реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

м, эстафетный бег, специальные беговые упражнения, бег по песчаному грунту;

бег в гору и др. Длина преодолеваемого расстояния дистанции должна быть

такой, чтобы скорость не снижалась к концу; движения выполняют с предельной

скоростью; интервалы отдыха между попытками делают настолько большими,

чтобы обеспечить относительно полное восстановление сил.

Быстрота в значительной степени обусловлена высоким уровнем динамической

(«взрывной») силы учащегося, поэтому упражнения на скорость необходимо

использовать в изменяющихся ситуациях и формах.

Основной метод развития быстроты — комплексный, сущность которого состоит

в систематическом применении подвижных и спортивных игр, игровых

упражнений, а также комплексов специальных подготовительных упражнений.

Другим эффективным методом развития быстроты является метод повторного

выполнения упражнения — скоростно-силового (без отягощения и с небольшим

отягощением), с .предельной и около предельной скоростью, в облегченных

условиях).

Значительное место в системе физического воспитания учащихся должно быть

отведено развитию мышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность

и дееспособность тканей, систем и организма в целом, помогает

совершенствованию координации движений, формированию и проявлению других

физических качеств. Важно, чтобы гармоничное развитие всей мускулатуры

сочеталось со способностью проявлять мышечную силу в определенных

движениях.

Основные задачи силовой подготовки юношей среднего возраста — укрепление

мышечных групп всего двигательного аппарата учащихся, воспитание умения

проявлять усилия динамического характера в различных условиях.

Наиболее эффективны для развития силы у подростков динамические

упражнения с отягощениями малого и среднего веса. Целесообразны упражнения

со штангой при условии правильного дозирования их и тщательного учета

возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся.

Применение оптимальных по объему силовых нагрузок позволяет за короткий

срок добиться у юношей 15—17 лет увеличения мышечной силы на 18—20%, а

силовой выносливости—на 35—45%.

Для более разностороннего воздействия на силовую подготовленность

учащихся и повышения эмоциональности занятий наряду с упражнениями со

штангой и гирями (8, 10, 16, 20, 32 кг) следует использовать упражнения с

мешком, наполненным песком, упражнения на гимнастических снарядах,

упражнения с гантелями 1, 2, 3, 6 «г, пружинными и резиновыми эспандерами и

др. Упражнения с гантелями развивают мышцы кисти рук и грудные, с гирями —

мышц спины и ног, со штангой легкого веса — эффективны для всех мышц".

Основными методами развития мышечной силы являются: метод повторного

выполнения упражнения с отягощением среднего веса: метод максимальных

усилий (с отягощениями около предельного и предельного веса) и метод

динамических усилий (повторное выполнение скоростно-силового упражнения).

Для развития мышечной силы и силовой выносливости рекомендуется круговая

тренировка. Круг (цикл) может состоять из таких упражнений: скачки через

гимнастические скамейки (3—4 раза), приседания с весом в руках, переходы из

положения лежа в положение сидя и обратно с набивным мячом за головой,

прыжки на двух ногах через 2—3 барьера и другие упражнения. На упражнения

затрачивают примерно 15 мин—три-четыре круга (цикла). По мере развития силы

и силовой выносливости увеличивают количество повторений и одновременно

усложняют упражнения.

Кроме этого, периодически можно увеличивать тренировочную нагрузку:

повышать вес отягощения, увеличивать число подходов к снаряду и др. Однако

не надо забывать, что чрезмерно быстрое форсирование силовой нагрузки может

привести к утомлению или даже перетренированности. Поэтому необходимо

правильно дозировать силовые и скоростно-силовые упражнения с учетом

возраста учащихся.

Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается

на физической и технической подготовленности учащихся. Развить скоростно-

силовые качества можно с помощью скоростно-силовых и собственно силовых

упражнений.

Наиболее распространенными являются прыжковые упражнения, и им в процессе

физического воспитания отводится значительное место.

Степень скоростно-силовых качеств у подростков и юношей зависит в

основном от способности максимально проявить мышечную силу в небольшой

промежуток времени. С возрастом совершенствуется нервно-мышечная

координация движений, и это обусловливает более эффективное проявление

скоростно-силовых качеств.

Основными средствами развития скоростно-силовых качеств на занятиях с

учащимися являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с

небольшими отягощениями, легкоатлетические прыжки, акробатические

упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах.

