реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Примерные ответы на экзамене по истории политических и правовых учений

Над человеческими пороками доминируют страх смерти и инстинкт

самосохранения. Естественное состояние, помноженное на разум

(предвидение последствий), приводит к тому, что в обществе

начинает действовать главный естественный закон - стремление

к миру.

Тогда в силу вступает 2й естественный закон - отказ каждого

от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира

и самозащиты. Люди заключают договор, и вступает в силу 3й

закон - люди обязаны соблюдать заключенные ими соглашения.

Далее следуют еще несколько законов, и в итоге человек

приходит к следующему естественному закону: не делай другому

того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (основной принцип

гражданского общества).

Однако претворить в жизнь естественные законы может лишь

сильная абсолютная власть государства. Абсолютная власть

ограничивает стремления людей, принуждает человека соблюдать

естественные законы.

29. Учение Локка о ГП.

Джон Локк (1632-1704) после англ. революции занимался

теоретической деятельностью, был сподвижником Вильгельма

Оранского. Произведения: "Два трактата об управлении

государством" и "Письма о терпимости". Критиковал взгляды

Гоббса, исходя из естественных прав общества. Считал, что

период естественного состояния - это не борьба всех против

всех, а состояние равенства. И в естественном состоянии

человек не имеет полной свободы - ее ограничивает

естественный закон (никто не имеет права ограничивать другого

в его жизни, здоровье и имуществе).

Локк считал, что власть правителя, полученная на основе

договора, не может быть абсолютной; она ограничена

естественными законами. К естественным правам относил

равенство, личную свободу, свободу предпринимательства. Среди

принципов государства называл опору на законы, разделение

властей, оптимальную форму правления, право народа на

восстание. Закон - это документ, который предписывает

разумному существу поведение, соответствующее его собственным

интересам и служащее общественному благу. Кто бы ни управлял

государством, он должен управлять согласно законам,

провозглашенным народом и известным ему. Ничто не может не

подчиняться закону (предвосхитил идею правового государства).

В целях предотвращения тирании полномочия государства надо

поделить между различными органами. Законодательную власть

должен осуществлять парламент, исполнительную - монарх и

кабинет министров, федеративную (иностр. дела) - также особый

орган. Полит.власть должна представлять собой систему сдержек

и противовесов.

Локк отдавал предпочтение конституционной монархии, т.к. она

обеспечивает соблюдение прав человека. Но у народа существует

право на сопротивление власти, т.е. суверенитет народа выше.

30. Европейское просвещение. Вольтер.

В XVIII веке Франция становится крупным центром

промышленности и торговли. К политическим причинам и

предпосылкам просвещения относится усиливающееся

противостояние буржуазии и абсолютизма. Идеологические

причины - религиозные войны, в ходе которых победил

католицизм. Идеи просветителей носили более радикальный

характер, чем идеи английских и голландских мыслителей. В

просветительстве выделяются правое крыло (интересы буржуазии)

и левое крыло (интересы горожан и крестьян). Представитель

правого крыла - Вольтер.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) последовательно

критиковал католическую церковь и религиозный фанатизм.

Правовые взгляды достаточно размытые. Работа: "Философские

письма". Вольтер - сторонник деизма; т.е. бог существует как

первопричина мира, но не вмешивается в жизнь природы и

общества. Христианская вера им отрицалась; ей

противопоставлялась "естественная религия", основанная на

законах природы и естественного разума. Вольтер признавал

идеологические функции церкви в государстве, в т.ч. карающую

("Если бы бога не было, его следовало бы выдумать"), но в

критике церкви доходил до категоричности ("Раздавите

гадину!").

Критиковал феодальные порядки с позиций рационализма. На

смену феодальному обществу должно прийти царство разума и

свободы. Оно базируется на праве частной собственности и

личной неприкосновенности. Неотъемлемой частью нового

общества будет накопление богатств и повышение уровня жизни.

В вопросе отмены крепостного права Вольтер высказывал

умеренные взгляды: на освобождение частновладельческих

крестьян должен дать согласие помещик. Власть в новом

обществе должна принадлежать собственникам. Отвергал

социальное и политическое равенство: свободы предназначены

для имущих людей. Форма правления - парламентские учреждения

при просвещенном монархе.

31. Монтескье - теория разделения властей.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - представитель радикального

крыла. Произведения: "Персидские письма" и "О духе законов".

Материалист, отвергал теологические концепции общественного

развития. В качестве методов познания предлагал рационализм и

эмпиризм, а также сравнительно-исторический метод.

Монтескье впервые разделил понятия "общество" и

"государство". Государство возникает не одновременно с

обществом, а тогда, когда между людьми возникает вражда. Люди

заключают договор. Цель государства - примирение противоречий

между людьми и направление этих противоречий в правовые

рамки.

