реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ушу

Ушу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучая иную культуру, мы глубже постигаем самих ебя и собственные

культурные ценности. Начиная с VI—XVII вв., когда первоначально

христианские и католические миссионеры, а позже путешественники и ченые

обратили взоры к Востоку, их поразило обилие еобычного и непривычного для

людей Запада в Поднебесной империи — Китае. Недоумение чувствуется в за

писках европейцев, освещающих мирное сожительств конфуцианства — по их

мнению, высокоморального учения — с «варварскими» даосизмом и буддизмом.

Нееньше поражали гостей и подкрепленные философскими рассуждениями странные

комплексы гимнастических пражнений, которые повсеместно практиковали жители

ородов и деревень вплоть до новейшего времени. Огромен был спектр таких

упражнений — от дыхательно-медитативных систем до боевых комплексов,

объединявшихся под единым названием у-шу.

Именно тогда возник проникший позже на страницы ападных массовых изданий,

на экраны кинотеатров и идеомагнитофонов миф о загадке китайской

цивилизации — воинских искусствах у-шу, дающих человеку верхъестественные

способности. Журналы запестрели ообщениями о различных оккультных таинствах

— о аправленном «выбросе» биоэнергии, об удивительной пособности без вреда

встречать удары меча и копья, робить ладонью камни, чуть ли не

«странствовать в облаках». Слухи подогревались еще и тем, что ни в одной

тране Запада нельзя было найти аналогов этой древней бласти знания.

Лишь в последнее время к у-шу стали подходить не ак к курьезу, а как к

неотъемлемой части культурной радиции, столь же богатой и сложной, как

китайская

Прекращение вражды и установление гармонии — кардинальная идея у-шу (с

японской гравюры).

архитектура и живопись, философия и литература. А это означает, что у-шу

— уникальная «наука жизни» — требует внимательного научного рассмотрения.

Необходимо вновь «вернуться к истокам» — изучить китайские исторические

хроники, трактаты, жизнеописания полководцев, даосских и буддийских

подвижников.

Европейский ум, сталкиваясь с необычным феноменом, сразу же пытается

найти для него аналогию в рамках собственной культуры и очень неохотно

допускает, что инокультурное явление может быть во много крат шире и

глубже, чем все внешние представления о нем. Нередко у-шу называли

«гимнастикой», «методом самозащиты», «способом активной медитации»,

«китайским боксом», а то и «эффективной системой достижения успеха в

делах», то есть пытались «подогнать» под привычные понятия. И все же

придется согласиться, что у-шу — не та надуманная система, что возникает в

воображении наших современников под воздействием слухов, популярных книг и

кинобоевиков, а сложнейший комплекс методов психофизического тренинга,

который

веками формировался в Китае, захватывая обширные, порой неведомые области

медицины, психологии и парапсихологии, этики я эстетики.

" Существует также исторический миф об у-шу китайского происхождения. В

Поднебесной империи считалось, что чем дальше в глубь времен отстоит от нас

то или иное событие или явление, тем оно ценнее для последующих поколений и

тем больше истины заключено в нем. В Китае бытовали представления о некой

«золотой древности» — эпохе порядка, справедливости и добродетели, когда

процветала культура и небесная гармония находилась в соответствии с земными

уложениями. Нередко в Китае знаменательные исторические события относились

в далекое прошлое, за несколько сот лет до реальной даты. И сейчас можно

встретить описания «зачатков» у-шу у синантропов, первобытных охотников,

вооруженных «оружием у-шу» — каменным топором и примитивным луком.

Реальность, однако, свидетельствует о другом — у-шу возникло на стыке

китайской натурфилософии и различных способов подготовки воинов в те

времена, когда и «гражданское начало» (вэнь) и «военное» (у) были

достаточно высоко развиты. Хотя в раскопках скальных пещер в Мавандуе были

обнаружены изображения людей в позах, отдаленно напоминающих современную

дыхательно-медитативную систему ци-гун, но вполне вероятно, что эти ранние

упражнения были не сложнее обычной утренней гимнастики.

