реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Физическое воспитание школьников, средних и старших классов

Министерство образования РФ.

Сахалинский государственный университет.

Институт естественных наук.

Кафедра педагогики.

Реферат по педагогике.

На тему:

Физическое воспитание школьников, средних и старших классов.

Выполнил: Готлиб А.В.

Преподаватель: Никитина А.Б.

г. Южно-Сахалинск.

2002.

План:

1. Характеристика возрастных особенностей учащихся.

2. Теоретическая подготовка.

3. Общая физическая подготовка.

4. Средства физической подготовки.

5. Учет успеваемости.

6. Основы методики физической подготовки.

7. Организация и проведение занятий.

8. Организация учащихся на занятиях.

9. Вывод

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до

18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам:

подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский

возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в

известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные

границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое

воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в

значительной степени обусловливают содержание и методику физического

воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются

допустимые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма.

Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и

размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.

Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому

времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К

16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет

особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено

на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка,

тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в

целом.

У женщин рост заканчивается в 20—22 года, у мужчин в 23—25 чет. Рост тела

сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические

нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес

тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и

рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу

тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

К 18—21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов

центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы

отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает

над тормозными процессами.

В возрасте 11—18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры

сердца к 15—17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами

новорожденных. Объем полостей сердца в 13—15 лет составляет 250 см3, а у

взрослых 250—300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на

30—35%, то за четыре года (от 14 до 18) — на 60—70%. Увеличение емкости

полости сердца опережает увеличение 'просветов сосудов. Сердце нередко «не

поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15—20 лет у

10—15% юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что

приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки.

Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в

минуту, а в возрасте 20 лет — у юношей 65—70, у девушек 70—75 ударов в

минуту.

В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является

скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14—16 лет составляет 18с, а

у взрослых — 17—29с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет

разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное

повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими

упражнениями.

С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела

потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более

напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет

на 1 кг веса 110—130 мл, у взрослого же всего лишь 80—100 мл.

Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны.

Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у

взрослых. Объем вентиляции составляет в 14—16 лет — 45 л, в 17—18 лет — 61

л в минуту.

Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного

аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование

и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление

дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им

овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом

следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с

развитием других систем организма и в различные возрастные периоды

предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Развитие тех

или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения

совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки

зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и

повышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма

к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных

особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть

достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий

уровень выносливости наблюдается обычно к 23—25 годам. Упражнения на

выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет необходимо строго

дозировать.

В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и

совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к

развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует

воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как

условия для развития силы создают несколько позднее в 19—20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение в средних и старших классах

совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается

повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные

особенности физического развития учащихся определяются по данным

медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того

же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического

воспитания важен индивидуальный подход.

Теоретическая подготовка. В процессе обучения учащиеся должны получить

теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о физкультурном

движении и организации физического воспитания; гигиенические основы

физического воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкой

атлетике, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение

для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической

культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима

учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту —

обязательное условие успешного решения задач физического воспитания,

предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на

практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями,

'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической

подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов

спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним.

Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны

содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и

внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

. Методы сообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоретические

сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются

руководителями физического воспитания.

Общая физическая подготовка. Она составляет главное содержание занятий

физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая

атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь

в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и

спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с

помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная

осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость,

вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений

обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного

выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и

др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной

физической подготовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы

кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной

систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами

физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без

предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения

в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы

акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное

значение.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует более успешному

выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию,

восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим

видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные

упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и

высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке

отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь

двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого

пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость,

вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве,

повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами

физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой.

При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные

упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники

лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о

материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся

профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой

(баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами

выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее

благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и

ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим

упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность,

дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие

качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и

активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных

требований по другим основным разделам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию

форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при

горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют

правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку

физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию

организма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует

внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные

упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине;

дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное

количество часов, главным являются обучение технике плавания.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и

прикладное значение. Туристические походы проводятся во внеучебное время —

в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и

велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа

передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным

передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и

настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным

физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к

туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства

физического воспитания в быт учащихся.

Средства профессионально-прикладной физической подготовки. В качестве

средств физической подготовки используют главным образом физические

упражнения.

В зависимости от методической организации, от объема, интенсивности

выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный

тренировочный эффект. Исходя из этого средства физической подготовки

систематизируют в группы по их преимущественному значению для решения

конкретных педагогических задач.

Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на

быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию

движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из

различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С

помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая

физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые

той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков

применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание,

плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость

организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя

соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо

качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект.

Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями,

сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом,

интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми,

фехтованием.

Для совершенствования психических качеств — волевых, внимания, реакции на

сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других —

большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и

занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие

психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта

определяет активность соответствующих психических функций и степень их

проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции

на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой

степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами,

спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями,

связанными с элементами опасности и др.

Учет успеваемости. На начальном этапе прикладной физической подготовки

проверкой выявляют исходный уровень развития важных качеств и навыков у

учащихся. Это позволяет преподавателю правильно планировать, организовывать

и вести учебный процесс. С учетом выявленных данных составляют документы

планирования, комплектуют подгруппы, разрабатывают индивидуальные учебные

задания и нагрузку и др.

Проверка и оценка физической подготовленности в ходе подготовки позволяет

преподавателю узнать, насколько эффективно решаются поставленные задачи, и

в необходимых случаях вносить соответствующие коррективы в методику

учебного процесса.

Проверка и оценка подготовленности осуществляются на основе специально

установленных нормативов. При этом перечень контрольных упражнений и

величина нормативов определяются объективными требованиями.

При разработке учебных нормативов по физической подготовке учащихся

необходимо руководствоваться методическими указаниями и требованиями

программы физического воспитания учащихся городских и сельских школ.

Проверку и оценку физической подготовленности учащихся следует

осуществлять на занятиях систематически в порядке текущего контроля и в

конце периодов обучения. Для анализа и оценки результатов, достигнутых

группой в целом и каждым учащимся, сравнивают данные первоначальных и

повторных проверок.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Одна из главных задач общей физической подготовки в школах - воспитание и

всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на

учении И. П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором

взаимно обусловлены все качества человека. При этом развитие одного из

качеств .положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в

развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных.

Принцип всесторонности физического воспитания на занятиях с учащимися

приобретает особое значение. В подростковом и юношеском возрасте еще не

завершено формирование организма. Необходимо целенаправленно воздействовать

на него в период обучения учащихся в школах.

Осуществляемое в неразрывной связи с обучением физическим упражнениям это

воздействие должно способствовать эффективному проявлению тех физических

качеств, для развития которых есть благоприятные возрастные предпосылки.

Педагогический опыт свидетельствует о том, что даже при условии двух

уроков физ., воспитания в неделю можно добиться положительных результатов в

развитии у учащихся основных двигательных качеств. В первую очередь следует

уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости,

ловкости и общей выносливости.

Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию

всех, а некоторые только определенных физических качеств учащихся.

Например, при помощи бега на 30 м со старта в основном развивается

быстрота, при помощи упражнений со штангой — мышечная сила.

Эффект воздействия физического упражнения на развитие физических качеств

во многом определяется методикой его применения. Например, однократное

выполнение упражнения со штангой способствует развитию в основном мышечной

силы и скоростно-силовых качеств, а многократное выполнение этого же

упражнения, но с несколько меньшим отягощением — развитию силовой

выносливости.

В процессе развития быстроты движений необходимо всесторонне повышать

функциональные возможности организма, определяющие скоростные

характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Для

подростков и юношей желательна более поздняя спортивная специализация при

предварительной физической подготовке на протяжении ряда лет.

Нецелесообразно преждевременно начинать скоростную узкоспециализированную

подготовку. Чтобы достигнуть определенных положительных результатов в

развитии быстроты движений, лучше использовать преимущественно скоростно-

силовые и силовые упражнения.

Для улучшения двигательной реакции обычно, используют упражнения,

требующие мгновенной реакции на сигнал, на изменение ситуации. Например, по

сигналу принять определенную позу, начать движение и т. п. Выход со старта

следует тренировать, изменяя длительность пауз между предварительной и

исполнительной командами.

Ценным средством развития быстроты и улучшения двигательной 'реакции

являются спортивные и подвижные игры.

В циклических видах спорта (бег, плавание, лыжные гонки) быстрота

проявляется главным образом в частоте движений. Высокий темп движений

зависит от умения быстро сокращать и расслаблять мышцы, и полезными

упражнениями для развития быстроты и овладения искусством расслабляться

являются бег на месте в упоре, при котором учащийся стремится достигнуть

максимальной частоты движений; максимально быстрые движения рук; семенящий

бег и др.

Основное средство развития быстроты — упражнения, выполняемые с

максимальной скоростью. Например, преодоление небольших расстояний, бег с

ускорением на 50—60 м, со старта и с хода на 30—50 м, бег на 60, 100 и 200

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.