![]() |
|
|
Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастикиспортивной одежде) на медицинских весах с точностью до 0,5 кг. Для определения выносливости использовался тест Купера (6 - ти минутный бег ), результат определялся с точностью до 10 метров. Измерениям предшествовала психологическая подготовка , с целью достижения максимального результата. Эксперимент длился полтора месяца, его можно условно разбить на два этапа. Первый этап был направлен на определение степени здоровья исследуемой нами группой , а второй - на изменения степени здоровья происшедших за полтора месяца. 28 ГЛАВА 3 Исследование эффективности творческого подхода в процессе преподавания лечебной гимнастики. 3.1.Обоснование экспериментальной программы по лечебной гимнастике с элементами творческого подхода в процессе ее реализации. Анализ литературных источников показал, что возможно множество направлений творческого подхода в сфере физической культуры .При занятиях физическими упражнениями можно вы делить три основных направления. Первое направление . Музыкальное сопровождение является .важнейшим элементом в любом способе О.Р.У.. Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться, во первых, в грамотном подборе содержания музыки, во вторых, в создании фонограммы, в третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается в ее соответствии возрасту занимающихся, учете традиций национальной, отечественной культуры, использовании существующих современных музыкальных направлений. При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как однохарактерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разно плановым музыкальным 29 содержанием. При этом каждое новое упражнений может выполняться под "свою" музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями / 5 /. Второе направление . Достижение эффективных результатов физической культуры и спорта среди школьников реально только при условии, что родители учащихся станут активными участниками этого процесса. К сожалению, еще далеко не в каждой семье знают, как связать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе. В работе с родителями мы широко используем такие хорошо зарекомендовавшие себя формы педагогического просвещения, как беседы, консультации, лекции и даже конференции по вопросам физического воспитания детей. Однако, на наш взгляд, родителям необходима еще и практическая помощь. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей, а также оказания родителям практической помощи можно достичь проводя открытые уроки физической культуры с последующим их совместным обсуждением. Основная задача открытого урока для родителей — познакомить с показателями физического развития учащихся, рассказать о том, как связать домашнее воспитание с требованиями школьного физического воспитания. Открытый урок для родителей учащихся спустя некоторое время, должен продемонстрировать, какие сдвиги в показателях физического развития, умениях и навыках произошли у детей. 30 Третье направление . Прежде всего следует отметить проявление творчества учителя при занятиях физическими упражнениями на открытом воздухе круглый год . Ведь правильно подобранные учителем методы, средства, организация занятий на открытом воздухе обеспечивает физическое воспитание детей, повышает эмоциональное состояние, укрепляет и закаливает организм, повышает устойчивость к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективными средствами неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей / 9 /. Некоторые из этих направлений легли в основу экспериментальной программы. 31 3.2.Экспериментальная программа лечебной гимнастики Данная программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих укрепление здоровья детей,— соответствие физической нагрузки в любых формах двигательной деятельности физиологическим возможностям организма. Особое внимание уделяется осуществлению контроля за дозировкой и объемом физической нагрузки занятия с детьми перенесшими простудные заболевания. Целью нашей программы является качественное, максимально эффективное воздействие на определенные мышечные группы, на системы и функции организма при помощи комплекса лечебного воздействия. Содержание и методика преподавания лечебной гимнастики подчинены решению следующих задач: 1.