реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

далеко не равноценны в выполнении функций. Основную энергетическую нагрузку

несут в организме углеводы, которые обеспечивают более половины

энергетических трат человека. Известно, что во время напряженной умственной

работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге,

причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется

глюкоза.

Большое значение имеет качественный состав углеводов в рационе. Лучше,

если 2/3 углеводов будет представлено в виде крахмала (картофель, крупы,

хлеб) и 1/3 — в виде сахара, как в чистом виде, так и содержащегося в

сладких блюдах, напитках, фруктах и ягодах. Однако чрезмерное потребление

углеводов без соответствующих энергетических трат чревато повышением массы

тела. В особенности это относится к рафинированным углеводам (подвергнутым

различной степени очистки). К высокорафинированным углеводам относятся

сахар, кондитерские изделия, продукты из высших сортов пшеничной муки.

Суточное потребление сахара не должно превышать 70-75 г. Для детей,

склонных к полноте, предпочтительней нерафинированные сахара, содержащиеся

в естественных (непереработанных) продуктах, содержащих фруктозу (мед,

красная и черная смородина, яблоки, вишня, груши, малина, хурма,

крыжовник), так как фруктоза в наименьшей степени способствует

жирообразованию. Кроме того, фрукты содержат клетчатку, необходимую для

нормальной работы кишечника: она раздражает его нервные окончания, в

результате чего усиливается перистальтика, т.е. сокращение стенок кишечника

и продвижение пищи.

В энергетических тратах организма на жир приходится примерно 30% т. е.

он играет второстепенную роль в энергообеспечении жизнедеятельности

человека. Объясняется это тем, что в молекуле жира в отличие от углеводов

содержится очень мало кислорода, поэтому для окисления жиров организму

требуется гораздо больше кислорода, чем для окисления углеводов. Лишняя

потребность в кислороде, естественно, ложится дополнительным бременем на

сердце.

В свою очередь жир выполняет и специфические, присущие только ему

функции. Так, он входит в состав клеточной протоплазмы, нервной ткани,

выделений сальных желез, предохраняющих кожу от высыхания и излишнего

смачивания влагой. Помимо этого, жировая ткань предохраняет тело и

внутренние органы от механических воздействий. Подкожный слой жира защищает

тело от излишних тепловых потерь.

Потребность организма в жирах должна удовлетворяться главным образом за

счет жиров растительного происхождения (кукурузное, подсолнечное, оливковое

масла, маслосодержащие семена — орехи, арахис и др.), содержащих

незаменимые и необходимые организму вещества, которыми так бедны жиры

животного происхождения.

Важной составной частью пищи являются белки, биологические функции

которых важны и многообразны. Белки — основной пластический строительный

материал организма. Они входят в состав мышц, крови, ферментов, без которых

невозможны многие биохимические реакции, (например, пищеварение),

регуляторов обменных процессов — гормонов. На энергетические нужды белки

расходуются организмом в небольшом количестве.

Недостаточное содержание белка в рационе питания вызывает ослабление

вначале тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного

мозга с нарушением их равновесия. Белки стимулируют нейродинамические

процессы в коре, усиливают возбуждение центральной нервной системы,

улучшают способность мозга к тонкой дифференциации. Продукты с высоким

содержанием белков (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) обязательны в меню

первого и второго завтрака школьников, они обеспечивают им хорошую

умственную работоспособность.

Однако избыточное потребление белковой пищи отрицательно сказывается на

обмене веществ, усиливает процессы возбуждения в коре головного мозга.

Белки, содержащиеся в различных пищевых продуктах, неравнозначны по

своей ценности. Они состоят из аминокислот, наличие и состав которых в

белках разных продуктов неодинаковы. Организму важно получать с пищей

белки, более близкие по составу белкам человеческого тела, включающие

необходимые аминокислоты. Они содержатся главным образом в продуктах

животного происхождения — мясе, рыбе, яйцах, молоке — это полноценные

белки. Неполноценными белками называют те, в составе которых отсутствует

одна или несколько необходимых организму аминокислот. Они входят, в

основном, в продукты растительного происхождения. Наибольшую биологическую

ценность представляют белки фасоли, риса, сои.

Белки лучше усваиваются в сочетании с овощами, поэтому к мясным и

рыбным блюдам целесообразно делать овощной гарнир.

Рацион учащихся обязательно должен содержать витамины. Они повышают

сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному

росту и развитию молодого организма, участвуют в обменных процессах.

Витамины должны входить в рацион питания в определенных количествах

(см. Приложение 3).

