реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ушу

боевых танцев, у-шу сохраняли на всем пути своего существования.

В конце II в. до н. э. стало набирать силу Чжоу — одно из княжеств,

входивших в состав царства Шан. В конечном счете это привело к военному

конфликту между Шан и Чжоу. В решающем сражении солдаты-рабы в войске Шан

повернули копья против своих командиров, чем поддержали наступление воинов

Чжоу. Царство Шан пала под ударами своего бывшего вассала. Новые правители

Чжоу объявили, что они получили «мандат» на правление от самого Неба,

«мандат» же империи Шан был утерян. Для консолидации царства Чжоу среди

прочих мероприятий была проведена унификация танцев, в числе которых

выделялся комплекс «шесть плясок». Один из шести танцев был боевой танец

дау — «большое сражение», который в лицах воспроизводил победу Чжоу над

шанцами. Танец состоял из многих действий, а кульминацией была вооруженная

схватка на мечах и копьях. Несколько безоружных воинов показывали также

упражнения рукопашного боя. Танец дау пользовался особой популярностью при

императорском дворе и даже был введен в программу обучения воинов.

Дау подразделялся на шесть частей, однако стабильной формы каждой части

не существовало. Танец трансформировался, сохраняя при этом черты боевого

тренин-

Мастер у-шу с мечом

га в сочетании с ритуальным осознанием выполняемого. Для участников

действа важно было воспроизвести именно те события, которые совершались их

предками, и таким образом стать их участниками, пусть даже это участие

заключалось лишь в обряде, отстоящем от событий на сотни лет.

В ту эпоху не было разделения ритуала на танец и собственно боевую

тренировку. К тому же и танец, и боевая практика обозначились сходными по

звучанию иероглифами — у. Помимо большого риутального танца дау,

существовал ряд малых танцев, воспроизводящих тренировку с различными

видами оружия, например, «танец с мечом и трезубцем», «танец с мечом и

щитом», которые представляли собой парную отработку упражнения. Для танцев

отдельно обозначались жесты рук — у и приемы ногами — дао, что

соответствовало требованиям боевой практики. Все эти танцы были позже

выделены в разряд специальных боевых танцев — уу. Боевым танцам

противопоставлялся комплекс «гражданских танцев» вэньу. Вэньу исполнялись с

перьями фазана и флейтами, боевые танцы — с оружием. В ранних танцах

отразилось деление всей идеологической базы китайского общества на

гражданское (вэнь) и военное (у), сохранявшееся и в элитарных кругах, и в

народе, и даже в среде тайных обществ вплоть до XX в.

Танцы уу регулярно исполнялись при императорском дворе. Для их

преподавания выделялись специальные инструкторы из профессиональных воинов.

Боевой танец превратился в важный вид воинской подготовки. Мудрец Конфуций,

однако, оценивал воспитательное значение боевого танца несколько ниже, чем

гражданского. «Учитель сказал о музыке шао (музыка гражданского танца,

посвященного Шуню, одному из основателей Поднебесной. — Авт.), что она и

очень красива, и весьма добродетельна, а музыка у (боевого танца. — Авт.)

очень красива, но недостаточно добродетельна».

В древнем Китае вплоть до III—IV вв., видимо, несуществовало у-шу в

полном объеме — была лишь подготовка воинов, «воинское ремесло» (бинфа,

цзюньши, сюньлянь), которое сначала имело вид танцевально-боевых

упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебы в специальных

учебных заведениях. Но и в этом случае боевая подготовка носила сильно

ритуализованный характер.

Боевая практика в ее чисто прикладном варианте была широко распространена

в Китае уже при первых династиях Ся и Шан-Инь (XXII—II вв. до н.э.) В этот

период были созданы специальные «курсы», где воинов обучали навыкам ведения

вооруженного боя с копьем, мечом, трезубцем, алебардой.

Первые упоминания о «кулаке» — цюань как синониме кулачного боя можно

встретить в классической «Книге Песен» («Шицзин»), относящейся к эпохе

Чунцю (722—481 гг. до н.э.). Там говорится о тех, кто не обладает

искусством кулачного боя и не мужествен. В этот период многие приемы борьбы

с оружием и голыми руками, а также боевые танцы объединяются под названиями

шоубо, сянго, цзяоли, цюаньюн, или просто доубой, борьба.