Образовательно - развивающего воздействия с целью гармоническогого развития форм и функций организма, совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств. 2.Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма, укрепления здоровья, профилактики и лечения хронических и других заболеваний. Основными средствами для решения задач экспериментальной программы являются : 1.Общеразвивающие упражнения . 32 2.Специальные упражнения. 3.Упражнения для домашнего выполнения.. 4.Работа с родителями 5.Проведение занятий на открытом воздухе. 33 1. Особенности реализации экспериментальной программы. Занятия с экспериментальной группой проводилось на открытом воздухе три раза в неделю во второй половине дня. Невозможностью проведения занятий являлись погодные условия такие как : - дождь; - сильный ветер; - мороз более 10 градусов и т.д. Продолжительность занятия, интенсивность и количество повторений двигательных действий определялись индивидуальными способностями занимающихся, а также по мере усвоения ими двигательных действий ( от 15 до 30 минут) . Помимо коллективных занятий в школе они ежедневно выполняли специальные комплексы упражнений дома. С этой целью мы приглашали родителей учащихся на занятия , объясняли и показывали, что и как дети должны выполнять в домашних условиях, какими должны быть темп , количество повторений. В помощь выполнения комплексов физических упражнений дома, были предложены наглядные пособия для определения правильного исходного положения и выполнения двигательных действий. Чтобы не потерять интерес к занятиям у занимающихся, названия, исходные положения упражнений назывались не в строго заданной терминологии (на мышцы задней поверхности бедра) , а ассоциировались с названиями разных животных, предметов и т.д. Следует отметить , что непривычные формы проведения наших занятий имели большой успех как у детей , так и их родителей. 34 3.2.2 Содержание комплекса лечебного воздействия Комплекс №1 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |1. “Мы большие”. | 25-30 |1.Ходьбу можно выполнять на | |1-4 - ходьба на носках, вытягивая|сек. |месте | |руки | |и с продвижением вперед. | |вверх; | |2.Дыхание произвольное но | |5-8 - обычная ходьба, опуская | |равно - | |руки вниз. | |мерное. | | |5-8 раз | | |“Хлопушки”. | |1.При выполнении этого упр. | |И.п. - о.с. | |Движе- | |1- хлопок впереди; | |ния руками должны быть | |2- хлопок внизу за туловищем; | |свободные, | |3- хлопок впереди; | |размашистые. | |сгибая руки, хлопок за головой. | |2.Сильных хлопков не делать. | | |5-8 раз |3.Дыхание ритмичное. | |“Лыжники” | | | |И.п. - ноги слегка расставлены, | | | |ступни | |1.При выполнении этого упр. , | |параллельны, руки впереди, кисти | |голо- | |сжаты | |ву держать прямо. | |в кулаки. | |2.Глубокие приседы не делать. | |полуприсед (на всей ступне) с | | | |накло- | | | |ном вперед, руки вниз-назад, |25-30 | | |имитируя |сек. | | |отталкивания палками назад - | | | |выдох; | | | |и.п.- выдох. | |1.Упр. выполнять поочередно | | | |левой | |“Цапля ходит по бплоту” | |и правой ногой. | |И.п.- руки согнуты за спиной. | |Три-четыре шага продвигаясь | |согнуть ногу, поднять колено |5-8 раз. |впе- | |выше; | |ред по кругу , а затем, | |держать; | |повернувшись | |4 - выпрямляя ногу вперед, | |кругом , то же назад. | |сделать | | | |шаг. | | | | | |1.Движения выполнять без | |“Насос” | |остано - | |И.п.- руки опущены. | |вок . | |наклон влево, левая рука скользит| |2.Выполнять строго в боковой | |по | |плос - | |ноге вниз, правая, сгибаясь, | |кости. | |скользит по | |3.Голову держать прямо. | |телу вверх - выдох. | |4.Ноги прямые. | |и.п.-вдох. | | | |3-4 - тоже в другую сторону. | | | 35 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |“Цирковая лошадь”. |15-20 |1.