Потребность организма в витаминах удовлетворяется при соблюдении одного

из основных принципов рационального питания — разнообразия пищи.

В зимне-весенний период для предотвращения гиповитаминоза, который

ослабляет организм, школьникам рекомендуется больше употреблять зелени,

фруктов, овощных и фруктовых соков или поливитаминных препаратов,

выпускаемых в виде таблеток, драже и сиропов.

Наряду с органическими веществами (белки, жиры, углеводы, витамины) в

организм должны поступать минеральные вещества. Они не являются источником

энергии, но без них невозможна нормальная жизнедеятельность. Недостаток

минеральных веществ может привести к нарушению обмена веществ и к развитию

заболеваний. В разных продуктах минеральные вещества содержатся в различном

количестве, следовательно, рацион питания должен быть разнообразным.

Все обменные процессы в клетках тела человека могут протекать только

при достаточном содержании воды. Недостаточное поступление воды в организм

ведет к сгущению крови, задержке вредных продуктов обмена в тканях. В то же

время избыточное потребление воды нарушает водно-солевое равновесие,

создает нагрузку на сердце и выделительные органы.

Состав питьевой воды сложен: кроме молекул самой воды, которую можно

получить после охлаждения пара (дистиллированная вода), в ней содержатся

соли (хлориды, сульфаты и др.), в небольших количествах — фтор, йод и

другие микроэлементы. Из пищевых продуктов наиболее богаты водой овощи,

фрукты, ягоды, молоко. Овощи содержат 80—90% воды, молоко — 87—89%, каши —

75%, мясо — 50%, хлеб — 48%.

Потребность организма в жидкости, помимо пищи, покрывается

дополнительным питьем. Некоторые дети часто пьют, даже не испытывая жажды;

постепенно это входит у них в привычку. В связи с этим очень важно научить

ребенка отличать настоящую жажду от так называемой ложной, когда пересыхает

только слизистая оболочка полости рта. Ложную жажду легко утолить:

достаточно прополоскать рот или сделать несколько маленьких глотков воды.

Залпом выпитая жидкость только создает избыток воды в организме, но не

утоляет жажды. Лучшими напитками для школьников являются чай с молоком,

фруктовые и ягодные соки, настой шиповника.

Полезно знать принципы составления меню завтрака, обеда, полдника и

ужина. На завтрак школьнику можно дать крупяное, овощное или мучное блюдо,

стакан молока, кофе или чай с молоком, хлеб с маслом и сыром. Сюда должны

быть включены продукты с большим содержанием белков: творог, яйца, рыба,

мясо. Обед обычно состоит из трех блюд. Крепкие мясной, рыбный или овощной

супы способствуют выделению желудочного сока, улучшая пищеварение. Однако

суп не является основной частью обеда (пищевая ценность его невелика),

поэтому его не следует давать много. Так, школьникам 7—11 лет достаточно

300—350 г (11/2 стакана) первого блюда. Основная часть обеда —Bтopoe блюдо:

мясное, рыбное, творожное, крупяное или овощное; на третье — сладкое. В

полдник можно дать кефир, молоко, чай с булочкой, ватрушкой, пряником,

фрукты, ягоды. Ужинать следует не менее чем за 2 ч до сна. Он может

состоять из 2 блюд: творог, яйца, овощи, каша или макароны, затем молоко,

кефир, простокваша, кисель. Мясные, рыбные блюда, а также блюда из фасоли,

гороха на ужин нежелательны, так как белок этих продуктов медленно

переваривается и длительно задерживается в желудке. Во сне процессы

пищеварения, как известно, замедляются, и пища плохо усваивается. Кроме

того, мясной белок действует возбуждающе на нервную систему, и это может

неблагоприятно отразиться на качестве сна школьника — сон будет менее

спокойным и глубоким.

Одним из условий рационального питания является распределение приемов

пищи в течение дня по объему, от которого зависит чувство насыщения. Так,

достаточная по калорийности и питательной ценности, но малая по объему пища

не будет казаться сытной. Однако избыточная пища нарушает нормальное

функционирование пищеварительных органов.

Питье воды при приеме пищи нежелательно, так как она не только понижает

аппетит и увеличивает объем содержимого желудка, но и замедляет

пищеварение.

Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен быть 2,5—З кг.

Из этого количества завтрак составляет 600 г (400 г на основное блюдо и 200

г на горячие напитки), обед— 1000 г (400—500 г — на первое, 300 г — на

второе и 200 г — на третье), полдник — 300 г, ужин — 500 г (300 г на

основное блюдо и 200 г на питье). Рекомендованные объемы по отдельным

приемам пищи представлены без учета хлеба.

Нередко родители стремятся дать ребенку значительно больше пищи, чем

это необходимо. Установлено, что большая часть детей, страдающих ожирением,

из тех семей, в которых бытует «культ» еды, где родители сами переедают.

Дети с избыточной массой тела чаще болеют, тяжелее переносят любое

заболевание. Повышенное отложение жира ослабляет мышцу сердца. У ребенка

возникает одышка, он быстро утомляется и начинает избегать подвижных игр,

охотнее занимаясь тем, что не требует движения. Такой режим в свою очередь

способствует развитию ожирения, которое вредно влияет на опорно-

двигательный аппарат ребенка — кости, суставы. Очень часто у таких детей

появляется плоскостопие, нарушается осанка, плохо развиты мышцы. К тому же

немало огорчений причиняют ему насмешки, обидные прозвища ровесников.

Ребенок страдает от своей неуклюжести и неловкости, замыкается в себе,

избегает общества сверстников. Все это сказывается на состоянии нервной

системы, формировании характера.

Без помощи родителей предупредить ожирение и бороться с ним чрезвычайно

трудно. Родители тучных детей должны помнить о необходимости раннего

диспансерного наблюдения за такими детьми и консультироваться с педиатром-

эндокринологом относительно организации их питания и режима.

Особое внимание должно обращаться на недопустимость перекармливания и

малой подвижности.

Таким образом, правильно организованное питание школьника —

необходимое условие нормальной деятельности, роста и развития молодого

организма.

1.3. Личная гигиена

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых

способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена

включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста:

правильное чередование умственного и физического труда, занятия

физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и

активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании

относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья,

одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является

соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы

выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а

потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и

регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение

микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные

условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и

других вредных микроорганизмов.

Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при

нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество

бактерий через 10 мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых

рук — через 20 мин. лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под

ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук), поэтому

так важно систематически и правильно ухаживать за ногтями. Чистота рук

обязательна при приготовлении, употреблении пищи. Не случайно дизентерию,

например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной гигиены нужно

прививать детям с раннего возраста.

Основные средства для очищения кожи — мыло и вода. Для мытья пользуются

туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Каждый человек должен знать

особенности своей кожи (сухая, жирная, нормальная) и учитывать это при

уходе за ней. Душ желательно принимать ежедневно, особенно после работы,

связанной с загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям,

страдающим потливостью; температура воды не выше 37—38°. Если в квартире

нет водоснабжения и душевых установок, обмывают открытые участки тела,

подмышечные впадины, кожу под молочными железами теплой водой с мылом; при

этом лучше сменить загрязненное нательное белье. Мыться в ванне или бане с

применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после

мытья обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением

мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее

самочувствие человека. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным

уксусом или лосьоном, выпускаемым парфюмерной промышленностью. Ноги моют с

мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. При возникновении

потертости, опрелости в межпальцевых складках нужно обратиться к врачу.

Следует помнить, что при нарушении целости кожи ног легко могут возникнуть

грибковые заболевания кожи и гнойничковые заболевания кожи. При появлении

мозолей их необходимо соответствующим образом снимать.

Волосы лучше мыть в мягкой воде; если же вода жесткая, то к ней

добавляют буру или пищевую соду (1—2 чайн. л. на 5—6 л воды). Жирные или

сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за полостью рта помогает

сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Чистят

зубы ежедневно утром, полощут рот после еды; при появлении неприятного

запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу. Для обнаружения

начальной формы кариеса зубов, снятия зубного камня и других мероприятий,

связанных с санацией полости рта, нужно не реже двух раз в год посещать

стоматолога.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за

наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия

следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента

рождения ребенка и проводить постоянно.

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного

белья, одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной

потливости. Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых

комнатах, кухне, в производственных помещениях.

Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные

полотенца (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к

посещению бани. Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное

белье на ночную сорочку (пижаму).

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают

особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к.

нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на здоровье и

трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей.

При разработке правил личной гигиены, по существу общих для всех людей,

учитываются возрастные, а также анатомо-физиологические особенности

женского и мужского организма.

Для правильного развития детей исключительно важно влияние таких

общеукрепляющих факторов, как воздух, солнце, водные процедуры, физические

упражнения и подвижные игры, полноценное питание.

В школьном возрасте особенно важно, чтобы дети как можно больше бывали

на свежем воздухе, находились в движении, регулярно занимались

физкультурой, правильно чередовали учебные занятия с отдыхом, соблюдали

режим сна. Тяжелые физические нагрузки, длительное сидение в школе за

партой и дома за уроками могут вызвать искривление позвоночника и

деформацию костей таза. Как учителя, так и родители должны следить за

правильной осанкой детей. Необходимо, чтобы парта и стол для домашних

занятий соответствовали росту ребенка и правильно освещались; надо следить

за тем, чтобы у детей не развивались близорукость и дальнозоркость. В

период полового созревания, когда перестраиваются нервная и эндокринная

системы и напряжены все приспособительные механизмы, особенно важны

регулярные занятия физкультурой, закаливающие процедуры, благотворно

влияющие на нервную систему.

1.4. Сон

После напряженного учебного дня школьнику нужны хороший отдых и

полноценный сон. Такой сон обеспечивает нервным клеткам головного мозга и

всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает

хорошую работоспособность.

День — это период активной деятельности организма человека,

сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий

активных процессов обмена веществ в организме. Ночь — период относительно

пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем,

при котором восстановительные процессы преобладают над процессами

расходования энергии.

По современным данным, сон представляет собой разлитое торможение,

которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные

клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит

изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляются ритм сердечной

деятельности, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение,

понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

Мозг отдыхает, но не бездействует. Волнообразные, ритмично

повторяющиеся биотоки свидетельствуют о том, что работа мозга не

прекращается. Нейрофизиологи с помощью микроэлектродной техники установили,

что в мозге «ночная смена»: большинство клеток, активных ночью, днем

пассивны, и наоборот. Стало известно, что биоэлектрическая активность

некоторых образований головного мозга во время сна даже выше, чем при

бодрствовании. И все же нормальный сон обеспечивает организму полноценный

отдых, так как во время сна обменные процессы направлены на восстановление

энергетических ресурсов организма.

Давно известно, что люди видят сны, и что в состоянии сна могут

осуществляться неосознанные, но довольно сложные мыслительные операции

(воспоминания, завершение творческих умственных операций, решение

математических задач и т. п.). Так, многие знаменитые люди видели во сне

решение тех проблем, над которыми они безуспешно трудились в состоянии

бодрствования (днем). Например, Вольтер «увидел» во сне новый вариант своей

поэмы «Генриада». По свидетельству современников и друзей А. С. Пушкина,

многие его литературные образы рождались во сне. «Стихи Пушкину грезились

во сне так, что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах», —

писал врач М. Юзефович. План «Горе от ума» и несколько сцен комедии пришли

А. С. Грибоедову во время сна. Ф. М. Достоевский видел во сне героев своих

произведений, один из снов навел его на мысль написать роман «Подросток».

Во сне происходили не только художественные, но и научные открытия.

Много подобных свидетельств имеется о математиках — Р. Декарте, К. Гауссе,

Ж. Пуанкаре, которые «создавали» новые теоремы и системы во время сна. Д.

И. Менделееву во сне «пришла» форма таблицы периодической системы. Ученому

долго не удавалось найти таблицу, выражающую открытый им закон

периодичности химических элементов. Проработав всю ночь безуспешно, Д. И.

Менделеев заснул в своем рабочем кабинете. Во сне он ясно увидел таблицу,

которую искал. Ученый проснулся и тут же быстро набросал эту таблицу на

бумаге.

О новых мыслях, пришедших к ним во сне, рассказывали многие ученые.

Ничего сверхъестественного эти случаи в себе не содержат. Они лишь говорят

о том, что сон людей, занятых напряженным творческим трудом, часто бывал

неполным: те отделы коры головного мозга, которые усиленно работали днем,

не захватываются процессом торможения во время сна, остаются возбужденными,

продолжают работать и ночью. В результате в сознании спящего человека

основная мысль, идея становится необыкновенно ясной и простой. Все, что

напряженно подготавливалось работой многих дней, но не было завершено,

вдруг становилось предельно понятным и завершенным.

Чтобы сон школьника был полноценным отдыхом, нервные клетки головного

мозга могли хорошо отдохнуть и восстановить свою работоспособность,

необходимо соблюдение определенных гигиенических правил. Важнейшее из них —

соблюдение режима сна, т. е. отход ко сну и подъем всегда в одно и то же

время.

Порой нелегко добиться, чтобы ребята вовремя укладывались спать.

Особенно это трудно с младшими школьниками, поскольку в то время, когда им

пора ложиться, жизнь остальных членов семьи еще в разгаре, включен

телевизор и по радио идет интересная передача и пр. И, тем не менее, это

необходимо. Здесь родители должны быть твердыми и настойчивыми. К

сожалению, некоторые из них слишком часто допускают отклонения от этого

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.