реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах (сотрясениях мозга)

Лечебная физическая культура при черепно-мозговых травмах (сотрясениях мозга)

Реферат по физической культуре

Тема: Лечебная Физическая культура

При черепно-мозговых травмах.

Выполнила:

Студентка II курса ASEM

Факультет «Финансы»

Гр. FA – 225

Пырикова Элеонора

Кишинёв, 2003 г.

План:

1) Краткая история развития лечебной физической культуры.

2) Особенности метода лечебной физической культуры.

3) Периоды общей лечебной физической культуры.

4) Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.

5) Общие основы методики проведения занятий при повреждениях головного

мозга.

6) Система упражнений лечебной физической культуры при черепно-

мозговых травмах.

7) Массаж головы.

8) Виды травматизма.

9) Приложение.

1.Краткая история развития лечебной физической культуры.

Ф

изические упражнения в оздоровительных целях использовались на протяжении

многих тысячелетий. Наиболее ранние рукописи, в которых говорится о

лечебном действии движений, найдены в Китае. Они относятся к 2000-3000 г.г.

до н.э. Из них мы узнаем о том, что в древнем Китае были врачебно-

гимнастические школы, где не только обучали лечебной гимнастике и массажу,

но и применяли их в процессе лечения больных. Дыхательные упражнения,

пассивные движения, упражнения с сопротивлением использовались при

заболевании органов дыхания и кровообращения, хирургических заболеваниях (

вывихах, переломах, искривлениях позвоночного столба).

О раннем развитии лечебной гимнастики свидетельствуют и находки в

Индии. В священных книгах Веды ( 1800 г. до н.э.) говорится о роли

пассивных и активных движений, дыхательных упражнений, массажа в лечении

различных болезней.

В древней Греции лечебная гимнастика достигла особенно высокого

развития в период освобождения науки от религии и развития естествознания.

Широко пропагандировали лечебную гимнастику философы Платон и Аристотель.

Основоположник клинической медицины Гиппократ ( ок. 460 – ок. 377 г.г. до

н.э.) большую роль в лечении болезней отводил диете и лечебной гимнастике.

Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго

индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ подробно описывал

применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ

и в хирургии.

В Риме лечебная гимнастика также занимала большое место. Своими

работами в этой области был известен Гален ( 130- 200 г.г. н.э). Он

использовал опыт греков, широко применяя не только лечебную гимнастику, но

и трудотерапию.

Большое значение придавал лечебной гимнастике и массажу Целий, применяя их

при параличах с использованием специальных аппаратов ( механотерапия) для

пассивного сгибания и разгибания конечностей.

В средние века, в период господства церкви, наука находилась в упадке,

резко замедлилось и развитие медицины, в том числе и лечебной гимнастики.

В (IX – X в.в. произошел некоторый сдвиг в медицине. Выдающийся врач и

ученый Авиценна ( 980-1037 г.г.) в своем труде « Канон медицинских наук»

отразил все достижения среднеазиатской, иранской, арабской медицины. В

одной из своих книг он теоретически обосновал значение солнечной и

воздушных ванн, режима питания и использования физических упражнений,

пешеходных прогулок, занятий гимнастикой. Он подробно описал ряд

гимнастических и прикладных упражнений.

Эпоха Возрождения ( XV- XVII в.в.) характеризуется расцветом наук и

искусств, освобождением естествознания от теологии, развитием анатомии,

физиологии. К наиболее значимым работам того времени относятся: « Искусство

гимнастики» Меркуриалиса, «Врачебная гимнастика» Тиссо.

В XVIII и особенно в XIX в.в появляется много работ о лечебном

значении физических упражнений. В начале XIX века получила распространение

шведская « система врачебной гимнастики», основателем которой был П. Линг.

Эта система оказала значительное влияние на развитие лечебной гимнастики в

Европе.

В России начали применять движение с лечебной целью в XVI-XVII веках,

причем уже в те времена использовали сочетание движений с тепловыми

процедурами при травматических повреждениях. Среди ученых в это время были

хорошо известны: М. В.Ломоносов, А.П. Протасов, С.Г. Забелин.

В конце XIX века создаются частные врачебно-механические институты в

Петербурге и Москве под руководством иностранных ученых.

Материалистические взгляды в понимании лечебной гимнастики отражены в

работах П.Ф. Лесгафта, А.П. Полунина, С.П. Боткина и др. Их работы

основаны на переводах философских идей революционных демократов: А.И.

Герцена, Н.Г. Чернышевского.

Великая Октябрьская Революция 1917 г. в России создала все условия для

всестороннего развития духовных и физических способностей человека.

Появились реальные возможности для организации научно обоснованной лечебной

физической культуры ( ЛФК), призванной служить интересам народа.

В 1921 г. В.И Лениным было подписано постановление Совета народных

комиссаров о домах отдыха. В постановлении указывалось на необходимость

физических упражнений с оздоровительной целью.

В 1923 г. вышло в свет первое руководство «Физическая культура на

курортах», а в 1926 было издано руководство под названием «Физическая

культура как лечебный метод».

Лечебная физическая культура стала широко применяться и в Красной

Армии. Инициатором был начальник Военно-Санитарного управления Красной

армии- З.П. Соловьев.

В 1925 г. в институтах физической культуры в Москве и Ленинграде были

открыты кафедры лечебной физической культуры. Лечебная физическая культура

начинает применяться в стационарах, поликлиниках, акушерстве и гинекологии.

В 1934 г. под редакцией Б.А. Ивановского вышел сборник «Физическая культура

как лечебный фактор».

Особенно широко лечебная физическая культура применялась во время

Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. при повреждениях опорно-

двигательного аппарата, ранениях грудной клетки, черепа, брюшной полости.

Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только

восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими

общей тренированности и выносливости.

В послевоенный период расширилась сфера применения лечебной физической

культуры.

Сейчас физические упражнения как одно из основных средств лечения

используются в больницах, санаториях, поликлиниках, на курортах. Ведутся

углубленные исследования роли физических упражнений в клиническом лечении

при оперативных вмешательствах на сердце, легких, а также при многих других

заболеваниях.

2.Особенности метода ЛФК

П

рименение лечебной физической культуры основано на разумном использовании

естественной биологической функции организма- движении. Выполнение

физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма,

способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает

общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом

активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего

большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений

является методом патогенетической терапии, так как оказывает

непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять

развитие и исход патологического процесса. Занятия лечебной физкультурой

оказывают лечебный эффект только при условии правильного, регулярного и

длительного применения физических упражнений. Для этой цели разработаны

методика этих занятий, показания и противопоказания к их назначению,

гигиенические требования к местам занятий, учет эффективности.

Общая методика лечебной физкультуры определяет принципы и правила

проведения занятий физическими упражнениями, дозировку физической нагрузки,

классификацию физических упражнений, схему курсов лечения, формы применения

лечебной физкультуры, схему режимов движения( режимов активности) и др.

Частные методики лечебной физкультуры для отдельных категорий больных

разрабатывают с обязательным учетом патогенеза и клинической картины

заболевания, возраста, пола и состояния тренированности больного, задач,

которые надлежит решить с помощью физических упражнений и выбора их для

непосредственного воздействия с целью восстановления нарушенных функций.

При этом специальные упражнения должны сочетаться с общеукрепляющими

физическими упражнениями, обеспечивая общую и специальную тренировку.

Физические упражнения могут выполняться по словесному указанию после их

показа. У больных, находящихся в постельном режиме, и у ослабленных больных

при проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо сочетать показ и

словесные объяснения. Во время занятий лечебной гимнастикой следует

избегать посторонних раздражителей ( например, посторонние разговоры и

т.п.).

Наличие болей нарушает нервную регуляцию, что может вызвать скованность

движений, расстройство вегетативных реакций. Особенно страдают процессы

регенерации. Оптимальный (удобный для больного) ритм повторения физических

упражнений способствует длительному сохранению работоспособности. При

максимальных напряжениях быстро нарастает утомление и кислородное

голодание. Неблагоприятное влияние на организм во время выполнения

физических упражнений оказывает натуживание (усиленный выдох при закрытой

голосовой щели). Необходимо его избегать, следить за дыханием.

Упражнениям на волевое активное расслабление мышц следует обучать с

первых занятий. Этот вид физических упражнений для начинающих является

относительно трудным. Вначале может наблюдаться повышение тонусы мышц и

скованность движений. Более легко расслабление можно выполнять

непосредственно после энергичного мышечного напряжения. Эффективность

физических упражнений при музыкальном сопровождении усиливается.

3.Периоды общей ЛФК

П

роцесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название

медицинской реабилитации. По решению всемирной организации здравоохранения

принято различать два периода реабилитации – больничный и послебольничный.

Лечебная физическая культура широко используется в медицинской

реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды.

Период ЛФК – это отрезок времени, характеризующий анатомо-функциональное

состояние поврежденного органа и всего организма в целом.

В лечебной физической культуре различают три периода:

( Первый период (вводный) – острый, щадящий, период вынужденного положения,

или иммобилизации. Анатомическое и функциональное состояние органа и всего

организма в целом нарушено. Так, например, при черепно-мозговой травме в

первом периоде имеются анатомические нарушения целостности костей и

внутричерепного содержания и нарушение функций поврежденного органа, а

также целого ряда других, связанных напрямую с деятельностью головного

мозга.

В этом периоде физиологическая кривая нагрузки в основном одновершинная, с

максимальным подъемом в середине основной части занятия лечебной

гимнастикой. Отношение дыхательных общеразвивающих упражнений к специальным

1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75%

общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия

составляет около 1\3 времени всего занятия.

( Второй период (основной) – функциональный, период восстановления функций.

Анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко

нарушена. Например, при черепно-мозговой травме иммобилизация снята,

костное повреждение устранено, но функции головного мозга ограничены.

Во втором периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные

положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и

специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% специальных

упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части

занятия составляет около 1\2 времени всего занятия.

( Третий период (заключительный) – тренировочный, период окончательного

восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма

в целом. Например, после черепно-мозговой травмы наступило полное

восстановление: черепная кость окрепла, общее состояние органа приблизилось

к норме, но большие физические нагрузки –висы, упоры, поднятие тяжестей -

больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность

выполнения этих упражнений.

В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные

положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение

дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3 или по мере

необходимости. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25%

общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет

около 2\3 времени всего занятия.

4.Сотрясение мозга с медицинской точки зрения.

П

овреждение мозга и мозговых оболочек, наступающее вследствие травмы головы.

При сотрясении мозга нет грубых структурных изменений в мозгу. Одни

исследователи считают, что при сотрясении мозга возникают изменения в

области связей нервных клеток, другие находят сосудистые расстройства в

мозгу, выражающиеся в расширении сосудов и точечных кровоизлияниях в

оболочках и веществе мозга. Помимо этого, при сотрясении мозга наблюдается

нарушение циркуляции спинномозговой жидкости, отёк, набухание мозга и

связанное с этим повышение внутричерепного давления.

При сотрясении мозга наступает разлитое охранительное торможение в коре

головного мозга; оно может распространиться и на подкорку мозга.

Основными признаками черепно-мозговой травмы являются: потеря сознания

(различной продолжительности, от нескольких минут до нескольких часов),

замедленный пульс, тошнота, нередко рвота, ретроградная амнезия (больной

не помнит о происшедшем и о периоде, предшествующем травме). В первые дни

отмечаются головная боль, головокружение, шум, звон в ушах, общая слабость.