После бега перейти на | |И.п. - руки сцеплены на голове. |сек. |ходьбу. | |Бег на месте высоко поднимая | | | |колени. | | | | | | | |“Кенгуру”. | |1.Прыгать мягко, слегка | |И.п. - стойка с сомкнутыми, | |пружиня | |слегка сог - | |согнутыми ногами. | |нутыми ногами, туловище слегка | |2.Передвигаться челночным | |накло- | |спосо - | |нено вперед, руки назад - в | |бом. | |стороны. | |3.Дыхание равномерное . | |Прыжки на двух ногах с | |4.Перейти на ходьбу. | |продвижением | | | |вперед. | | | Комплекс №2 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |“Проснулись, потянулись” |5-8 раз. |1.Руки прямые. | |И.п.- о.с., голова опущена, руки | |2.Следить за осанкой. | |за голо- | | | |вой, локти вниз. | | | |руки вверх - в стороны, голову | | | |под - | | | |нять, прогнуться - глубокий вдох;| | | | |5-8 раз. |1.Руки в локтях прямые. | |и.п. - выдох. | |2.Наклоны выполнять в боковой| | | | | |“Самолет на повороте”. | |плоскости. | |И.п.- ноги врозь руки в стороны. | | | |наклоны туловища влево; | | | |и.п. | | | |наклоны туловища вправо; |5-8 раз. | | |и.п. | |1.При выполнении поворота ноги| | | |от | |“Косарь” | |опоры не отрывать. | |И.п.- ноги врозь, левая рука в | |2.При повороте увидеть сзади | |сторону, | |стоя - | |правая перед грудью. | |щего. | |поворот туловища вправо; | |3.Темп средний. | |и.п. |5-8 раз. | | |поворот туловища влево; | | | |и.п. | | | | | |1.Спина прямая. | |“Конькобежец”. | |2.Нога сзади прямая. | |И.п.- о.с. , руки за спиной. | | | |полуприседая на левой ноге, | | | |правую | | | |назад и вправо; | | | |и.п. | | | |то же на правой ноге; | | | |4- и.п. | | | 36 |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | |“Дровосек” |5-8 раз |1.При наклонах ноги в коленях | |И.п - ноги врозь, руки вверху | |пря- | |сцеплены | |мые. | |в “замок”, слегка прогнуться. | |2.Руками коснуться пола. | |наклоны вперед , руки вниз; | | | |и.п. |10-15 | | | | | | |“Со скакалкой” (прыжки). | |1-4 Круговые движения руками | |И.п.- о.с. , руки согнуты в | |вперед. | |локтях. | |5-8 Круговые движения руками | |На каждый счет прыжки на двух | |назад. | |ногах, | | | |делая круги руками в локтевых | | | |суставах. | | | | | | | |“На параде”. | | | |Ходьба на месте с движениями | | | |руками | | | |с большой амплитудой. | | | Комплекс №3 “Поход” После построения группы учитель объявляет: “Сегодня мы с вами отправимся в поход по родному краю”. По команде “Направо!” дети начинают движение по залу (площадке) под текст, читаемый учителем: Отправляемся в поход. Сколько нас открытий ждет! Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. О.М.У Во время передвижения акцентировать внимание на правильной ходьбе, следить за осанкой. Выполняются различные виды ходьбы: на носках, на пятках, руки на пояс, в стороны, вверх. Затем учитель обращает внимание детей на красивых бабочек: 37 Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. О.М.У Дети легко бегут на носках в различных направлениях, с поворотами на 360", взмахами рук имитируя движения крыльев бабочки. Далее — встреча с косарями: Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг. Взмах косой туда, сюда, Делай раз и делай два. О.М.У. Во время ходьбы выполняются движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге. Движения сопровождаются звуком “вжик”. Учитель: Сколько выросло грибов У осинок и дубов. Мы грибочки собираем, Но колени не сгибаем. О.М.У После этих слов дети имитируют сбор грибов, выполняя наклоны вперед с касанием пола ладонями Следующая встреча - с лягушками: 38 Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки. Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. О.М.У. Ребята имитируют прыжки лягушки с выносом прямых рук вперед - вверх. Впереди показалась речка: К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. О.М.У Ребята выполняют несколько наклонов вперед, “зачерпнув ладонями воду”, умываются. Учитель: А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе — раз, это — “брасс”. О.М.