реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура эпохи средневековья

терракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-

охряной глазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются для

убранства зданий зеленые изразцы с рельефными бытовыми и военными сценами.

С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцы для

собора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.

Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI

в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли

две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики

персонажей и безупречной артистической техникой.

Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами,

восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и

западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII в. появляется

трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало

высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы

«Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение

золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными

элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной

просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном

кружеве до XX в.

В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием

церкви. В архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках

живописи – иконы. Также было сильно влияние византийских мотивов на

развитие Руси в это период. Лишь часть ремесел не подверженная этому

влиянию развивалась самостоятельно. Выход русского искусства из под влияния

церкви начался лишь в конце XVI – начале XVII вв., что дало мощный толчок

для развития.

7. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к

компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе

Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык

включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с

башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи

часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.

Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в

Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу,

был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей

застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало

появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в

распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты,

работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в

Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились

превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в

белом камне.

В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных

и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного

кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному

убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым

сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют

пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы

кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные

пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти

церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в

церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность

композиции.

В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается

живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных

связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно

кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.

В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII в.

определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.:

ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный

рисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой Петровым

храмовой иконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как

внимательный наставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная

орнаментация отразили воздействие декоративных тенденций народного

творчества.

В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое

время развивалась на домонгольской основе. Художественные мастерские были

сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их произведения имеют

церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв.

характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом.

Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено

литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько

выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой

выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не

установлено.

В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-

Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой

попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия.

Для не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны

белесые высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого.

Несколько позже тверской возникла московская школа, ранние памятники

которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.

В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается

фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по

стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи

2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены

выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на

Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на

Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского

монастыря.

Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные

Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной

патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой

выразительности, исключительной свободе композиции и письма не имеют себе

равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрески

угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетические идеалы,

отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и

оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и

святые предстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять

человеком и напоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики с

бегло положенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретают

особую звучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказывают

на зрителя непосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви Федора

Стратилата стилистически близки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно,

что в их исполнении участвовали русские мастера, учившиеся у греков.

Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более

свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в.

выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на

сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная

выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их

известную близость к работам Феофана Грека.

На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный

представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах

преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере

архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко

похожими по стилю на памятники более раннего периода.

Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских иконах –

специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева Пятница,

Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в народном сознании с

силами природы и были призваны охранять человека, его дом и хозяйство.

Иконография обнаруживает следы воздействия языческих пережитков, фольклора,

местных исторических событий, быта. Необычайная активность и известный

демократизм общественной жизни Новгорода способствовали сложению в местной

живописи особого идеала человека – решительного, энергичного, сильного.

Новгородским иконам свойственны уверенный жестковатый рисунок,

симметрические композиции, яркие холодные тона.

С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы.

Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный.

В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немного

увеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкой

выразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение

для последующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном

в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших,

однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил

Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в

традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и

мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих

за собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством

умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского

чина – чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего

Христа полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким

даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния

человека. В его работах не смену внутреннему смятению аскетической

отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила

осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной

московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального

характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-

Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки

разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного

единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной

беседе, образуют круг – символ вечности, а плавные, гармоничные линии

навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко

согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой,

внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом

находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого

гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность

Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период

образования русского централизованного государства во главе с Москвой,

возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к

художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок

и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными

фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его

образы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и

Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены

особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций

с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и

художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в.

московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города

Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы

в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев.

Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их

общему образцу.

В XVI в. укрепление государства и церкви сопровождалось теоретической

разработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о роли

искусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов.

Искусство под воздействием начетнической богословской литературы становится

надуманно сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные умозрительные

аллегории и символы нередко затемняют содержание и перегружают композицию.

Письмо мельчает, стиль теряет монументальность и ясность. Несохранившаяся

роспись Золотой палаты московского Кремля, исполненная на основе «Сказания

о князьях Владимирских», наглядно иллюстрировала идею преемственности

власти московских самодержцев. Написанная по случаю взятия Казани икона-

картина «Церковь воинствующая», представляющая апофеоз Ивана Грозного,

наполнена аллегориями и историческими параллелями. В такого рода

произведениях политические, светские тенденции становились преобладающими.

Еще сильнее эти тенденции выступали в миниатюре ряда рукописных книг.

Крупнейшие книгописные мастерские находились в Новгороде, Москве и Троице-

Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод» содержит около 16 тысяч

миниатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни бытовыми

деталями выполнены в графической манере и подцвечены акварелью. В них

появляются многоплановые построения пространства, реальный пейзаж.

Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило начало

русской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение,

независимое от иконной и миниатюрной живописи.

На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи,

условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и

«строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и

монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для

мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании

псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на

полях. Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное

письмо, сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних

молелен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько

изнеженная красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах,

фон со сложным фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этой

школы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев Прокопия

Чирина, семьи Савиных и др.

Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства,

но к 1640-м годам художественное творчество заметно оживилось. Расширился

социальный контингент заказчиков. Наряду с царским двором, духовенством и

боярами усиленное строительство и украшение каменных церквей и палат вели

купцы и разбогатевшие посадские люди. Растет число художников, порой

недостаточно профессионально подготовленных, что снижает общий уровень

мастерства. Но среди выходцев из городских низов и государственных крестьян

было немало людей с ярким дарованием, создавших росписи, иконы, миниатюры

поражающие свежестью мировосприятия, свободой и разнообразием толкования

сюжетов, смелостью технических приемов. Искусство демократизируется,

становится более понятным и доступным, приближается к народному

мироощущению. Известно много имен мастеров XVII в. – московских,

ярославских, костромских, нижегородских, чаще всего работающих большими

артелями: одни мастера намечали композиции на стенах церкви, другие писали

лица, третьи – одежду и драпировки, четвертые архитектуру и ландшафты,

пятые – орнаменты и т. д. Коллективное творчество вырабатывало четко

выраженное единообразие. В иконописи 1-й половины XVII в. прослеживаются

традиции строгановской школы. Автор иконы «Алексий, митрополит московский»

любовно расцвечивает и пышную ризу святого, и затейливые облака фона, и

расстилающийся внизу пейзаж. В иконах, рассчитанных на восприятие издали,

формы крупнее, линия энергичнее, силуэт выразительнее, колорит проще и

глуше. Монументальная живопись развивается под заметным влиянием иконописи

и западноевропейской гравюры. Умножаются сюжеты, сведенные к занимательному

рассказу с бытовыми деталями, масштабы фигур уменьшаются, рисунок теряет

былую лаконичную выразительность, индивидуальные образы вытесняются без

конца повторяющимися типами.

В середине XVII в. центром художественной живописи становится Оружейная

палата Московского Кремля, сильно влиявшая на русское искусство в целом. Ее

живописцы были мастерами широчайшего диапазона: они выполняли стенные

росписи, иконы и миниатюры, раскрашивали мебель и домашнюю утварь, писали

царские портреты, оформляли церковные и светские праздники и т. д. И хотя

частая смена занятий вырабатывала у мастеров шаблонные приемы, Оружейная

палата поддерживала искусство на очень высоком профессиональном уровне.

Здесь возникли первые в истории русского искусства специальные трактаты о

живописи, написанные Иосифом Владимировым и Симоном Ушаковым, ставившие

проблему жизненного правдоподобия иконных изображений. В живописи Ушаков

главное внимание уделял светотеневой лепке формы, достигая мягкости

переходов, объемности изображения, настойчиво добиваясь впечатления их

реальности.

В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До

середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, и их

работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших в России

иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи,

точно фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры, хотя трактовка

одежд остается плоскостной, а изображение в целом – застыло-неподвиж-ным.

Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших также в

Москве, Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде, Троице-

Сергиевой лавре и других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией,

интересом окружающей действительности. Мастера умели придать

занимательность и декоративность многофигурным, полным динамики

многоцветным росписям, покрывающим стены и своды храмов живописным ковром.

Ряд сцен слагается в повествовательные циклы со множеством тонко

подмеченных бытовых деталей и с мотивами реальных пейзажей. Эти росписи,

так же как иконы в ярославской церкви Ильи Пророка и несколько превосходных

икон Семена Колмогородца, пронизаны оптимистическим мироощущением людей,

еще робко, но радостно открывающих красоту земной жизни.

Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное,

стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто

за счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их

бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету и

к изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство к

переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако,

без решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в

культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.

Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского

средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к

пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в

народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа

было особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действенным

проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в

народном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-

эстетическим началом.

Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные

произведения в металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых

вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная

фигура царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами».

Встречается и скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие

памятные кресты с рельефами. Как правило, деревянная скульптура была

полихромной. Локальная роспись темперными красками сближала ее с иконой.

