реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Право как механизм функционирования правового государства

Право как механизм функционирования правового государства

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5

1. Сущность права 5

2) Возникновение и развитие идеи правового государства 7

3) Связь правового государства и правовой системы 11

II. РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ГОСПОДСТВА ПРАВА КАК

ПРИЗНАК ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 14

1) Основные характеристики правового государства 14

2) Система разделения властей в правовом государстве 16

3) Гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства 19

4) Взаимная ответственность личности и государства 25

III. УКРАИНА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 29

1) Правовая система Украины 29

2)Коституционный строй и правовая ситуация в Украине на современном этапе

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в стране, которая по Конституции является правовым

государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода

утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью

осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение

ряда определенных предпосылок, важнейшими из которых являются действующие

механизмы правового государства, гражданское общество, господство права в

общественной и политической жизни, то есть соответствующая зрелость

традиционного общества. А в Украине общество еще не совсем созрело, чтобы

обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои

разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что

именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но

ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить

своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.

Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности.

Украина идет по пути становления правового государства. Это путь, на

котором достижение верховенства права и признание человека высшей

социальной ценностью, несомненно, будет способствовать развитию институтов

защиты прав и свобод граждан и повышению авторитета Украины на

международной арене. И именно исходя из стремления быть правовым

демократическим государством, закрепленного Конституцией, государство

призвано гарантировать права и основные свободы человека, а не только

провозглашать их. А это прежде всего означает, что их (то есть права и

свободы) должны обеспечить органы власти, все государственные институты.

За годы независимости в Украине появилось довольно много работ, как

отечественных так и зарубежных авторов, посвященных различным правовым

вопросам и проблемам построения современного правового государства в

частности. В этой работе были использованы труды С.С. Алексеева

“Государство и право”[1], Р.З.Лившица “Теория права”[2], А.С.Пиголкин

“Общая Теория Права”[3], в которых на высоком профессиональном уровне

рассматриваются общие вопросы права и особенности формирования правовой

государственности на постсоветском пространстве. В монографии И.Ю.Козлихина

“Идея правового государства: История и современность” рассматриваются

вопросы зарождения идеи правового государства со времен античности,

современное состояние концепции правового государства, формулируются

предложения по совершенствованию отечественной правовой системы[4]. Также в

работе был использован учебник “Общая теория права” под общей редакцией

А.С.Пиголкина в котором рассмотрен широкий круг проблем: происхождение и

сущность права и государства, место права в системе социальных норм, его

связь с государством, экономикой и политикой. Широкий круг теоретических и

практических проблем рассматривается в сборнике тезисов докладов и научных

сообщений научно-практической конференции (проходившей в Киеве 7-8 октября

1993 года) “Правовая система Украины: теория и практика”. Проблемы

становления и развития политической системы современной Украины

рассматриваются в монографии “Політична система сучасної України:

Довідник”[5]. В работе использованы Конституция Украины, Комментарий к

конституции Украины, Концепция развития законодательства на 1997-2005 года,

статьи известных политиков В. Онопенко, В. Медведчука, а также отдельные

материалы по актуальным вопросам правоведения, опубликованные в украинской

прессе[6].

Актуальность выбранной темы “Право в механизме функционирования

правового государства” определяет сама ситуация в нашей стране. Несмотря на

большую работу проведенную нашими законодателями в последние годы (принятие

Конституции Украины в 1996 году, разработка концепции развития украинского

законодательства на 1997-2005 гг. и огромное количество законодательных и

нормативных актов принятых Верховной Радой) сохраняются проблемы в сфере

правовых отношений и необходима большая работа как правоведов, так и

законодателей по их решению.

Изучение права как одного из главнейших составляющих в механизме

функционирования правового государства необходимо также потому, что в нашей

стране продолжается работа по пересмотру и обновлению преобладающего

большинства Кодексов Украины.

Структура работы обусловлена характером изученного материала. Работа

состоит из трех частей: 1) Исторические условия формирования правового

государства в которой рассматриваются сущность права, возникновение и

развитие идеи правового государства, связь правового государства и правовой

системы; 2) Реальный режим господства права как признак правового

государства. В этом разделе мы рассматриваем основные характеристики

правового государства, систему разделения властей в правовом государстве,

гражданское общество - неотъемлемая часть правового государства, взаимную

ответственность личности и государства. Третья часть работы посвящена

правовой системе Украины, Конституционному строю и правовой ситуации в

Украине на современном этапе.

I. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1. Сущность права

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в

условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной

организованности общества, при которой реализуются демократия,

экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права

однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что

жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем

использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать

в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость,

создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе

экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из

общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,

“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда

мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических

нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,

четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[7].

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы

упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй

воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом

принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и

государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,

“здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать

потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,

издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные

законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды

подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская

теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой

обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением

государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное

предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои

установления. Право не существует без государства, оно является его

непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, поражается

не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –

правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на

обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и

выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя

структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,

право ни в коем случае не является универсальным средством организации

государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой

государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства

относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,

направление государства, определение форм, задач, содержания его

деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что

они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,

складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических

сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом

политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования

общественных отношений, которые соответствуют политике государства,

реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными

масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика

охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В

организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как

правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,

организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать

на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же

напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно

в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же

сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика

является основой права, определяет его главное содержание, опосредует

влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших

средств реализации политики, отражает экономические интересы политических

сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.

Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как

это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только

ему[8].

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную

конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить

государство.

На современном этапе развития украинского общества совершенствование

правовой основы государственной и общественной жизни – одно из направлений

его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в

отношении государства.

2) Возникновение и развитие идеи правового государства

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом.

Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни

средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые

юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное

общество.

В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право,

юриспруденция Древнего Рима.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права[9].

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной

жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,

Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное

функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее

разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при

которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная

им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-

нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о

государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных учений о правовом государстве[10].

Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в

средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, “правовой семьи”.

Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в

Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского,

иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала

религия.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи

немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и

правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVIII

и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо.

Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому

государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством

произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит

идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.

Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового

государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо

для правового государства характерно ограничение государственной власти,

связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический

разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,

если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в

целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так,

чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого

другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к

средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать

всеобщим законом”; правом, основанным на нравственном законе, должны быть

определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление

одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить

внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство

- это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или

“государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться

“с чистыми принципами права”; государство призвано гарантировать

правопорядок и строиться на началах суверенитета[11].

Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили

прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей

теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и

настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и

обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача

государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой

государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной”

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-

правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на

законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,

взаимную ответственность личности и государства, доминирование

общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с

юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено законом”,

установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства

тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.

Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные

параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо

установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы

каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и

государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2)

если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался

самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,

отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив

самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве

выборные общественные элементы[12].

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и

субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены

требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из

реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в

руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа

привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации

общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к

установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею

правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной

классовой концепции государства.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое

государство” привычно ассоциировалось с теми разделами университетского

курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с

аналогичным названием и провозглашалось “социалистическое правовое

государство”. Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания

“социалистическое правовое государство”. Прилагательное “социалистический”

указывает на господствующую форму собственности и на определенную

идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от

мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового

государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную

собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается

попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее

в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

3) Связь правового государства и правовой системы

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,

недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних

характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие

конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть

правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии

законодательных актов, - и то и другое есть признаки не правового, а

полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере

законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.