реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста

зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в

подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни,

сформировать важнейшие ценности.

Чтобы разгадывать сказочные уроки взрослым не обязательно все знать

заранее. «Разгадывание», «расшифровка» – это живой творческий процесс,

совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно

сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной движущей

силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как процесс

образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной

жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

2.5. Пути использования сказкотерапии

Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова:

терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и

(или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но сказка может быть

использована и для того, чтобы:

1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;

2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с

ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен

скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки

их сближает;

3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не

выдаёт свои положения за что – то более серьёзное, чем символы, метафоры и

аналогии;

4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом

терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции,

архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на

инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и

действиях), первого впечатления;

5) сказка несёт свободу;

6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит

трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в

сильного, значимого и во многом самодостаточного.

2.6. Сказкотерапия как воспитательная система

органичная внутренней природе человека

В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посещает

специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение

сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех знаний,

которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире

и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиями и

поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в

реальность.

Сказкотерапия – это и процесс объективизации проблемных ситуации.

Сказкотерапия – процесс активизации потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс всестороннего образования и воспитания.

Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.

Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В

этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира

вокруг.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной

обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто

нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется

чувство защищенности и аромат тайны…

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе.

Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из

выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый

этап ознаменовал начало определенного процесса.

Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало

затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного),

творчества продолжается по сей день.

Второй этап – собрание и исследование мифов и сказок. Исследование

мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю.

Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.

Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной

педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в

которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические

подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики,

коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием

сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию

воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии,

педагогики и философии разных культур – все это приобретает сказочную форму

и форму метафор.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5

видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

1) художественные

2) дидактические

3) медитативные

4) психотерапевтические

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с

актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия,

рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и

др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия

сказки и выделяет два вида:

1) фольклорные

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить

художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические,

психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова,

А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка) по

мнению И.В.Вачкова призвана раскрыть перед ребёнком глубины его

собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути

становления его личности.

2.7. Основные типы сказок и жанры сказкотерапии

Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления

человеком явлений окружающего мира. В рамках сказкотерапии через сказку

осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены

духовного поиска и многое другое.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы

многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и

дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже

медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются

мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а

процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом

«оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых

сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем

народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что

является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного

материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный

образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность

определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные

задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на

поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение»

неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение

ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет

ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное

поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто

читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть

наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл

происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны.

Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в

свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают

там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в

область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка

помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые

положительные стороны души.

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного

образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе

лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное

назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных

«идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.

Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие

конфликта и злых героев.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи,

басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и

современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что

описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая

каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной

жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он

сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу

хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-

либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам

жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной

моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В

сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого

жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от

Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным

сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или

нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их

помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а

также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических

событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут

использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не

только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных

перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле

многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря

мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому

использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и

для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его

устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так

называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень

много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают

общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во

многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если

мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком

будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах,

он в определенном смысле программирует себя.

Принципы работы со сказками:

|Принцип |Основной акцент |Комментарий |

|Осознанность |Осознание |Задача: показать |

| |причинно-следственных |воспитанникам, что одно |

| |связей в развитии сюжета; |событие плавно вытекает из |

| |понимание роли каждого |другого, даже не смотря на |

| |персонажа в развивающихся |то, что на первы1й взгляд |

| |событиях. |незаметно. Важно понять |

| | |место, закономерность |

| | |появления и назначения |

| | |каждого персонажа сказки. |

|Множественность|Понимание того, что одно и |Задача: показать одну и ту |

| |тоже событие, ситуация |же сказочную ситуацию с |

| |могут иметь несколько |нескольких сторон. |

| |значений и смыслов. | |

|Связь с |Осознание того, что каждая |Задача: кропотливо и |

|реальностью |сказочная ситуация |терпеливо прорабатывать |

| |разворачивает перед нами |сказочные ситуации с позиции|

| |некий жизненный урок. |того, как сказочный урок |

| | |будет нами использован в |

| | |реальной жизни, в каких |

| | |конкретно ситуациях. |

2.8. Структура коррекционно - развивающего

сказкотерапевтического занятия

|Этап |Назначение |Содержание |

|1.Ритуал |Создать настрой на |Коллективные упражнения. |

|«входа» в |совместную работу, |Например, взявшись за руки в |

|сказку |«войти в сказку» |кругу, все смотрят на свечу или |

| | |передают друг другу мячик; или |

| | |совершается иное «сплачивающее» |

| | |действие. |

|2. Повторение |Вспомнить то, что |Ведущий задает детям вопрос о |

| |делали в прошлый раз и |том, что они помнят, |

| |какие выводы для себя |использовали ли они новый опыт. |

| |сделали, какой опыт | |

| |приобрели, чему | |

| |научились. | |

|3. Расширение |Расширить представления|Ведущий рассказывает или |

| |ребенка о чем-либо. |показывает детям новую сказку. |

| | |Предлагает детям попробовать, |

| | |помочь какому-либо существу из |

| | |сказки. |

|4. Закрепление|Приобретение нового |Ведущий проводит игры, |

| |опыта, проявление новых|позволяющие детям приобрести |

| |качеств личности |новый опыт; совершаются |

| |ребенка. |символические путешествия, |

| | |превращения. |

|5. Интеграция |Связать новый опыт с |Ведущий обсуждает и анализирует |

| |реальной жизнью. |вместе с детьми в каких |

| | |ситуациях из жизни они могут |

| | |использовать тот опыт, что |

| | |приобрели. |

|6. |Обобщить приобретенный |Ведущий подводит итог занятия. |

|Резюмиро-вание|опыт, связать его с уже|Четко проговаривает |

| |имеющимся. |последовательность |

| | |происходившего на занятии, |

| | |отмечает отдельных детей за их |

| | |заслуги, подчеркивает значимость|

| | |приобретенного опыта. |

|7.Ритуал |Закрепить новый опыт, |Повторение ритуала «входа» в |

|«выхода» из |подготовить ребенка к |занятие с дополнением. |

|сказки |взаимодействию в | |

| |привычной среде. | |

2.9. Драматизация сказок. Творчество в двигательной деятельности детей.

Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём

драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно

обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека.

Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём

воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким

образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно

естественным является использование драматизации сказок в психологических

целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для

того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей

используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и

песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими.

Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка

может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных

состояний. Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия

спектаклей, происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых

умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной

выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного

выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея

ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии

творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте

творчества, а в самом процессе.

Драматизация сказок с куклами.

Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность

создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим

людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда,

стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие

результаты:

- развивается речь детей;

- развивается эмоциональная и моторная адекватность;

- развиваются коммуникативные навыки;

- развивается пространственная ориентация;

- укрепляется союз с родителями.

«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие

немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает

оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это

помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая

кукловождение.

Работа с куклой позволяет:

1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;

2) нести ответственность за управление куклой;

3) проявлять через куклу те эмоции, чувства , состояния, движения, которые

в обычной жизни по каким –либо причинам человек не может или не позволяет

себе проявлять;

4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и

изменением состояния куклы;

5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям,

чувствам, состояниям;

6) развивать произвольное внимание;

7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды

деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и

постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках

занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас»

, без домашних заготовок. Их источником является интуитивное

прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и

конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического

воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать

ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс

СОТВОРЧЕСТВА.

Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её

умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных

проблем.

Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое

ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу человек символически

получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас

играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной

роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом.

Психологи такое явление называют «соответствие образу» . Нечёткое

соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь

приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в

неожиданных ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии.

Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник

и волшебник – Андрей Владимирович Гнездилов.

Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную

силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в

жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.

Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то что

тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для

диагностики, но и коррекционной работы.

Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок,

мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для

перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается

продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с

кем он дружит и пр. Задача ведущего – собрать как можно больше проективной

информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом

выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния,

ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной

стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.