Эта близость усугублялась тем, что рельефы не выступали за плоскость

обрамляющей изображение нетронутой кромки доски, а уплощенные фигуры,

рассчитанные на строго фронтальное восприятие, помещались в киотах с

цветным фоном, плотность цвета и весомость объема, подкрепляя друг друга,

создают особую интенсивность декоративного звучания скульптуры. Фигуры,

развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощь округлого блока

дерева. Неглубокие геометризованные порезки, обозначающие одежды и доспехи,

подчеркивают монументальность объема и непроницаемую твердость массы, по

контрасту с которой тонко моделированные черты лица приобретают повышенную

одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь, сконцентрированную в

величественных, застывших фигурах. Как и в живописи, в скульптуре

возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутых

композиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишенной

индивидуальных черт.

В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же

эволюцию, что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статических

фигур к большей повествовательности и свободе в передаче движения. Не

связанные непосредственно с византийской традицией, скульптура была

свободнее в воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты и

силы. В отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций.

Эти традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по их

искоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIX

вв.

8. БЫТ

Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым

консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе.

Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не меняла облик, сохраняла

свои конструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том,

что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание в тех

природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То

же можно сказать о многих приспособлениях, предметах домашнего обихода

наших предков.

Подавляющее большинство жилищ той поры — полуземляночные и наземные

(срубные, стоявшие на земле) избы Полы в них — земляные или деревянные.

Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае

саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей;

горницу с «красными» окнами, которые пропускали много света, — светлицей.

Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус — терем.

Естественно, размеры избы, резьба на нем и проч зависели от положения

хозяина — бедняка или богатея.

Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из не скольких срубов, с

переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Такие постройки,

прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или меньшего

размера. Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, деревянные

столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых те же предметы, еще табуретки,

покрытые красивой резьбой, живописью; на них — подушки, валики; к ногам

ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в

печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные

свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на

столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или

светильники с растительным маслом.

Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и

драгоценными каменьями; бедняки — в простых рубашках с поясом, коротких

одеждах — из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило

медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта,

новгородского епископа); его обувь — лапти из лыка. У богатых — шубы из

дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а

также кортели, летники, телогреи — для женщин; все это - из иноземных

атласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями,

жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном

завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни

немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».

Митрополит Даниил (первая половина XVI в.) укоряет молодых вельмож,

которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красят

щеки и губы, как женщины, и тем нарушают обычаи русской старины. То же — с

одеждой и обувью, чересчур, на его взгляд, роскошными и к тому же

неудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится

«великую нужду терпети»). Под одежду они подкладывают деревяшки, чтобы

казаться выше ростом. А женщины сверх меры белят и красят лицо, «чернят

глаза»; брови выщипывают или наклеивают другие, «выспрь (вверх.—Авт.)

возводяще»; голове под убрусом придают (расположив соответствующим образом

волосы) круглую форму.

Посуда бедняков - из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва - лоток, чум

- ковш, кош - корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчага -

большой сосуд); кое-что, но немногое - из железа и меди (котлы для варки

еды, кипячения воды). У богатых — те же предметы, но больше —

металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же

разнообразнее (кроме названных, — кубки, братины, чарки, солонки,

достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития — турьи рога

в серебре).

Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые — из пшеницы.

Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей

— капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо

больше было на столах богачей; у бедняков — рыба. Употреблялись молочные

продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.

Дома изготовляли напитки — хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на

заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.

Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что

названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это —

журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских

упоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о

«многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых людей, «хитрости»

(мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковали

вина «заморские».

Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных праздников,

поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и на

пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и плясуны.

Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников, обличавших

«веселие многое» со «смехотвор-цами», «празднословцами» и

«сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище

(зрелище. — Авт.), играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей

появляются «скомрахи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа

себе и дети, и жену, и вся сущая в дому, паче потопа оного».

Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть на

подобные «позорный игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточение

вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя,

как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елеазарова

монастыря, в послании к псковским властям во главе с наместником (1501)

призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий

праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь

град взмятется и взбесится... Стучат бубны и глас сопе-лий и гудут струны;

женам же и девам плескание и плясание»; поют «всескверные песни».

Осуждают они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи. «Кый

же ли — обращается к нему митрополит Даниил, — прибыток ти есть над птицами

дни изну-ряти? Каа же ти нужа есть псов множество имети?» Все эти «утешения

суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного — церковных

обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжал ходить

на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозный любил

скоморохов — «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу;

сам участвовал в «игрищах» - плясках на пирах, одевал вместе с другими

«машкеру».

В XVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые —

пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль;

колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки

(тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома,

хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи игрой в

шашки и шахматы.

9. Список использованной литературы

1. Сахаров А.М. «История России с древнейших времён до конца XVII века».

2. Ильина Т.В. «История искусств».

3. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия.

4. Грибушина Н. Г. «История мировой художественной культуры»

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.