реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся

возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего

организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении

школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из

основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и

тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и

подготовленности подростков и их функционального состояния.

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки

(морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными

двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитания

с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания

возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в

зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся.

Как отмечалось ранее, у подростков 13-15 летнего возраста (в пубертатном

периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов

и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки

совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12

лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса

скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности

человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом

возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать

предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием

незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела

(прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку,

козла и др.).

Отмечено также, что в возрасте 12-14 лет высокими темпами растет

скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых

качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного

развития этих качеств при широком использовании круга средств скоростно-

силовой направленности.

К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений,

которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические

предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций

(спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая

деятельность).

Следует иметь в виду и то, что к 14-15 годам темпы возрастных

функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает

прирост качества - быстроты движений). В этот возрастной период падают и

темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно

поддерживать или незначительно развивать только специально

целенаправленными упражнениями.

Показательным в этом возрасте является факт неравномерного

(скачкообразного) развития выносливости. Например, выявлено, что без

специальной подготовки в беге на 500 м у девушек 15-17 лет она существенно

не меняется. Вместе с тем мальчики, пробегая в эксперименте этот отрезок с

75-ти процентной скоростью от максимальной, показали наибольший прирост

выносливости.

Отчасти ближе к юношескому и в конце подросткового возраста создаются

благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким

уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата

школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 15-16 лет

необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями,

преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек

этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения

относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости

их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов

гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений,

способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т.е.

возможно применение изометрического метода тренировки. В подростковом

возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества -

гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе

школьников, строгой системы последовательности применения средств

тренировки нет. Однако есть рекомендации, например, упражнения для

воспитания быстроты используются в начале основной части урока, затем силы

и выносливости. В отдельных случаях силовые упражнения можно выполнять и

раньше скоростных, а упражнения на выносливость можно выполнять после

скоростных и силовых упражнений.

На уроках физического воспитания в подростковом возрасте закладываются

основы для специализированных занятий спортом, расширяются возможности и

представления их о связи физического воспитания с трудовой деятельностью,

анатомией и физиологией человека. Биологические перестройки организма

подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов

исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом

возрасте.

Склонность к переоценке своих возможностей побуждает подростка

выполнять значительные по нагрузке силовые упражнения, без предварительной

на то подготовки решаться на выполнение сложных акробатических,

гимнастических и других упражнений. Учитывая эти особенности подростков-

следует исключать на уроках упражнения, которые могут быть источниками

перенапряжений или хуже того, спортивного травматизма.

2. Особенности развития школьников старшего возраста.

В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми

видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры,

гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды

спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например

в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и

высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет

углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и

совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений,

поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные

действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических

взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития

координационных и кондиционных способностей, психических процессов и

воспитания нравственных и волевых качеств.

Гимнастические упражнения, включаемые в программу для старших

школьников, носят характер прикладности и направлены на развитие таких

качеств как силы, скоростной и силовой выносливости различных мышечных

групп. Программный материал этой возрастной группы учащихся включает также

широкий спектр упражнений на развитие координационных способностей и

гибкости. Для школьников 10-11 классов, особенно девушек, арсенал

гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле

подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных

силах страны. При соответствующих условиях в общеобразовательных школах

ставится и такая задача - закрепление пройденного материала в младших

классах, а также в навыках уверенного и длительного плавания в глубокой

воде. Наряду с этим могут включаться элементы и прикладного плавания, а

также освоения и углубления использования процедур закаливания, с целью

поддержания крепкого здоровья.

Составляющие вариативной части программы по физическому воспитанию

старших школьников распределяют исходя из условий их проведения куда могут

войти национальные виды спорта, а также единоборства, имеющие большое

прикладное значение в самостоятельной жизни человека.

В смысле физиологической целесообразности построение урока по

физической культуре в старших классах должно быть с учетом индивидуальных

особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с

учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить,

что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не

закончено.

Постепенность увеличения тренировочной нагрузки - важнейший фактор

достижения положительного физиологического эффекта для растущего организма.

Степень физиологического воздействия физических упражнений на организм

юноши и девушки во многом определяется двигательной (моторной) активностью

(плотностью) урока. Повышение последней, увеличивает как эффективность в

воспитании физических качеств, так и в обучении двигательным действиям.