Иногда наблюдается ригидность мышц затылка и др.; может быть небольшое

повышение температуры. Давление спинномозговой жидкости обычно повышено

(250-300 мм). Случаи смерти редки.

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую форму сотрясения мозга.

После тяжёлой сотрясения мозга иногда надолго остаются головная боль,

головокружение, нервно-сосудистые нарушения, эмоциональная неустойчивость,

быстрая утомляемость, снижение памяти и работоспособности; больные не

переносят жары, шума, даже малых доз алкоголя.

Степень и длительность нарушений зависят от тяжести травмы, возрастных,

типовых и индивидуальных особенностей пострадавшего, общего состояния

организма и т.д. Клиническая картина сотрясения мозга сходна с контузией

мозга, при которой имеются очаговые симптомы (парезы и параличи).

Лечение с точки зрения традиционной медицины:

госпитализация, постельный режим, холод на голову, внутривенные вливания

глюкозы и хлористого натрия в виде гипертонических растворов, а также

сернокислой магнезии, которую можно вводить и внутримышечно; при повышенном

внутричерепном давлении делают поясничный прокол.

5.Общая методика проведения занятий при повреждениях головного мозга.

К

повреждениям головного мозга относятся: острое поражение мозгового

кровообращения ( инсульт и апоплексия), травмы, заболевания (энцефалит) и

опухоли.

При поражениях головного мозга, выражающихся в парезах или параличах

любой этиологии (травма, инсульты, заболевания), проводится комплексное

лечение больного, направленное на предупреждение развития контрактур в

суставах конечностей и трофических нарушений (пролежни); на борьбу с

застойными явлениями в органах (пневмония) и тканях (флебит, тромбофлебит,

трофические язвы); на нормализацию работы всех органов и систем:

кровообращение, дыхание, выделения, обмена веществ; на быстрейшую выработку

компенсаторных двигательных навыков, необходимых для перевода больного из

одного положения в другое. В комплексное лечение, кроме лечебных

мероприятий, входит обучение больного передвижению и ходьбе - вначале с

опорой-с костылями, ходилками - четырехножками, палкой, а затем без опоры;

обучение умению пользоваться необходимой ортопедической аппаратурой:

корсетом, крепящими аппаратами, ортопедической обувью; обучение

самообслуживанию и трудовым процессам.

~В первом периоде занятия ЛФК проводятся в течении короткого времени

несколько раз в день. В занятии используется одно исходное положение.

Дыхание 1:1. Темп выполнения упражнения медленный. Физиологическая кривая

одновершинная. В занятия включается лечение положением, пассивная

разработка суставов, в которых имеется ограничение движений.

~ Во втором периоде продолжительность занятий составляет около получаса.

Используются разные исходные положения. Дыхание 1:2. Темп выполнения

упражнений средний и медленный. Физиологическая кривая двух- и

трехвершинная. Продолжается лечение положением и пассивная разработка

суставов. В этом периоде в занятия включаются упражнения с предметами,

обучение самообслуживанию, пользованию ортопедическими приспособлениями,

переходу в положение стоя, ходьбе в аппаратах и без них, с опорой и без.

~ В третьем периоде занятия продолжаются несколько часов (включая одевание

и снятие ортопедической аппаратуры). Используются разные исходные

положения. Дыхание 1:2, 1:3. Темп выполнения упражнений разный.

Физиологическая кривая многовершинная. В занятия включаются упражнения на

снарядах, тренажерах. Максимальное внимание уделяется восстановлению

координации движений, равновесия, быстроты реакции, играм, танцам,

лечебному плаванию и элементам спорта – волейбола, баскетбола, ходьбы на

лыжах и др.

6.Система упражнений ЛФК при черепно-мозговых травмах.

У

шиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям

дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее

частым осложнениям ушиба головного мозга относятся порезы и параличи

конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта

(травматическое слабоумие).

При открытых и закрытых травматических повреждениях головного мозга сроки

назначения лечебной гимнастики сугубо индивидуальны. Дыхательную гимнастику

и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначаются после

прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику – за несколько

дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При порезах и

параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое

состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.

Существует система- целый ряд упражнений при черепно-мозговых травмах,

направленных на восстановление функций головного мозга и всего организма в

целом.

(( В начальном периоде – (первые сутки) - черепно-мозговой травмы лечебная

гимнастика не используется.

(( В раннем периоде ( I ) – (2-5-е сутки) – применяют специальные

дыхательные упражнения, общее и локальное лечение положением. При

благоприятном течении травматической болезни уже в конце раннего периода

начинают занятия специальной лечебной гимнастикой. Используют в основном

пассивные и полупассивные упражнения. Упражнения выполняются в исходном

положении, лежа на спине. При всех видах повреждения головного мозга

исключаются упражнения для головы, т.к. они могут вызвать тошноту, рвоту,

головокружение и т.д. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям

(преимущественно статистического типа) и упражнения для мелких и средних

мышечных групп верхних и нижних конечностей. В комплексы упражнений вначале

включаются 5-10 упражнений с минимальным числом повторений (дыхательные по

2-3 раза, остальные по 2-4 раза). Темп их выполнения медленный. В первые

дни после травмы занятия проводятся 1 раз в день, а по мере улучшения

общего состояния больного может быть доведен до 15-20 мин.

(( В промежуточном периоде ( II ) – (5-30-е сутки) – стойкие поражения

мозговых функций приобретает специфические для данной локализации травмы

черты. В двигательной сфере – это гемипарезы или гемиплегии (в некоторых

случаях тетрапарезы), нарушения координации движений, парезы черепных

нервов, в психической – астенический синдром, нарушение памяти, другие

расстройства высших корковых функций.

В этом периоде расширяют программу дыхательных упражнений, продолжают

лечение положением, проводят общеукрепляющую и специальную лечебную

гимнастику. Дыхательные упражнения носят динамический характер. Расширение

программы лечебного дыхания заключается в том, что больной активно

принимает необходимые исходные положения и выполняет дыхательные

упражнения, обучается диафрагмальному, грудному и смешанному типу дыхания.

Также проводят упражнения для головы и туловища (опускание, поднимание,

повороты, круговые движения) в исходных положениях лёжа и сидя, в

минимальной дозировке (1-2 раза). По мере адаптации число повторений

увеличивается. После освоения больным совместных движений головой и

туловищем назначают изолированные движения одной головой. Они выполняются

между общеразвивающими и дыхательными упражнениями, в медленном темпе, по

1-2 раза каждое, с паузами между ними. При появлении неприятных ощущений

паузы увеличивают. Большое внимание уделяют разнообразным по характеру

упражнениям в равновесии и на координацию движений, постепенно увеличивая

их число и сложность. В основную часть занятий включаются упражнения на

внимание, точность, тренировку памяти, ловкость и упражнения в ходьбе

(после травматического повреждения головного мозга нередко бывает нарушение

походки). При порезах и параличах больные выполняют упражнения с помощью

здоровой руки, аппаратов и приспособлений. При спастических параличах

пострадавшего обучают самостоятельному расслаблению мышц. Занятия во II

периоде производятся 3-4 раза в день, продолжительность их 30-50 мин.

При отсутствии или незначительном появлении двигательных нарушений, а также

при астеническом синдроме в этом периоде можно проводить общеукрепляющий

массаж и гимнастические упражнения общеукрепляющего типа, которые дозируют

в зависимости от неврологического и соматического состояния больного.

Однако наличие сколько-нибудь значительных двигательных расстройств ( в

основном спастических парезов и атаксий) в сочетании с нарушениями функции

равновесия требует применения методов специальной лечебной гимнастики.

Вначале они имеют полупассивный характер, т.е. выполняются со значительной

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.