При династии Чжоу (XII—III вв. до н.э.) существовал обычай турнирных боев

без оружия — сянбо, который вышел из искусства цзюэди. Сянбо включал в себя

захваты, кулачный бой, броски и удушения. Предание гласит, что Синь Чжоу

(XI в. до н.э.), последний правитель династии Инь, поддавшись дурному

Древнейшие прообразы у-шу c японской гравюры)

влиянию своей любимой наложницы Да-цзы, пустился в безудержный разгул и

стал устраивать во дворце жуткие оргии, нередко кончавшиеся массовыми

избиениями, истязанием челяди, притеснением простого народа. Однажды по

просьбе Да-цзы он устроил во дворце «гладиаторские игры», перебив при этом

всех слуг и даже часть видных сановников. Сам Синь Чжоу был необычно силен:

мог кулаком убить девять быков, без помощи поддерживать крышу дома, заменяя

опорные столбы. Любил он и поупражняться в воинских искусствах. Своих

подданных Синь Чжоу заставлял бороться без оружия, причем победителей

сталкивали в специально устроенный «винный пруд», где они тонули,

захлебнувшись в вине, а побежденных ожидал громадный чан, наполненный

змеями и скорпионами.

Несмотря на столь мрачные легенды, большинство состязаний по рукопашному

бою проходили достаточно корректно. В III в. до н. э. сянбо было

упорядочено для соревнований: бои происходили на специальном помосте,

включали броски, а также удары руками и ногами. Эта система получила

название шоубо. На одном из ранних изображений поединка шоубо можно видеть

судью и двух бойцов, один из которых наносит прямой удар в горло из позиции

гунбу — «стойки лука».

Широкого распространения боевая подготовка достигла в VI в. до н. э. —

III в. н. э., в период раздробленности китайского государства. Это были

века бесконечных войн и противоборства крупных государств. За 240 лет

существования периода Чуньцю было 480 войн, за 182 года периода Чжаньго

(Борющихся царств) более 100. Естественно, подготовка воинов становилась

одной из важнейших задач государства. Широкой известностью пользовались

кулачные бойцы из царства Ци. В «Речах царств» («Гоюй») — памятнике Х—V вв.

до н. э. — рассказывается о том, как правитель царства Ци возвестил: «Среди

умудренных познаниями в моей округе есть мужи, что сильны кулаком, крепки

телом и мастер ством выделяются меж прочих. О них следует докладывать

особо».

Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э.), создатель великого этического учения

Древнего Китая, придавал большое значение воинским искусствам и говорил об

обязательном пестовании как гражданских, так и военных добродетелей. В

сочинении «Суждения и беседы» («Луньюй»), записанном учениками со слов

Конфуция, можно встретить замечания о пользе изучения воинского искусства,

в частности о том, что чиновник должен иметь и гражданскую (вэнь), и боевую

(у) доблесть. «Между благородными мужами нет состязаний. Единственно разве

что в стрельбе...» Рассказывают, что отец Конфуция Шулян Хэ отличался

огромной силой и неоднократно участвовал в турнирах по сянбо. Однажды во

время взятия города Бияна в 563 г. до н. э. его жители применили военную

хитрость. Они приподняли ворота и впустили часть нападавших, а затем

отрезали выход. Но Шулян Хэ, участвовавший в сражении, сумел благодаря

своей физической силе приподнять ворота руками и выпустил тех, кто оказался

в ловушке. За это ему был присвоен важный чиновничий титул дафу. Вероятно,

от отца Конфуций и унаследовал уважение к военному делу.

Воинская подготовка получала философское осмысление, становилась

предметом притч и исторических анекдотов. Истинный воин должен быть гуманен

и человеколюбив, настоящий боец — это преломление важнейших конфуцианских

понятий для экстремальных условий. Но и в такой ситуации принцип обороны

должен превалировать над принципом нападения. Последователь Конфуция

знаменитый философ Мэн-цзы (ок. 370—289 гг. до н. э.) говорил: «Тот, кто

делает стрелы, далеко не столь человечен, как тот, кто делает латы. Первый

боится лишь одного — что стрелы его не поранят человека. Второй же боится —

как бы человека не поранили!»

В конце III в. до н. э., после многочисленных войн на территории Китая

возникает империя Цинь. Реформы Цинь Шихуана, первого императора династии,

которые ликвидировали политическую и экономическую раздробленность, привели

также к выработке единых систем воинской подготовки. В это время

большинство методов единоборства, циркового искусства, боевых танцев с

мечами, копьями, топорами и другим оружием, управление колесницами были

объединены в комплекс «ста игр» —байси или цзюэдиси (представления цзюэди).

Боевые искусства там были представлены борьбой цзюэди и шоубо. По цзюэдиси

в эпоху Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) стали проводиться крупные

соревнования, на которые съезжался народ из всех провинций. В «Истории

Хань» («Ханыыу») рассказывается, как в 108 г. проходили соревнования по

цзюэдиси, на которые народ приехал за три сотни ли (150 км). В условиях

бездорожья и сложности передвижения для того времени это был очень далекий

путь. Состязания были устроены китайским императором У-ди (157—87 гг. до н.

э.), который отличался не только талантом опытного администратора и

полководца, но и любил различные «воинские утехи». Часто при дворе

проводились представления с танцами, песнями сопредельных «варварских»

народов, с боевыми поединками.

Династия Хань пришла к власти в Поднебесной в результате стремительной,

но кровопролитной гражданской войны. Политические и экономические реформы,

предпринятые императорами династии Цинь, хотя и привели к известному

улучшению, были слишком решительны для своего времени. Воспользовавшись

слабостью положения наследника Цинь Шихуана, императором стал талантливый

военачальник Лю Бан. Новая империя предприняла ряд военных походов на юг к

границам Индии и Бирмы и на запад — в Тибет. Непобедимые войска ханьцев

вторгались в Маньчжурию, Корею, в районы Центральной Азии. Методы

психической и физической подготовки воинов стали залогом жизнеспособности и

политической мощи империи. Начали восстанавливаться и переписываться старые

классические книги, сожженные якобы по приказу Цинь Шихуана во время его

гонений на конфуцианство, а вместе с тем составлялись новые компендиумы

исторических хроник и практических занятий, среди них — первые, в то время

еще весьма примитивные пособия по воинской подготовке.

В «Ханыпу» в разделе «Хроники литературы и искусства» («Вэнь и чжи»)

содержалось шесть специальных глав, посвященных воинскому обучению и боевым

искусствам, в том числе цзюэди и шоубо. Эта часть хроник утеряна, однако

известно, что в то время не только отрабатывались приемы с оружием, но и

существовал специальный набор приемов боя голыми руками, а также способы

защиты безоружного воина против противника, вооруженного ножом, копьем и

трезубцем.

В эпоху Хань борьба цзюэди, или цзюэдиси, разделялась на два раздела:

цзюэди и шуайцзяо. Цзюэди представляла собой ритуальное единоборство,

фактически спектакль, разворачивавшийся по заранее заданной программе. В

цзюэди нашли отражение боевой танец уу, а также прикладные методы боя.

Шуайцзяо была обычной борьбой с использованием захватов и бросков и

практически в неизменном виде дожила до наших дней.

Глинянный воин в характерной стойке у-шу (со скульптуры из гробницы

императора Цинь Шихуа- Жна)

В самой цзюэди эпохи Хань борьба велась без оружия и не было ударов, в

отличие от сянбо или шоубо, где использовались удары руками и ногами.

Первоначально схватки цзюэди — цзяоли и шуайцзяо сопровождались музыкой и в

III в. до н. э. распространились в народе. Цзюэди была введена Цинь

Шихуаном в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый солдат и офицер

должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю и на

воде, а также разучить несколько технических действий голыми руками.

Нетрудно заметить, что для обучения солдат была выбрана весьма

ритуализованная борьба, которую можно было практиковать и в виде заданных

формальных комплексов упражнений — тао, и в виде свободного поединка.

