реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

интеллигенции и дворянства. Наиболее нашумевшей проблемной публикацией

православных неофитов из интеллигенции дореволюционного десятилетия,

конечно были «Вехи» с их осуждением внеисторичности и беспочвенности

интеллигентского нигилизма и атеизма, с их пророчеством кровавой

развязки на том пути, куда радикальная интеллигенция толкает русский

народ.

Но все же остался вопрос: если в церкви было такое единодушное

недовольство синодальной системой, то почему в бурные

1905–1906 года, когда мирское общество добилось стольких свобод,

единственно церкви не удалось отвоевать для себя почти ничего?

Во-первых, мирское общество в целом оставалось далеким от церкви и

ее интересов, привыкнув смотреть на нее как на кокой-то отросток

государственности, «православное ведомство». Более того, будучи в

массе атеистической, толкая народ к революции, интеллигенция не

хотела видеть Церковь сильной, независимой и духовно авторитетной в

глазах народа, ибо тогда вера стала бы серьезным нравственным

барьером ан пути к революции. Как это не парадоксально, синодально-

бюрократическая система устраивала и правительство и радикальную

левую интеллигенцию.

Во-вторых, церкви, выращенной на традиции «симфонии» между Церковью

и государством, недоступны были те методы борьбы, к которым

прибегало мирское общество: резкие нападки и пропаганда против

правительства, ультиматумы, забастовки, не говоря уже о терроре.

В-третьих, «благочестивые» государи привыкли смотреть на Церковь как

на свое хозяйство, и они знали, что к крайним методам борьбы Церковь

не прибегнет, значит, опасаться нечего. Церковные реформы можно

отложить до более подходящего времени.

С этим отношением к церкви была связана и еще одна иллюзия: что

простой народ весь послушен церкви, а следовательно, через нее –

государю. Но ситуация, сложившаяся к концу ХХ века, позволяет

сомневаться в этом. «Русский простолюдин – православный – отбывает свою

веру, как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то

души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и

не желает. «Как ни молись, а все чертям достанется». Это все его

богословие»1 ( Ключевский ).

Как предупреждали «Вехи», семена нигилистической пропаганды,

распространявшейся радикальной интеллигенцией, в частности через

народные школы, уже давали свои плоды. По крайней мере с 1906

______________________________________________________________________

1. Шамаро А.А. Дело игуменьи Митрофаньи. – Л.: Лениздат, 1990.

- с. 88

года в Синод поступали докладные записки из епархий о наблюдающемся

массовом отходе рабочего люда от церкви, отвращаемого революционерами и

учителями земских школ. Падению авторитета Церкви способствовала также

деятельность Распутина и ряда его ставленников – епископов.

Утомление народа войной, бесперспективной, непонятной и

кровопролитной, тоже никак не увеличивало симпатий к церкви. А по

мере роста недовольства войной в народе возникали под влиянием

революционной пропаганды настроения против церкви и тенденция обвинять

в войне духовенство.

Трагический парадокс заключался в том, что «в то время, когда

поток духовно пробудившейся интеллигенции, текущий в Церковь, рос, реки

простого народа «затемненного» нигилистическими собратьями той же

интеллигенции, утекали из церкви в поисках обещанного рая земного».1

Но царь и его окружение предпочитали жить, веря в непоколебимость

церкви и в народ как ее прочную опору, откладывая реформы до «всеобщего

успокоения».

Кризис традиционного русского православия не преодолели, а лишь

загнали вглубь.

______________________________________________________________________

1. Тюрин Ю.П. Копье и крест. – М.: Патриот, 1992. - с. 192

Глава 2. Распутинщина.

"Он весь словно выдуманный, в

легенде жил, в легенде умер и в

памяти легендой облечется.

Полуграмотный мужик, царский

советник, греховодник и

молитвенник, оборотень с именем

Божьим на устах."

(Н.А. Тэффи)

Имя Г.Е. Распутина – Новых ( 10.01. 1869 г. – 16.12.1916 г. )

давно стало нарицательным и прочно вошло в историю России начала ХХ

столетия.

О нем и о его влиянии на ход государственных дел, о зависимости от

него императрицы Александры Федоровны писали и пишут очень много. Тем

не менее, сказать, что тема эта исчерпана и изучена до конца, все-таки,

думается, нельзя.

В данной дипломной работе сам Распутин как личность представляет

небольшой интерес. Другое дело – Распутин как символ эпохи, во многом

трагической и переломной. Трудно представить подобную Распутину фигуру

при дворе императоров Николая I, Александра II и Александра III. Даже в

случае появления подобного «старца», видимо, его компетенция

ограничилась бы прежде всего вопросами религиозными и никогда не

перешла допустимой в нормальном обществе границы. В России же Николая

II роль, исполнявшаяся сибирским странником, была ролью не столько

«обыкновенного» провидца и предсказателя, сколько, полномочного

представителя «простого народа». В этом стоит искать ключ к разгадке

феномена Распутина. «Царь взыскал пророка теократических вдохновений, -

отмечал протоиерей Сергей Булгаков, - его ли одного вина, что он

встретил на свой зов, идущий из глубины, только лжепророка? Разве здесь

не повинен и весь народ, и вся историческая Церковь, с ее

первосвященниками во главе?»1 Таким образом, думается, феномен

Распутина – это, следствие той морально-психологической обстановки,

которая сложилась в российском обществе и в русской Церкви в начале

нынешнего столетия. Эта обстановка, характеризовавшаяся

болезненным интересом части

образованного общества ( как «верхних», так и «нижних» слоев ) к

вопросам религиозным, а также апокалиптическими ожиданиями и тревогами,

закономерно усилила тягу ко всему необычному и сверхъестественному.

Современники, пережившие полосу «революционного безвременья»,

вспоминая о влиянии Распутина в высшем обществе, говорили о

неслучайности этого. Причину же увлечения им очевидцы видели прежде

всего «в общей той атмосфере»2; в том, что в разный слоях общества

наблюдался кризис, трагедия, «начиная от оскудения силы в духовных

кругах до распущенности в богатых».3 Больное время и прогнившая часть

общества помогли ему подняться на головокружительную высоту, чтобы

потом низвергнуться в пропасть и в известном отношении увлечь за собой

и Россию.4

О жизни Распутина до его появления в столице, до его всероссийской,

и даже мировой известности известно не так уж много.

____________________________________________________________ 1.

Булгаков С. На пиру богов. / Репринт. Воспроизведенное издание София

1921 год.- М.: Планета, 1991. - с. 45

2. Курлов П.Г. Гибель Императорской России. // Григорий Распутин.: Сб.:

В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 312

3. Там же. - с. 315

4. Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии

и флота. / / Григорий Распутин.: Сб.: В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная

лавка – РТР», 1997. - с. 116

Имеющиеся сведения неопределенны, противоречивы, как это обычно бывает

с теми, кто вызывает жадный интерес окружающих. «Старец» происходил из

большого села Покровского Тюменского уезда Тобольской губернии. Родится

в третьей четверти XIX века. (Когда Григорий появился в Петербурге ему

было около 40 лет ). В Покровском жила его семья: жена Прасковья,

дочери Варвара и Матрена ( Мара ) и сын Дмитрий – по некоторым

данным, не совсем нормальный, «блаженный», как его называл сам

Распутин.

У Распутина уже в молодые годы чередовались периоды крайнего

разгула с приступами покаяния, молитвенные экстазы и влечения к

паломничеству по святым местам. «Смолоду обнаружил он бурный

темперамент, проявлявшийся то в повышенной религиозности и столь

присущем русскому человеку богоискательстве, то в чрезвычайной

физической страстности, переходящей в эротоманию».1

Пить Распутин начал с 15 лет, а после женитьбы, когда ему было

около 20 лет, пьянство еще более усилилось. «Не удовлетворен я был… На

многое ответа не находил… И грустно было…».2 Сказалась преступная кровь

его предков: он стал вором и конокрадом. Потихоньку обворовывал своих

односельчан, за что его часто били «Иной бы умер от таких побоев, но

Распутин все выносил и становился еще крепче».3

В этот период его жизни свидетели характеризовали Распутина как

человека хитрого, наглого и буйного, любителя драк и сквернословия.

С паломничества в Верхотурский монастырь, где Григорий Ефимович

пробыл около трех месяцев, начинается новый период его жизни. Он

забросил семью и хозяйство и в течение нескольких лет перебывал в

десятках всевозможный обителей, в том числе и на

______________________________________________________________________1.

Гурко В.И. Царь и царица.// Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1 – М.:

Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 83

2. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 16

3. Коваль-Бобыль И. Вся правда о Распутине // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т2 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 28

Афоне. Он бросил пить, курить и есть мясо. «Много путешествовал и вещал

, то есть проверял все в жизни… Мне редко приходилось кушать… не имея с

собой капитала и не собирал вовек… не переменяя по полгоду и не налагая

руки до тела – это вериги тайнее, т.е. это делал для опыта и

испытания», - вспоминает Распутин о своем паломничестве.1 Обойдя

множество монастырей, Распутин воочию убедился в пьянстве и разврате

монахов. Именно на этом этапе жизни начинается складывание

распутинского религиозного самосознания: «Много я видел там людей; они

не живут как монахи, а живут как хотят».2

Вернувшись в Покровское, он устроил в подполье молельню, в которой

вместе со своими поклонницами, число которых все время росло, устраивал

весьма своеобразные «богослужения», неизменно заканчивавшиеся «самым

скотским развратом»,3 – это дало основание подозревать новоявленного

«старца» в хлыстовстве, но хлыстом он, по-видимому, все же не был.

Одной из составляющих нового образа «праведника» была его речь.

«Стал Григорий уже не говорить, а изрекать, подолгу задумываясь прежде,

чем подарить ответом. И ответы его, загадочные, отрывистые, стали

походить на пророчества и чтения в сердцах людских».4

С течением времени слава нового и весьма

своеобразного

______________________________________________________________________1.

Распутин Г.Е. Житие опытного странника . // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т4 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с. 351-352

2. Там же. - с. 354

3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990. - с. 5

4. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с.17

«праведника» росла, умный и хитрый мужик ею очень умело и ловко

пользовался и в конечном итоге попал в Петербург, а затем и ко двору.

Есть много версий о том, как Распутин появился при царском дворе.

Сопоставляя их, можно составить примерно такую картину. Впервые он

приехал в столицу в 1904 или 1905 году с рекомендательным письмом

викария казанской епархии Хрисанфа, с которым появился у ректора

Петербургской духовной академии епископа Сергия. Во время встречи с

Сергием на Распутина обратил внимание инспектор ( позднее ректор )

духовной академии и духовник царской четы Феофан. «Феофан, устав от

общения с ортодоксальными священниками, увидел в нем истинного сына

русской земли, самобытного христианина, близкого к учению Господа. Не

церковного, а божьего человека»1; придет время, и он будет глубоко

сожалеть, что, не поняв до конца «Божьего человека», открыл ему путь к

«подножию трона». Именно Феофан первым представил Распутина женам

великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича – Анастасии и

Милице. Инспектор знал, что обе глубоко интересуются религиозной

нравственностью, поучениями святых отцов, аскетизмом.

В то время Петербург просто кишел разного рода юродивыми

«старцами», или просто шарлатанами типа Мити Гугнивого, Диевской

«провещательницы» и др. Это объяснялось упадком религии не только в

высшем обществе, но даже в народе. Не многие аристократические дома не

имели «своего» Распутина. Мистицизм всецело захватил высшее русское

общество, незаметно перемешиваясь с чистой религией. Двор Его

Императорского Величества не составил

______________________________________________________________________

1. Анри Труайя. Распутин. – Ростов-на-Дону: Феникс, - М.: Зевс, 1997. -

с. 23

исключение. Современники отмечают, что при Дворе то и дело появлялись

различного рода провидцы. Царь Николай II был глубоко религиозным

человеком; религиозно настроенной была Императрица Александра

Федоровна. Она с интересом читала религиозные книги на всех языках.

Важно отметить, что государыня никогда не увлекалась оккультизмом и

спиритизмом, так модными в аристократических салонах того времени.

«Государыня предупредила меня, что если я хочу быть ее другом, то я

должна обещать ей никогда не заниматься спиритизмом, т.е. « это большой

грех»», - вспоминает А. Вырубова – близкий друг императорской семьи.1

Возникает вопрос почему влияние «старца» на Александру Федоровну

стало сразу прочным и сильным? Ответ на этот вопрос лежит в нескольких

плоскостях:

во-первых, все больше убеждаясь в распущенности петербургского общества

и чувствуя его враждебное отношение к себе, Императрица обращает свой

взгляд к простому народу. Лживость, заискивание, корыстолюбие – черты

высшего общества, не принимая которые, и Николай II скорее готов был

обратиться за советом к какому-либо «старцу», нежели к

высокопоставленному чиновнику;

во-вторых, в 1904 году после долгих молитв и ожидания, у Императрицы

родился наследник – цесаревич. Тем страшнее был удар, когда выяснилось,

что ребенок болен страшной болезнью –гемофилией ( наследственная

болезнь – плохая свертываемость крови - передается матерью по

мужской линии ). Легко себе представить

______________________________________________________________________

1. Материалы ЧСКВП. Допрос А.А. Вырубовой . // Григорий Распутин: Сб.:

В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 296

глубину страданий Александры Федоровны. Поняв, что от людей ждать

помощи нечего, она все надежды возложила на Бога! Именно в этот самый

момент ей и привели простого сибирского мужика. Этот человек сказал:

«Верь в силу моего заступничества – и твой сын будет жить».1 Александра

поверила ему всей силой своей души. Уже давно она была убеждена в том,

что спасение России и династии придет из народа. Сила веры довершила

остальное. Власть Распутина как раз и была чисто психологической и

основывалась на вере. «Старец» несомненно обладал в сильной степени

какой-то непонятной внутренней силой в смысле воздействия на чужую

психику, представлявшей род гипноза.

в-третьих, в силу многих обстоятельств, в том числе и постоянного

болезненного состояния Императрицы, Царская Семья вела удивительно

замкнутый образ жизни, что, естественно, способствовало самоуглублению

и развитию религиозного чувства, принявшего у Государыни совершенно

исключительный, преобладающий характер. Все это и стало причиной ее

преклонения перед личностью Распутина.

Успеху Распутина в немалой степени способствовала общая

непросвещенность в религиозном отношении столичной знати, которая,

будучи неудовлетворенная общением с духовенством, все же интересовалась

религиозными вопросами, была мало требовательна и понимала Распутина

как истинного «старца», даже не думая подвергать критике его слова и

действия. Первым кто усомнился в «святости» Григория, был епископ

Антоний Волынский. Разоблачения

______________________________________________________________________

1.Жильяр П. Император Николай и его семья. // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР» , 1997. - с. 191

Антония прозвучали в самом начале «духовной» карьеры новоявленного

«старца», что еще больше способствовало укреплению его авторитета, т.к.

« всех пророков всегда поносили».1

В личности Г. Распутина было что-то, что привлекало людей к нему.

Но замечательным было его положение, так сказать, место во времени и

пространстве, его роль, а не он сам. В данной работе наибольший интерес

представляет облик Распутина – христианина, человека веры.

Приобретя некоторый опыт духовного общения во время странствий,

Распутин легко входил в роль богобоязненного, благочестивого старца,

усердного ревнителя православной церкви, что позволило ему в скором

времени получить звание «царского лампадника».

В это время ( 1905 год ) в Петербурге уже циркулировали слухи о

моральной распущенности «старца» и его сектанских наклонностях. На

обвинения «старца» в хлыстовстве ( т.е. в принадлежности к русской

мистической секте хлыстов ) Александра Федоровна просто не реагировала

– для императорской четы это было несерьезно и считалось клеветой на

праведника.

Необходимо отметить, что по своему внешнему виду и поведению он,

действительно, мог напоминать хлыста. Практически все современники

отмечают, какое сильное влияние оказывали выразительные глаза

Распутина. В частности, В.А. Жуковская вспоминает, что во время

оживленного разговора «глаза Распутина загорались нетерпимым

блеском и из них струилась какая-то

______________________________________________________________________

1. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине1914-1916 годы. //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР»,

1997. - с. 304

неприятная дикая власть. Взгляд был пристальный и резкий, мигали его

глаза очень редко, и этот неподвижный магнетический взгляд смущал

самого неробкого человека».1

Внешность – истомленное почерневшее лицо, почти неподвижный взгляд,

гладко причесанные и умащенные маслом волосы, нервные подергивания

тела, своеобразная походка и прочее, - все это свидетельствовало, что

человек, у которого наблюдаются вышеприведенные привычки – хлыст. К

версии, что Григорий Распутин принадлежит к секте хлыстов, подталкивала

и народная молва, и самочинные собрания по ночам в селе Покровском в

пещере, вырытой в подвале своего дома, и легкость половых отношений

( часто нескрываемые прелюбодейные связи ); и даже –

воздержание от употребления мясной пищи и не употребление вина (

Распутин стал пить после 20-летнего перерыва с середины 1914 года ).

Совместное посещение бани Распутина и великосветских дам, где, по его

словам, он «унижал их гордыню», - стало, практически, главным

аргументом для обвинения «старца» в сектантстве у современников.

Еврейнов Н.Н. в своей работе «Тайна Распутина», дав критический

анализ «предательских для Распутина черт», совершенно безаппеляционно

заявляет, что «увидел в религиозной личности Распутина хлыста и притом

хлыста, фанатично преданного вероучению этой секты»2, при этом

заключает, что он был хлыст, по-видимому, малевановского толка. К

такому заключению Еврейнов пришел на основании ряда сопоставлений

характерных черт жизни Григория и учения хлыстовских «пророков»,

именовавшихся, как и

______________________________________________________________________

1. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Г.Е. Распутине1914-1916 годы. //

Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР»,

1997.

2. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 57

Распутин, «божьими людьми».

С другой стороны, невозможно представить, что Гришка Распутин,

сначала 1910-х годов и являвшийся для специальных полицейских служб

объектом охраны и слежки ( одновременно ), мог бы незаметно для

окружающих продолжать «хлыстовские радения», поддерживать связи со

своим «кораблем» ( так называются отдельные общины хлыстов ). А ведь по

мнению ученых – богословов, гражданское общество и его жизнь для

хлыстов – не цель, а средство. Хлысты живут исключительно жизнью своего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.