Методами воспитания скоростно-силовых качеств у юношей являются метод

повторного выполнения упражнения (скоростно-силового без отягощения, с

отягощениями малого и среднего веса) и метод упражнения, выполняемого при

смешанном режиме работы мышц.

Развитие общей выносливости имеет важное значение для всесторонней

физической подготовленности учащихся.

Главное средство развития общей выносливости — длительный мало

интенсивный бег. Он создает благоприятные предпосылки для повышения

функциональных «потолков» всех систем и органов, обеспечивает высокую

слаженность в их работе. Допустимые нагрузки при беге на одном занятии для

юношей 15—16 лет составляют до 10 км, для юношей 17—18 лет до 12 км.

Другие эффективные средства развития выносливости — различные циклические

упражнения (лыжные гонки, конькобежный спорт, гребля, велоспорт), а также и

подвижные спортивные игры.

На первых занятиях основным средством развития общей выносливости

становится бег в равномерном темпе с невысокой интенсивностью, с

постепенным увеличением продолжительности с 5—8 до 25—30 мин. В дальнейшем

общую выносливость повышают с помощью равномерного и переменного бега.

Первоначальную нагрузку усиливают путем постепенного увеличения

длительности непрерывной работы при сохранении относительно невысокой

средней скорости. Все это приучает учащихся выполнять сравнительно большой

объем работы.

Эффективными методами развития общей выносливости являются преодоление

дистанции в равномерном темпе, в различных вариантах, игровой и круговой

методы тренировки.

В комплекс упражнений при круговом методе тренировки целесообразно

включать легкоатлетический бег, особенно в игровой и в соревновательных

формах. Это позволяет выполнять значительную по объему нагрузку. Круговой

метод тренировки следует использовать с учетом индивидуальных возможностей

подростков и юношей. Преподаватель должен определить максимально возможное

число повторений для каждого занимающегося и после этого постепенно

увеличивать нагрузку.

Специальную выносливость развивают в двух направлениях. Если общая

выносливость развивается преимущественно путем применения упражнений

циклического характера, то специальная — посредством тех видов упражнений,

в которых специализируется учащийся. Другая особенность состоит в том, что

упражнения при развитии специальной выносливости выполняются с

интенсивностью, соответствующей соревновательной или близкой к ней.

Основные задачи развития ловкости у учащихся — овладение новыми

двигательными навыками и умениями и совершенствование способности

эффективно перестраивать двигательную деятельность при изменении

обстановки. Поэтому развитие ловкости предполагает, во-первых, развитие

способности осваивать координационно-сложные двигательные действия, во-

вторых, способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии

с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.

Средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с

дополнительными заданиями (перетаскивание предметов, переступание через

предметы), всевозможные метания, упражнения, требующие высокой координации

движений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег

с преодолением препятствий, равновесие и др.). Особое значение для

развития ловкости имеют спортивные игры и гимнастические упражнения.

Большое значение для приобретения двигательного опыта, овладения умением

ориентироваться в пространстве и времени имеют гимнастические и

акробатические упражнения. Их разнообразие позволяет учащимся непрерывно

обогащаться все новыми двигательными ощущениями и упражнять способность

осваивать новые действия. Из богатого арсенала средств гимнастики и

акробатики, способствующих развитию ловкости, особо следует выделить

упражнения, формирующие умение правильно расслаблять мышцы.

Важный составной элемент ловкости — быстрота ответа на новую ситуацию, и

для совершенствования ее целесообразно применять такие методические приемы,

которые заставляла бы учащихся реагировать с каждым разом быстрее. В

спортивных играх — это сокращение расстояния между игроками.

Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценным средством

следует признать подвижные и спортивные игры, так как во время игр

непрерывно и внезапно изменяется ситуация и условия деятельности,

происходит переключение от одних действий к другим, когда играющим

приходится в кратчайшее время решать сложные двигательные задачи. Изменение

нагрузок, направленных на развитие ловкости, должно идти в основном по пути

постепенного повышения координационных трудностей. При этом надо

использовать методические приемы, стимулирующие более сложное проявление

координации движений:

применение необычных исходных положений, зеркальное выполнение упражнений,

смена способов выполнения упражнений, усложнение упражнений дополнительными

движениями и др.

При оценке степени ловкости учащихся можно использовать следующие

критерии: координационную сложность выполнения двигательной задачи

(например, преодоление расстоянии с препятствиями); точность выполнения

движения (качество выполнения подъема махом на гимнастических брусьях);

время, затраченное на освоение движения (учебное время, затраченное на

овладение определенной гимнастической комбинацией).

Наиболее благоприятны возможности для развития ловкости в подростковом и

юношеском возрасте, когда организм учащихся более пластичен, чем в

последующие периоды развития. Типичными:

для развития гибкости являются упражнения «на растягивание». Они

характеризуются постепенным увеличением амплитуды движений до возможного на

данном занятии предела. Упражнения «на растягивание» представляют собой,

как правило, элементарные движения из основной или вспомогательной

гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок

(упражнения для ног, рук, туловища, шеи).

Упражнения на гибкость могут выполняться без снарядов, на гимнастической

стенке и других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнером и др.

Увеличить амплитуду в этих упражнениях можно собственными усилиями — при

маховых движениях руками или ногами, либо за счет приложения внешних сил,

например, усилий партнера в парных упражнениях.

Для развития гибкости следует использовать разнообразные подвижные и

спортивные игры, упражнения с движениями большой амплитуды (без предметов и

с предметами), упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями на

укрепление суставов, связок и мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость

устанавливают в зависимости от их характера и целевого назначения, а также

от уровня подготовленности учащихся.

Основной метод развития гибкости — повторное выполнение упражнений.

Гибкость следует развивать систематически. Лишь после многократных

повторений упражнений на гибкость (10—15 раз) можно добиться увеличения

амплитуды движения. Наибольший эффект в развитии гибкости достигается в том

случае, если занятия проводятся ежедневно или два раза в день. Кроме того,

необходимо заниматься и самостоятельно во время утренней гимнастики.

Воспитание основных физических качеств учащихся — единый процесс, и

поэтому правильнее говорить не об отдельных процессах, а о различных

сторонах единого процесса физического воспитания Учащихся с учетом

возрастных особенностей последних.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Групповые учебные занятия — основа всей учебно-воспитательной работы по

физическому воспитанию. На учебных занятиях решается большой круг задач:

сообщаются специальные знания, выявляются и совершенствуются физические

способности учащихся, прививается любовь к физической культуре и спорту,

формируются двигательные навыки. От качества групповых занятий зависит

успешное применение всех других форм физического воспитания. Поэтому

методику проведения плановых учебных занятий следует разрабатывать с учетом

их связи с другими формами физического воспитания.

Формами физического воспитания в режиме учебного дня являются учебные

занятия, проводимые по расписанию училища, самостоятельные занятия по

заданию преподавателя и .производственная гимнастика (вводная гимнастика и

физкультурная пауза). Для физически слабо подготовленных учащихся могут

быть организованы дополнительные занятия под руководством преподавателя.

По своей педагогической направленности учебные занятия могут быть

комплексными, видовыми, специализированными.

Наилучшая форма учебных занятий по общей физической подготовке —

комплексные занятия, характерной особенностью которых является комплексное

применение предусмотренных программой средств физического воспитания в

одном занятии. Цель проведения комплексных занятий — обеспечить в каждом

занятии разностороннее воздействие средств физического воспитания на

организм, сформировать и развить различные по своему характеру двигательные

умения и навыки, физические качества и подготовить организм учащихся к

успешному выполнению программных требований очередного цикла занятий.

Комплексирование программного материала осуществляется по признаку

положительного переноса двигательных навыков и физических качеств.

Характерная особенность видовых занятий заключается в том, что содержание

отдельных занятий ограничивается средствами какого-либо одного раздела

общей физической подготовки (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.),

а последовательность занятий по этим разделам определяется временем года

или сроками предоставления спортивных сооружений (стадиона, бассейна,

лыжной станции и др.). С точки зрения общей физической подготовки и

разрешения оздоровительных задач видовые занятия менее эффективны, так как

средствами одного вида нельзя обеспечить нужную подготовку учащихся к

успешному выполнению программных требований.

Видовые занятия оправданы в тех случаях, когда комплексирование в одном

занятии нескольких видов по организационным (занятие в бассейне, на лыжной

станции) или методическим (отрицательный перенос двигательных навыков или

физических качеств) признакам невозможно или нецелесообразно.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя являются важным

дополнением обязательных занятий и могут включать в себя изучение

теоретических вопросов по литературным источникам, составление комплексов

гигиенической и производственной гимнастики, 'выполнение специальных

упражнений, направленных на устранение недостатков в физическом развитии

или физической подготовленности и т. д.

Самостоятельные занятия по заданию преподавателя имеют большое

воспитательное значение, способствуя внедрению физической культуры в быт

учащихся.

Одной из обязательных форм физического воспитания, являются туристские

походы. Туристские походы могут быть предусмотрены в «дни здоровья» или во

внеучебное время. В процессе туристских походов формируются прикладные

двигательные умения, навыки и физические качества в условиях походной

жизни.

Производственная гимнастика в режиме учебного дня решает

общеоздоровительные и прикладные задачи.

Внеучебные формы физического воспитания организуются коллективом

физической культуры и самими учащимися в 'быту на добровольных началах. К

ним относятся мероприятия по закаливанию организма, прогулки,

оздоровительный бег, экскурсии, учебно-тренировочные занятия в спортивных

секциях и др. Они призваны обеспечить здоровый и культурный отдых,

удовлетворить спортивные запросы учащихся 'и способствовать их физическому

совершенствованию.

По сравнению с другими педагогическими дисциплинами физическое воспитание

имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и

проведению учебных занятий по физическому воспитанию.

Правильная организация учебного процесса предполагает однородный состав

учащихся по полу, состоянию здоровья и физической подготовленности.

Необходимо эти требования учитывать при комплектовании учебных групп.

Один из важнейших вопросов методики физического воспитания — определение

структуры занятий. Построение занятий обусловлено педагогическими,

психологическими и физиологическими закономерностями.

Учет педагогических и психологических закономерностей предполагает:

организованное начало учебных занятий, благоприятную обстановку, рабочее

настроение и желание заниматься физическими упражнениями;

ясное представление о цели и задачах предстоящих занятий;

установление необходимой связи в содержании предшествовавших и

предстоящих занятий;

обеспечение образовательной ценности и воспитывающего характера процесса

обучения, связи его с жизнью;

соблюдение методических принципов обучения и воспитания;

организованное окончание занятий, стимулирующее у обучаемых желание

заниматься физическими упражнениями.

Не менее важны и физиологические закономерности: реакция организма на

физическую нагрузку, развитие работоспособности в ходе занятия

(предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние). В

соответствии с этим необходимо предусмотреть подготовку органов и систем

организма к предстоящей двигательной деятельности; чередование работы и

отдыха, постепенное повышение физических нагрузок с учетом достигнутого

уровня функциональной подготовленности организма; приведение организма при

окончании занятий в относительно спокойное состояние, создание

благоприятных предпосылок перехода к другим видам деятельности.

С учетом педагогических, психологических и физиологических

закономерностей разработана общая структура занятий физическими

упражнениями, включающая в себя три части: подготовительную, основную и

заключительную, которые различаются по своим педагогическим задачам. Так,

педагогические задачи подготовительной части: организационный момент и

сообщение задач урока; подготовка двигательного аппарата, сердечно-

сосудистой, дыхательной и других систем организма к предстоящим физическим

нагрузкам; основной части: формирование необходимых двигательных умений и

навыков, сообщение знаний в области физического воспитания; воспитание

физических, волевых и других качеств; заключительной части: организованное

завершение занятия, подведение итогов, стимулирование интереса к

предстоящим занятиям, задание для самостоятельных занятий физическими

упражнениями в свободное время; приведение организма в относительно

спокойное состояние, обеспечивающее 'переход к другим видам деятельности.

К делению занятий на три части нельзя подходить строго формально.

Общевоспитательные и образовательные задачи, как правило, осуществляются

на протяжении всего занятия, начиная с подготовительной части и кончая

последней, заключительной частью. Так, строевые упражнения в

подготовительной части применяют не только для организации учащихся, но и

для формирования строевых навыков. Совершенствовать эти навыки можно в

основной и в заключительной частях занятия. Общеразвивающие упражнения в

подготовительной части занятия проводят не только в целях функциональной

подготовки организма, но и в известной мере для обучения движениям,

воспитания осанки и др. Поэтому значение подготовительной части занятия

нельзя сводить только к функциям разминки.

Организуя занятия по физическому воспитанию, необходимо

руководствоваться еще и такими положениями: занятия по своему содержанию

должны отвечать требованиям учебной программы; каждое занятие, как правило,

должно складываться не из одного, а из ряда взаимосвязанных 'компонентов

(обучения движениям, функциональной подготовки организма, сообщения

специальных знаний и пр.);

Необходимо стремиться полнее реализовать общеметодические принципы;

(сознательность, активность, наглядность, доступность, индивидуализацию,

систематичность и т. д.);

учебные занятия должны проходить на достаточно высоком эмоциональном

уровне, вызывать у учащихся чувство удовлетворения и желание

систематически заниматься физическими упражнениями;

каждое занятие должно быть органически связано с предшествующими и

последующими занятиями и составлять часть общей системы последовательного

обучения, воспитания и физического совершенствования;

в проведении занятий надо избегать шаблона, проявляя творческую

активность, совершенствуя формы организации и методы обучения и воспитания;

каждое занятие должно быть строго целенаправленным и разрешать

конкретные задачи.

Научные исследования и опыт работы помогли установить наиболее

целесообразный порядок проведения занятий. Упражнения на овладение

техникой движений рекомендуется проводить непосредственно после

подготовительной части, когда организм еще не утомлен;

упражнения на быстроту, координацию движений также лучше проводить в

начале занятий; упражнения на выносливость целесообразно отнести к концу

основной части занятия;

упражнения, направленные на развитие гибкости, силы, надо включать в

занятия в зависимости от разрешаемых задач и типа занятий; после

упражнений, требующих значительного напряжения, необходимо предусматривать

отдых и упражнения на расслабление.

Организация учащихся на занятиях. В практике физического воспитания

применяют следующие способы организации учащихся:

фронтальный, групповой посменный, станционно-круговой, поточно-круговой,

индивидуальный.

Фронтальный способ позволяет преподавателю проводить учебные занятия со

всеми учащимися одновременно. Он предполагает однородный состав

занимающихся и применяется при проведении строевых, порядковых и

общеразвивающих упражнений в подготовительной и заключительной частях, а

иногда и в основной части занятий.

При групповом способе учащихся делят на группы (отделения) по половому

признаку, физической подготовленности; этот способ применим главным образом

в основной части занятий.

Посменный способ предполагает разделение учащихся на смены. Численный

состав смен определяется пропускной способностью используемых снарядов

(например, по количеству пролетов гимнастической стенки) или условиями, в

которых проводятся занятия. Посменный способ применяют для проведения

спортивных игр, когда число занимающихся превышает число участников в игре.

Станционно-круговой способ предусматривает разделение всех занимающихся

на мелкие группы по 2—3 человека для выполнения установленных на каждой

«станции» упражнений. При определении численного состава группы исходят из

необходимости обеспечить занятость всех занимающихся одновременно и

пропускной способности «станций». Этот способ обеспечивает значительное

повышение моторной плотности занятий и используется одновременно как один

из методов тренировки.

Поточно-круговой способ — выполнение упражнений непрерывно поочередно по

кругу группой.

Индивидуальный способ организации занятий предполагает выполнение

учащимися упражнений самостоятельно по заданию преподавателя. При этом

способе разрешаются индивидуальные для каждого учащегося задачи.

В процессе одного занятия обычно применяют несколько способов организации

учащихся.

Выбор порядка выполнения упражнений определяется в первую очередь

подготовленностью занимающихся и задачами, стоящими перед уроком.

Список литературы.

1.

2.

3.

4.

ВЫВОД

Таким образом, физическое воспитание школьников играет большую

педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему

в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям.

Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными

гражданами в обществе.

В последнее время наряду с другими проблемами, физическое воспитание

является актуальным. В России в 2002году президентом Российской Федерации

было принято постановление к глобальной агитации Российского народа: «О

здоровом образе жизни».

Были выделены средства на развитие и восстановление спортивных

комплексов, по телерадиовещанию и другим СМИ, проводятся агитации к

здоровому образу жизни, такие как: «борьба с курением», «скажи, нет

наркотикам» Это показывает, как в современной России актуальна эта

проблема.

Приучая людей к активному образу жизни, мы продлим не только нашу жизнь,

но и обеспечим долголетие нашего Государства.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.