Впервые термин у-шу можно встретить в памятниках начиная с III в., до

этого времени употреблялись названия лишь для отдельных конкретных видов

борьбы — шоубо, сянбо, цзяоли, чаншоу. Буквально у-шу переводится как

«воинские искусства», хотя полный смысл термина выходит далеко за рамки

этого дословного перевода. Первоначально у-шу, вероятно, представляли собой

структурно не оформленную систему чисто воинской практики, которой

занимались в основном на элитарном уровне китайской цивилизации — при

дворе, в среде знати или «людей просвещенных». Несколько позже методики

подготовки воинов проникают и в народную среду, где сливаются с широким

спектром народных верований, а также крупнейших религиозно-философских

систем Китая — конфуцианства, даосизма и буддизма.

У-шу в древности

Постепенно наметились основные центры развития у-шу, начали формироваться

основные стили и направления. Этот процесс достиг апогея в XVII—XVIII вв.,

во времена маньчжурского завоевания Китая. Толчком к формированию стилей

служили, вероятно, чисто внешние факторы — хотя бы такие, как нашествие

чжурчжэней, монголов, а позже маньчжуров. Владычество иноземцев заставляло

китайский народ укрывать свое воинское искусство в тайных школах и сектах,

основным консолидирующим началом которых нередко и были именно занятия у-

шу. Само у-шу начинало символизировать не просто набор приемов и хитроумных

методик, но некое священнодействие, теургию, учение, которое передается

лишь от учителя ученику в форме своеобразного «диалога душ». В тайных

школах сложились ныне широко известные направления и стили у-шу — Шаолинь-

цюань, Багуа-чжан, Хун-цюань, Танлан-цюань и ряд других. Закрытая школа,

существовавшая в рамках тайного общества, обеспечивала передачу традиций у-

шу в неизменном виде. «Передавая учение, преемствуем душу» — на этом

принципе было построено все традиционное у-шу.

Помимо существования закрытых школ, были и широкие секты гуань или шэ,

обычно связанные со школой. Собственно «академическая» школа называлась

мэнь («врата») — символ того, что ученик, входя во «врата», оставлял все

старое за ними, обретал качества «настоящего человека», после чего ему и

передавались тайны учения. Однако все это было связано с огромной работой

над собой и большой психологической нагрузкой, поэтому секты гуань и шэ

нередко внешне дублировали основную школу, имитировали чисто внешний

рисунок движений, не углубляясь в философские сложности. Такая структура

традиционного у-шу, сохранившаяся вплоть до начала XX в., позволяла любому

желающему практиковать это искусство в зависимости от своих физических и

психических способностей.

Каждая школа обязательно восходила к первоучителю, «Отцу-основателю»,

легендарному мастеру, который придавал всем последующим поколениям учеников

статус каноничности и высокий социальный престиж. Создание стилей

приписывалось в основном легендарным личностям, поэтому подавляющее

большинство стилей у-шу соотносятся с героями китайской традиции: стиль

«Обезьяны» (Хоу-цюань) — с царем обезьян Сунь Укуном, стиль «Направленная

воля» (Син и-цюань) — с легендарным полководцем Юэ Фэем. Даже Конфуций (Кун-

цзы) и его ученики якобы занимались стилем Кунмэнь-цюань. Особенно много

стилей приписывается «молодцам с горы Ляншаньбо» — героям средневекового

романа «Речные заводи». Стиль «Пьяницы» (Цзуй-цюань) был разработан,

согласно легенде, бесстрашным монахом Лу Чжишенем, стиль «Пронзающие ноги»

(Чо-цзяо) —У Суном, «Потерянный след», или «Лабиринт» (Мицзун-цюань), —

бывшим воспитанником шаолиньского монаха Янь Цином. Все эти версии о

возникновении стилей у-шу формировали у занимающихся чувство единения с

традициями мастеров и героев славного прошлого, вводили в мир китайской

истории. Таким образом, у-шу становились своеобразным способом социализации

многих членов китайского общества — то есть приобщали к основным культурным

установкам, необходимым для существования человека как члена данного

общества. Не случайно в каждом стиле у-шу, помимо изучения чисто

технических действий, рассматривались и вопросы этики, житейской философии,

логики, способы обращения к старшим, общения с людьми, принципы поведения

как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях.

В средние века центром занятий у-шу становятся буддийские монастыри. В

них создавались идеальные условия для занятий — жесткая дисциплина,

замкнутое сообщество, позволяющее поддерживать высокий уровень духовности,

регулярность и непрерывность занятий. Особенно прославился монастырь

Шаолинь в Хэнани.

