реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Норма права. Понятие, структура, виды

(определение предписываемого поведения), необходимым атрибутом которых

является санкция[20].

Изложенное представление о структуре правовой нормы широко

распространено, но не является общепризнанным. В процессе развития теории

права сложились разные взгляды на структуру правовых норм[21].

Некоторые теоретики считают, что правовая норма состоит не из трех, а

из двух частей, или «элементов», которые называются по-разному: первая

часть нормы, обозначающая условия ее применения, именуется гипотезой или

диспозицией, вторая часть, определяющая само правило поведения, —

диспозицией или санкцией.

В обоснование этого взгляда ссылаются на то, что двухэлементную

структуру имеют многие статьи нормативных актов или, по крайней мере, их

содержание может быть легко преобразовано в суждение: «если — то». Такое

суждение (посылка — вывод) ориентировано на определение непосредственных,

ближайших правовых последствий юридически значимых обстоятельств дела

(юридических фактов и состояний). Наконец, мнение о таком строении правовых

норм восходит к трудам Н.М.Коркунова и других дореволюционных юристов.

Однако этот взгляд подвергался критике на том основании, что в

представлении о двухэлементном строении правовой нормы не отражено такое

специфическое качество права, как обеспечение каждой его нормы

государственным принуждением. Предположение некоторых авторов о так

называемой санкции ничтожности (ненаступление юридических последствий в

случае несоблюдения гипотезы) как о мере государственного принуждения к

соблюдению правовых норм не получило сколько-нибудь широкого признания в

правовой науке. Справедливо отмечалось также, что если предположение о

двухчленном строении правовых норм и соответствует структуре ряда статей

нормативных актов, то содержание многих других статей тех же актов такой

структуры не имеет, и потому названному предположению нельзя придавать

общетеоретический характер. Указывалось и на то, что отдельно взятая норма-

статья закона, имеющая два элемента, не может применяться без учета многих

других норм-статей закона (например, определяющих правоспособность или

компетенцию участников правоотношения и др.).

Попыткой преодолеть обозначенные недостатки стало изложенное выше

предположение о том, что правовая норма состоит из трех элементов (т.е.

составных частей) — гипотезы, диспозиции и санкции.

Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь

правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения

(гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). Формула «если — то —

иначе» является применением к каждой из правовых норм общего правила,

которое может быть выражено следующим образом: «Находясь на территории

государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать

законы этого государства; в противном случае государство применит к

нарушителю правовых норм меры принуждения». Конкретизация этого положения

применительно к отдельным нормам дает возможность определить, кто и при

каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее

реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от

нарушения.

В структуре правовой нормы выражены специфические качества права,

отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет

возможные, типичные и в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых

реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле

участников общественных отношений и рассчитаны на ситуации, когда возможен

выбор различных вариантов поведения, и определяют (в диспозиции) тот

вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле.

Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к

соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.

Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а

диспозиция — способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и

общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы

от нарушений.

Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности

правовых норм. Системность является существенным качеством права — правовые

нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как

диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других — как элементы

гипотез или санкций других норм; санкция одной нормы становится диспозицией

при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к

правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся

диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать

юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителей

транспортных средств, соблюдение правил дорожного движения является

обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение

обязанности — санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил; с

точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных

рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма

выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного

правонарушения, диспозицией — обязанность применить взыскание в

установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме;

способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена

незаконного и необоснованного постановления по делу об административном

правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц,

виновных в бездействии либо в неправильном применении закона.

С системностью права связана специализация правовых норм. Ряд отраслей

права определяет санкции и порядок их применения (уголовное и уголовно-

исполнительное право, уголовный и гражданский процесс), в пределах самих

отраслей права в особые институты выделены нормы, определяющие санкции за

правонарушения (институты имущественной ответственности в гражданском

праве, материальной и дисциплинарной ответственности — в трудовом праве и

др.). В результате целый комплекс норм нередко охраняется от нарушений

общей санкцией, неразрывно связанной с каждой из норм, составляющих

комплекс. С другой стороны, общий для ряда норм права характер имеют

некоторые положения об условиях их применения (определения субъектов права,

их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в

пространстве, по кругу лиц, определения правового режима различных видов

имущества и др.). Эти общие для ряда норм положения также входят в каждую

из них, что обнаруживается при логико-систематическом толковании текстов

нормативно-правовых актов.

Логическая структура правовой нормы имеет большое значение для

совершенствования практики применения правовых норм. Системность права,

неразрывная связь и согласованность правовых норм, «элементы» которых

содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона),

при решении любого юридического дела требуют тщательного изучения всех тех

положений законодательства, которые связаны с применяемым правоположением.

Громадным достоинством трехэлементной схемы как раз и является то, что она

побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу

нормативного материала во всем его объеме, к сопоставлению неразрывно

связанных между собой статей нормативных актов, к выделению и сопоставлению

«элементов», образующих одно правоположение, к определению условий

применения правовой нормы, ее содержания, последствий ее нарушения. Такой

ориентации не дает двухэлементная схема, отгораживающая «китайской стеной»

одну статью закона с ее «двумя элементами» от других статей, замыкающая

анализ юридических норм рамками анализа формулировок отдельных статей и

параграфов, подходящая к изучению права не с точки зрения системности,

взаимосвязи правовых предписаний, а с точки зрения их разрозненности,

разобщенности, бессвязности.

Логическая структура правовой нормы дала возможность решить ряд

теоретических проблем, неразрешимых с позиций «двухэлементной структуры».

Такова, как отмечено, проблема специфики права, состоящая в охране его

государственным принуждением. Признавая необходимость такой охраны, авторы,

не считающие санкцию необходимым элементом (или атрибутом) каждой правовой

нормы, допускают ряд противоречий («нормы без санкций обеспечиваются

государственным принуждением или санкциями других норм») либо

необоснованных суждений (таковы суждения о противоправности или

неправомерности отказа от использования субъективного права)[22].

Разобщая элементы одной нормы по разным статьям законов, критики

«трехэлементной структуры» не могли понять механизм действия и реализации

правовых запретов и приходили к диковинным выводам, что «уголовно-правовые

нормы вообще не нарушаются и не могут быть нарушены теми, к кому они

применяются, так как нарушение этих норм практически возможно только со

стороны суда, который обязан их применять»[23].

Как отмечено, логическая структура правовой нормы критиковалась по

основаниям, некоторые из которых заслуживают внимания. Во-первых, в

действующих нормативных актах трудно (если вообще возможно) найти статью,

которая соединила бы все три элемента правовой нормы, тогда как текстов,

построенных по формуле «если — то», в законодательстве предостаточно. Во-

вторых, в системно-логическом толковании права, в результате которого

конструируются все три элемента правовой нормы, надобность возникает при

решении юридических споров, при применении правовых норм или при подготовке

и принятии новых нормативных актов, но не при обычном для повседневного

обихода определении ближайших юридических результатов тех или иных

поступков и обстоятельств.

Не случайно в последние годы наметилось сближение поначалу

противоположных взглядов на структуру правовой нормы. Во-первых, сторонники

«трехэлементной структуры» правовой нормы ввели в категориальный аппарат

теории права понятие «нормативное предписание», под которым понимается

сформулированное в тексте нормативного акта логически завершенное

положение, направленное на регулирование определенного вида общественных

отношений[24]. Тем самым снимается то возражение против «трехэлементной

структуры» правовой нормы, что в ней как бы «растворяются» относительно

самостоятельные предписания права, способные регулировать поведение людей и

общественные отношения и потому обособленные в тексте нормативного акта.

Открывается также путь к углубленному анализу закономерностей связи текстов

нормативных актов с содержащимися в них правовыми предписаниями.

Во-вторых, теоретическое и практическое значение «трехэлементной

структуры» правовой нормы стало признаваться ее авторитетными критиками. В

результате понятие «норма права» исследуется в двух аспектах: 1) логическая

норма и 2) норма-предписание. Логическая норма — это та же «трехэлементная

структура» (гипотеза — диспозиция — санкция), рассматриваемая как способ

(закон) связи правовой системы на уровне ее первичных элементов[25].

С этих позиций логическая структура правовой нормы признается не

только одним из важных понятий общей теории права и соответственно

ориентиром доктринального толкования действующего законодательства

подготовки предложений о его совершенствовании, но и основой логического

толкования закона при его применении, т.е. при выявлении обстоятельств,

имеющих значение для решения дела, определении содержания прав и

обязанностей сторон правоотношения, а также санкций, обеспечивающих защиту

этих прав и исполнение соответствующих обязанностей.

5. Соотношение норм права и текстов нормативных актов.

Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные

акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые

нормы.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются

специфические признаки правовых норм (общий характер,

неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура

(каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться

государством от нарушения). Однако норма права не тождественна статье

закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы.

Это определяется рядом обстоятельств.

В одной статье нормативного акта (и даже в одном нормативном акте) не могут

быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая

норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой

материал по правилам законодательной техники группируется таким образом,

чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при

подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на

разделы, статьи, части статей; в кодексах — на главы, разделы или на общую

и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются

положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со

многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по

своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного

акта позволяет избежать повторений и длиннот[26]. Изложение одной правовой

нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции

органов, определяющих разные части правовой нормы[27]. В разных статьях

нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые

и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно

размещаются в разных статьях нормативных актов, и, наоборот, одна статья

может содержать части нескольких норм.

Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах,

параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера,

обладающих рядом признаков норм. Как отмечено, те из них, которые

представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения

положения, называются нормативными предписаниями. Некоторые нормативные

предписания по содержанию и логической структуре («если — то — иначе»)

близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и

других положений законодательства, в соединении с которыми они только и

могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по

форме: «если — то»; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме

грамматической[28].

Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания

выражаемых ими правовых норм; таковы управомочивающие, обязывающие,

запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) нередко вообще как бы

выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых

находятся охраняемые ими диспозиции, и формулируются как перечни деяний,

которые запрещено совершать (составы преступлений и других правонарушений),

и санкций, соответствующих качествам и тяжести этих деяний (уголовные

кодексы, кодексы об административных правонарушениях, положение о

материальной ответственности рабочих и служащих и др.). При помощи этих

санкций, как отмечено, охраняются обширные комплексы различных отраслей

права; таковы также положения Гражданского процессуального кодекса,

регулирующие исполнительное производство: как санкция они связаны с рядом

норм гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного

права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет

предписание о возмещении убытков. Существование в законодательстве правовых

предписаний, выражающих общие для многих норм санкции, облегчает

деятельность законодателя — при дальнейшем развитии права учитывается, что

новые нормы права (диспозиции) включаются в комплекс норм, уже охраняемый

определенной санкцией.

Важное место среди нормативных подписаний занимают обобщения условий

действия и применения правовых норм. Таковы содержащиеся в законах и других

нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых

статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их

реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме

различных имуществ и др. Нормативные предписания такого уровня в процессе

реализации права осуществляются через правовые нормы, регулирующие

поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в

системе средств правового воздействия. Особенное значение среди нормативных

предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод

граждан. Обычно они излагаются в конституциях или в специальных нормативно-

правовых актах (Декларация прав человека и гражданина, Билль о правах).

После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен в

международных документах[29], положения которых признаны обязательными в

Российской Федерации.

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине,

что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению,

нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание,

обращенность к общественному мнению. Так, для нашего уголовного

законодательства традиционны условные, как бы неправильные, формулировки:

«преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство,

разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и

т.д.) наказывается...», хотя на самом деле наказывается не преступление, а

преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В

законодательстве используются условные термины; например, «молодой

специалист» может оказаться по возрасту далеко не молодым работником,

осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на

некоторые льготы. В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления

должное описывается как сущее: «Неустранимые сомнения в виновности лица

толкуются в пользу обвиняемого»; «Депутату обеспечиваются условия для

беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей». В

тех же целях (для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости

закона) запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: «Никто не

может быть произвольно лишен жизни»; «Собственность не может использоваться

в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан».

Одним из наследии времен, когда законодательство было формой

пропаганды, является наличие в текстах законов идеологических и

политических сентенций, имеющих программный, но не юридический характер.

Стремление придать текстам законов непременно политическое звучание

приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так,

если в законах говорится об обжаловании в суд «незаконных действий»

должностных лиц и государственных органов (вариант: «действий, нарушающих

права и свободы граждан»), получается так, что суд может принимать жалобы

только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена

(зачем тогда вообще обращаться в суд?), а жалобы на законные действия

принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права

нарушенными. В другом нормативном акте определялся порядок возмещения

ущерба, причиненного гражданину «незаконными действиями органов следствия,

дознания, суда»; выходило, что ущерб, причиненный законными, но ошибочными

действиями этих органов, возмещению не подлежит.

Различие между нормами права и статьями законов и в том, что в тексте

нормативного акта могут содержаться не только нормативно-правовые

предписания, но и индивидуальные распоряжения, а также обоснования

нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы,

декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы, не

связанные непосредственно с механизмом правового регулирования. Право же

состоит из норм, выраженных через правовые предписания. Это различие

способно порождать противоречия между правом и текстом закона, которые

могут осложняться и обостряться в связи с тем, что в массовом сознании

исторически сложилось преобладание преимущественно моральных критериев и

норм, а также бытуют порой негативные оценки юридических категорий как

сугубо «формальных», а то и «бюрократических». Эти оценки и критерии могут

вести к тому, что при обращении к закону часть общественного правосознания

признает в нем «своими» и примет только те положения, которые не являются

собственно юридическими, а представляют собой описание в тексте закона

социальных ценностей, изложение программных положений, выражение

общественно-политических, нравственных, идеологических принципов и норм. На

практике это противоречие, если в структуре закона собственно юридические

предписания не обособлены от морально-политических и иных положений, может

вести к досадным недоразумениям и трагическим разочарованиям («в законе

сказано так, а суд решил как-то иначе»).

Существуют, наверное, еще и другие различия и противоречия между

законом и действующим правом. Если такие противоречия своевременно не

осознаются и не преодолеваются, авторитету закона причиняется ущерб: коль

скоро не все содержание вступившего в силу закона оказывается действующим

правом, он воспринимается как нечто декларативное, что-то обещающее, но на

практике ничего не дающее. Важной задачей правоведения является разработка

механизма перевода тех положений закона, которые носят самый общий,

абстрактный характер, в нормативные предписания, через которые эти

законоположения воплощаются в систему правовых норм, регулирующих поведение

членов общества.

С тревогой отмечалось, однако, что в правоведении обнаружились

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.