Для успешной физической работоспособности юношей и девушек их

оптимальной физкультурной деятельности и, в первую очередь, к динамической

циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности, большое значение

имеет не только аэробная (при относительном достатке кислорода в ходе

выполнения работы), но и анаэробная производительность организма

(способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма

кислородом).

Последнее определяется временем произвольной задержки дыхания.

Окислительные реакции в тканях организма при этом продолжаются, тогда как в

крови все меньше и меньше остается, кислорода. Показатель более долгой

задержки дыхания у человека - проявление адаптивных механизмов организма к

недостатку кислорода.

У детей и подростков время задержки дыхания меньше, чем у взрослых.

Поэтому ткани их организма меньше приспособлены к деятельности при

пониженном содержании в крови кислорода. Однако при систематических

занятиях физическими упражнениями и спортом 16-17 летние школьники

достигают той же способности "терпеть" кислородный долг, что и взрослые. По

мере развития и взросления школьников реакции их организма на мышечную

деятельность становятся все более благоприятными. Однако, следует отметить,

что это касается не всех показателей функционального состояния сердечно-

сосудистой системы. Так, сосудистые реакции, возникающие при мышечной

деятельности, благоприятнее в младшем возрасте. Ухудшение сосудистых

реакций у старших школьников наблюдаются лишь в случаях, когда они

систематически не занимаются физическими упражнениями. У лиц,

систематически занимающихся спортом, эффективность сосудистых реакций с

возрастом, а следовательно, и с улучшением адаптации организма к мышечной

деятельности, значительно улучшается. Этот факт играет исключительно важную

роль в повышении работоспособности организма, т.к. сосудистые реакции

обеспечивают рабочую гиперемию мышц.

Исследования физиологических изменений при работе предельной мощности у

юных спортсменов показало, что частота сердечных сокращений возрастала

значительно у более молодых, хотя они выполняли работу несколько меньшей

мощности, чем более старшие школьники. Артериальное давление под влиянием

такой работы, наоборот, повышалось значительно у более старших учащихся.

Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как отмечалось

выше, должны обязательно учитываться при подборе средств физического

воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и

соревновательных нагрузок.

При выборе арсенала тренировочных средств и спортивной специализации

необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций.

В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию

движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так

и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им

рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом,

плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной

гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет

можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах,

футболом, хоккеем.

Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к

занятиям практически любым видом спорта. Ограничения в нагрузках для них

лишь могут составлять очень длительные интервалы циклической работы,

связанной с высоким показателем развития выносливости. Таким образом, при

выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре

и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические

аспекты возрастных групп школьников.

При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального

состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и

анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с

младшего школьного возрастали кончая периодом окончания ими учебного

заведения.

Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников

разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим

обязательным условием в работе с учащимися общеобразовательных учреждений

по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию.

Двигательная активность и здоровье человека.

Рассказать детям, что состояние здоровье человека в большой степени

зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может

быть здоровым. Для подтверждения этого можно привести пример ухудшения

здоровья у людей, которые добровольно или вынужденно (из-за болезни)

длительное время лежали неподвижно. Поэтому, даже для лежачих больных

предлагают выполнять физические упражнения. Можно привести пример больных

инфарктом. Раньше они только лежали по 40 дней после инфаркта и большинство

больных умирало. Сейчас уже после 10-15 дней приступают к выполнению

упражнений, и количество выздоровевших увеличилось. Также можно привести

пример космонавтов, у которых во время полета в космос из-за невесомости

затруднено выполнение упражнений. Раньше многие космонавты из-за этого

долго не могли восстановиться после полета и заболевали. Сейчас для них

создают специальные приспособления, позволяющие заниматься физическими

упражнениями в условиях невесомости. Благодаря этому состояние космонавтов

после полетов значительно улучшилось.

Объяснить детям, что с другой стороны, объем движений не может быть

очень большим, что также может привести к ухудшению здоровья. Для этого

можно привести пример покоса в деревне вручную, когда косари трудятся

практически целый день. Такую работу даже взрослый очень сильный и здоровый

человек может выдержать не более 2-х недель. Указать, что лучше всего

заниматься в день физическими упражнениями (в т.ч. прогулки на свежем

воздухе, подвижные игры и т.п.) 2-2,5 часа в день. Для учащихся III классов

необходимо полностью указать, какими формами двигательной активности и в

какое время суток необходимо заниматься. Учесть при этом утреннюю

гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных

секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры,

самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность?

Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие

игры», и дети — само послушание! Играют в разные головоломки, никому не

мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться

своими делами…

Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе

непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются

физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать

родители, закладывая привычку с ранних лет.

С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является

коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь,

удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если

понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске

постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за

родителями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит... Привозят в

детский сад, а там музыкальные занятия проводят сидя. А если непоседливая

душа, услышав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!

Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в

яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят

толстенькие, румяненькие, послушные и малоподвижные. И голос воспитательниц

обращен к другим: «Сиди! Куда побежал?», «Опять ты полез?».

Двигательная активность — биологическая потребность. Для каждого

возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь

меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше.

Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная

активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули,

что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и

отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от

физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто

же создает эти инструкции?

Все не так просто. В свое время желание поддерживать идеальный порядок

в школе (прекрасная мысль!) привело к сменной обуви. Все учителя были

счастливы, но дети стали несчастны. Во время перемены они не могли выбежать

во двор и толкались в коридорах. Где сейчас найти изобретателя той идеи?

Как подсчитать невидимый, но ощутимый урон, нанесенный здоровью миллионов?

Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен

ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов, а дошкольник— 12 тысяч. Наблюдения

доказывают: и те и другие выполняют половину.

Сегодня нормальный день старшеклассника — шесть уроков в школе плюс два-

три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение

книг. Из тысяч опрошенных и осмотренных только одна девочка не смотрит

телепередачи. Почему? Папа развелся с мамой и, уходя, забрал телевизор.

Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две

остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует

сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое

сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.

Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься

любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час

ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а

значит, не меньше 140 ударов в минуту.

Динамики работоспособности человека в течение суток.

Напомнить учащимся закономерности режима дня, изученные в первом

классе. Еще раз более подробно рассказать о динамике работоспособности

человека в течение дня (это необходимо для правильного самостоятельного

планирования занятий физическими упражнениями, в т.ч. и физкультурных минут

различной направленности):

1 период - от 700 до 900 для занятий физическими упражнениями не очень

благоприятный. Работоспособность низкая. Уровень возбуждения также очень

низкий. В этот период лучше выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику,

физкультурные паузы и минуты, направленные на возбуждение нервной системы,

дыхательную и глазную гимнастику.

2 период - 900-1200 наиболее благоприятен для занятий физическими

упражнениями. В это время лучше всего и планировать самостоятельные занятия

физическими упражнениями для развития физических качеств.

3 период - 1300 - 1600 часов дня как правило снижается

работоспособность человека. В это же время, если человек устал, то у него

может излишне возбудиться нервная система. Поэтому в это время необходимо

выполнять физкультурные минуты для снижения возбуждения нервной системы,

глазную и дыхательную гимнастики.

4 период - 1600 - 1900 вновь повышение работоспособности организма.

Поэтому в этот период вновь можно развивать у себя физические качества.

5 период- 1900 - 2100 подготовка ко сну. В этот период необходимо

избегать всяких тяжелых физических упражнений. Целесообразно снижение

возбуждения нервной системы, дыхательная и глазная гимнастики.

III. Материалы и методы исследования.

Исследования по оценке физического состояния учащихся проводилось с

группой детей от 6 до 18 лет, школы № 138. Оценка физического состояния

учащихся проводилась в состоянии мышечного покоя. При этом использовались

показатели: ЧСС, артериальное давление (систолическое и диастолическое),

рост, масса тела и возраст.

Диагностика и выявление уровней физического развития, подготовленности,

физического состояния детей определялась в разных возрастных группах.

Коррекция их осуществлялась с использованием форм оздоровительной

физкультуры и элементов спорта.

Индивидуальные данные детей, выявленные в ходе экспериментов,

сравнивались с модельными и являлись диагностическими для занятий

отдельными видами спорта при отборе в них детей школьного возраста.

Для оценки физических качеств учащихся были проведены тесты с группой

детей от 6 до 18 лет, результаты проведенных тестов отображены в таблице: “

Возрастные нормы двигательных тестов для оценки физических качеств учащихся

“. Описание методик в практической части.

IV. Практическая часть.

Вполне естественно, что дети школьного возраста утомляются во время

учеб0ной работы. Объясняется это тем, что однообразная работа вызывает

длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга, наступает

охранительное торможение, которое ведет к снижению внимания и

работоспособности детей.

Физкультминутки следует проводить во второй половине урока.

Физкультминутку целесообразно проводить на каждом уроке один-два раза. В

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.