реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей

правильного понимания характера движений. Для дошкольного возраста

упражнения, выполненные с музыкальным сопровожденем, являются основными,

базовыми при овладевании двигательной культурой, так как они способствуют

формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и

музыкальности, координации движений.

По исследованиям Мануйловой Т.П. дети даже в раннем возрасте стремятся

ритмично двигаться под музыку. Это связано с естественной потребностью

детей в движениях. Любые движения малыши выполняют непринужденно, если они

сочетаются с музыкой и элементами игр. Ритмическая гимнастика вызывает у

детей радостные чувства, способствует эстетическому воспитанию. Как

показывает практика, ритмическая гимнастика доступна даже детям 3-4 лет, а

дети 5-6 лет способны четко, красиво, естественно, качественно выполнять

упражнения, меняя характер движений в соответствии с темпом и ритмом

музыки.

1.3.Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном

учреждении. Музыкальное сопровождение

В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных

форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий

ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и

зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу организма от

сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий

ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения,

поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако

следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме,

быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений.

Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать

таким образом :

. упражнения для рук и плечевого пояса

. упражнения для мышц шеи и туловища

. упражнения для ног и мышц всего тела

С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для

дошкольников следует включать знакомые им упражнения: бег, прыжки,

различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями,

приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные

движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный

спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике

выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на

животе, спине, боку, в различных упорах.

В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика

проводится в различных вариантах:

1. В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера

(комплекс ритмической гимнастики предлагается детям старшего

дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).

2. В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных

занятий (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном

возрасте, продолжается 10-30 минут).

3. При проведении утренней гигиенеческой гимнастики, что усиливает

ее оздоровительный и эмоциональный эффект.

4. В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках

(элементы).

Проводят ритмическую гимнастику в зале, в котором предварительно

делаются влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при

открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего

воздуха. Одежда детей — облегченная, на ногах матерчатые тапочки или

махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались.

Воспитатель одет в спортивную форму - так удобнее показывать упражнения,

особенно из исходных положений сидя и лежа.

Каждый комплекс ритмической гимнастики используется в течение 2—3

месяцев. Упражнения следует разучивать во время утренней гимнастики, на

физкультурных занятиях, отдельные элементы — на музыкальных занятиях,

прогулках, во время подвижных игр («Делай, как я», «Зеркало»).

Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части: вводную,

основную и заключительную. Вводную часть составляют упражнения,

непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это движения

динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы ритмической

гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега.

Таких вариантов может быть не более четырех. Затем следуют общеразвивающие

упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики — тренировка крупных

мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и

ритмично выполнять упражнения под музыку.

В начале основной части следует серия упражнений разминочного

характера: поднимание рук вверх, в стороны; упражнения для мышц шеи:

различные наклоны головы, сопровождающиеся пружинистым приседанием или

ходьбой на месте без отрыва носков ног от пола. Некоторые упражнения могут

иметь несколько вариантов, в которых движения постепенно усложняются.

Выполняются эти упражнения из одного и того же исходного положения.

Следующая серия упражнений — нагрузочная. Здесь предлагаются упражнения

интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады,

приседания. Например, упражнения “Шмель” (рис. 1), “Бабочка”, “Журавлик”

(рис. 2) и т. д. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. При

выполнении детьми упражнений особое внимание обращается на осанку.

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Затем следует партерная серия упражнений из исходных положений сидя и

лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости

позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног.

Здесь можно применить такие упражнения как “Неваляшка” (рис. 3), “Ветерок”

(рис. 5), “Люлька” (рис. 6), “Лягушка” (рис. 7), “Корзиночка”

( рис. 4 ) и т. д.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они

требуют наибольшей затраты энергии.

Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она

проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим.

Можно использовать различные виды бега и прыжков, приведенные в разделе

“Музыкально-ритмические движения” “Программы воспитания и обучения в

детском саду” и программе “Пралеска”. Особое внимание воспитателю следует

обращать на дыхание детей. Завершается ритмическая гимнастика упражнениями

на расслабление, цель которых — обеспечить максимальный отдых детей в

короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных

положений стоя, сидя и лежа. Кроме того, используются такие упражнения, как

потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и

ногами из исходных положений лежа на спине, на животе, стоя на коленях и

т. д. Все движения выполняются медленно, как бы нехотя, иногда с закрытыми

глазами.

