реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние игротренинга на двигательную активность детей старшего дошкольного возраста

реальности – метод отучения «сбегания» от реальности в свои страхи,

неврозы.

Чем выше тревожность человека по отношению к реальности, чем чаще он

стремиться избегать конфликтов с нею, тем больше его зона фантазий и тем

менее адаптивен становится он по отношению к реальности. Гештальттерапия –

это процесс, приводящий ощущение внешнего и внутреннего мира в

соответствие и избавляющий от невроза.

Основным положением гештальтпсихологии, из которого она исходит,

является понятие целостности. Целое – это качественно новое образование,

определяемое взаимодействием и взаимозависимостью составляющих его частей.

Понятие организма как целого разрабатывается в гештальтпсихологии, исходя

из его неповторимости, уникальности взаимодействия его частей между собой

и его со средой. На практике этот принцип реализуется в том, что терапевт

работает одновременно и с вербальным материалом и с телесными

проявлениями. Обсуждая предъявляемую клиентом проблему, терапевт следит за

его телом. Телесные проявления являются сообщением о событиях,

неосознаваемых самим клиентом. Клиенту предлагается «говорить» от имени

частей своего тела, манипулировать ими или сделать попытку объяснить их.

Это способствует целостному осознанию себя клиентом. В процессе терапии

выявленные части личности интегрируются, приводя её к целостности.

Принцип целостности проявляется также и в том, что взаимодействия со

средой (с группой) конкретной личности определяются структурой самой

личности и представляют собой единую систему.

В ходе терапии терапевт поддерживает сознание человеком потока

переживаний, усиливает и сохраняет их непрерывность.

Погружаясь в мир клиента и находясь рядом, он помогает осуществить

поиск психологических ресурсов, опираясь на которые, личность

интегрируется. Процесс сознавания организуется так, чтобы воздействовать

на все проявления личности: чувства, телесные ощущения, поведение, мысли.

Использование некоторых приёмов, методов гештальттерапии в работе с

дошкольниками, на мой взгляд, позволит добиться гармоничного, целостного

развития личности, и адаптировать дошкольников к внешней и внутренней

среде. Кроме того, процесс гештальттерапии предполагает изменение в

структуре личности самого педагога, психолога. Познавая внутренний мир

детей, структурируются и по – новому осознаются проявления своего

собственного внутреннего мира, своё состояние.

1.10. Сказкотерапия

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим

методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст

в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.

Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о

духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому

сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе

человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям,

причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый

сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

1. Научиться тому, как учить;

1. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что

интересно, а не то, что необходимо;

1. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней

дисгармонии и для кого хаос – это способ адаптации;

1. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и

сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует

духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку

веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории,

легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро,

ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу.

Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И

постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно

обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново

открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром,

создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

1.11. Игротерапия

К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться

литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и

исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру

универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных

положений русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку

накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о

жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра

обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический простор», «психическую

свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, дремлющие

в глубине души потенциалы.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством

игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное

таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование

собственного настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребёнком

проживания и осмысления какой – либо жизненно важной ситуации, поданной в

игровой форме.

Основной призрак сказочной игротерапии – инструкция к игре в форме

сказки или притчи. Инструкция в сказочной форме создаёт условия для более

глубокого проживания ребёнком всего хода игры.

Выделяют два способа превращения обычной игротерапии в сказочную: 1)

«переписывание» существующей инструкции к игре в форме сказки или притчи;

2) игра придумывается к сказке. В зависимости от целей работы и

проблем воспитанника, подбираются сказки и на основе их сюжета

придумываются игры.

Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол,

поможет детям осознать причины своего деструктивного поведения и понять

свои сильные и слабые стороны.

1.12. Песочная терапия

Игра с песком как консультативная методика была описана английским

педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно

поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и

обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в

наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт,

познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает

энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает

самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным

средством для развития и саморазвития человека.

Для организации песочной терапии необходимо следующее оборудование:

водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок, коллекция

миниатюрных фигурок.

Песочная терапия рассматривается в контексте сказкотерапии, во –

первых, как среда для создания сказок и мифов. В песочнице происходит

таинство мифотворчества и сказкотворчества. Во – вторых, песочница

рассматривается как посредник в установлении контакта с клиентом. В –

третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребёнок чувствует

себя настоящим волшебником. В – четвёртых, игры в песочнице позволяют

преодолеть комплекс «плохого художника». В – пятых, игра в песочнице не

имеет методических ограничений, только общечеловеческие. В – шестых,

песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. В –

седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ролью волшебника,

позволяет не только перенести в песочницу своё эмоциональное состояние, но

и найти созидательные пути его изменения.

Итак, говоря о сказкотерапевтической песочной терапии, с одной стороны мы

имеем прекрасную развивающую среду. С другой стороны, мы работаем с

явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Всё это делает возможным

использование сказкотерапевтической песочной терапии в четырёх аспектах:

- аспект проективной психодиагностики;

- аспект психокоррекции и психотерапии;

- аспект психопрофилактики;

- аспект обучения.

Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и в

групповых, без ограничения возраста.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и

методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее

время актуальной проблемой. По мере роста знаний в области педагогики и

психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции

воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические

основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и

методики. Проблема заключается в своевременной интенсивной «пропаганде»

нововведений среди педагогов, психологов и умелой интеграции комплекса

психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.

Взоры многих современных учёных, исследователей всё больше обращаются в

сторону различных видов искусства, в качестве адаптогенных,

профилактических, лечебных, коррекционных средств. При этом внимание

педагогов обращается на поддержку в детях стремления к творчеству –

способности выйти за пределы знаний и умений, находить новые средства и

способы достижения поставленной цели. Ведь творчество – это высший

компонент в структуре личности, основной способ существования и развития

личности (как ребёнка, так и воспитателя). Благодаря использованию

неординарных (нетрадиционных) методов в педагогической работе развиваются

творческие способности детей, формируется иная психология ребёнка,

развиваются аналитическое мышление, оценочная деятельность к явлениям

окружающего мира, саморегуляция поведения. Это происходит потому, что все

новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на

максимальное устранение негативных факторов в психологическом,

биологическом, социальном развитии ребёнка и создание благотворного микро-

и макроклимата.

Теория и практика физического воспитания подрастающего поколения также

ставит перед физкультурными и педагогическими работниками всё новые и новые

задачи по дальнейшему совершенствованию форм и методов обучения, так как

физическое развитие необходимо для формирования и поддержания

жизнедеятельности детского организма.

Важным в интегративной работе является чёткое соблюдение педагогических

принципов и, безусловно, творчества самого педагога, который пытается

раскрыть природу каждого ребёнка, чтобы понять и помочь ему.

В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в тоже

время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших

модификаций.

ГЛАВА 2. Теоретические основы сказкотерапии

2.1. Фольклор в физическом воспитании дошкольников

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых

форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности

ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения

системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных

моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной

педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение

в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой,

изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс

физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-

творческой инициативы детей.

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения

определённых условий:

1) Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические

упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен

быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и

сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.

2) Для рациональной организации двигательной активности детей необходима

частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

3) Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

4) Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного

материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения

посредством фольклорного материала.

5) Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в

сочетании с фольклорным материалом может достигать 80% .

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в

дошкольном учреждении являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения

активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего

дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности.

Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение

«Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как

можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно

выполнять основные движения («лиса – всему краса» – ходьба с гордой

осанкой).

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия

располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и

психологическими особенностями детского организма. Важно построить

физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и

выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются

двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы

фольклорных физических занятий:

1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов

устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении

физических упражнений можно использовать 10 - 15 потешек или загадок

двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух

сказок, дополняя их потешками ил загадками.

2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением»

элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного»

рассказа или сказки.

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных,

мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр – драматизаций.

Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека,

изображая животных и птиц.

4. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных

плясках и танцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и

народных мелодий.

5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных

игр.

6. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора.

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает

его доступным детям дошкольного возраста.

7. Интегрированные физкультурные занятия с элементами фольклора

позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений

и навыков в области физического воспитания.

Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в

физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.

Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей, он

поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных

традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься

физической культурой.

2.2. Терапия в жанре волшебства. Психологические предпосылки сказкотерапии.

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества

опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект

достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с

помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета.

Важнейшее место в организации совместно – разделенной деятельности

ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно

коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя –

взрослого). Взрослый ведет сказку, задает интонацию ( выступая одновременно

в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного

слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого

персонажа) . Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок –

рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка

в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток

художественно – коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не

только через структуру художественного текста, но и с помощью особой

интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной

партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок

усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по

инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к

тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть

психологические предпосылки сказкотерапии.

Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что,

воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши

потребности. Проанализировав содержание сказок, П.И.Яничев выделил триаду

тенденций или потребностей:

1 – потребность в автономности (независимости);

2 – потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3 – потребность в активности;

А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность

в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним

миром ребёнка и внешним, объективным миром.

2.3. Сказкотерапия как средство развития самосознания

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство

работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка

окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако

только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное

направление практической психологии.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и

наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне

адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми

путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и

научить критически воспринимать окружающее.

Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития,

является достижение им некоторого определенного уровня развития

самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему Я и

управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется через

преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований,

предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной

спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается

внутрь личности, возникает противоречие между Я – действующим и Я –

отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я – творческому. Сказка

является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств –

прежде всего за счёт своей метафоричности.

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему

миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные

переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность

каждого из них.

2.4. Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт

опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А

можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный

вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о

жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими.

Именно они являются основой сказкотерапии. В обычаях, сказках, мифах,

легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное –

заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить

его с вопросом внутри.

Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена?

Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и

рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались

знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности,

пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем

детям знания о жизни, рассказывая сказки. Но часто мы ошибочно полагаем,

что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить

осмысленно.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее

героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо

осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные

уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность.

Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда

начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории

содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти

полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая

сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк

жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае

необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с

ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания,

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.