реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое государство

Правовое государство

[pic]

Содержание

стр:

1. Возникновение и развитие идеи правового государства

3

2. Экономическая, социальная и нравственная основы правового

государства.

5

3. Понятие и признаки правового государства.

6

4. Принцип организации деятельности правового государства.

11

5. Система разделения властей в правовом государстве.

12

6. Верховенство закона.

15

7. Взаимная ответственность личности и государства.

20

8. Практика становления правового государства в России.

21

Список используемой литературы

23

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою

деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах

развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной

жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий,

Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и

государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное

функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее

разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при

которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно,

ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой

государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,-

нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о

государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем

правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и

Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних

прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили

прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей

теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и

настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы.

Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом

и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как

правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача

государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б.

Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства

тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.

Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные

параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо

установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы

каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и

государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2)

если личная инициатива требует простора, то государству достаточно

ограничиться охраной субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался

самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних,

отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив

самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве

выборные общественные элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и

субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены

требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из

реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в

руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа

привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации

общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к

установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала

идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Экономической основой правового государства являются производственные

отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах

собственности (государственной, коллективной, арендной, частной,

кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере

защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит

непосредственно производителям и потребителям материальных благ;

индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего

личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при

наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически

обеспечивают господство права, равенства участников производственных

отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся

гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей

общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится

человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных

связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином

своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,

личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к

правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной

деятельности государства. Прочная социальная основа государства

предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного

управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод

личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,

терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое

концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих

страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность

власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,

основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права,

ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет

силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его

суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного

человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО

ГОСУДАРСТВА.

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о

совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт

нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового

государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового

государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных

концепций правового государства лежат идеи немецкого философа

Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье

(1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и ХIХ вв. таких,

как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые

полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи

абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти

правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности,

обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности

и государственной власти в условиях правового государства принципиально

иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства

характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и

законом.

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим

тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический

разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью,

если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в

целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями

категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так,

чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого

другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к

средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать

всеобщим законом"; правом,

основанным на нравственном законе, должны быть определены границы

поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не

противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне

благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; госудаство - это

соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или

"государство в идее, такое, каким оно должно быть" обязано

сообразовываться "с чистыми принципами права"; государство призвано

гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что

формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух

законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип

демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что

к "правильной" форме государства относится демократия, при которой

верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь

определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля

народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь

к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство

и умеренность состояний, охрану семейного достояния. Теоретическая

конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой

доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную,

исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную

ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного

типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом

"дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных гарантий

прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке

исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое

государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского

курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с

аналогичным названием и провозглашалось "социалистическое правовое

государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания

"социалистическое правовое государство". Прилагательное "социалистический"

указывает на господствующую форму собственности и на определенную

идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от

мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового

государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную

собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве

делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и

претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и

противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства,

недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних

характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие

конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть

правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии

законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а

полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере

законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на

обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие

законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть

основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция

правового государства является социальной ценностью всего человечества,

удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе

правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не

командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних

стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое

гражданское общество. Гражданское общество - система экономических,

духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений

индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы,

корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и

интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено

традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства

государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В

антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и

народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти,

отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общество

предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и

организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств

государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не

только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и

"буржуазность", т.е. экономическую независимость человека, возможность

получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом

обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или

резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного

комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях

демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на

осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных

органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие

муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти

закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти

в отдельных блоках, включая исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по

способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры

регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в

экономике, следует возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам

собственности; 2) заменить административные приказы договорами,

основанными на равенстве сторон, 3) сделать главенствующим принцип

"разрешено все, что не запрещено", 4) обеспечить эквивалентный характер

обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера,

6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и

гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному -

это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо

духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех

перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и

свободы человека и где в основу организации государственной власти положен

принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в

котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении

власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий

уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В

правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать

и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение,

в частности в формировании и функционировании политических партий,

общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и

т.п. Признаки правового государства: 1. Верховенство закона во всех

сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства

базируется на принципе разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и

государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и

социальная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм,

заключающийся в свободном функционировании различных партий,

организаций, объединений, действующих в рамках конституции, на-

личии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6.

Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового

нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой

грамотности; - появление действенной способности противостоять

произволу; - разграничение партийных и государственных функций; -

установление парламентской системы управления государством; - торжество

политико-правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и

правовых традиций, в том числе: а) преодоление узконормативного

восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-

принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического

комментирования и апологии сложившегося законодательства; в) преодоление

декоративности и декларированности юридических норм; г) выход

юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям

огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум

каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим

рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые

структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания,

бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также

воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-

популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических

прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое

государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же,

как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические

свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в

господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной

правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и

функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации

политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный

доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем

же заключается отличие правового государства от государства как

такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием,

несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью

гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и

должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом,

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.