В то время Китай страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников

сюнну (гуннов). Летописи отмечают, что сюнну, отличные наездники, прекрасно

умели стрелять с лошадей, были выносливы и жестоки в бою. Ханьцы же (так в

эпоху Хань стало именоваться этническое большинство) отличались умением

сочетать различные виды оружия в поединке, и даже кожаные панцири сюнну не

выдерживали их ударов. Но сюнну были многочисленны, и приходилось

привлекать простой народ для защиты границ империи. Специальные воины

инструкторы обучали часть мужского населения простейшим приемам владения

копьем, но в основном — технике цзюэди. Уже в то время выделился некий

тайный раздел в приемах, который знали только профессиональные воины

высоких рангов.

В эпоху Хань несколько меняется отношение к военной практике. Если раньше

официальная доктрина советовала сочетать гражданское и военное обучение, то

правители Хань говорили, что «гражданское и военное идут разными путями».

Частично это можно объяснить взлетом культуры в эпоху Хань и невозможностью

серьезно заниматься сразу двумя различными направлениями. Новый подход

заставил обращать более серьезное внимание на воинскую подготовку,

воспитывать специальных инструкторов по воинским искусствам, создавать

школы военного обучения для воинов различных уровней — от простых

пехотинцев до военачальников, В то время бурное развитие воинской науки в

Китае позволило регулярно устраивать состязания по рукопашному бою с

оружием и без оружия. Однако то была лишь регулярная подготовка воинов

(цзюньши, сюньлянь), которую можно встретить в любом государстве древности,

например, в Греции, Риме, Парфии, а на Востоке в Индии и Вьетнаме.

Издавна существовала и так называемая индивидуальная подготовка воинов.

Это был специальный комплекс упражнений, направленный на укрепление силы и

выносливости, выработки хладнокровия и решительности в бою. Для развития

силы воины занимались поднятием тяжелого бронзового треножника-курительницы

за две боковых ручки. Отбор в специальные войска был весьма суров. Надо

было прекрасно владеть приемами боя с копьем, мечом, трезубцем, арбалетом,

борьбой без оружия. В эпоху Цзин (265—420) испытуемый должен был

помимо описанных выше навыков суметь пронести бронзовый треножник в 300

кг на 50 шагов, пройти за один переход 150 км, знать методы бесшумного

передвижения, боя на воде, обезоруживания, связывания противника и

конвоирования пленного.

Еще У-цзы (IV в. до н. э.), полководец, которому, по отзывам

современников, «не было равного в Поднебесной», писал в своем поучении: «В

армии всегда найдутся воины, храбрые, как тигры; найдутся сильные, легко

поднимающие тяжелый треножник; найдутся ходоки, идущие быстрее боевых

коней; всегда найдутся люди, которые смогут отнять знамя, заколоть

полководца. Таких нужно отбирать, отделять их от прочих, любить и ценить

их. В них — судьба армии.

Если окажутся такие, кто искусен в употреблении оружия, кто помышляет о

том, чтобы поглотить противника, нужно добавить им титулов и с их помощью

добиться победы».

Проблемы отбора и подготовки достойных мужей для армии занимали умы

многих стратегов древнего Китая. В трактате канона военной науки «Лю тао»

(XII в. до н.э., хотя, по оценкам историков, трактат может относиться и к

IV—III вв. до н.э.), автор выделяет ряд желательных качеств для воинов

отборных частей. Это храбрость и сила, презрение к смерти и к ранам,

энергия, мужество, неукротимость, умение держать строй, исключительные

физические данные, проворство. Учитываются и моральные факторы: желание

искупить прежние провинности, отомстить за смерть родичей, пробиться на

высокий пост и т.п.

Помимо отбора и правильного распределения людей, в военной науке Китая

решающее значение придавалось поэтапному обучению воинов. Обучение солдат

начиналось с овладения навыками группового боя, маневров и перестроений,

занятия позиций, взаимодействия частей армии и т. д. Только после того как

солдаты усвоили правила передвижения и маневра, отмечает У-цзы, им можно

дать в руки оружие и начать обучение приемам Рукопашного боя. Способ такого

обучения стал традиционным для Китая и использовался не только в регулярной

армии, но и во время восстаний, и в среде тайных обществ. У-цзы формулирует

принцип взаимообучения так: «Когда научится сражаться один человек, он

обучит Десять других; когда искусству боя обучатся десять, они обучат сто».

Рождение техники бросков (с японской

гравюры)

К концу II в. вся индивидуальная

подготовка воинов была объединена под

названием уи — «боевое искусство». Этот

термин сохранился на протяжении многих

веков и позже стал синонимом у-шу. Однако в

то время он обозначал лишь подготовку

воинов. В уи вошли цзюэди, шоубо, техника

работы с оружием. Комплекс включал бой

голыми руками, с оружием, защиту от

вооруженного нападения. Обучение

базировалось на формальных упражнениях —

комплексах тао, которые выполнялись как в

сольном варианте, так и с партнером.

В III—IV вв. появляется еще один вид

борьбы — сянпу (прообраз японского сумо),

который широко распространился на севере

Китая. Он имел кодифицированный набор

приемов: захваты головы, ног, броски через

плечо, подножки, подсечки, броски прогибом

через грудь. При императорском дворе

проходили соревнования по сянпу даже среди

женщин. Позже китайские путешественники

завезли сянпу в Японию, где были

разработаны более четкие правила и где

отдавалось предпочтение людям с большим

весом для участия в состязаниях. Не

случайно сумо в Японии называют «борьбой

гигантов».

Таким образом, уже в древности в Китае

наметились две линии развития воинской

практики, которые соответствовали основному

делению китайского общества. Первый уровень

— элитарный. Ка этом уровне воинские

искусства в основном служили подготовке

воинов, а также для придворных состязаний и

театрализованных представлений. Боевым

единоборствам придворные поэты посвящали

стихи и литературные произведения:

например, известный поэт Бо Юань (217 —

278) посвятил стихи упражнениям с мечом и

коротким копьем и, кроме того, описал

конкретные приемы нападения и защиты. Позже

вошло в обыкновение писать трактаты по

воинским искусствам в поэтической форме.

Император и его приближенные практиковали

уи, например упражнения с копьем. Эта

практика носила в основном не прикладной, а

оздоровительный характер. В «Продолжение

жизнеописаний буддийских монахов» («Цзи гао

сэнчжуань») встречается любопытное описа-

ние: «Во дворце часто устраивались

стодневные монашеские посты. Император и

его приближенные своими руками готовили

пищу, а после поста поедали ее, занимаясь

также боевой практикой».

Второй уровень, на котором практиковались

единоборства и воинские искусства, —

нароный, или локальный. В древности на

народном уровне единоборствам не

придавалось большого прикладного значения:

в основном и сянпу, и сянбо, и цзюэди

носили зрелищный, игровой характер,

повторяя в своей основе внутреннюю сущность

чжоуских боевых обрядовых танцев. Народная

культура обычно имитировала элитарную

имперскую культуру, но как бы в упрощенном

виде. фактически в народе практиковались те

же виды единоборств (исключая, конечно,

слишком профессиональные воинские

искусства), что и при дворе. Однако здесь

не было ни кодифицированного набора

приемов, ни правил. Многочисленные

разновидности борьбы — цзюэди, цзяоли,

шуайцзяо, сянпу, сянбо — перекрещивались, а

их названия зачастую путались. Это был

веселый праздник, полный музыки и радости.

В то же время он нес воспоминания об

истории Китая, о битвах великанов, о

непобедимом Хуан-ди и мятежном Чию, о

сменах династий, о походах и сражениях.

Как на элитарном, так и на народном

уровне в практике единоборств большое

значение придавалось чисто ритуальным

действиям, но органичного сращения методов

боя с философскими системами, вероятно, еще

не произошло. Это, однако, не помешало в

конце правления династии Хань возникнуть

первой кодифицированной системе рукопашного

боя. Она была создана наставнике» воинских

искусств Го И, который назвал ее «Длинна!

рука» — Чаншоу. Этот комплекс главным

образом обо ронительных приемов был

рассчитан на борьбу с воору женным

соперником и нашел широкое применение в

армии. Хотя, в сравнении с позднейшими

стилями у-шу, арсенал приемов Го И был

крайне ограничен, а в качестве ударных

частей тела использовались только кулаки,

колени и стопы ног. Чаншоу, как

свидетельствует «История поздней династии

Хань» («Хоу Ханыпу»), пользовался

популярностью еще в начале IV в. Этот стил

имел чисто прикладное значение.

Развитие светских воинских искусств и

народных единоборств шло параллельно с

развитием учения даосов об «искусстве

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.