Фантазия и творчество воспитателей при составлении комплексов не

ограничивается. Желательно упражнениям давать свое название. Это помогает

детям правильно осмыслить характер их выполнения. Кроме того, комплексы

можно связать единым содержанием или связать с сезонами года («Кошкин дом»,

«В осеннем парке», «На катке» и др.). С учетом индивидуальных способностей

детей группы, условий детского сада в комплексы можно вносить различные

изменения. В нарастании нагрузки важно соблюдать постепенность.

Для определения уровня физической подготовки занимающихся можно

провести тестирование, и на основе этого составить 3 комплекса ритмической

гимнастики для детей с хорошим, средним и удовлетворительным физическим

развитием. Один комплекс можно выполнять в течение 2-3 месяцев, некоторые

упражнения по мере их усвоения могут видоизмениться, усложниться. Некоторые

комплексы могут быть использованы при проведении спортивных праздников и

развлечений, дней здоровья, праздничных утренников и др.

Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает

качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка,

сопровождающая ритмическую гимнастику, должна положительно влиять на

эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха,

музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого

упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка.

Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскоывался

педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении

музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает

”…между музыкой и движением при одновремменном их исполнении

устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и тоже

поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие

ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное

содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия реденком музыки,

когда он движется, и движений, которыми он стремиься выразить ее

содержание.” Музыка должна положительно влиять на эмоциональное состояние

детей, развитие координации движений, слух, музыкальную память. Она, как

известно, сама по себе поднимает настроение и даже способна оказывать

целебное воздействие. Музыка задает ритм. Образно говоря, ритмическая

гимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей.

Для того, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, следует

руководствоваться требованиями: небольшое и простое произведение должно

обладать художественными достоинствами, развивающими как слуховое

восприятие, так и художественно-музыкальный вкус. Следует обратить

внимание на зодержание музыкального произведения – ту идею, мысль или

чувство, которое композитор передает звуками музыки.

Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные

музыкальные произведения. Естественно, что их исполнение должно быть

грамотным. Ведь элементы музыки – это не только ритм, но и темп, метр

динамика, характер звукопроизношения. Эти элементы определяют

выразительность содержания музыкального, они же являются и средствами

выразительности музыкально-ритмических движений.

В практике иногда встречается бездумное импровизирование маршеобразной

и танцевальной музыки, к которой дети, к сожалению, привыкают из-за ее

ритмичности и кажущегося удобства для ходьбы, бега, исполнения плясок. На

самом же деле, воспринимается лишь отдельный ритм, а не ритм музыки, как

результат определенного, организованного распределение звуков, состоящих в

тесной связи с характером и свойствами этих звуков. Искаженное исполнение

музыки особенно вредно для маленьких исполнителей, т. к. именно в этом

возрасте происходит знакомство ребенка с миром музыкального искусства.

Музыка как вид искусства всегда содержательна, поэтому движения под музыку

становятся осмысленны, эмоционально окрашены.

Составляя музыкальную фонограмму для комплекса необходимо заботиться о

стилевом единстве и общности содержания музыки. Ни в каком ллучае не

следует смешивать в одном комплексе музыку различных направлений. Вообще

при подборе музыкальной композиции для занятий нужно учитывать многие

стороны: возраст детей, физическую подготовленность, тематику, образность,

выразительность занятия, воспитательный момент, характер каждого

упражнения, уровень подготовленности детей. Можно использовать музыку из

любимых мультфильмов, некоторые народные произведения, отдельные части

эстрадных песен, понятных детям, а также произведения. Рекомендуемые

“Программой воспитания и обучения в детском саду”, программой “Пралеска ”

и др. программами.

Особое внимание следует обратить на народную музыку. Она обладает

исключительным богатством жанров, художественных оброзов, выразительных

средств. Здесь есть и медленные мелодии, плавные мелодии, танцевальные

мелодии средних темпов, зажигательные плясовые мелодии. Народная музыка

создает необходимый эмоциональный подъем у занимающихся и имеет большое

воспитательное значение.

Значительное место в музыкальных фонограммах, сопровождающих занятие по

ритмической гимнастике, отводится эстрадной музыке. Такая музыка типично

танцевальная, развлекательная, для нее характерен четкий пульсирующий ритм

и широкое использование электронных эффектов и синтезаторов. Музыка этого

направления можно для занятия ритмической гимнастикой. Слушая музыку, дети

могут восстановить в памяти последовательность движений в соответствии с

формой музыкального произведения, т. е. фразами, предложениями, периодами,

частями.

В подготовительной части задается темп, под который можно выполнять

движения с короткой амплитудой. Причем мелодии имеют чёткий отсчет на 2

или 4 четверти. В основной части занятия музыка используется умеренных или

медленных темпов, причем не только на 2, но и 4 четверти. На прыжковой и

беговой сирии упражнений темп аккомпонемента убыстряется. Этот момент

является кульминационным на занятии, что необходимо подчеркнуть и музыкой –

выбрать для него самые интересные, занимательные мелодии. В заключительной

части, в которой упражнения направлены преимущественно на расслабление

мышц, либо на чередования напряжения с расслаблением и выполняются лежа или

сидя музыка должна быть плавной, выразительной.

Но задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать нагрузку,

а затем привести его в норму. Важно, чтобы занимающиеся ушли из зала в

приподнятом настроении. Этому во многом будет способствовать музыка,

звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой,

жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической

гимнастикой одним и тем же, непременно веселым и интепесным музыкалтным

произведением.

Подбирая музыку по темпу, можно руководствоваться следующей справкой:

- Медленный темп - 40-60 движений в минуту (дыхательные упражнения,

упражнения на расслабление).

- Умеренный темп - 70 движений в минуту (ходьба, взмахи руками, махи

ногами).

- Средний темп – 80-90 движений в минуту (большинство танцевальных

движений).

- Быстрый темп – 100-15- движений в минуту (махи, бег)

- Очень быстрый темп – 160 и более движений в минуту (бег, быстрые

танцы).

Выводы по 1 главе

Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство

разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка,

которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только

благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую,

дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение,

повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает сомочувствие.

А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко

применяется в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на

гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, на

способствует более качественному исполнению движения, четкости,

правильности, пластичности, выразительности.

Г л а в а 2. Определение координации движений у детей старшего

дошкольного возраста

1. Развитие координации у детей дошкольного возраста

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела.

Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие,

которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения

туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к

телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению

друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения совпадают по

направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными

— выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков

поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые

руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты

вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая

отведена в сторону).

Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на

спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки

на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);

последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с

отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения

прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как

бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они

одновременные и однонаправленные; более трудны дошкольникам поочередные

движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста

разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в

упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме

того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются

руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения,

объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух

звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и

более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить

туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец,

полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения

частей тела (например, правая рука в сторону-вверх, в сторону-вниз; то же

выполняет левая рука; или; правая — в сторону, левая — в сторону, правая —

вверх, левая—вверх и т.п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение

темпа — необходимые условия для развития координации. Координация движений

невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым

компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях

пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь

одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время

упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.

Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в

сочетании со второй дает наилучшие результаты.

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение

положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На

втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но

все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем

этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим

людям. Появляются представления о направлении движения по словесному

описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных

ориентировок целесообразно давать следующую последовательность

общеразвивающих упражнений.

1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном

поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук

вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в

стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо

одном направлении).

3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным

предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в

стороны к окну, к двери, затем направо, палево).

6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например,

стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к

точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например,

развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую

ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону;

затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем

пространственными. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на

развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном

темпе и ритме. С целью развития временных ориентировок упражнения

целесообразно давать в следующем порядке:

1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При

этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме,

акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сто-ро-ну»; «прямо» и

т.д.).

2. Упражнения в сопровождении музыки.

3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счет с четким

ритмическим рисунком («раз — руки в стороны», «два — вниз») или такие

движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три —

присели», «четыре — выпрямились»).

4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается

для начала упражнения.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием

координационных способностей, пространственных и временных ориентировок,

так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную

деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих

упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию,

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.