![]() |
|
|
Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых ученийНад человеческими пороками доминируют страх смерти и инстинкт самосохранения. Естественное состояние, помноженное на разум (предвидение последствий), приводит к тому, что в обществе начинает действовать главный естественный закон - стремление к миру. Тогда в силу вступает 2й естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Люди заключают договор, и вступает в силу 3й закон - люди обязаны соблюдать заключенные ими соглашения. Далее следуют еще несколько законов, и в итоге человек приходит к следующему естественному закону: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (основной принцип гражданского общества). Однако претворить в жизнь естественные законы может лишь сильная абсолютная власть государства. Абсолютная власть ограничивает стремления людей, принуждает человека соблюдать естественные законы. 29. Учение Локка о ГП. Джон Локк (1632-1704) после англ. революции занимался теоретической деятельностью, был сподвижником Вильгельма Оранского. Произведения: "Два трактата об управлении государством" и "Письма о терпимости". Критиковал взгляды Гоббса, исходя из естественных прав общества. Считал, что период естественного состояния - это не борьба всех против всех, а состояние равенства. И в естественном состоянии человек не имеет полной свободы - ее ограничивает естественный закон (никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье и имуществе). Локк считал, что власть правителя, полученная на основе договора, не может быть абсолютной; она ограничена естественными законами. К естественным правам относил равенство, личную свободу, свободу предпринимательства. Среди принципов государства называл опору на законы, разделение властей, оптимальную форму правления, право народа на восстание. Закон - это документ, который предписывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общественному благу. Кто бы ни управлял государством, он должен управлять согласно законам, провозглашенным народом и известным ему. Ничто не может не подчиняться закону (предвосхитил идею правового государства). В целях предотвращения тирании полномочия государства надо поделить между различными органами. Законодательную власть должен осуществлять парламент, исполнительную - монарх и кабинет министров, федеративную (иностр. дела) - также особый орган. Полит.власть должна представлять собой систему сдержек и противовесов. Локк отдавал предпочтение конституционной монархии, т.к. она обеспечивает соблюдение прав человека. Но у народа существует право на сопротивление власти, т.е. суверенитет народа выше. 30. Европейское просвещение. Вольтер. В XVIII веке Франция становится крупным центром промышленности и торговли. К политическим причинам и предпосылкам просвещения относится усиливающееся противостояние буржуазии и абсолютизма. Идеологические причины - религиозные войны, в ходе которых победил католицизм. Идеи просветителей носили более радикальный характер, чем идеи английских и голландских мыслителей. В просветительстве выделяются правое крыло (интересы буржуазии) и левое крыло (интересы горожан и крестьян). Представитель правого крыла - Вольтер. Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) последовательно критиковал католическую церковь и религиозный фанатизм. Правовые взгляды достаточно размытые. Работа: "Философские письма". Вольтер - сторонник деизма; т.е. бог существует как первопричина мира, но не вмешивается в жизнь природы и общества. Христианская вера им отрицалась; ей противопоставлялась "естественная религия", основанная на законах природы и естественного разума. Вольтер признавал идеологические функции церкви в государстве, в т.ч. карающую ("Если бы бога не было, его следовало бы выдумать"), но в критике церкви доходил до категоричности ("Раздавите гадину!"). Критиковал феодальные порядки с позиций рационализма. На смену феодальному обществу должно прийти царство разума и свободы. Оно базируется на праве частной собственности и личной неприкосновенности. Неотъемлемой частью нового общества будет накопление богатств и повышение уровня жизни. В вопросе отмены крепостного права Вольтер высказывал умеренные взгляды: на освобождение частновладельческих крестьян должен дать согласие помещик. Власть в новом обществе должна принадлежать собственникам. Отвергал социальное и политическое равенство: свободы предназначены для имущих людей. Форма правления - парламентские учреждения при просвещенном монархе. 31. Монтескье - теория разделения властей. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель радикального крыла. Произведения: "Персидские письма" и "О духе законов". Материалист, отвергал теологические концепции общественного развития. В качестве методов познания предлагал рационализм и эмпиризм, а также сравнительно-исторический метод. Монтескье впервые разделил понятия "общество" и "государство". Государство возникает не одновременно с обществом, а тогда, когда между людьми возникает вражда. Люди заключают договор. Цель государства - примирение противоречий между людьми и направление этих противоречий в правовые рамки. Формы правления: выступает против абсолютизма, за множество естественных форм правления. 4 типичные формы: демократия, аристократия, монархия и деспотия. Противопоставлял умеренные и неумеренные формы (критерии - наличие принципа разделения властей и права). Неумеренной являлась, т.о., только деспотия. Монтескье разработал концепцию будущего государства, основанного на разделении властей. Цель разделения - гарантия безопасности граждан от произвола и злоупотребления власти. Мерой свободы является только право. Но в природе человека лежит стремление творить произвол, злоупотреблять властью. Поэтому для сохранения законова требуется разделить власть. Законодательная власть имеет главенствующую роль, выражает общую волю. Цель - формирование права в виде положительных законов. Исполнительная власть (монарх и правительство) исполняет законы, созданные законодательной властью. Судебная власть карает преступников и разрешает столкновения частных лиц. 32. Руссо об этапах общественного неравенства, об общественном договорном и народном суверенитете. Жан-Жак Руссо (1818-1878) относился к крайнему левому крылу просветителей. Работы: "Рассуждения о происхождении и причинах неравенства" и "Об общественном договоре". Причина неравенства - частная собственность. Изначально люди были равны. Ступени неравенства: имущественное, и неравенство в государстве (имущественное + политическое). Богатые и бедные заключают договор, ведущий к созданию государства ради мира и справедливости. Следующая ступень неравенства появляется при превращении власти в деспотию. Власть и законы обманывают часть народа, а деспот обманывает и законы, и народ. Изменяется понятие равенства: все равны в своем бесправии по отношению к деспоту. Народ имеет право на сопротивление деспоту. Руссо критикует всю предшествующую цивилизацию, основанную на неравенстве и частной собственности. Создает концепцию нового общественного договора: единственным правителем станет "объединенный народ", каждый из отдавших свою личность и все свои силы становится нераздельной частью целого. Суверенитет един, речь может идти только о суверенитете народа. Под народом понимаются все участники общественного соглашения. Человек как частное лицо и человек как гражданин различаются. Суверен не связан ничем, в т.ч. собственными обязательствами и общественным договором. Он стоит выше закона. Общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами. Подчинение суверену должно быть абсолютным; по приказу суверена человек должен умереть, т.к. своим прежним безопасным существованием он обязан в том числе и суверену. У индивидов нет никаких гарантий защиты своих прав. Суверенитет неотчуждаем и неотделим. Он не может быть разделен между ветвями власти. Передаваться может власть, но никак не воля; народ может быть представлен только самим собой; т.е. Руссо отвергал разделение властей и представительную форму власти. Законодательная власть принадлежит всему народу, а исполнительная м.б. вручена всем, некоторым или одному. Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть соглашение, т.е. вернуть себе естественную свободу. 33. ППУ Марата и Робеспьера. Жан-Поль Марат (1743-1793) - работы "Цепи рабства" и "План уголовного законодательства". Центральная тема работ - деспотизм: его истоки, методы и средства установления деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней и т.п. Деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида первенствовать, властвовать. Государственность возникает в результате насилия, а потому деспотизм изначально предопределен. Но впоследствии Марат воспринял взгляды сторонников договорной теории, и потому у него одновременно существовали 2 противоречивых взгляда на генезис государства. В хорошо устроенном государстве власть принадлежит всему народу в целом. Он один (сам или через представителей) является законодателем и контролирует исполнение законов. Целью политического сообщества является обеспечение прав людей. Права разделяются на естественные и гражданские (производные от естественных). Права человека вытекают из его потребностей. По мнению Марата, существующий порядок вещей невозможно реформировать. Он надеется на восстание масс. Восстание должно быть организованным (т.е. здесь в зародыше содержится идея о диктатуре). Назначение диктатуры - "уничтожить изменников и заговорщиков", т.