реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Организационно-методические особенности творческого преподавания лечебной гимнастики

прежде всего ее целью воспитанием нового

человека, формированием у него активной

жизненной позиции.

Активная позиция человека означает

его социальную активность. Она является

и результатом воспитания, и главным

показателем его эффективности.

Педагогическое творчество выражается

в умении самостоятельно решать

нетипичные задачи, видеть проблему там,

где все кажется привычным и понятным.

Оно проявляется в умениях создавать

новые способы воздействия на обучаемых,

искать новые варианты решения

педагогических задач в процессе

обучения, изучения психологии обучаемых

и анализа собственной деятельности и

деятельности своих коллег, предвидеть,

какие трудности могут возникнуть при

решении задач у обучаемых. Вместе с тем

творчество—это не только созидание

нового, но и борьба со старым,

отжившим.

13

А.С. Макаренко подчеркивал, что

педагогическая деятельность —

“...вещь прежде всего диалектическая

— не может быть установлено никаких

абсолютно правильных педагогических

мер или систем. Всякое догматическое

положение, не исходящее из обстоятельств

и требований данной минуты, данного

этапа, всегда будет порочным”. Каждая

сфера жизни—идет ли речь о труде или

общественной работе, о досуге или

семейно-бытовых отношениях—должна быть

пропитана моральным содержанием. В

этом одна из важнейших задач и

одновременно важнейшее условие успеха

всей работы по идейному, нравственному

совершенствованию личности. Основа

творчества — создание новой техники,

тактики, методики занятия.

Исследователи проблем творчества

большое значение придают выявлению

особенностей творческой личности. Так,

выделяет следующие особенности

творческой личности:

перцептивные—необыкновенная

напряженность внимания, огромная

впечатлительность, восприимчивость;

интеллектуальные—интуиция, могучая

фантазия, выдумка, дар предвидения,

обширность знаний;

характерологические—уклонение от

шаблона, оригинальность) инициативность,

упорство, высокая самоорганизация,

колоссальная работоспособность.

Творческая личность находит

удовлетворение не столько в достижении

цели творчества, сколько в самом его

процессе / 4 /.

14

1.4 Человек как субъект

творчества

Человек как субъект

творчества—явление сложное уже потому,

что в нем соединены

биологические, психофизиологические

и

социальные начала, индивидуальное

активное проявление которых во внешнем

мире образует феномен творчества.

Философия, эстетика, психология и другие

науки разносторонне изучают это явление.

Как справедливо заметил Б. Г. Ананьев,

“многообразие подходов современной

науки к изучению человека... не

является, конечно, только следствием

все большего расчленения теоретической

мысли. Это многообразие подходов есть

отражение многообразия самих феноменов

человека, выступающего как вид homo

sapiens и индивид, как человечество в

его историческом существовании и

личность, как субъект и

индивидуальность”.

Следовательно, определяющим в

изучении человека является анализ всей

его деятельности (“что”) и

индивидуального творчества (“как”). В

вопросе о соотношении индивидуального и

личностного в педагогическом творчестве

и в становлении учителя как творца для

нас отправной точкой служит принятое в

философии и психологии понимание и

различение этих начал. По удачному

определению С. Л. Рубинштейна, “свойства

личности никак не сводятся к ее

индивидуальным особенностям... Личность

тем значительнее, чем больше в

индивидуальном преломлении в ней

представлено всеобщее. Индивидуальные

свойства личности— это не одно и то же,

что личностные свойства индивида, то

есть свойства, характеризующие его

как личность. Формирование творческой

15

индивидуальности учителя в общем

плане совпадает с формированием

его в качестве личности, оно

решающий образом зависит от его

личностных черт. Признание этой

истины, подтверждаемой всем опытом

передовой педагогической науки —

необходимое условие плодотворного

анализа психологических механизмов

формирования учителя как творца / 1 /.

16

1.5. Творчество в педагогической

деятельности

Творчество в педагогической

деятельности представляет собой процесс

решения многочисленного ряда

педагогических задач. Основной цели

обучения и воспитания в коллективе

учитель достигает сложными путями, в

числе которых преобразование обучения

учеников в самообучение, внешней

регуляции их действий и поступков в

саморегуляцию. Решить такую важную

задачу учитель может, лишь осознав общую

цель, разложив ее на целый ряд более

частных, соподчиненных целей,

преобразовав их в конкретные

педагогические задачи, проявив

творческий подход к делу / 10 /.

Педагогические задачи представляют

собой противоречивые ситуации,

объективно требующие совершенствования

сознания, поведения или деятельности

учеников. Каждую педагогическую задачу

можно решить многими способами, но

только один из них ведет к достижению

оптимального результата. Перед учителем

педагогическая задача всегда выступает

не в форме кем-то сформулированного

задания, а в виде реальных

обстоятельств, в которых проявляется

несоответствие между уровнем

подготовленности (воспитанности)

учеников и новыми требованиями к их

поведению и деятельности. учитель должен

в каждом случае всесторонне

проанализировать сложившуюся ситуацию,

сформулировать суть возникшей задачи,

определить оптимальный способ ее решения

и организовать деятельность учеников в

соответствии с принятым решением.

Следовательно, творчество учителя

можно более конкретно определить как

процесс создания новых путей решения

различных

17

типов педагогических задач / 14 /.

Психологические особенности решения

педагогических задач сближают

деятельность учителя с художественным

творчеством, так как творческий процесс

всегда связан с созданием новых духовных

или материальных ценностей. Однако

творческая деятельность учителя

специфична, поскольку объект

педагогической

деятельности—развивающаяся личность

подростка—является одновременной

субъектом, активным участником процесса

воспитания. Если писатель создает новые

образы литературных героев, то учитель

формирует личность, также способную

создавать материальные и духовные

ценности .

Творчество не исключает систему и

планомерность в работе. Учителя-мастера,

учителя-творца характеризуя осознание

общей цели воспитания как его личной

задачи, умение планировать свою

деятельность и деятельность учеников,

умение проектировать личность каждого

воспитанника, отбирая методы, средства,

формы воздействия на него. Не имея

определенного минимума знаний и умений в

работе с учениками, большинство учителей

начинают путь к мастерству с бесконечных

проб и досадных ошибок. Они идут длинным

путем и нередко вслепую, стихийно

подбирают приемы и методы

педагогического воздействия. Такой путь

продолжителен, тернист и, как правило,

малорезультативен.

Педагогическая теория не в состоянии

дать рецепт на каждый конкретный случай

практики. И педагогическая психология не

может передать все те неповторимые

ситуации, с которыми сталкивается

учитель. Но учитель, вооруженный

системой

18

педагогических средств и психологических

знаний, сможет в конкретной ситуации

взаимодействия с воспитанниками отыскать

оптимальный способ решения возникшей

педагогической задачи.

Однако не только от знаний и умений

зависит успех воспитания. Учитель влияет

на ребенка всей своей личностью, своими

взглядами на жизнь, своим отношением к

людям, к обществу. Подлинная

человечность учителя как выражение самой

сути нравственности является главнейшим

фактором педагогического влияния.

Конечно, было бы неверно

противопоставлять знание методов

воспитания личностным качествам учителя.

Но все же необходимо заметить, что

методы сами по себе, как правило,

нейтральны, их применение всецело

зависит от личности учителя, от его

мировоззрения, доброты и честности,

непримиримости ко злу и

заинтересованности в судьбах детей.

Воспитатель, который сумеет “нажить

себе прекрасную душу” (так сказал

Горький о Макаренко), полюбить детей,

какими бы они ни были, с большей

вероятностью достигнет вершин

воспитательного искусства, чем тот, кто

делает ставку лишь на методы и голую

методику. Только синтез знаний и умений,

личного благородства, культуры,

духовного богатства учителя может

привести его к подлинному творчеству /

4 /.

19

1.6. Творчество в процессе

преподавания ОРУ

Как известно под творчеством

понимается деятельность человека,

направленная на создание культурных или

материальных ценностей , а также

порождающая нечто качественно новое,

никогда ранее не имевшие место.

Применительно к нашему случаю, под

творчеством учителя, преподавателя

понимается создание физических

культурных ценностей через создание

качественно новых подходов к подготовке

и проведению общеразвивающих упражнений

известным практике способом. При этом

культурная ценность будет, видимо,

заключаться в новом, неизвестном ранее

"звучании", способа проведения 0.Р.У. в

его образовательном, воспитательном и

оздоровительном аспектах влияния на

занимающихся. Следует подчеркнуть, что

творчество преподавателя в подготовке и

проведении ОРУ привносит новое в

профессиональное образование студентов.

Выпускники факультета, воспитанные в

духе творческой деятельности, несут

образовательные ценности ученикам школы

в области физической культуры, развивая,

в свою очередь, творческую активность у

будущих студентов ФФК. А это создает

реальные предпосылки для формирования

качественно новых исходных позиций в

подготовке преподавателя физической

культуры и спорта.

Основными направлениями проявления

творчества при подготовке и проведении

ОРУ могут быть:

- подбор содержания музыкального

сопровождения или формы подсчета;

- подбор упражнений в

подготовительной части ;

- подбор упражнений основной части;

20

- подбор упражнений заключительной

части ;

Музыкальное сопровождение является

.важнейшим элементом в любом способе

О.Р.У.. Творчество преподавателя при

определении музыкального сопровождения

может заключаться, во первых, в

грамотном подборе содержания музыки, во

вторых, в создании фонограммы, в

третьих, в ее активном применении.

Творческая профессиональность подбора

музыки отражается в ее соответствии

возрасту занимающихся, учете традиций

национальной, отечественной культуры,

использовании существующих современных

музыкальных направлений. При подборе

музыкального сопровождения важно не

только учитывать возможность ритмично

двигаться, но и возможность

эстетического воспитания через выражение

движениями содержания музыки. Содержание

фонограммы может носить как

однохарактерную направленность, то есть

строиться только на одном музыкальном

произведении, так и комплексную, с разно

плановым музыкальным содержанием. При

этом каждое новое упражнений может

выполняться под "свою" музыку, что таит

в себе большие возможности повышения

эмоциональности занятий физическими

упражнениями.

При подборе музыкального

сопровождения надо учитывать:

- соответствие музыки содержанию

упражнений;

- качество музыки как произведения

искусства;

- соответствие музыки возрасту

занимающихся;

- темп исполнения упражнения и

соответствующий ему темп выбранного

музыкального произведения;

- четкость и равномерность

метрического отсчета;

21

- плавную преемственность музыкальных

фрагментов для каждого отдельного

упражнения или оправданную

контрастность частей музыкального

сопровождения;

- необходимость общего культурного,

эстетического воспитания .

Рекомендуется разумное сочетание или

чередование в разных комплексах народной

музыки современных эстрадных ритмов.

Надо помнить, что непопулярные

музыкальные произведения, а такие

вульгарные мелодии не несут творческой

ценности.

Творчество в подборе упражнений

подготовительной части может проявиться

в использовании большого разнообразия

шагов, прыжков, танцевальных действий,

элементов акробатики, сочетания

отмеченных групп упражнений, применения

коллективных действий, гимнастических

предметов и снарядов.

Шаги: походный, строевой, с

различными положениями рук и с

изменением положений рук, перекатом с

пятки на носок, на внешней стороне

стопы, на носках, выпадами, приставные,

в полуприседе, в приседе, окрестные, с

махом и выпадом вперед на рунах в упоре

лежа, в упоре лежа сзади, с предметами

(обруч, гимнастическая палка, скакалка,

набивной мяч и др.) и др.

Прыжки : на двух, на двух с зигзагом,

на одной, поочередно на одной, другой,

на двух, скрестным шагом, с различным

положением рук, с изменением положения

рук, в полуприседе, из приседа в присед,

с махом одной и толчком другой, на

четвереньках.

Возможно сочетание различных

вариантов шагов, прыжков, шагов и

прыжков.

22

Творчество в подборе и применении

упражнений может проявиться в:

- выборе упражнении, соответствующих

конкретной типовой схеме О.Р.У.;

- выборе упражнений, максимально

отвечающих требованиям каждого

упражнения типовой схемы ;

- разработке специальных требований,

методических указаний, способствующих

при их реализации максимальному эффекту

от выполнения упражнения ;

- применении упражнений парах,

шеренгах, взявшись за руки, в колоннах

по два;

- использовании в упражнениях

гимнастических предметов, гимнастических

скамеек;

- в нестандартных исходных

положениях, принимаемых в конце

упражнения.

Творчество в подборе упражнений части

возвращения может проявиться в

применении :

- бега, бега по заднему маршруту,

бега со сгибанием ног назад, бега с

поочередными взмахами прямыми

ногами вперед и назад;

- спортивного шага;

- танцевальных шагов /даны выше/;

- прыжков /даны выше/, а также через

препятствия /мячи, через скамейку,

поперек и др. ;

- шагов в упоре лежа в упоре лежа

сзади;

- перескоки партнером известными

способами;

акробатических упражнений /кувырков

вперед, назад, перекатов с

23

прямым телом в группировке,

переворотов в сторону, кувырков

вперед в парах, тройках ;

- прыжков со скакалкой на месте и

с продвижением;

- целенаправленных упражнений на

развитие физических качеств /силы,

скоростной силы, выносливости,

ловкости/;

- упражнений .на снарядах /брусьях,

перекладине, гимнастической стенке и

др./,

- прыжков ноги врозь через

находящегося впереди партнера,

принявшего положение наклона вперед,

согнувшись/.

Творчество в применении упражнения

третьей части может проявиться в

разработке и реализации специальных

требований к их использованию, в

применении кратких письменных указаний -

карточек /плакатов/.

Созданию общего эмоционального фона

упражнений может способствовать

применение:

- нестандартных, но относительно

простых упражнений ;

- соревновательного метода;

- игрового метода;

- Соревнование можно проводить по

простым правилам с оценкой относительно

известных действий, например, качества

выполнения упражнений, синхронности

действий в шеренгах и колоннах, парных

упражнений, соответствия движений

характеру музыки и т.д. Весьма

эффективным может быть соревновательно-

игровой прием.

Игровой метод можно творчески

реализовать в сюжетном варианте

комплекса упражнений , когда, например,

народным мотивам

24

мелодии музыкального сопровождения будут

соответствовать движения шагов, танцев,

темпа и ритма прохождения основной части

возвращения наисходную позицию / 5 /.

25

ГЛАВА 2

задачи, методы и организация

исследования.

2.1 Задачи

1.Овладение технологией

исследовательской деятельности в области

физической культуры и особенности ее

применения.

2.Изучить состояние современной

лечебной гимнастики как средства и

метода восстановления.

3.Овладеть основами творческого

подхода в физкультурно - лечебной

деятельности.

4.Эксперементально определить

эффективность творческого подхода в

процессе применения лечебной гимнастики.

26

2.2. Методы

Для решения поставленных задач

применялись следующие методы

исследования :

1. Педагогический эксперимент .

2. Антропометрия.

3. Тестирование.

4. Математико - статистические методы

исследования.

27

2.3.Организация исследования

Для проведения педагогического

эксперимента по определению

эффективности творческого подхода в

процессе преподавания лечебной

гимнастики в ноябре 1997 года в средней

общеобразовательной с углубленным

изучением английского языка школе № 1

г.Ставрополя была организована группа

детей состоящая из 14 мальчиков и 15

девочек 8 - 9 лет. На день начала

исследования девятилетними считались

дети в возрасте от 8 лет 6 месяцев.

Всего в эксперименте участвовало 29

человек.

Перед проведением эксперимента для

определения состояния степени здоровья

испытуемой группы, был использован

специальный тест (Таблица 1).

Измерение веса, определение

выносливости (тест Купера) и

работоспособности - проводились в первой

половине дня.

Вес измерялся (без обуви и в

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.