Хотя монастырь Шаолинь и считается центром всех буддийских видов у-шу,

однако более вероятным представляется, что различные направления

формировались независимо друг от друга, часто переплетаясь воедино или,

наоборот, распадаясь на десятки стилей и подстилей. В результате такого

долгого и взаимообогащающего развития сформировалось три крупнейших

направления у-шу — шаолиньское, уданское и эмэйское.

Шаолинь-пай (шаолиньское направление) исключает в себя около 400 основных

стилей, распадающихся на более мелкие подстили и школы. Решающее влияние на

формирование Шоалинь-пай оказала буддийская «прикладная метафизика». Ряд

эзотерических школ избрал тайные учения буддизма своей основной доктриной:

Цзинганчань цзыжань-мэнь (школа «Естественности алмазного Чань-

буддизма»), Фо-мэнь (школа «Будды»), Лама-цюань («Ламаистский кулак») и

некоторые другие. Из всех видов буддизма в системе у-шу, безусловно,

решающую роль играл Чань-буддизм, повлиявший также на формирование всей

китайской культуры, особенно в IX—XIII вв. Чань-буддизм не только создал

своеобразное эстетическое отношение к миру как к Великому .символу бытия,

за которым скрывается истинная сущность, но и разработал особые методики

раскрепощения способностей самого человека. Не переоценивая буддийские

догмы, Чань-буддизм учил находить радость бытия и возможность

самореализации в любом творческом действии, в том числе и в занятиях у-шу.

Многие стили, которые сейчас причисляются к шаолиньскому направлению,

возможно, никогда не соотносились со знаменитым монастырем, однако в

названии стилей и движений как дань традиции встречались названия:

«восемнадцать движений рук архатов», «монах толкает врата», «богомол,

взывающий к Будде». Некоторые возникавшие в народной среде школы считали,

что они происходят от истинно шаолиньских стилей, а их руководители

приписывали себе учителей из шаолиньских монахов. Так складывалась легенда

о монастыре

Шаолинь — «центре всех у-шу в Поднебесной империи».

Уданское направление выпестовалось в лоне даосизма — религиозно-

философского учения, ставящего своей целью постижение Пути-Дао, извечного

закона, задающего -од всему механизму бытия. Считалось, что постигший Дао

становился «настоящим человеком», то есть мог обрести «вечную весну» —

бессмертие. Выйдя из ранних шаманистических ритуалов и натурфилософских

верований, даосизм разработал учение о двух взаимодополняющих и

взаимопротивоположных началах — Инь и Ян, первое из которых рассматривалось

как темное, женское, негативное, пассивное, а второе — как светлое,

мужское, позитивное, активное. Равновесие этих начал обеспечивало здоровье

и долголетие человека. В среде даосских отшельников во II—IV вв. начали

создаваться ранние психорегулирующие системы на основе методов дыхания в

сочетании с гимнастическими упражнениями — даоинь.

В III в. знаменитый лекарь — даос Хуа То создал первую дошедшую до нас

систему ци-гун, называвшуюся

Рождение «звериных» стилей (с корейской гравюры)

«Игры пяти зверей» (Уцинси). В IV—V вв. даосская секчта «Высшей чистоты»

на горе Мао-шань детально разработала методики достижения здоровья и

долголетия путем дыхательных упражнений (туна), психомедитативного

проведения внутренней энергии ци по каналам внутри тела (синци),

гимнастических упражнений, сексуаль-ной практики, диетологии. Сложнейший

комплекс упражнений значительно трансформировался с течением времени. В

упрощенном виде его практиковали для достижения «чистого и светлого»

состояния сознания.

Наконец, в XVII—XVIII вв. возникают основные системы уданского

направления, названные так по месту их формирования — крупному даосскому

центру в горах Удан-шань в провинции Хубэй. Китайская традиция отнесла их

возникновение к IX—XIII вв. — «золотому веку» древности, тем самым утвердив

ценность учения, а прообразы «мягких» школ можно найти даже в I тысячелетии

до н. э. Все школы этого направления — Тайцзицюань, Багуа-чжан, Сини-цюань

и другие — должны были привести человека в состояние естественности и

спонтанности, когда он начинал ощущать окружающий мир как самого себя, а в

«его пустом и чистом сознании слышались отзвуки Пути-Дао». Этот принцип

«отзвука» внешнего мира внутри человека можно встретить и в китайской

поэзии, и в живописи, и в театральном искусстве.

'

Со временем уданские школы и стили превращались в сложные философские

учения, а позже в оздорови- тельные системы. Уданское направление считало,

что, помимо внешнего движения (вай-дун), существует и «внутреннее движение»

(нэй-дун). Начинающий пытается воспроизвести лишь внешнюю форму, опытный

мастер, наоборот, понимает, что суть стиля — это наиболее точное внешнее

выражение «внутреннего движения». Не случайно уданские системы иногда

называют «внутренним» направлением у-шу (нэй-цзя) в отличие от шаолиньского

«внешнего» направления (вай-цзя).

В XVIII в. в провинции Сычуань, в горах Эмэй завершилось формирование

стилей направления Эмэй-пай, включавшего около 60 основных школ.

Первоначально Эмэй-пай было достоянием буддийских и даосских монахов, но

затем стало преподаваться местным жителям, иные из которых достигали такого

мастерства, что служили инструкторами у-шу в императорской гвардии.

Эмэйские стили соединили шаолиньские северные и местные южные школы,

связав их с важнейшими принципами «внутреннего» направления.

Различные виды у-шу проникли во все поры китайского общества, его

практиковали знаменитые поэты Ли Бо и Су Дунпо, художник Бада Шаньжэнь,

полководцы Ху Дахай, My Инь из ближайшего окружения императора Чжу

Юаньчжана, видные члены организованного Сунь Ятсеном «Союза возрождения

Китая» Чжэн Шилян и Ян Цюйюнь, а также миллионы простых китайцев, давших

миру мощный сплав философской традиции и методов психофизического

воспитания человека. Мастеров у-шу можно было встретить и среди монахов-

отшельников, и в тайных обществах, объединявших зачастую тысячи человек.

Именно ч тайных обществах появилось слово гун-фу для обозначения боевых

искусств. Гун-фу имеет очень широкий смысл (прежде всего «радение»,

«мастерство», «высшее умение»), выражая оттенок огромной ценности,

святости, который придавался в Китае занятиям у-шу. Понятие гун-фу можно

встретить обычно в философских трактатах об искусстве кулачного боя, там

оно часто употреблялось рядом со словом «учение» как величайшее внутреннее

откровение древних мудрецов. Придя на Запад вместе с потоком иммиграции из

Китая в середине XX в., оно стало звучать как кунфу. Исказилось не только

звучание слова, но и его содержание. У-шу, оторванные от того культурного

контекста, в котором они существовали на протяжении тысячелетий, стали

превращаться в спорт, гимнастику или рукопашный бой в оболочке восточной

терминологии.

Большое влияние оказали у-шу на сопредельные с Китаем страны — Корею,

Японию, Вьетнам, Лаос, Малайзию. Они способствовали созданию таких

известных во всем мире японских единоборств, как дзю-до, каратэ, айки-до,

сумо, корейского хваран-до и тэквон-до, вьетнамского вьетво-дао, однако,

может быть, ни в одной другой стране мира воинские искусства не были так

тесно вплетены в общий культурный контекст, как в Китае.

Наследие у-шу, являя собой пример соединения эстетико-философской мысли и

практики, располагает целым рядом философских трактатов, учебников.

Большинство народных романов, таких, как «Речные заводи», «Троецарствие»,

«У Сун убивает тигра», содержат колоритные примеры применения и изучения у-

шу. Всего известно более тридцати крупнейших литературных произведений,

посвященных различным аспектам у-шу.

Закономерен вопрос:

зачем же большинство населения старого Китая столь активно практиковало

различные формы у-шу! Ради изучения приемов самозащиты или для

обретения здоровья и долголетия? Китайские источники подсказывают

парадоксальный, на наш взгляд, ответ: не существовало, да и не могло

существовать какой-либо конкретной цели в изучении у-шу. Для миллионов

людей у-шу становились способом реализации внутренних ресурсов человека

путем психофизического совершенствования, вечно звучащим эхом, доносящим из

далекого прошлого образы великих учителей и легендарных мудрецов. Вероятно,

именно это сложнее всего понять представителям западной цивилизации.

«Учение»

Глава 1. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Воинское искусство — это важное государственное дело, основа рождения и

гибели, путь жизни и смерти, и его нельзя не изучать.

Сунь-цш (V-IV вв. по н.э.)