е. всех, кто находится вне неимущих классов. Методы диктатуры - революционный террор, кровавые расправы. Пролитие "нескольких капель" крови нужно лишь затем, чтобы предотвратить пролитие ее потоков. Таким образом, во взглядах Марата совмещаются концепция народного суверенитета, разделения властей, прав человека и критика произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного террора. Максимилиан Робеспьер (1758-1794) не создал отдельных произведений на политические темы, однако его взгляды можно проследить по речам "О конституции", "О принципах революционного правления" и "О принципах политической морали". За 5 лет он произнес более 600 речей. Социальный идеал Робеспьера: общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, и где люди обмениваются продуктами труда между собой. Многие идеи Робеспьера взяты из трудов Руссо и Монтескье. В фундаменте политического союза должны лежать 3 начала: обеспечение естественных прав человека, право гражданина на участие в законодательстве и управлении, и верховенство власти народа. Поначалу он не отдавал предпочтение какой-либо форме правления, но затем он начал отстаивать республиканскую форму. До прихода к власти Робеспьер отвергал диктатуру и призывал казнить за высказывание идеи о диктатуре. Но затем он выдвинул концепцию двух типов правительства: конституционного и революционного. Конституционное правительство действует в спокойное время, сохраняет уже установившуюся республику. Революционное правительство создает республику, действует в период революции (войны внутри общества). Поэтому оно имеет право вести борьбу - уничтожать лиц, противодействующих революции, а заодно и всех носителей "безнравственного", "неблагоразумного" и "растленного". Обстановка войны обязывает правительство действовать менее скованно, т.е. он оправдывает концентрацию всех властных полномочий в центре и жесткую гос.регламентацию всех общественных процессов. Но Робеспьер считает, что его правительство избегнет крайностей благодаря добродетели своих членов. Благодаря террору удастся переделать страну и ввести конституционное правительство. Террором можно заставить людей построить свободное и справедливое общество. 34. Русские просветители XVIII века (Щербатов, Десницкий, Радищев). Князь Щербатов (1733-1790) создал работы: "О надобности и пользе градских законов", "Размышления о законодательстве вообще" и др. В вопросе о происхождении государства Щербатов придерживался договорной теории. В догосударственном состоянии все люди были равны, но произошло неравенство из-за различия в силах и способностях людей. Вследствии ума, чести, силы и прочих добродетелей некоторое люди были возвышены, избраны начальниками. Общественный договор предусматривает отъем у людей меньшего количества прав, чем у них было бы отнято при отсутствии такого договора. Формы правления: монархия, аристократия, демократия и деспотия. В чистом виде ни одна из них никогда не существовала. Форма правления зависит от климата страны, размера территории, численности населения и т.п. В Зап.Европе (и для России) Щербатову наиболее привлекательной казалась конституционная монархия. В более поздних работах Щербатов стал находить также положительные стороны республики. Предлагаемый Щербатовым представительный орган - Высшее правительство - состоит из 5 коллегиальных департаментов. Существует также местное самоуправление с широкими полномочиями. Принятие законов должно сопровождаться всенародным обсуждением. Монарх за нарушение законов м.б. заключен в темницу. В сословном обществе Щербатову нравилась устойчивость. Он выступал против крепостного права, но считал освобождение крестьян делом будущего. Задолго до Аракчеева он придумал военные поселения. В последние годы жизни Щербатов критиковал абсолютную монархию, описывал масштабы злоупотреблений, не усматривал никаких изменений в абс.монархии после присоединения к ее названию слова "просвещенная". Он предлагал ограничить власть монарха и соблюдать законность во всех сферах гос.деятельности. Десницкий (1740-1789) - "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи". Высказал предположение о прохождении человечеством исторически последовательных состояний: охота, скотоводство, хлебопашество и коммерческое состояние. В первых двух состояниях существует коллективное владение вещами, а затем в результате труда возникает собственность. Причины неравенства: физические качества человека, его трудолюбие и умение накапливать. Государство возникает только в коммерческом состоянии. Цель государства - достижение наибольшего числа благ наибольшим числом людей. Лучшая форма государства - конституционная монархия. В представительном органе должны быть депутаты от всех сословий. Также Десницкий считал необходимым отделение судопроизводства от администрации. Он настаивал на введении демократических принципов в судопроизводстве: равенства всех перед законом, равного наказания за равные деяния и т.п. Радищев (1749-1802) - "Путешествие из Петербурга в Москву". Рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как состояние, противное человеческому естеству; ставил знак равенства между всеми видами монархической власти. Просвещенных монархов не бывает. В России, к тому же, бюрократия не связана ни с народом, ни с монархом. Причина образования государства - природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но равенство разрушилось с появлением частной собственности. Государство - результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет суверенитет за собой. Положительное законодательство должно быть основано на естественном праве. Крепостное право - это нарушение естественных законов. Злыми являются не помещики, а само крепостное право. Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников. Наилучшая форма правления - республика типа новгородской или псковской. Будущее России Радищев представлял как добровольную федерацию городов с вечевыми собраниями. 35. ПП воззрения Крижанича. Юрий Крижанич (1618-1683) - сторонник идей панславизма, т.е. создания славянского государства с центром в России и с единой православной церковью. Работы: "Политика", "Вопрос о законе и справедливости". На Крижанича оказали влияние античные мыслители; в т.ч. он выделяет 3 правильных и 3 неправильных формы правления: совершенное самовластие, боярское правление и общевластво; тирания, олигархия и анархия. Самая древняя и крепкая форма - самовластие. Крижанич обосновывает божественность царской власти, идеальным монархом считает Ал.Мих. Правитель - просвещенный монарх, философ; в его руках вся полнота власти, без опоры на сеймы и соборы. Цели государя: действовать в интересах общества, для достижения справедливости, покоя и изобилия. Основы государства: вера, суд, мир и дешевизна. Для предотвращения превращения правильных форм государства в неправильные требуются: монарх-философ, принятие и соблюдение хороших законов, законодательная регламентация прав и обязанностей сословий и чинов. Закон равнозначен справедливости. Законы должны быть для всех, но царь, кроме законов, руководствуется общественным мнением. 36. Учение Канта о ГП. Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкого классического идеализма. Работы: "Критика чистого разума", "Критика способности к суждению", "К вечному миру". Кант приходит к агностицизму: природа вещей принципиально недоступна человеческому познанию. Человек познает только явления, т.е. способы, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте. Также Кант рассматривал проблему свободы. Он был против истолкования человека как пассивного создания природы. Человек - это субъект автономного поведения и самосовершенствования. Основное проявление свободы - самоограничение и уважение свободы других. Категорический императив: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения но основе твоей воли могла стать общим естественным законом", "Поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и никогда как средство. Гарантией следования императиву является самоконтроль. Императив известен человеку априорно, независимо от его социального положения и т.п. Кант признает, что существуют индивиды, не способные следовать категорическому императиву, и потому должно существовать право. Право возникает тогда, когда индивидуальная свобода перерастает в произвол. Для реализации права существует государство, т.е. носитель принуждения. Цели государства - соблюдение права как гаранта соблюдения нравственного закона. Кант считается одним из создателей теории правового государства. Классификация права: естественное, положительное и справедливость. Цели и функции государства он ограничивает соблюдением нравственных принципов права. Кант является сторонником договорной теории происхождения государства. Нравственный долг и стремление следовать естественному праву побуждают людей заключить общественный договор. Содержание договора: обязательство соблюдать нравственный закон. В будущем человечество придет к созданию федерации самостоятельных равноправных государств, к прекращению войн. Путь к этому - просвещение народов, благоразумие правителей. 37. Учение Гегеля о государстве. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) рассматривал проблемы ГП в сочинениях: "Философия права", "О научных способах исследования естественного права", "Феноменология духа" и др. Три основные ступени развития духа: субъективный дух (антропология, психология), объективный дух (право, мораль) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). ГП относятся к объективному духу, учение Гегеля о ГП является философским учением об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с позиции абсолютного духа. В отличие от юриспруденции, изучающей позитивное право, философская наука о государстве и праве призвана постичь мысли, лежащие в их основании, т.е. идею государства и права. Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: как непосредственная действительность в виде индивидуального государства, в отношениях между государствами как внешнее государственное право, и во всемирной истории. В своем развитом и разумном виде индивидуальное государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Ветви власти: законодательная, правительственная и власть государя. Гегель считает точку зрения о самостоятельности ветвей ложной, т.к. при этом как бы предполагается враждебность этих ветвей друг другу. Он выступает за органическое единство ветвей власти, в этом состоит внутренний суверенитет государства. Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Представительный орган должен состоять из двух палат: верхняя формируется по принципу наследственности из владельцев имений, а нижняя образуется от остальной части общества путем выделения депутатов от общин, товариществ и т.п. (не путем индивидуального голосования). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |