реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое государство

исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах,

установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед

гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими

чертами, которые- сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней

и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную

на соответствующем социально-экономическом базисе обще-

ства.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной органи

зацией на своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем.

Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа

разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением.

Наделенные властными полномочиямми, структурные части и элементы правового

государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю

общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою

деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.

Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на

права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими

нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются

органами правового государства. Механизм правового государства является

способом его существования. Функции правового государства реализуются с

помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от

бюрократизма и административно-командных методов управления. Его

демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на

службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное

выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в

целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с

тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по

отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи

определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап

развития правового гражданского общества - это становление рыночной

экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой

информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение

рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение

социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности

средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его

основные признаки, необходимо непосредственно перейти к осуществлению

государственной власти в правовом государстве.

4. ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского

само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил.

центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на

три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот

принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а

с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие

властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами,

которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение

полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют

независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она

устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни,

основные направления внутренней и внешней политики страны, а

следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы

деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение

законодательных органов в механизме правового государства обусловливает

высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный

характер нормам права.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного

характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных

органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей

Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается

непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она

носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной

властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый

гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов

и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои

государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не

совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными

органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и

законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан,

правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим

нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со

стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной

власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

5. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В

ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной.

Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной

власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких

формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к

теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение

властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках

одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где

невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить

возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти

ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не

вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в

жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью

полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным,

если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.

Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для

узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное

функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная

власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но

при этом предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы

другой. Так, президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые

Конгрессом. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном

рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов

каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов

правительства, назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры

и иные международные соглашения, заключаемые президентом. В случае

совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения

вопроса о вынесении ему "импичмента", т.е. об отстранении от должности.

"Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество

Сената ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент.

Но последний может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если

голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет

Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических

государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением

государственной власти на "три власти" федеративное устройство является

также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее

концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим

принцип разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской

Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны." К органами законодательной власти в Российской Федерации

относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума

две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в

состав Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской

Федерации; местные органы государственной власти. К органам

исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Президент

Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации; Высшие

должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными

Собраниями; Правительство республик; органы администрации других субъектов

Российской Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации

относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд

Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ; суды

республик и других субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной

юрисдикции. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является

представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет

Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон

считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более

половины от общего числа депутатов либо, если в течение четырнадцати дней

он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона

Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для

преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному

рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума принимает законы

большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не

предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в

течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Президент

Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции

Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет

Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;

представляет Государственной Думе предложение о назначении Председателя

правительства; ставит перед Государственной Думой вопрос об отставке

правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения

на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит

вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство Российской

Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя

Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства,

федеральных министерств; представляет кандидатуры для назначения на

должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации;

назначает судей других федеральных судов; формирует Администрацию

Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руководителя;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской

Федерации.

Для демократического общества принцип разделения властей особо

важен и значим. Он выражает не только разделение труда между

государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность"

государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в

авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом

обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе,

служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна

другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения

управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во

"всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и

правосудие.

Но даже если соблюдено тербование разделения властей, задействована

система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно

является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового

государства.

6. ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное

лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе

посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую

ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-

правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что

все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица

не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также

недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его

содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме

того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться

законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы

о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость

Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление.

Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим

долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил

Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации

противоречили природе правового государства и делали нестабильной

внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает

государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно

осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это -

центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской

Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы

в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к

федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и

федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения

Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и

федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации

и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с

ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют

собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации

отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов

федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы

и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут

противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не

могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут

противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным

законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует

федеральный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам:

о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности

Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118, ч.3), о

полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке

введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях

(ст.87) и др.

Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам: реализации

прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; статуса

столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2),

федерального устройства государства; общим принципам организации

представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов

Государственной думы, формирования Совета Федерации и др.

По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации (о

назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии) каждая

палата принимает собственные постановления. По всем другим вопросам, прямо

не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания, возможно лишь

принятие федеральных законов.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые

не противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской

Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и

распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на

всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции

Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах

Президента. Конституция Российской Федерации - юридическая база всего

законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и

политической организации общества, устанавливается механизм государственной

власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и

значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо

максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в

правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет

основные положения всех сторон государственной и общественной жизни,

поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы

вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления

в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.

Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной

степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого

действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К

числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права,

свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться

с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма

реализации указанной группы конституционных норм.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной

стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки,

вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те

правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные

акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и

общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и

гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными

регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько - нибудь

значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу

за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое

качество законодательства, а также установить механизм самореализации

правовых норм, которые будут способствовать становлению правового

государства.

Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой

государственности определяется социально-экономическими и политическими

условиями, уровнем общественного правосознания, субъективными факторами,

национальными и историческими традициями. Одним из таких условий является

существование единого правового пространства в границах данного

государства. Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового

государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией

принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью,

уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам,

в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и

локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих

их полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь

при наличии единого правового пространства как определяющего условия

становления правовой государственности. "Война законов", начавшаяся с

принятием бывшими союзными республиками Деклараций о государственном

суверенитете, одним из положений которых провозглашался приоритет

республиканского законодательства перед союзным, продолжается. "Полем

битвы" становится правовое пространство Российской Федерации, где идея

государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на

признании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.

Логическим завершением данного процесса явился парад локальных

суверенитетов, который выражается в принятии конституций республиками, не

соответствующих Конституции Российской Федерации по многим

фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкия - Хальмг-

Тангч; конституции Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики

Карелия). А именно: по вопросам нарушения прав и свобод человека

(ущемляются права граждан русскоязычного населения на территориях

республик); декларируется приоритет верховенства законодательства

республик; устанавливаются собственные судебные системы (предмет

исключительного ведения Российской Федерации); провозглашается право

назначения высших должностных лиц в республике высшими органами власти

республик (приоритет Российской Федерации); покушение на совместные

предметы ведения Российской Федерации и республик (относят исключительно к

ведению республик).

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и

др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных

законов на всей территории России. Ст. 15 гласит: "Конституция Российской

Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на

всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,

принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции

Российской Федерации". Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации

обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных

нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения,

автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и

федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации. Таким образом, единое правовое

пространство как необходимое условие становления и формирования правового

государства отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций и

законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Такую

функцию выполняет Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125

Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд

Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции

Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и

иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по

вопросам, относящимся к ведению органов гос.власти Российской Федерации и

совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и

органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров

между органами государственной власти Российской Федерациии органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между

органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не

вступивших в силу международных договоров. А также разрешает споры о

компетенции между федеральными органами государственной власти, между

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими

государственными органами субъектов Российской Федерации.

В современном демократическом государстве эффективность правового

закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором

приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от

имени народа и выражающих его уверенную волю, над всеми действующими в

стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные

распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю.

Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы

по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной

судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным

законам.

Идея единого правового пространства становится национальной. В

странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с

концепцией европейского экономического пространства, получает все большее

признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека,

праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

В правовом государстве существуют определенные гарантии законности,

которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-

экономические, политические, юридические и международные гарантии.

Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм

общественного и государственного строя Российской Федерации, политический

и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами

государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие

форм собственности, создание необходимых условий для их развития,

обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право

граждан распоряжаться своими способностями к производительному и

творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и

охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие:

нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех

общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная

деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а

также правоохранительных органов, привлечение к юридической

ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К

международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций,

специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в

различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы,

где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,

право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных

прав.

Законность и правовое государство - категории во многом

тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует

безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в

то время как правовое государство предъявляет подобное требование к

государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому

реализация режима правового государства означает торжество закона прежде

всего в деятельности властных структур - государственных органов власти,

управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность

и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную,

объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как

систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной

функции правового государства.

7. ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

И ГОСУДАРСТВА.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему

права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,

напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и

должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и

свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при

наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру

привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод

граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (.ст.ст.41 ч. 3, 52,

53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является

контитуционное положение, в соответствии с которым властные структуры

государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и

свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина

защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом

(ст.ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе

взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою

очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед

государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58, 59 Конституции Российской

Федерации).

8. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА В РОССИИ.

"Сейчас завершается важный этап преобразования России в

демократическое государство. На основе Конституции формируется

демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические

преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы

перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча.

Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены

репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться

демократическое законодательство, система правосудия (созданы

Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской

Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была

одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение

судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной

силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и

исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что

государс-

тво признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита

прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность

государственной власти. Процесс формирования правового государства

предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,

которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,

равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства

и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием

правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В

последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы

для дальнейшего развития нашего государства как демократического,

правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской

Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о

гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации,

Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала

однопартийная система, которая исключала возможность создания и

функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,

государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное

демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское

общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,

политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в

качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в

правовом государстве строится на основе идеологического, политического

многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей

формирования правового государства, одним из направлений этой работы

является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном

между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и

свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих

преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,

является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо

избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо

проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми

членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического

государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные

процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых

государствах" государственных и правовых систем, соответствующих

требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более

осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический

и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и

резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная

система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в

том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от

совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а

стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового

общества. Более того, возможно ли -это совершенство? Естественно нет, ибо

такова природа человека. На данный момент нет альтернативы правовому

государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в

основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное

преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где

существует религиозная система права. Поэтому скажем так: На данный

момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем

систему ценностей

западной цивилизации.

Список используемой литературы:

1. Современное государство и право. Вопросы теории и истории 1992г.

Владивосток: В.П.Федоров - Современные идеи правового государства,

В.И.Дымченко О соотношении законности и правового государства, Т.А.Гуменюк

- О едином правовом пространстве как условии формирования правового

государства.

2. Коваленко А.И. Теория государства и права, Москва 1994г.

3. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность,

Москва 1993г.

4.Конституция Российской Федерации.

5. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации

"Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и

внешней политики), от 24.02.94г.

6. Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права. - М., 1995.

7. Введение в политологию ./ Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М.,

93

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.