Формы правления: выступает против абсолютизма, за множество

естественных форм правления. 4 типичные формы: демократия,

аристократия, монархия и деспотия. Противопоставлял умеренные

и неумеренные формы (критерии - наличие принципа разделения

властей и права). Неумеренной являлась, т.о., только

деспотия.

Монтескье разработал концепцию будущего государства,

основанного на разделении властей. Цель разделения - гарантия

безопасности граждан от произвола и злоупотребления власти.

Мерой свободы является только право. Но в природе человека

лежит стремление творить произвол, злоупотреблять властью.

Поэтому для сохранения законова требуется разделить власть.

Законодательная власть имеет главенствующую роль, выражает

общую волю. Цель - формирование права в виде положительных

законов. Исполнительная власть (монарх и правительство)

исполняет законы, созданные законодательной властью. Судебная

власть карает преступников и разрешает столкновения частных

лиц.

32. Руссо об этапах общественного неравенства, об

общественном договорном и народном суверенитете.

Жан-Жак Руссо (1818-1878) относился к крайнему левому крылу

просветителей. Работы: "Рассуждения о происхождении и

причинах неравенства" и "Об общественном договоре".

Причина неравенства - частная собственность. Изначально люди

были равны. Ступени неравенства: имущественное, и неравенство

в государстве (имущественное + политическое). Богатые и

бедные заключают договор, ведущий к созданию государства ради

мира и справедливости. Следующая ступень неравенства

появляется при превращении власти в деспотию. Власть и законы

обманывают часть народа, а деспот обманывает и законы, и

народ. Изменяется понятие равенства: все равны в своем

бесправии по отношению к деспоту. Народ имеет право на

сопротивление деспоту.

Руссо критикует всю предшествующую цивилизацию, основанную на

неравенстве и частной собственности. Создает концепцию нового

общественного договора: единственным правителем станет

"объединенный народ", каждый из отдавших свою личность и все

свои силы становится нераздельной частью целого.

Суверенитет един, речь может идти только о суверенитете

народа. Под народом понимаются все участники общественного

соглашения. Человек как частное лицо и человек как гражданин

различаются. Суверен не связан ничем, в т.ч. собственными

обязательствами и общественным договором. Он стоит выше

закона. Общественное соглашение дает политическому организму

неограниченную власть над всеми его членами. Подчинение

суверену должно быть абсолютным; по приказу суверена человек

должен умереть, т.к. своим прежним безопасным существованием

он обязан в том числе и суверену. У индивидов нет никаких

гарантий защиты своих прав. Суверенитет неотчуждаем и

неотделим. Он не может быть разделен между ветвями власти.

Передаваться может власть, но никак не воля; народ может быть

представлен только самим собой; т.е. Руссо отвергал

разделение властей и представительную форму власти.

Законодательная власть принадлежит всему народу, а

исполнительная м.б. вручена всем, некоторым или одному. Народ

имеет право не только изменить форму правления, но и вообще

расторгнуть соглашение, т.е. вернуть себе естественную

свободу.

33. ППУ Марата и Робеспьера.

Жан-Поль Марат (1743-1793) - работы "Цепи рабства" и "План

уголовного законодательства". Центральная тема работ -

деспотизм: его истоки, методы и средства установления

деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с

ней и т.п. Деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида

первенствовать, властвовать. Государственность возникает в

результате насилия, а потому деспотизм изначально

предопределен. Но впоследствии Марат воспринял взгляды

сторонников договорной теории, и потому у него одновременно

существовали 2 противоречивых взгляда на генезис государства.

В хорошо устроенном государстве власть принадлежит всему

народу в целом. Он один (сам или через представителей)

является законодателем и контролирует исполнение законов.

Целью политического сообщества является обеспечение прав

людей. Права разделяются на естественные и гражданские

(производные от естественных). Права человека вытекают из его

потребностей.

По мнению Марата, существующий порядок вещей невозможно

реформировать. Он надеется на восстание масс. Восстание

должно быть организованным (т.е. здесь в зародыше содержится

идея о диктатуре). Назначение диктатуры - "уничтожить

изменников и заговорщиков", т.е. всех, кто находится вне

неимущих классов. Методы диктатуры - революционный террор,

кровавые расправы. Пролитие "нескольких капель" крови нужно

лишь затем, чтобы предотвратить пролитие ее потоков. Таким

образом, во взглядах Марата совмещаются концепция народного

суверенитета, разделения властей, прав человека и критика

произвола с идеями единовластного диктатора и беспощадного

террора.

Максимилиан Робеспьер (1758-1794) не создал отдельных

произведений на политические темы, однако его взгляды можно

проследить по речам "О конституции", "О принципах

революционного правления" и "О принципах политической

морали". За 5 лет он произнес более 600 речей.

Социальный идеал Робеспьера: общество мелких производителей,

где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, и

где люди обмениваются продуктами труда между собой. Многие

идеи Робеспьера взяты из трудов Руссо и Монтескье. В

фундаменте политического союза должны лежать 3 начала:

обеспечение естественных прав человека, право гражданина на

участие в законодательстве и управлении, и верховенство

власти народа. Поначалу он не отдавал предпочтение какой-либо

форме правления, но затем он начал отстаивать республиканскую

форму.

До прихода к власти Робеспьер отвергал диктатуру и призывал

казнить за высказывание идеи о диктатуре. Но затем он

выдвинул концепцию двух типов правительства: конституционного

и революционного. Конституционное правительство действует в

спокойное время, сохраняет уже установившуюся республику.

Революционное правительство создает республику, действует в

период революции (войны внутри общества). Поэтому оно имеет

право вести борьбу - уничтожать лиц, противодействующих

революции, а заодно и всех носителей "безнравственного",

"неблагоразумного" и "растленного". Обстановка войны

обязывает правительство действовать менее скованно, т.е. он

оправдывает концентрацию всех властных полномочий в центре и

жесткую гос.регламентацию всех общественных процессов. Но

Робеспьер считает, что его правительство избегнет крайностей

благодаря добродетели своих членов. Благодаря террору удастся

переделать страну и ввести конституционное правительство.

Террором можно заставить людей построить свободное и

справедливое общество.

34. Русские просветители XVIII века (Щербатов, Десницкий,

Радищев).

Князь Щербатов (1733-1790) создал работы: "О надобности и

пользе градских законов", "Размышления о законодательстве

вообще" и др.

В вопросе о происхождении государства Щербатов придерживался

договорной теории. В догосударственном состоянии все люди

были равны, но произошло неравенство из-за различия в силах и

способностях людей. Вследствии ума, чести, силы и прочих

добродетелей некоторое люди были возвышены, избраны

начальниками. Общественный договор предусматривает отъем у

людей меньшего количества прав, чем у них было бы отнято при

отсутствии такого договора.

Формы правления: монархия, аристократия, демократия и

деспотия. В чистом виде ни одна из них никогда не

существовала. Форма правления зависит от климата страны,

размера территории, численности населения и т.п. В Зап.Европе

(и для России) Щербатову наиболее привлекательной казалась

конституционная монархия. В более поздних работах Щербатов

стал находить также положительные стороны республики.

Предлагаемый Щербатовым представительный орган - Высшее

правительство - состоит из 5 коллегиальных департаментов.

Существует также местное самоуправление с широкими

полномочиями. Принятие законов должно сопровождаться

всенародным обсуждением. Монарх за нарушение законов м.б.

заключен в темницу.

В сословном обществе Щербатову нравилась устойчивость. Он

выступал против крепостного права, но считал освобождение

крестьян делом будущего. Задолго до Аракчеева он придумал

военные поселения. В последние годы жизни Щербатов критиковал

абсолютную монархию, описывал масштабы злоупотреблений, не

усматривал никаких изменений в абс.монархии после

присоединения к ее названию слова "просвещенная". Он

предлагал ограничить власть монарха и соблюдать законность во

всех сферах гос.деятельности.

Десницкий (1740-1789) - "Представление о учреждении

законодательной, судительной и наказательной власти в

Российской Империи". Высказал предположение о прохождении

человечеством исторически последовательных состояний: охота,

скотоводство, хлебопашество и коммерческое состояние. В

первых двух состояниях существует коллективное владение

вещами, а затем в результате труда возникает собственность.

Причины неравенства: физические качества человека, его

трудолюбие и умение накапливать. Государство возникает только

в коммерческом состоянии.

Цель государства - достижение наибольшего числа благ

наибольшим числом людей. Лучшая форма государства -

конституционная монархия. В представительном органе должны

быть депутаты от всех сословий. Также Десницкий считал

необходимым отделение судопроизводства от администрации. Он

настаивал на введении демократических принципов в

судопроизводстве: равенства всех перед законом, равного

наказания за равные деяния и т.п.

Радищев (1749-1802) - "Путешествие из Петербурга в Москву".

Рассматривал самодержавие (неограниченную власть) как

состояние, противное человеческому естеству; ставил знак

равенства между всеми видами монархической власти.

Просвещенных монархов не бывает. В России, к тому же,

бюрократия не связана ни с народом, ни с монархом.

Причина образования государства - природная социальность

людей. В естественном состоянии все были равны, но равенство

разрушилось с появлением частной собственности. Государство -

результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям

благой жизни, защиты слабых и угнетенных. Народ оставляет

суверенитет за собой.