У. Выполняются движения рук, имитирующие плавание способом “брасс”. Следить за дыханием (вдох над водой, выдох в воду). Учитель продолжает: Одной, другой — это кроль. 39 О.М.У. Слегка наклониться вперед, попеременные “гребки” руками, чередуя вдох с выдохом. Далее: Качаясь на волне, плывем на спине. О.М.У. Выполняются движения, имитирующие плавание на спине. Вдох под одну руку, выдох под другую. Далее плавание продолжается другим способом: Все как один плывем, как дельфин. О.М.У. Выполняются одновременные круговые вращения руками вперед. Далее ученики “выходят из воды”; Вышли на берег крутой И отправились домой. О.М.У. Построение в колонну по одному и заключительная ходьба. При подведении итогов игры следует спросить ребят о том, что они видели, с кем встречались в пути. 40 Комплекс № 4 (Для домашнего выполнения) |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | | Комплекс | | | |1 |8—10 раз.|Дыхание свободное. | |1. “Паровоз”. | | | |И. п.— стойка ноги врозь, руки | | | |согнуть в локтях, пальцы сжать в | | | |кулаки. | | | |Круговые движения согнутыми | | | |руками вперед в боковой плоскости| | | |со словами; “Чух-чух-чух”. | | | |Дыхание свободное. | | | | |6 раз. | | |2. “Зайчик кушает морковку”. | | | |И. п.— о. с. | | | |Присесть, руки согнуть в локтях и| | | |прижать к груди — выдох. | | | |Вернуться в и. п,— вдох. |6 раз. | | | | | | |3. “Дети собирают каштаны”. | | | |И. п.— стойка ноги врозь. | | | |Наклон вперед, руки вниз, “взять | | | |каштан” — выдох. Вернуться в и. | | | |п. Положить каштан в “корзиночку”|5—6 раз в| | |— вдох. |каждую |Дыхание свободное. | | |сторону. | | |4. “Винтики” | | | |И. п.— о. с., руки за спину. | | | |Повороты туловища направо и | | | |налево. | | | | |5—6 раз, | | |5. “Комарики полетели”. | | | |Бег по кругу за “комариком” в | | | |течение 20—25 сек., а затем | |Дыхание свободное. | |переход на ходьбу с постепенным | | | |замедлением. | | | | | | | |“Комарики машут крыльями”. | | | |И. п.— о. с. | | | |Поднимание рук в стороны и | | | |медленное опускание вниз. Дыхание| | | |свободное. | | | Примечание: Смотри рисунок (1) 41 ( Для домашнего выполнения) | Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | | Комплекс2 |5—6 раз. |Дыхание свободное. | |1.Петушок крыльями машет”. | | | |И. п.— о. с. | | | |Поднять руки в стороны, помахать | | | |ими вниз-вверх, хлопая ладонями | | | |по бедрам и произнося: |5—6 раз |Дыхание свободное. | |“Ку-ка-реку!” | | | | | | | |“Тигр выпрямляет спину”. | | | |И. п.—упор присев, голову вниз. | | | |Выпрямляя ноги, выгнуть спину |6 раз. | | |вверх, как тигр,— вернуться в и. | | | |п. Дыхание свободное. 5—6 раз. | | | | | | | |3. “Петушок воду пьет”. | | | |И. п.— о. с. |4 раза. в| | |Наклон вперед, руки в стороны, |каждую | | |голову приподнять — выдох. |сторону. | | |Вернуться в и. п.— вдох. | | | | | | | |4. “Налево и направо”. | | | |И. п.— стойка ноги врозь, руки на| | | |пояс. |6—8 | | |Поворот налево, руки в стороны — |подскоков| | |вдох. |на каждой| | |Вернуться в и. п.— выдох. |ноге. |Дыхание свободное. | |То же в другую сторону. | | | | | | | |“Бой петушков”. |20—25 | | |И. п.— стойка на левой, правую |сек. | | |согнуть назад, руки согнуть. | | | |Прыжки со свободным | | | |передвижением. То же на правой. | | | | | | | |“Петушиным шагом”. | | | |Ходьба по кругу в среднем темпе с| | | |высоко поднятой головой, а также | | | |медленным подниманием рук | | | |(“крылышек”) вверх и опусканием | | | |вниз. | | | | | | | | | | | Примечание: Смотри рисунок (2) 42 (Для домашнего выполнения) |Содержание |Дозир-ка |Организация и технология | | Комплекс3 | | | |“Регулировщик”. | | | |И. п.— о. с., руки влево на |5—6 раз в|Дыхание свободное. | |уровне плеч. |каждую | | |Поочередная смена положения рук -|сторону. | | |вправо и влево. | | | | | | | |“Самолет садится”. | | | |И. п.— о. с. | | | |Присесть на носках, руки в | | | |стороны — выдох. Вернуться в и. |5—6 раз |Дыхание свободное. | |п.— вдох. 5—6 раз. | | | | | | | |“Самолет в полете”. |6 раз. | | |И. п.— о. с. | | | |Наклон вперед, руки в стороны, | | | |смотреть вперед — выдох. | | | |Вернуться в и. п,— вдох. | | | | |4 -5раз в| | |4. “Самолет качает крыльями”. |каждую |Дыхание свободное. | |И. п.— широкая стойка ноги врозь,|сторону. | | |руки в стороны. | | | |Наклоны влево и вправо. |4—5 раз в| | | |каждую |Дыхание свободное. | |“Самолет делает поворот”. |сторону. | | |И. п.— широкая стойка ноги врозь,| | | |руки в стороны. Повороты туловища| | | |налево и направо. Дыхание |20—25 | | |свободное. |сек. |Дыхание свободное. | | | | | |“На параде”. | | | |И. п.— о. с. | | | |Энергичная ходьба по кругу с | | | |широкими движениями рук. | | | | | | | Примечание: Смотри рисунок (3) 43 ГЛАВА 4 Основные результаты исследования Средние величины оценки степени здоровья детей 8 - 9 лет до занятий лечебной гимнастикой. (мальчики) |Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М | |Вес | 0,3 | | |Тест Купера |0,8 | | |Заболеваемость |0,7 | | | | | | | | |1,8 | (девочки) |Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М | |Вес | 0,5 | | |Тест Купера |0,9 | | |Заболеваемость |0,5 | | | | | | | | |1,9 | Проводя индивидуальную оценку степени здоровья на основе установленных степеней, мы получили следующие результаты : Среди мальчиков 8 лет по общей оценке - степень здоровья составляет 1,8 балла , что соответствует 2- й степени здоровья. 1-ю степень здоровья имеет 40% учащихся. 2-ю степень здоровья имеет 58% учащихся. 3-ю степень здоровья имеет 2% учащихся. 44 У девочек в испытуемой нами группе, степень здоровья составляет 1,9 балла, что относится к 2 - й степени здоровья. 1-ю степень здоровья составляет 57% девочек. 2-ю степень здоровья имеет 40% девочек. 3-ю степень здоровья имеет 3% девочек. Средние величины оценки степени здоровья школьников 8 - 9 лет (спустя 1,5 месяца). (мальчики) |Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М | |Вес | 0,3 | | |Тест Купера |0,7 | | |Заболеваемость |0,5 | | | | | | | | |1,5 | (девочки) |Показатели (степени здоровья) | М | [pic]М | |Вес | 0,5 | | |Тест Купера |0,8 | | |Заболеваемость |0,3 | | | | | | | | |1,6 | Среди мальчиков 8 - 9 лет по общей оценке - степень здоровья составляет 1,5 балла , что соответствует 2 - й степени здоровья. 45 1 - ю степень здоровья имеет 53% учащихся. 2 - ю степень здоровья имеет 46% учащихся. 3 - ю степень здоровья имеет 1% учащихся. Среди девочек испытуемой нами группы , степень здоровья составляет 1,6 балла, что соответствует 2 - й степени здоровья. 1- ю степень здоровья имеют 59% девочек. 2- ю степень здоровья имеют 40% девочек. 3- ю степень здоровья имеют 1% девочек. Все полученные результаты обрабатывались методом математической статистики. Определились следующие статистические параметры : 1.[pic] средняя арифметическая величина ряда однородных показателей ; 2.[pic] среднее квадратическое отклонение; где n - количество (вариант); [pic] - знак суммирования ; V - полученные в исследовании значения (варианты). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Л.: 1968 2.Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. М.: Физкультура и спорт, 1987. 3.Вайбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986. 4.Деркач А.А , Исаев А.А. Творчество тренера. М.: Физкультура и спорт, 1982. 5.Курысь В.Н. , Яровой Н.М. , Титаренко Е.В. Общеразвивающие упражнения в школе. Ст.: СГПУ, 1995. 6.Куколевский Г. М. Здоровье и физическая культура. М.: Медицина , 1979. 7.Козлова Т.В. , Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М.: Физкультура и спорт, 1988. 8.Коробков А.В. Движения и здоровье. М.: Знание, 1964. 9.Куценко Г.И. , Кононов И.Ф. Режим дня школьника. М.: Медицина, 1987. 10.Матвеев Л.П. , Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. 11.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1986. 12.Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: 1976. 13.Петровский А.В. О психологии личности . М.: 1964. 14.Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987. 15.Шепель В.М. Производство и педагогика. М.: 1969. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |