реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные направления внешней политики республики Беларусь

[18]

Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные

стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики

и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная

ориентация Беларуси помогла:

- сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий,

- сохранить социальную стабильность,

- укрепить государственные институты,

- закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших

проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20]

Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которые

постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:

- идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела к

идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в

геополитическом отношении вела в целом прозападную политику;

- Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью доступа к

западным рынкам, технологиям, инвестициям;

- европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и

приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала

самостоятельную политику на Востоке;

- антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной

мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации

России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной

идеологической ориентации на русскую оппозицию;

- русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности,

несмотря на начавшийся в России экономический рост;

- в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для

развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается

для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет

и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским

гигантам технологий;

- замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на

Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20]

Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия,

Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время

внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.

Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства,

как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329]

Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с

Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим,

экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имеет

каких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях.

Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.

Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентском

уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады

Украины А. Ткаченко. Однако последовавшие в Украине выборы заморозили

двусторонние контакты до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге А.

Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко.

Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора о

белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не

знает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент на

ратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламент

представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы

знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда

главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом

украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому,

что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.

Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствием

охлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной:

в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD – упал

почти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперь

пойдет рост» - заверил Войтович.

Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программа

по сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданию

совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о

возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема пока

остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.

Глава Совета республики объясняет период «экономического застоя» тем,

что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающие

предприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений.

До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли в Украину

продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта. Беларусь, в

свою очередь, импортировала металл, продукты химической промышленности,

покупала зерно твердых сортов… [12]

В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает

всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь

заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас

с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается

прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они

уделяют развитию экономических отношений. [18]

Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя в

качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения

России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказаться

под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначной

поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается в

идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего со

странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может

отказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей

дилеммы может быть превращение Беларуси в главного союзника Европейского

Союза на постсоветском пространстве и, особенно, в рамках русского

политического поля. Выдвижение Беларусью инициатив по расширению

европейской интеграции вплоть до Владивостока может стать основой новой

внешней политики страны. В качестве промежуточного шага может быть

рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС без разрыва

союзных отношений с Россией. [20]

5. Содружество Независимых Государств

В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в

рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое

сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические

интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются

в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В

перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики

государств-участников Евразийского экономического сообщества будут

интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую

торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства

отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.

Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать

сближению экономик государств-участников.

Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках

Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в

Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не

уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций

современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА),

Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому

сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ

приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти

Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал

Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов

природных ресурсов – четверть мировых.

Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его

экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в

рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно

потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам.

Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято

относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные

экономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру,

участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,

Молдова).

Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества

договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры,

связанные с формированием зоны свободной торговли.

На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании

полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества,

необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной

инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного

сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства,

основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и

капиталов.

Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать

формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик

при максимальном использовании возможностей политического и экономического

взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса

военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной

безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня

Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. [18]

6. Взаимоотношения с Европейским Союзом

Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного

развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически

богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности

территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную

Европу, и прежде всего в Германию.

По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в

энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим

энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие

многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей.

Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на

общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы,

которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают

со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через

Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения

Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.

Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь

видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии

через промежуточные формы экономической и политической жизни.

Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой

видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями

и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и

школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с

формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может

возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и

Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для

Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра

тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.

Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном

вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые

информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более

высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и

трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических

измерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в

мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское

цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и

субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами:

Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является

интеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительно

воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической

ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушения

границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не

является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы

попали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущего

становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14]

Включение Беларуси в общеевропейский процесс происходит сложно, трудно

и болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатов

ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994

г. [6. стр. 327-329]

Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса

добрососедства.

Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений

или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в

одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские

отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас

отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и

мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в

то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или

пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются.

Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет снятие тех

острых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации политических

отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.

Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда

в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских

интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное

внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС).

Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти так

далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. Расширение

ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем. Многие

тревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной области

коренятся в экономической разобщенности Европы – военно-политические

разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим

рубежам. Поэтому Республика Беларусь предлагает конкретные шаги по

преодолению этой разобщенности.

С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение

приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является

одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение

приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции

государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России,

Беларуси и европейских стран.

Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества стран

ЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных факторах.

Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие решений

Совета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политический

диалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусь

вынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросы

фактически без помощи извне.

Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями Совета

Европейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалось

добиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельной

организацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 года

Соглашение о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и

Евросоюзом с существенным увеличением квот на импорт белорусских

текстильных изделий; смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС в

отношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добиться

применения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в

торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы технического

содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС».

Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации в

государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси

«Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например, с вводом

белорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа,

транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30

процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положение

Беларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установление

тесного сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы с

преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.

Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь

делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и

научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и

фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на

обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.

Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя

свое участие в научных, образовательных, культурных программах

сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям,

как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

Серьезным инструментом строительства действительно единого континента

призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему

назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной

сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет

взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям,

странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде

всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте

европейского региона – основной и главной задачей является восстановление

отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими

парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом

Европы и Евросоюзом.

Этот год начался с "развязки" вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси.

«Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться разрешения

абсолютно надуманного конфликта относительно участия нашего Национального

собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Разумные и

аргументированные доводы рано или поздно находят отклик и собирают

необходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о так

называемых визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались в

прошлом.

Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться работа по

восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее

Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.

Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности и

развитие общеевропейского сотрудничества.

Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной мере учтено в

разрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленных

отношений с будущими соседями в рамках концепции "широкой Европы". У нас

здесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового

товарооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидации

последствий Чернобыля и другие.

Исходя из политических и прежде всего экономических интересов,

необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами других

регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и

парламенту. [15]

Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в

Европе является наиболее развитой региональной организацией, единственным

общеевропейским институтом поддержания мира и безопасности, Республика

Беларусь намерена последовательно, на неконфронтационной основе вести

диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки дня,

в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.

Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в

рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное

сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в

Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее

деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ.

Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому

соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во

внутриполитические процессы. [18]

Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами

имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной

изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.