Положительное законодательство должно быть основано на

естественном праве. Крепостное право - это нарушение

естественных законов. Злыми являются не помещики, а само

крепостное право. Социальный идеал Радищева - общество

свободных и равных собственников. Наилучшая форма правления -

республика типа новгородской или псковской. Будущее России

Радищев представлял как добровольную федерацию городов с

вечевыми собраниями.

35. ПП воззрения Крижанича.

Юрий Крижанич (1618-1683) - сторонник идей панславизма, т.е.

создания славянского государства с центром в России и с

единой православной церковью. Работы: "Политика", "Вопрос о

законе и справедливости". На Крижанича оказали влияние

античные мыслители; в т.ч. он выделяет 3 правильных и 3

неправильных формы правления: совершенное самовластие,

боярское правление и общевластво; тирания, олигархия и

анархия. Самая древняя и крепкая форма - самовластие.

Крижанич обосновывает божественность царской власти,

идеальным монархом считает Ал.Мих. Правитель - просвещенный

монарх, философ; в его руках вся полнота власти, без опоры на

сеймы и соборы. Цели государя: действовать в интересах

общества, для достижения справедливости, покоя и изобилия.

Основы государства: вера, суд, мир и дешевизна.

Для предотвращения превращения правильных форм государства в

неправильные требуются: монарх-философ, принятие и соблюдение

хороших законов, законодательная регламентация прав и

обязанностей сословий и чинов.

Закон равнозначен справедливости. Законы должны быть для

всех, но царь, кроме законов, руководствуется общественным

мнением.

36. Учение Канта о ГП.

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкого

классического идеализма. Работы: "Критика чистого разума",

"Критика способности к суждению", "К вечному миру". Кант

приходит к агностицизму: природа вещей принципиально

недоступна человеческому познанию. Человек познает только

явления, т.е. способы, посредством которых вещи

обнаруживаются в нашем опыте.

Также Кант рассматривал проблему свободы. Он был против

истолкования человека как пассивного создания природы.

Человек - это субъект автономного поведения и

самосовершенствования. Основное проявление свободы -

самоограничение и уважение свободы других. Категорический

императив: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения но

основе твоей воли могла стать общим естественным законом",

"Поступай так, чтобы использовать человека всегда как цель и

никогда как средство. Гарантией следования императиву

является самоконтроль. Императив известен человеку априорно,

независимо от его социального положения и т.п.

Кант признает, что существуют индивиды, не способные

следовать категорическому императиву, и потому должно

существовать право. Право возникает тогда, когда

индивидуальная свобода перерастает в произвол. Для реализации

права существует государство, т.е. носитель принуждения. Цели

государства - соблюдение права как гаранта соблюдения

нравственного закона. Кант считается одним из создателей

теории правового государства. Классификация права:

естественное, положительное и справедливость. Цели и функции

государства он ограничивает соблюдением нравственных

принципов права.

Кант является сторонником договорной теории происхождения

государства. Нравственный долг и стремление следовать

естественному праву побуждают людей заключить общественный

договор. Содержание договора: обязательство соблюдать

нравственный закон.

В будущем человечество придет к созданию федерации

самостоятельных равноправных государств, к прекращению войн.

Путь к этому - просвещение народов, благоразумие правителей.

37. Учение Гегеля о государстве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) рассматривал

проблемы ГП в сочинениях: "Философия права", "О научных

способах исследования естественного права", "Феноменология

духа" и др.

Три основные ступени развития духа: субъективный дух

(антропология, психология), объективный дух (право, мораль) и

абсолютный дух (искусство, религия, философия). ГП относятся

к объективному духу, учение Гегеля о ГП является философским

учением об объективном духе, т.е. анализ объективного духа с

позиции абсолютного духа. В отличие от юриспруденции,

изучающей позитивное право, философская наука о государстве и

праве призвана постичь мысли, лежащие в их основании, т.е.

идею государства и права.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: как

непосредственная действительность в виде индивидуального

государства, в отношениях между государствами как внешнее

государственное право, и во всемирной истории. В своем

развитом и разумном виде индивидуальное государство

представляет собой основанную на разделении властей

конституционную монархию. Ветви власти: законодательная,

правительственная и власть государя. Гегель считает точку

зрения о самостоятельности ветвей ложной, т.к. при этом как

бы предполагается враждебность этих ветвей друг другу. Он

выступает за органическое единство ветвей власти, в этом

состоит внутренний суверенитет государства.

Гегель критикует идею народного суверенитета и обосновывает

суверенитет наследственного конституционного монарха.

Представительный орган должен состоять из двух палат: верхняя

формируется по принципу наследственности из владельцев

имений, а нижняя образуется от остальной части общества путем

выделения депутатов от общин, товариществ и т.п. (не путем

индивидуального голосования).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.