реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Предъявление обвинения

предъявив ему обвинение в совершении преступлениями),

предусмотренного(ых)"; далее указываются статьи (части, пункты) УК,

предусматривающие ответственность за вменяемые лицу преступления.

В учебной литературе и в ведомственных нормативных актах иногда отмечается,

что постановление о привлечении в качестве обвиняемого, составленное лицом,

производящим дознание, утверждает начальник органа дознания. Причем

начальник, прежде чем его утвердить, обязан изучить материалы дела с тем,

чтобы лично убедиться в законности и обоснованности привлечения лица к

уголовной ответственности. Между тем следует помнить, что данное правило,

касающееся лица, производящего дознание, распространяется только на

должностных лиц (а не на учреждения), признанных законодателем органом

дознания (к примеру, на командиров воинских частей, начальников СИЗО). Так,

в утвержденной 1 августа 1994 года Главным военным прокурором инструкции

органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской

Федерации говорится о том, что данное постановление подписывается

дознавателем и утверждается командиром воинской части. Более того, в

инструкции содержится предписание о предъявлении обвинения лишь после

согласования постановления о привлечении военнослужащего в качестве

обвиняемого с военным прокурором.

Если органом дознания является учреждение, то процессуальное значение

имеет подпись на постановлении любого лица, производящего дознание, в

должностные обязанности которого входит осуществление функций учреждения.

Постановление, вынесенное следователем (прокурором), никем не

утверждается и приобретает юридическую силу с момента его подписания

следователем (прокурором).

Особый порядок привлечения

к уголовной ответственности судей, депутатов

и некоторых других лиц

Законом установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности:

- судьи (ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской

Федерации");

- зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа

местного самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность

выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте Федерации

(ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов

представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц

местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших

реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и

быть избранными в органы местного самоуправления);

- кандидата на должность главы администрации (ст. 26 Закона РСФСР

"О выборах главы администрации");

- депутата, члена выборного органа местного самоуправления,

выборного должностного лица местного самоуправления на территории

Муниципального образования (п. 7 ст. 18 Федерального закона РФ "Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период

проведения выборов (ст. 12 Временного положения о проведении выборов

депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации,

не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской

Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

- члена Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 15

Федерального конституционного закона РФ "О Конституционном Суде Российской

Федерации");

- председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной

палаты, аудитора Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона РФ "О Счетной

палате Российской Федерации");

- кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания

РФ (ст. 44 Федерального закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации");

- депутата Федерального Собрания РФ (ст. 18 Федерального закона РФ

"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной

Думы Федерального Собрания РФ");

- кандидата на должность Президента РФ (ст. 37 Федерального закона

РФ "О выборах Президента Российской Федерации");

- Президента РФ (ст. 93 Конституции РФ);

- человека, выдаваемого другим государством для привлечения к

уголовной ответственности (ст. 66 Конвенции о правовой помощи и правовых

отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, некоторые

международные договоры др.). Тем самым закон гарантирует неприкосновенность

их личности и независимость при исполнении ими своих обязанностей.

Законодатель предусмотрел дополнительные условия, без соблюдения которых

никто не вправе привлечь указанных лиц к уголовной ответственности, а

значит, и предъявить им обвинение.

Данное требование не закреплено в действующем УПК, не содержит его и проект

УПК. В то же время это требование включено в другие нормативно-правовые

акты РФ.

Подвидами анализируемых гарантий неприкосновенности личности

являются случаи, когда для привлечения к уголовной ответственности

недостаточно наличия в распоряжении следователя необходимой для

предъявления обвинения совокупности доказательств. Для привлечения

должностного лица (кандидата на вступление в должность) к ответственности

необходимо еще иметь согласие определенного органа.

Нельзя предъявлять обвинение:

а) судье, когда отсутствует согласие соответствующей квалификационной

коллегии судей на привлечение его к уголовной ответственности;

б) члену Конституционного Суда РФ - в случае отсутствия согласия этого суда

на привлечение его к уголовной ответственности;

в) депутату Совета Федерации или депутату Государственной Думы, если

отсутствует согласие на привлечение к уголовной ответственности

соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

г) кандидату на должность главы администрации, когда окружная избирательная

комиссия не дала согласия на привлечение его к уголовной ответственности;

д) кандидату на должность Президента РФ, а также кандидату в депутаты

Государственной Думы Федерального Собрания РФ, когда не получено согласие

Генерального прокурора РФ;

е) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному

должностному лицу местного самоуправления на территории муниципального

образования, зарегистрированному кандидату в депутаты представительного

органа местного самоуправления, а равно зарегистрированному кандидату на

должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте

федерации - при отсутствии согласия прокурора субъекта РФ на привлечение

его к уголовной ответственности;

ж) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время

проведения выборов Президента РФ, члену избирательной комиссии с правом

решающего голоса во время проведения выборов депутата Государственной Думы

Федерального Собрания РФ, члену комиссии по проведению референдума РФ с

правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума - в

случае невозможности получения согласия соответствующего прокурора на

привлечение названного лица к уголовной ответственности;

з) председателю Счетной палаты, заместителю председателя Счетной палаты,

аудитору Счетной палаты - при отсутствии соответствующего согласия той

палаты Федерального Собрания РФ, которая назначила их на должность в

Счетную палату.

Обычно порядок получения согласия на привлечение указанных лиц к уголовной

ответственности состоит в следующем. Следователь или иное лицо,

производящее расследование, обращается к прокурору и, если прокурор сам не

может дать согласие на привлечение к ответственности, он обращается в

соответствующий орган с представлением о даче согласия на привлечение лица

к уголовной ответственности.

Вопрос о привлечении заместителя председателя или аудитора Счетной палаты к

уголовной ответственности решается по представлению Генерального прокурора

РФ. После получения представления Комитет Совета Федерации по бюджету,

финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии,

налоговой политике и таможенному регулированию совместно с Комитетом Совета

Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам

принимают по нему заключение и проект постановления Совета Федерации.

Только после этого вопрос выносится на обсуждение в верхней палате

Федерального Собрания РФ. Решение считается принятым, если за него на

заседании Совета Федерации проголосовало большинство от общего числа

депутатов.

Законом ограничена также возможность привлечения к уголовной

ответственности лиц, совершивших деяние, предусмотренное главой 23

УК(преступления против интересов службы в коммерческих и иных

организациях), если таковое не причинило вреда интересам других

организаций, а также интересам граждан, общества или государства (ст. 27.1

УПК). В отношении таких граждан постановление о привлечении в качестве

обвиняемого выносится с согласия на то руководителя данной организации.

Что касается предъявления обвинения Президенту РФ, то согласно Конституции,

РФ Государственная Дума может выдвинуть обвинение лишь в государственной

измене или совершении иного тяжкого преступления. Кроме того, обвинение

обязательно должно быть подтверждено двумя заключениями:

- Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента Российской

Федерации признаков преступления;

- Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка

выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято

двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не

менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения

специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Выдвинув Президенту РФ обвинение, Государственная Дума не лишает последнего

статуса уголовно-правовой неприкосновенности. Если в трехмесячный срок

после выдвижения Государственной Думой обвинения Совет Федерации не примет

решения об отрешении Президента РФ от должности, обвинение против

президента считается отклоненным. В такой ситуации Президента РФ нельзя

привлечь к уголовной ответственности в качестве обвиняемого.

Необходимо сказать еще об одном субъекте, который не подлежит привлечению к

уголовной ответственности в обычном порядке. Некоторые международные

договоры содержат следующее положение. Если государство выдало человека для

привлечения к уголовной ответственности, то привлекать его могут лишь за то

преступление, по поводу которого его и выдали, либо за преступление,

совершенное после выдачи. В международных договорах говорится, что "без

согласия запрашиваемой договаривающейся стороны выданное лицо не может быть

привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию в связи с

преступлением иным, чем то, которое явилось основанием для выдачи".

Лица, не подлежащие привлечению в качестве обвиняемого

Выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого при отсутствии

на то оснований запрещается. Между тем иногда и при наличии соответствующих

оснований следователь не вправе привлечь лицо в качестве обвиняемого.

Нельзя, к примеру, привлечь к ответственности лицо, обладающее статусом

дипломатической неприкосновенности.

Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам, а также аналогичным международным договорам

свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их

представители, а также эксперт, прибывшие из Азербайджана, Армении,

Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана,

Узбекистана, Украины и некоторых других государств в учреждение юстиции по

вызову российского учреждения, не могут независимо от своего гражданства

быть привлечены на территории РФ к уголовной ответственности за деяние,

совершенное до пересечения ими государственной границы. Таких лиц нельзя

также привлечь к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями

или заключениями в качестве экспертов, данными ими по имеющемуся в РФ

уголовному делу.

Привлечение в качестве обвиняемого ло делам частного

обвинения.

По делам так называемого частного обвинения правила статьи 144 УПК

применяются только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 27 и ч. 2 ст. 126

УПК. В остальных случаях при наличии достаточных данных, указывающих на

совершение преступления и отказ от примирения пострадавшего с лицом, в

отношении которого подана жалоба, судья своим постановлением возбуждает

уголовное дело, избирает подсудимому в необходимых случаях меру пресечения

и рассматривает уголовное дело в судебном заседании. Это постановление

одновременно имеет юридическую силу акта привлечения лица к уголовной

ответственности2.

Дата привлечения к уголовной ответственности

Датой привлечения к уголовной ответственности считается дата вынесения

постановления о привлечении в качестве обвиняемого (или о возбуждении судом

уголовного дела (частного обвинения) и привлечении к уголовной

ответственности), а не дата подписания приговора.

3.2. Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого и

предъявления обвинения

Этап привлечения лица в качестве обвиняемого может рассматриваться в

широком и узком смысле слова. В первом случае он включает в себя

предъявление обвинения вместе с допросом обвиняемого, во втором

-деятельность, состоящую всего лишь из трех элементов:

а) констатации факта, что доказательства, достаточные для формирования у

следователя (лица, производящего дознание) уверенности в уго-ловно-правовой

противоправности, общественной опасности деяния, виновности и

деликтоспособности привлекаемого за его совершение лица, собраны;

б) получения письменного согласия от компетентного органа (должностного

лица) на привлечение к уголовной ответственности субъекта, наделенного

статусом депутатской или какой-либо иной неприкосновенности;

в) вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. С

этого момента в уголовном процессе появляется обвиняемый. ^

Первый и третий из перечисленных элементов обязательные, второй -

факультативный и поэтому в большинстве дел отсутствует.

Обычно вопрос о привлечении к уголовной ответственности решается в

отношении людей, не обладающих статусом неприкосновенности. Следовательно,

нет необходимости испрашивать у кого-либо разрешения на привлечение их к

уголовной ответственности.

Как только следователь получит все необходимые доказательства, он должен

приступить к составлению постановления о привлечении лица в качестве

обвиняемого.

Акт привлечения лица в качестве обвиняемого должен опираться на достоверные

доказательства, полученные законным путем. Данные непроцессуального

характера не могут служить основанием для предъявления обвинения". Не могут

служить основанием для привлечения в качестве обвиняемого также подозрения

и ничем не подкрепленные предположения. Признание подсудимым своей вины,

если оно не подтверждено совокупностью других собранных по делу

доказательств, не является основанием для вынесения постановления о

привлечении в качестве обвиняемого.

Следователи должны неукоснительно соблюдать конституционное положение

(ст. 49 Конституции РФ), согласно которому неустранимые сомнения в

виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица толкуются в его

пользу.

По смыслу закона в пользу обвиняемого толкуются не только неустранимые

сомнения в его виновности в целом, но и неустранимые сомнения, касающиеся

отдельных эпизодов предъявляемого обвинения, формы вины, степени и

характера участия в совершении преступления, смягчающих и отягчающих

ответственность обстоятельств и т.д.

В решении о привлечении в качестве обвиняемого впервые в уголовном

процессе начинает реализовываться принцип презумпции невиновности.

Допрос лица до предъявления ему обвинения необязателен. При решении

вопроса о достаточности данных для привлечения в качестве обвиняемого нет

необходимости во всех случаях предварительно допрашивать соответствующее

лицо в качестве свидетеля или подозреваемого. Если достаточные данные

имеются и без такого допроса, лицо должно допрашиваться сразу в качестве

обвиняемого после предъявления обвинения4.

Субъекты вынесения постановления о привлечении лица в

качестве обвиняемого.

При производстве предварительного следствия постановление о привлечении

лица в качестве обвиняемого выносит следователь. Этот процессуальный

документ может составить и лично начальник следственного отдела. По делам,

не требующим обязательного производства предварительного следствия,

привлечение в качестве обвиняемого осуществляется органом дознания, ведущим

расследование в полном объеме.

Прокурор вправе самостоятельно выносить постановления о привлечении в

качестве обвиняемого и даже предъявлять обвинение как по делам, отнесенным

к компетенции следователей, так и органов дознания (п. 5 ст. 211 УПК, ч. 2

ст. 31 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации") С

момента вынесения такого постановления лицо считается привлеченным к

уголовной ответственности

По делам частного обвинения и в случае протокольной формы досудебной

подготовки материалов постановление о привлечении лица в качестве

обвиняемого не выносится. Однако к уголовной ответственности лица

привлекаются. По данной категории происшествий лицо, совершившее

преступление, привлекается к уголовной ответственности непосредственно

судьей путем вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.

После вступления в силу постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября

1996 года принято считать, что при досудебной подготовке материалов в

протокольной форме формулировку выдвигаемого против лица обвинения содержит

соответствующий протокол. Если исходить из данной позиции, то к субъектам

составления протокола об обстоятельствах преступлений, указанных в ст. 414

УПК, а значит, и субъектам, привлекающим лицо к уголовной ответственности,

можно отнести как лицо, которому поручена досудебная подготовка материалов

в протокольной форме, так и начальника органа дознания. Законодатель сделал

все, чтобы у лиц, уполномоченных на предъявление обвинения, была

возможность вынести законное и обоснованное процессуальное решение, чтобы

никто из посторонних не мог каким-либо образом повлиять на их решение.

Именно в этой связи в Особенной части УК предусмотрена ответственность за:

- вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора,

следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования

всестороннему, полному и объективному расследованию дела (части 2 и 3 ст.

294 УК);

- угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или

повреждением имущества в отношении судьи, прокурора, следователя, лица,

производящего дознание, а равно их близких в связи с производством

предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде

(ст. 296 УК).

- посягательство на жизнь судьи, прокурора, следователя, лица,

производящего дознание, а равно их близких в связи с

рассмотрением дел или материалов в суде, производством

предварительного расследования, совершенное в целях

воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из

мести за такую деятельность (ст. 295 УК).

Наравне с охраной внутреннего убеждения судьи, следователя,

прокурора и лица, производящего дознание, уголовный закон предусмотрел

гарантии того, чтобы со стороны указанных лиц было как можно меньше

злоупотреблений в случаях привлечения кого-либо в качестве обвиняемого и

предъявления обвинения. Лишением свободы на срок до пяти лет (а при

отягчающих обстоятельствах - до десяти лет) наказывается привлечение к

уголовной ответственности заведомо невиновного человека (ст. 299 УК).

Уголовная ответственность предусмотрена и за незаконное освобождение от

уголовной ответственности (ст. 300 УК); за фальсификацию доказательств (ст.

303 УК) и за принуждение обвиняемого к даче показаний путем применения

угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или

лица, производящего дознание (ст. 302 УК).

Момент привлечения лица в качестве обвиняемого.

Уголовно-процессуальный закон не содержит в себе указания на срок, в

течение которого после возбуждения уголовного дела должно состояться

привлечение лица в качестве обвиняемого. Исключением может служить случай

применения меры пресечения до предъявления обвинения, когда в течение

десяти суток должен быть решен вопрос о предъявлении подозреваемому

обвинения либо об отмене меры пресечения.

Законодатель лишь отмечает, что постановление о привлечении в

качестве обвиняемого должно выноситься "при наличии достаточных

доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении

преступления" (ст. 143 УПК). Обязанность оценить достаточность

доказательств возлагается на следователя (лицо, производящее дознание), в

производстве которого находится дело. Именно следователь (лицо,

производящее дознание) по своему внутреннему убеждению на основе оценки

доказательств, исходя из особенностей конкретного дела, в зависимости от

собранных доказательств сам определяет момент, когда привлечение лица в

качестве обвиняемого будет своевременным.

В этой связи следует обратить внимание на то, что при наличии

соответствующих оснований вынесение постановления о привлечении в качестве

обвиняемого - обязанность, а не право следователя (лица, производящего

дознание). Следователю (лицу, производящему дознание) нельзя говорить

гражданину о вынесении в будущем в отношении него постановления о

привлечении в качестве обвиняемого, когда он еще не располагает достаточной

для этого совокупностью доказательств. В противном случае у гражданина

появится возможность направить прокурору жалобу на следователя (лицо,

производящее дознание), который (ое) будет признан (о) нарушителем закона.

Если следователь сообщил о привлечении лица в качестве обвиняемого, не

располагая доказательствами вины последнего, его действия могут быть

расценены как обман, оскорбление или даже принуждение свидетеля к даче

показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со

стороны следователя (лица, производящего дознание) (ст. 302 УК).

При наличии необходимых доказательств противоправности, общественной

опасности деяния, виновности и деликтоспособности гражданина следователь

(лицо, производящее дознание) обязан вынести постановление о привлечении

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.