реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

С О Д Е Р Ж А Н И Е

|Введение |3 |

|Глава I. Попытки реформирования церкви в рамках | |

|охранительной идеологии. |16 |

|1.1. Тенденции в Русской Православной Церкви во второй |16 |

|половине XIХ века. | |

|1.2. «… Победоносцев над Россией…». |27 |

|1.3. Предсоборное присутствие. Полемика вокруг | |

|канонического устройства Церкви. |36 |

|Глава II. Распутинщина. |49 |

|Глава III. Религиозно-философские искания конца ХIХ- начала| |

|ХХ веков. |69 |

|3.1. Идеи модернизации в контексте духовных исканий конца | |

|XIX века. |69 |

|3.2. "Новое религиозное сознание" начала ХХ века о | |

|проблемах Церкви, государства, личности. |90 |

|Заключение. |111 |

|Список литературы. |116 |

В В Е Д Е Н И Е

Положение Церкви в современной России переживает не менее кризисное

состояние, чем в конце ХIХ – начале ХХ веков. С одной стороны рост

цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную

«технокультуру». С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит,

наконец, осознание, какой урон понесла наша культура из-за того, что

целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального

процесса духовной жизни. В условиях упадка общественной нравственности,

проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия

и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического

наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и

религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных

отношений между государством и религиозными организациями,

действительная организация принципа свободы совести, - процессы

позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной

культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной

России обнаружили также тенденцию идеализацию религии.

Вместе с тем, современные социологические исследования показали,

что в современной России основной контингент, причисляющих себе к

православию, а таких насчитывается 74%, составляют люди, не принявшие

еще веру не только как образ жизни, но и как образ мыслей1. Тем не

менее за последние годы заметно возросла доля тех, кто стремиться

соблюдать православные каноны.

Несмотря на то, что в православии свобода личности, веротерпимость,

демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями,

наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к

религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и

моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым

в историю своего народа. Но в этой истории РПЦ со времен Петра

управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы

управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого

реформирования. Независимое религиозное движение началось в прошлом

веке и оборвалось, как и многое другое, социалистической революцией.

____________________________________________________________

1. Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? /Знание-

Сила. – 1997. № 3. с. 126

В советской историографии история русской православной Церкви

долгие годы оставалась одной из наименее разработанных областей. В

дооктябрьский период было создано немало значительных и ярких работ по

истории Церкви. В масштабных трудах – «История русской Церкви» о.

Макария ( Булгакова ), «История русской Церкви» Е.Е. Голубинского,

Церковь как институт исследовалась во всех сколько-нибудь значительных

деталях. Это и характеристика иерархического устройства Церкви, и

поэлементное рассмотрение богослужебного культа, и события

внутрицерковной жизни, и богословие, и миссионерство и т.д.

К сожалению многие исследования, касающиеся проблем церковно-

общественных отношений, отношений церкви и государства как в

пореформенный период, и в начале ХХ века, а также архивные документы и

церковные ведомости труднодоступны. Поэтому приходится довольствоваться

их изучением в контексте современных исследований.

Будучи первым марксистско-ленинским трудом по истории русского

православия, старообрядчества и сектантства, книга

Н.Н.Никольского «История русской церкви»1 в свое время именно новизной

рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения

не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила

дальнейшие пути изучения истории русской церкви. Впервые книга была

издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах.

Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом

требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном

историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола

исключительности, который создавали ей богословы и служители культа.

Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом

человеческой деятельности, порожденным определенными условиями

человеческого бытия. В силу явной атеистической направленности, нужно с

известной степенью осторожности относиться к данной работе Н.Н.

Никольского. К тому же в книге полностью обойден вниманием внутренний

кризис русского православия, достигший наибольшей остроты в начале ХХ

века.

Еще одним крупным исследованием, обратившим на себя внимание в

советской историографии стала коллективная монография «Русское

православие: вехи истории»2.

____________________________________________________________

1. Николоский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат,

1983.

2. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.:

Политиздат, 1989.

Работа вышла под научной редакцией А.И. Клибанова в 1984 году, затем

несколько раз переиздавалась.

Для раскрытия темы данной дипломной работы интерес представляет

глава «Церковь в период трех российских революций», хотя она и не

претендует на исчерпывающее исследование проблемы церкви и

общественного сознания этого периода. Тем не менее в этой главе

содержатся некоторые общие сведения о состоянии церкви и духовенства в

частности. История русской церкви не была однозначной: она была

противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая

общественные религиозные настроения на своем историческом пути. Авторы

стремились разносторонне и многопланово показать историю Церкви,

основываясь на строго проверенном материале. Однако монографии не

удалось избежать общей идеологической направленности советской

историографической науки.

Благодаря общей демократизации современного общества уже вышел в

свет ряд ценных исследований, где есть нетрадиционный подход к теме. К

ним относится книга профессора русской истории Поспеловского Д.В.

«Православная Церковь в истории Руси, России и СССР»1, опубликованная в

1995 году в Москве. В книге рассматривается роль Православной Церкви в

истории России и ее взаимоотношения с государством на разных этапах

развития. В книгу вошла раннее опубликованная в журнале «Вопросы

истории» за 1993 год статья «Русская православная Церковь начала ХХ

века»2, где поэтапно прослеживаются и анализируются попытки вернуть

церкви каноническое устройство, начиная со времен К.П. Победоносцева и

заканчивая восстановлением патриаршества в 1917 году. Поспеловский

утверждает, что новый дух времени не мог не повлиять на дух и быт

церкви, и вопреки «совместным стараниям правительства, царя,

синодальной бюрократии и атеистической интеллигенции Церковь наконец

прорвалась за пределы своего гетто»3.

Еще одним, интересным в плане нетрадиционного подхода к теме,

является сборник статей «На пути к свободе совести»4.

_______________________________________________________________________

1. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и

СССР. – М.:

2. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ

века / /Вопросы истории.- 1993, № 1

3. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ

века //Вопросы истории.- 1993, № 1. с.46

4. На пути к свободе совести // Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О.

Марка – М.: Прогресс, 1989.

Сборник вышел во времена «перестройки» в 1989 году, что обусловило

его критический характер в отношении церковно-государственной симфонии.

Особенно это прослеживается в статьях А.Р. Бессмертного «Национализация

и универсализм в русском религиозном сознании»; Фурмана Д.Е. «Религия,

атеизм, перестройка», где автор пытается объяснить причину падения РПЦ

длительным пребыванием ее в «самодержавно-православном монолите», это

привело к формированию такого характера, изменить который труднее, чем

изменить мировоззрение. При этом тонкий элитарный интеллигентский слой,

в котором постепенно возникала веротерпимость, был сметен революцией».

Важной для понимания общих тенденций РПЦ во второй половине ХIХ

века явилась статья С.В. Римского «Церковная реформа Александра II»,

опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1996 год1. Кандидат

исторических наук С.В. Римский разрабатывает тему, начатую еще в

дореволюционной отечественной историографии, но совершенно забытую

после Октября 1917 года, посвященную церковной реформе 1863 года.

Главный аспект, интересующий нас в этой статье – церковно-

государственные отношения и попытки их реформирования во второй

половине ХIХ века. В середине 80-х годов ХIХ века Церковь вновь

подверглась преобразованиям, теперь уже по инициативе К.П.

Победоносцева. Статья Н.А. Рабкиной «К.П. Победоносцев2»; хорошо

раскрывающая политические и религиозные взгляды обер-прокурора, к

сожалению, не затрагивает тех нововведений, которые произошли в церкви

в эпоху Победоносцева. Этот аспект хорошо раскрывается в выше указанной

книге Поспеловского Д. «Православная Церковь в истории Руси, России и

СССР», в главе «Церковь пореформенной России» ( 1860-ые годы- начало ХХ

века )3.

Одной из ярких личностей сыгравших поистине роковую роль в истории

православной церкви начала ХХ века явился Распутин.

Уникальной биографии Григория Ефимовича Распутина посвящено немало

мемуарных страниц написанных в основном в 20-е годы в эмиграции.

Советская же историческая наука до последнего времени серьезно историей

жизни Г.Е. Распутина не занималась.

____________________________________________________________

1. РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // - 1996, № 4

2. Рабкина Н.А. К.П. Победоносцев // Вопросы истории. – 1995, № 2

3. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и

СССР. – М.:

Долгих 70 лет, до появления книги М. Касвинова «Двадцать три

ступени вниз»1, многие довольствовались характеристикой, данной в

энциклопедическом словаре, где говорилось, что «распутинщина –

выражение крайнего разложения правящей верхушки России». В книге

«Двадцать три ступени вниз» акцент сделан на политической роли

Распутина. При этом проводится мысль, что целью Распутина, как

ставленника темных сил, было упрочнение его при дворе и придание силы

прогерманской группировке, влияние на ход политических дел в ее

интересах.

В последнее время вышли, более доступные книги о Распутине -

научно-популярное сочинение Анри Труайя2, в котором

более детально рассмотрен так называемый «легендарный» период в жизни

«старца», т.е. его жизнь в Покровском; О. Платонов «Жизнь за Царя», где

Платонов пытается доказать, что образ Распутина создан «в угоду силам,

разрушавшим Россию», что все изданные ранее воспоминания, дневники и

письма являются фальшивыми.

В исторической литературе, посвященной Распутину, прослеживается

два основных направления. Одни авторы считают, что Распутин посредством

царицы управлял всей страной. Эта версия была широко распространена в

советской историографии. Ее поддерживал и Аврех А.Я3. Другие историки

делают акцент на «народности» и «старчестве» Распутина, на его духовной

связи с Николаем II и царицей. Отдельным аспектом жизни и деятельности

Распутина и его смерти посвящены десятки книг и статей, но они страдают

фрагментарностью. Одной из последних, наиболее богато документированных

работ о Распутине является книга Р. Бэттса «Пшеница и плевлы.

Беспристрастно о Г.Е. Распутине», вышедшая в свет в переводе с

английского в Москве в 1997 году. В научных разработках данной темы

новой ступенью стало обобщающая статья канадского историка Г.З. Иоффе

«Распутиниада: Большая политическая игра»4, но в ней разрабатывается

главным образом политический аспект.

Важно знать, чем Распутин в действительности был, но не менее важно

отметить и то, чем он казался в глазах Их Величеств и тех людей,

которые считали его святым, и тем более важно определить,

____________________________________________________________

1. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. – второе изд., испр. – М.:

Мысль, 1987.

2. Труайя А. Распутин. – М.: Зевс, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990.

4. Иоффе Г.З. «Распуниада»: большая политическая игра // Отечественная

история.- 1998.- № 3

какую роль он сыграл в период общего кризисного состояния общества и

религии. К сожалению на данный момент еще не опубликованы исследования,

с исчерпывающей разработкой данной проблемы.

Для изучения философского осмысления проблем Церкви, её кризиса: а

также сущности "Нового религиозного сознания", которое привнесли

Соловьев, Мережковский, Розанов и др. - следует обратится к пласту

философской литературы. Прежде всего это работы общего характера.

Продолжительное пренебрежение к истории русской религиозной

философии привело к тому, что только в обширном многотомном труде

«История философии в СССР» ( в 5-ти томах, М. 1968-1988 года ) была

дана более или менее целостная картина её развития. Впрочем, жесткая

концептуальная схема этого многотомника не позволяла объективно и

целостно реконструировать все богатство русской мысли.

Обратным отображением такой "нищеты философии" в СССР было её развитие

в эмиграции. Трудно не согласиться с Лосским, когда он пишет, что

после Октябрьской революции «русская философия развивалась в двух прямо

противоположных направлениях. В советской России любой философ обязан

твердо придерживаться позиций диалектического материализма; с другой

стороны, философы, эмигрировавшие или высланные из России, занимаются в

основном проблемами религиозной философии»1. На Западе публикуется

новая серия работ по истории русской философии: Бердяев Н.А. Русская

идея: Основные проблемы русской мысли ХIХ век и начало ХХ века2, Париж,

1946; Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х томах Париж,

1948-1950 годы ( второе издание – Париж, 1989 год ); Лосский Н.О.

История русской философии, 1951 год. Книга Лосского Н.О была признана в

США и Западной Европе классическим руководством по изучению русской

мысли. Для настоящей работы главное научное значение книги состоит в

том, что она включает важные материалы по истории русской

идеалистической философии ХIХ – первой половины ХХ веков. В этом плане

особенно выделяется раздел о В. Соловьеве, Д. Мережковском3.

____________________________________________________________

1. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.

8.

2. Бердяев Н.А Русская идея // Вопросы философии.- 1990. -№ 2.

3. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.

Русской мысли ХIХ – ХХ веков посвящена книга А.В. Гулыги «Русская

идея и ее творцы»1. По своему характеру и содержанию эта работа

является в значительной мере глубоким философским исследованием русской

идеи, культуры, исторической судьбы России. Философские портреты В.

Соловьева, Н. Бердяева представляют особый интерес.

Жизни и творчеству философа В. Соловьева посвящена работа А.Ф.

Лосева «В. Соловьев»2, в которой есть подробный анализ философских

произведений В. Соловьева: «Чтения о богочеловечестве» и «Критика

отвлеченных начал».

В современной философии большое значение имеют монографии доктора

философских наук Пишун С.В.

«Социальная философия В.В. Розанова»3 ( 1993 год ) и «Религия жизни

В.В. Розанова»4 ( 1994 год ), которые можно рассматривать как итог

того, что было сделано в разработке данной проблемы ранее.

Религиозные взгляды Л.Н. Толстого в русской философии исследованы

очень поверхностно и односторонне, новых работ по данной теме

практически не выходило. Книга А.П. Богданова «Перо и крест: Русские

писатели под церковным судом»5 раскрывает причины отлучения графа от

церкви, но не дает исчерпывающего анализа религиозно-философского

наследия Л.Н. Толстого.

В книге Замалеева А.Ф. «Лекции по истории русской философии»6 есть

раздел, посвященный религиозному реформаторству, в частности,

толстовству, который содержит вывод о том, что принципы этического

индивидуализма, которые исповедовал Л.Н. Толстой, стали знаменем всего

«русского религиозного ренессанса» конца ХIХ – начала ХХ веков.

Общая характеристика, освятившие «русского религиозно-философского

ренессанса» с позиций современной философской мысли, содержатся в

работе Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской «Русская философия истории»7.

____________________________________________________________

1. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник, 1995.

2. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев.- 2 изд., доп. – М.: Мысль, 1994.

3. Пишун С.В. Социальная философия В.В. Розанова. – Владивосток: Изд-во

Дальнвост. ун-та,1993

4. Пишун В.К., Пишун С.В. «Религия жизни» В. Розанова. - Владивосток:

Изд-во Дальнвост. ун-та, 1994. – 208 с.

5. Богданов А.П. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. –

М.: Политиздат, 1990

6. Замолеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – С.-П.: Изд-во

С.-П. ун-та, 1995.

7. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс

лекций. - Изд. 2-е, дополн. –М.: Аспект Пресс, 1999.

Проблема религиозного сознания в России в кризисный для Церкви

период конца ХIХ- начала ХХ веков имеет благоприятные перспективы для

научных разработок. Залогом тому стали пробудившийся интерес к

религиозным и философским традициям в России, стремление восстановить

утерянную духовную связь поколений.

В целом историографический обзор показывает, что в эпоху, когда над

отечественной исторической и философской науками довлели догмы

диалектического материализма и классовых оценок, история церкви и

философской мысли освещалась однобоко и неполно, что привело к

недостатку общей историко-философской культуры в настоящее время.

Цель дипломной работы – исследовать истоки и сущность кризиса

официальной Церкви и взгляды представителей различных общественных

групп от церковных деятелей до философов и писателей на пути выхода из

него.

Задачами данной дипломной работы являются:

1. Рассмотреть вопросы организации, идеологии, экономики Церкви в

условиях реформ второй половины ХIХ века.

2. Попытаться выявить внутрицерковные тенденции, направленные на

улучшение положения Церкви в обществе; а также причины

консервации церковных устоев, несмотря на недовольство

синодальной системой.

3. Исследуя феномен Распутина, показать морально-психологическую

обстановку, сложившуюся в русском обществе и в РПЦ в начале

нынешнего столетия. На примере Распутина показать всю

нервозность и смуту, царившую в РПЦ.

4. Рассмотреть вклад философских школ и течений

( Несмелов В.И., Толстой Л.Н., Леонтьев К.П., Соловьев В.С.,

Бердяев Н.А., Мережковский Д.С., Розанов В.В. ) как попытку

модернизации ортодоксального православия и преодоления кризиса

религиозного самосознания русского общества.

Для написания работы использовались следующие группы источников:

во-первых, философские труды религиозных мыслителей – В. Соловьева,

Л.Н. Толстого, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева.

Сочинения В. Соловьева конца 80-х годов особенно отличаются

критикой византийско-московского православия. Критика была настолько

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.