Проще всего повести линию развития воинских искусств от примитивных

навыков охоты и боя, существовавших в первобытном обществе. Однако для того

чтобы прикладные навыки сумели перерасти в стройную систему у-шу, которая

дожила до наших дней, был необходим один немаловажный фактор — сочетание

утилитарной ценности технических действий с сакральным внутренним

содержанием. Ритуально-мистический характер ранних приемов боя позволил им

впоследствии наложиться на религиозно-философские системы Китая — даосизм,

буддизм и конфуцианство, вместе с которыми различные направления у-шу

проникли в Японию, Корею, Вьетнам, Лаос, способствуя созданию там новых

школ боевых единоборств.

Зачатки первых систем у-шу возникли еще до становления китайской

государственности отнюдь не только из способов самообороны или охоты. Их

истоки восходят и к первобытным танцам Такие танцы совмещали в себе ритуал

и практическую тренировку. Сюжетами танцев становилось изложение мифа в

форме набора движений. У-шу вырастают из конгломерата мифов и легенд.

Зачастую легенды — лишь сильно искаженное эхо далеких, но реально

происходивших событий, излагаемых особым мифологическим языком, очень

типичным для ранних

Демон-хранитель гробницы (с китайской скульптуры VIII в.)

форм сознания. Темой многих танцев становились битвы великанов или

божественных правителей, обладавших неимоверной мощью. Эти битвы «сотрясали

небо и поражали землю». Память о них продолжала жить в особых боевых

плясках.

Однажды, как гласит предание, злокозненный князь Чию решил поднять

восстание против основателя Поднебесной империи и верховного владыки Хуан-

ди — Желтого императора. Хуан-ди обладал огромной силой и был непобедимым

воином. Он имел четыре лица, которые наблюдали за четырьмя сторонами света.

Однако и его соперник Чию был могуч, страшен на вид. У него было

человеческое тело, коровьи копыта, четыре глаза и шесть рук. На голове

росли острые рога, а когда волосы за ушами вставали торчком, они напоминали

мечи и трезубцы. Чию питался исключительно песком, камнями и кусками

железа. Своими руками он изготовлял копья, трезубцы, гигантские топоры,

крепкие щиты, луки и стрелы.

Чию поднял против Хуан-ди своих братьев — храбрых великанов с медными

головами и железными лбами, а также народ племени мяо. Долго продолжался

бой, оба противника прибегали к военным хитростям, сходились в рукопашном

бою, пускали в ход мечи и копья, им помогали драконы и тигры. Лишь с

большим трудом удалось Хуан-ди одолеть Чию. Чию был казнен, а его голову и

тело захоронили в разных местах на расстоянии сотен километров, чтобы они

никогда не сумели соединиться вновь. До сих пор в Китае красноватый туман

иногда называют «кровью Чию» в память о ежегодных жертвоприношениях на его

могиле. Во время церемонии поминовения из могилы пробилась струйка

красноватого тумана и воспряла к облакам.

Память об этом легендарном сражении долго еще жила в народе. Она

запечатлелась в одном из ранних боевых обрядовых танцев, распространенных

на территории современных провинций Хэбэй и Шаньдун (в Шаньдуне, согласно

легенде, и похоронен Чию). Специально подготовленные бойцы, надев на голову

рога (маску

Боевой танец

Чию), по два-три человека нападали друг на друга, при этом иногда нанося

довольно серьезные увечья. В III—V вв. танец был дополнен «играми Чию» —

боевой ритуальной практикой. Этот комплекс упражнений стал называться

цзюэди («бодание») и представлял самую раннюю форму слияния ритуала с

рукопашным боем.

Системы единоборства всегда рассматривались в раннем Китае как

привнесенные в этот мир богами или духами. В провинции Цзянси существовал

танец «кайшань» («раздвинутые горы»), где главное действующее лицо —

создатель мира бог Паньгу выполнял основные боевые движения с топором. Ряд

танцев был посвящен воспеванию доблести Хуан-ди. Характерно, что и

некоторые школы у-шу позже стали считать Хуан-ди своим основателем и

покровителем.

Содержание и внутренняя сущность ранних боевых танцев весьма близки к

мироощущению адептов у-шу. Это чувство единства с миром, приобщение через

ритуал к высшему началу, переживание некой скрытой сущности бытия,

недоступной взору простого смертного. Ореол святости, идущий от древних

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.