![]() |
|
|
Основные направления внешней политики республики БеларусьОсновные направления внешней политики республики БеларусьВведение. Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года Народный комиссариат). После образования СССР (декабрь 1922г) внешняя политика республики постепенно стала определяться и осуществляться верховными органами Союза, несмотря на сохранение за республикой международной правосубъектности. В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзной республики "вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями". В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН. Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике, находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало. Новым этапом в становлении и дальнейшем развитии белорусской государственности стали 90-е гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в августе 1991 г. придал Декларации, до принятия новой Конституции, статус конституционного закона. В Декларации наша республика объявлялась суверенным государством, полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полный государственный суверенитет, как известно, означает верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании нашего государства. С тех пор оно называется Республика Беларусь. Была введена также новая государственная символика — бело-красно-белый флаг и герб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза, денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР, вступила в Содружество Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР. [6. стр. 327- 329] 1. Общие сведение о государстве. Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей, странами Балтии, Россией и Украиной. Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах. В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения страны. В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей. Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции).[19] Ст. 18. Конституции РБ гласит: «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.» [2] Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от размещения на ее территории ядерного оружия (после распада СССР). Безъядерный статус государства закреплен в Конституции Республики Беларусь, он одобрен референдумом (1995) белорусского народа. В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям и законодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложением начать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного от ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача сотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны. Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своего суверенитета и осуществления самостоятельной внешней политики. Она установила дипломатические отношения с более чем со 130 государствами мира. [6. стр. 327-329] Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров. Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. [10. стр.145-175] Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на интеграцию экономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150 странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90% грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и морозильников, более 40% телевизоров. [18] 2. Принципы внешнеполитической доктрины РБ. Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику. В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического притяжения ЕС. Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией, уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе – все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого момента ее провозглашения. Преемственность такой внешнеполитической линии Президент Лукашенко, судя по его выступлениям, в целом намерен сохранить. В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Основными направлениями политики на международной арене являются: V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного независимого государства; V активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими, структурами и организациями; V способствование строительству новой мировой и европейской систем безопасности, свободных от «разделительных линий»; V участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве; V энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего системы ООН. Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку. В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах. К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43 странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6, Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9 отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ в г. Бонне. Кроме этого, 16 Чрезвычайных и Полномочных Послов Республики Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26 странах мира. [18] В обращении Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламенту говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действия белорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будут оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и реализации мирных инициатив.» [15] 3. Беларусь – Россия. Союзный договор. Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России. Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не до РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим геополитическим монстрам у республики нет. Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности, развитии транспорта. 21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России. Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и России от 25 декабря 1998 года. 26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства. В то же время белорусско-российское межгосударственное объединение базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересов белорусских и российских граждан. Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения между Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года, межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа 2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января 2001 года. Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки. В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов, насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его создания и функционирования является проведение согласованной социальной политики. Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего между российскими регионами и органами государственного управления Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов, направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово- экономических, научно-технических и культурных связей. В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администраций регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская, Мурманская и Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия). Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь – можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% от общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва, Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская, Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский край. В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствами двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный интерес. [18] В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениям новой динамики. «Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. Но к числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже при изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалось сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и принципы, на которых основывается Союз. Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении нашей страны в состав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельность Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров. Путь поглощения большим государством меньшего - исторический анахронизм, к которому нет смысла возвращаться. У российского руководства есть понимание позиции белорусской стороны и готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на основе принципа суверенного равенства», – заявил в своем ежегодном обращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15] Принятый на референдуме Конституционный акт станет документом высшей юридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органов Союзного государства. При этом Лукашенко говорит в своем обращении парламенту: «Я хочу честно сказать вам и народу, в руководстве России бытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о том, что она на сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутренним изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается и государственного строительства, и единой валюты будущего Союза. Многие считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако не учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в России думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые возникнут при этом, — и экономические и политические, и военно- стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы России и Беларуси могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-то краем в Российской Федерации. Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой, так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу. Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и российского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства. Часть российской политической и экономической элиты пытается ставить перспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российской неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение основной части национального богатства небольшой группой так называемых олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими слоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной рыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско- российской экономической интеграции. Разница в подходах к регулированию экономической жизни реально существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать. Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает действительности тезис о том, что разница экономических укладов препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг, объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому доказательство. Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться, ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты. Исключительно важную роль в формировании правовой основы единого экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства. Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример для понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской Федерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стану подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мы можем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерация готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегой Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он не подлежит публичному обсуждению.» [15] Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он отступлением от только что провозглашенных им же принципов устройства союзного государства? Вопрос пока остается без ответа. 4. Региональные приоритеты РБ. К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи алгоритмы их решения для небольшой страны. Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо: - Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание крупных белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства, - новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с модернизацией производственных технологий, - приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться. [20] Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |