституционная комиссия, призванная

выработать проект нового Основного Закона для общества «развитого

социализма» Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х

гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали

подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение

граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных

организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного

самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный

проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом

ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О проекте

Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение

общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета,

призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На

седьмой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и

объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в

действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей

конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение

«развитого социалистического общества» и создание «общенародного

государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового

коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении.

Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность

на средства производства, основой политической системы — советы. В

Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической

партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества,

социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного

депутата, вводная часть (преамбула). В целом Конституция состояла из девяти

разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и

личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных

депутатов и порядок их избрания; V Высшие органы власти и управления; VI.

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных

республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII . Герб,

флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»:

всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на

обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства

на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных

организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья,

жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе

подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция

закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а

также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности,

декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре

утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие

республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные

положения союзного Основного закона. В республиканских конституциях

устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных

к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и

Правительстве СССР). Само определение Союза ССР как «единого союзного

многонационального государства» указывало на стремление усилить федеральные

нейтралистские начала.

Изменения в политической системе периода «перестройки»

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С

середины 70-х гг. «теневая экономика» проникает во все сферы экономической

жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с

коррупцией, ив 1981-1982 гг. проходит несколько громких судебных процессов.

Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить

производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных

преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 г. военного режима в

Польше, продолжающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало

подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное»

движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила

под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движение

было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее

разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под

контроля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой

информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной

реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX

партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить

ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но «гласность»

привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок.

Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-

командной системы управления», социализма как системы в целом. С 1986 г.

начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и

творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз театральных

деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали

разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам.

Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов

и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались

требования о признании государственного статуса национальных языков,

возвращения на историческую родину депортированных народов, вывода

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.