реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социалистический тип государства

Еще в 1924 г. Сталин сформулировал лозунг о «построении социализма в

одной стране». На Четырнадцатом съезде партии в 1925г. из этого лозунга был

сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую

самостоятельность, чтобы превратиться из «страны ввозящей машины и

оборудование», в страну, их производящую. Это была идеологическая

предпосылка индустриализации. Начинался период «великого перелома».

На Семнадцатом съезде партии было отмечено, что политические и другие

проблемы обусловлены разрывом между «директивами партийного руководства и

тем, как они выполняются». И. Сталин дал своеобразную классификацию

виновников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманывающие свое

руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные

руководить», «люди, ставшие вельможами ...которые считают, что партийные и

советские законы писаны не для них». Для преодоления разрыва требовалось

«ужесточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительством». Съезд

объявлял, что главная цель — «построение социализма достигнута», а

трудности — только результат некомпетентности или вредительства. Власть

была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной

власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой

государства, будет характерным признаком советской политико-государственной

системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым

«выдающимся теоретиком ленинизма»,«Лениным наших дней».

Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредотачивалась в

Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В

ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в

формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в

материальном смысле — это акт, который не обязательно исходит от

законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения,

устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936

г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На

практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями)

Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во

исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной

власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-

властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством.

Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их

формировании. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало

приниматься совместно с руководящим партийным органом (ЦК ВКП(б)).

Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая

трансформация была обусловлена также представлением о праве как об

инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми

регламентировались наиболее серьезные политические акции, например

коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников:

правительства и ЦК).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и

опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из

нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и

социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма,

однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы

целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место

многочисленные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило

императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с

намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в

западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных

и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением

гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового,

колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало административный

контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов,

были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве

передвигаться по стране.

В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направленных на

усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СН К СССР приняли

постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от

раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и

ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В январе

1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной поставке

шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок

сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена

система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение

приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками

трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с

количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами

земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г.

принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из

колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных

землях и в колхозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939

г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по

упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались

дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы

на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на

производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность,

поощрения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом

Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда:

вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался

восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели —

шестидневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запрещался

самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с

одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись

уголовные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета

СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с

одного предприятия на другое (независимо от их территориального

расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается указ «О

государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивается

сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров

квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были

находиться в непосредственном распоряжении правительства.

Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к

«подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната:

дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли

передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимается

постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной

помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным,

расширение сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении

уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в

законодательстве о разводах».

В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается

уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование,

нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста;

за все остальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность

устанавливалась с 14-летнего возраста.

Развитие права в конце 40-50-х гг.

В послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой

договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки

сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г.

Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных

договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные

заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между

предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений:

количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы

ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР,

расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения

материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с

февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону

оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий

и сооружений). Эти изменения в правовом режиме государственного имущества

совпали с передачей в 1958 г. сельскохозяйственной техники от

государственных МТС колхозам.

Произошли изменения в области трудового законодательства. В июле 1945

г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям

предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца)

предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Потребность в

большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного

набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные

органы по вербовке рабочей силы.

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров

между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1956 г. издается Указ Президиума

Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и

самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной

ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке

разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались

комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и

пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете,

а затем в суде.

В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и

заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению

заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в

предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в

течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по

беременности и родам.

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о

правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На фабзавкомы

возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия

законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой

предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и

т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться

только с согласия фабзавкома.

В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший

единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для

женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20),

среднемесячный размер зарплаты. (При назначении пенсий по инвалидности

вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и

стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных

выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки

повышались.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало

сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава

сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за

колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих

земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава

сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В

апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по

улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты

труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу

колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве

основной формы организации труда в колхозе. В марте 1955 г. новым

постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского

хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в

колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали

доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой,

конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами

колхозы.

В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление

«Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы

колхозников в организации колхозного производства и управления делами

артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право

дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами

колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота,

находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней,

принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава

(неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г.

(после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки

сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки

сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы

оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и

форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.

В области уголовного права послевоенные изменения выразились в

изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных

положений закона и пр. В июле 1945 г. был принят указ Верховного Совета

СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»,

освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за

менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались

полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась

судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены

административные взыскания и штрафы, снималась административная

ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (е 1950 г. она

была восстановлена в исключительных случаях).

Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и

общественного имущества: в июне 1947г. за эти виды преступлений были

увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались

также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах

были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений

общественной собственности и соответствующие им виды наказаний, произошла

унификация состава данного преступления, что привело к возникновению

трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Уголовная ответственность была усилена также по ряду других составов: в

июне 1947 г. за разглашение государственной тайны и утерю документов,

содержащих тайну; в апреле 1948 г. за изготовление и продажу самогона; в

январе 1949 г. за изнасилование.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии

была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды

должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и

дисциплинарной ответственностью. В 1954 г. отменяется уголовная

ответственность за производство абортов (само запрещение абортов отменяется

только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с работы и др. С

января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за

некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые

выводятся из под действия июньского Указа 1947 г.

В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были

отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях

военного времени.

В декабре 1958 г. принимаются новые Основы у головного законодательства

Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности

за государственные и воинские преступления. В качестве главной задачи

Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя,

социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и

прав граждан». Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо

предусмотренное законом. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии.

Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за

него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные

до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индивидуализации

наказания и связь уголовной ответственность со степенью вины; отменялся

принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без

учета факта виновности (клицам, признанным «социально опасными», к

родственникам обвиняемого и т.п.). Наказание, согласно Основам, могло

применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и

субъективные обстоятельства дела. Был повышен возрастной предел для

наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), прежний продолжал

действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (разбой, изнасилование и

др.). Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа»,

удаление из СССР, поражение политических прав по суду. Сокращен

максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Закон допускал полное

освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное

им деяние или само данное лицо потеряли «общественно опасный характер».

Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных (после

отбытия ими половины или двух третей срока в зависимости от тяжести

преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».

В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс

РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза

ССР, закрепившие такие принципы: осуществление правосудия только судом на

началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность

рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону,

гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на

защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи

прокуратуры, по особо опасньм государственным преступлениям — следователи

органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать

обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать

участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании

предварительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момента

предъявления обвинения.

Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были

Приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного

процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы

гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были

подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ

законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уго-

ловно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые

гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ

законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики,

этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли

свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ

применительно к конкретным условиям республик.

Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных

республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения

Совета Министров.

Глава 3. Государство и право в условиях кризиса социализма

Эволюция государственно-политической системы

В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую

Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму Первые

десять лет (1961—1971 гг.) отводились на создание «материально-технической

базы коммунизма», последующие (1971—1981 гг.) на вступление в коммунизм.

Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции

государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе

закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение

партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения

личной преданности в верхах партап-пара^та и не смогла привлечь на сторону

реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного

руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры)

закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и

образование Высшего совета народного хозяйства — Совета Министров СССР —

завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры

(1963 г.).

В октябре 1964 г. Н. Хрущев, с именем которого ассоциировались

начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов.

Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые им реформы,

восстановили против него разные слои общества: бюрократию, технократов,

партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964 г группировка пыталась

сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами.

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.