реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общие вопросы методики преподавания физики

. Целенаправленное формирование понятий учителем

. Попутные источники (на других предметах он дополняет это понятие)

. Стихийное (чтение научно – популярной литературы, тv)

Ошибки учащихся:

V Оперируют терминами, которые определяют это понятие, но не могут раскрыть

его содержание, отделить существенные от несущественных,

V не могут показать связи и отношения (отношение подчинения и

соподчинения),

V путают видовые признаки, относящиеся к общему роду (внутренняя энергия с

признаками кинетической и потенциальной энергии),

V не умеют классифицировать понятия.

Понятие – это первый этап формирования понятия, дальше идет его развитие

(углубляется содержание, объем, связи отношения с другими понятиями)

Основные способы формирования понятия:

1. Традиционный : от чувственно – конкретного восприятия (наблюдения,

опыты) к абстрактным (анализ, синтез) и далее от абстрактного к

конкретному, общему мышлению. Пример : понятие «атом».

2. В начале дается определение понятия , а потом осуществляется его

конкретизация и обобщение.

(первое используется на первой ступени обучения).

Этапы успешного формирования понятия на первой стадии обучения.

1. Выделение существенных признаков на основе работы с литературой, анализа

графиков и схем, и фотографий

2. Синтез существенных признаков.

3. Уточнение признаков понятия в специально подобранных заданиях.

4. Выделение общего и особенного.

5. Установление связи и отношения

6. Использование этого понятия в решении физических задач.

7. Классификация понятия и систематизация.

Критерии оценки усвоения понятия:

Полнота усвоения содержания понятия (количество усвоенных признаков

понятия)

Усвоение объема понятия

Полнота усвоения связи и отношений с другими понятиями

Умение оперировать этим понятием при решении задач.

Тема 4: Методы обучения физики.

4.1. Классификация методов обучения

Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их

взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений

обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов,

иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся

с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты,

наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом,

фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и

контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.

Методы классифицируют по:

I. Способу передачи информации от учителя к ученику

1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с

литературой.

2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.

3. Практический – решение задач и лабораторные опыты.

II. По основным дидактическим задачам

1. метод приобретения знания

2. метод формирования умений

3. метод применения знаний

4. метод творческой деятельности

5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык –

автоматизированное умение.

III. По характеру познавательной деятельности

1. объяснительно – иллюстративный

2. эвристический

3. репродуктивный

4. исследовательский

5. проблемное изложение

IV. По Юрию Бабанскому:

1. метод организации и осуществления познавательной деятельности

2. метод стимулирования и мотивации

3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной

деятельности.

V. В современной школе используется классификация по используемых

средствах обучения:

1. словесный

2. демонстрационный

3. лабораторный

4. работа с книгой

5. решение задач

6. иллюстративный

7. учет и контроль знаний

VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и

экспериментальные методы.

4.2 Словесные методы.

Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением

материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных

результатов.

. Беседа. Используется на первой стадии учения физики.

Включается :

V Сообщение новых знаний

V Закрепление знаний

V Углубление знаний

V Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов

V Проверка домашнего задания и знаний школьников

Наилучший способ – эвристическая беседа.

План беседы включает:

1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и

последовательностью.

2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока.

3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и

которые должны быть занесены в тетрадь учениками.

Требования к вопросам:

1. Четкость

2. Ясность

3. Краткость

4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал,

доказывать и самостоятельно получать выводы

5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть

наводящими, но не должны содержать подсказку.

. Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в

случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а

также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии

ученых, перспективы развития науки и техники.

Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают

учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют

и углубляют рассказом.

. Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения,

доказательства, обоснования.

. Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной,

логической последовательностью и длительностью. Используется на второй

ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции,

а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки

зрения и общих позиций.

Требования к изложению материала:

Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо

объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями,

иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д.

Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом

темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются

новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить

ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно

уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть

четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических).

LT-1 – размерность

м/с – единица скорости (единица измерения)

Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое

запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия

представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление

воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли.

3. Записи и зарисовки на доске

Основные правила:

1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения

на доске.

2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух,

мускульное напряжение.

Фиксировать на доске:

1. План урока

2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д.

3. Формулы и их выводы

4. Примеры числовых данных

5. Решения задач

6. Фамилии ученых и даты их жизни

7. Даты наиболее важных открытий

8. Новые термины

9. План лабораторной работы

10. Задание для домашней работы

Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро.

Требования к записям:

. Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта.

. Рисунки: вид спереди или сверху.

. Формулы взять в рамочку.

. Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или

другим цветом мела.

4. Проблемное обучение физики

Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и

усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где

используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного

обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя

представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно

оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная

ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые

усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить.

Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации:

1. Формирование проблемы.

2. Нахождение способов ее решения.

3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом.

4. Формулирование выводов.

5. Подведение итогов.

Уровни проблемного обучения:

1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает,

либо показывает как она была решена в науке).

2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно

с учащимися ее решает).

3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без

учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения,

исследовательская работа).

4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее

самостоятельно решить.

Для создания проблемной ситуации используются:

1. Проблемные вопросы

2. Физические эксперименты (демонстрации)

3. Факты из истории открытия

4. Лабораторные работы

5. Экспериментальные задачи

Для постановки задачи важно:

1. Правильно сформулировать вопрос

2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным

материалом и новыми знаниями

3. Создавать видимые границы известного и неизвестного

4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и

понимать о необходимости приобретении новых знаний.

Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать

к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль)

Опыт: 2 стакана с водой, комнатная

температура. Алюминиевые тела в t=100 0C

c разными массами. Где больше температура

? t1’>t2’, Q = f(m) – зависит от массы.

T1’>T2’ > Q1>Q2

> Q = f(C), C - теплоемкость.

ТЕМА5: Формы организации

учебных занятий по физике.

5.1 Типы и структура уроков по физике.

Цели уроков:

1. Сообщить новые знания.

2. Сформулировать новые понятия.

3. Сформулировать умения и навыки применения знаний на практике.

4. Углубить и закрепить знания.

5. Повторение, контроль и учет знаний.

При подготовке к уроку необходимо выделить цель (задачу) занятия и

определить методы для решения, а также формы организации учебного процесса

(лабораторные работы, практические, …).

Классификация уроков (их типы по решению дидактических задач):

1. Урок изучения нового материала

2. Урок формулирования практических умений и навыков.

3. Урок повторения и обобщения

4. Урок контроля и учета знаний.

5. Комбинированный урок.

Урок изучения нового материала.

Основной метод – беседа, рассказ, школьная лекция.

Структура:

I. Вступительная часть (беседа или упражнение). Повторение знаний,

которые знают учащиеся и подводят к новым знаниям. Письменный или

устный опрос, короткие упражнения, раздаточный материал.

II. Создание проблемной ситуации и организации ее решения. Выдвигается

учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается

гипотеза.

III. Гипотезы подтверждаются, в основном физическим экспериментом.

IV. Анализ полученных результатов и выводы.

V. Упражнения на закрепление.

VI. Домашнее задание.

На протяжении всего урока идет учет и оценивание учащихся. Урок должен

всегда быть законченным целым, он должен связывать предыдущие знания с теми

знаниями, которые будут получены далее.

Если проводится эвристическая беседа, то нужно ставить такие вопросы:

Почему? На основании чего? Как?

Урок формирования практических умений и навыков:

Умение:

. Решать задачи

. Выполнять расчеты

. Собирать схемы

. Проводить наблюдения и измерения.

Учитель должен показать образец выполнения любого задания, а потом обучать

этим навыкам и умениям.

Структурные элементы:

I. Выяснение цели работы

II. Теоретические обоснования и правила его выполнения.

III. Образец выполнения работы

IV. Упражнение или измерение

V. Подведение итогов и заключительная беседа.

VI. Домашнее задание.

Урок обобщения и повторения знаний:

Цель:

1. Привести знания в систему

2. Научить выделять существенные признаки изучаемого явления.

3. Установить связи между ранее изученными явлениями и подготовить к

изучению нового материала.

Формы работы:

1. Итоговая беседа

2. Обзорные лекции

3. Решение комбинированных задач

4. Просмотр учебных кинофильмов.

5. Телепередача.

Структура урока:

1. Беседа с целью анализа (повторения) физического явления

2. Решение задач и упражнений

3. Рефераты или сообщения учащихся и их обсуждения

4. Просмотр фильмов

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

Урок контроля и учета знаний:

Формы проведения:

1. Индивидуальный опрос (один у доски)

2. Фронтальный (все сразу)

3. Рефераты

4. Решение задач

5. Используются тесты и раздаточный материал

Специальные виды урока контроля и учета знаний:

1. Письменные и контрольные работы

2. Контрольные и лабораторные

работы – это 1) проведенная

работа без инструкции (для

слабых учащихся)

2) с

измененным заданием (ученики

это делали, но

нужно определить что-то

другое).

3. Зачеты (по большому разделу)

Структура работы:

1. Вступительный инструктаж

2. Выполнение работы

3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)

Комбинированный урок: (чаще всего проводится)

- пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.

Структура:

1. проверка д/з и повторение пройденного

2. изложение нового материала

3. упражнения и проверка усвоения нового материала

4. домашнее задание

Система учебных занятий:

Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В

систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и

обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.

ТЕМА6: Методика и техника школьного

физического эксперимента.

6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача.

Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с

помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его

проведения. Это отражение научного метода познания.

Цели:

1. служит источником знания

2. является методом обучения

3. это вид наглядности.

Классификация по организационному признаку:

1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты

Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша)

2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения.

3. Физический практикум

4. Внеклассные опыты и наблюдения

. Количественные и качественные

. Экспериментальные задачи

. Творческие задания

6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.

Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов.

Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними.

Цель:

Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать

явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического

мира и опытах.

Требования:

1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации

2. Должны быть на каждом уроке.

3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для

этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в

ней.

4. Не должен загромождать урок

5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность.

Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В

некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно

использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью

эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних

предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны

(для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать

подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен

быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать

с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды

Дюара.

6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты.

Для фронтальных лабораторных работ:

1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися,

непродолжительные (10-45 мин).

2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.

На первой ступени: проверка физических закономерностей (например,

параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по

составлению простейших схем.

На второй ступени: определение физических констант, закономерностей,

физических величин.

Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического

явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или

рассчитанные на один урок, творческие задания.

Классификация по дидактическим целям:

1. Наблюдение и изучение физических явлений

2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.

3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.

4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота)

5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана)

Схема проведения лабораторной работы:

1. Вступительная беседа

2. Проведение эксперимента

3. Обработка результатов

4. Выводы

На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их

использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить

работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход

т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им

нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что

будет более высокая оценка за дополнительное задание.

Инструкция (есть ход выполнения работы)

Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление

погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая

погрешность должна получится).

Критерии оценки:

1. Степень самостоятельности (по наблюдению)

2. Грамотность оформления

Для фронтальных опытов:

Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин),

выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие

(наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.

6.4 Физический практикум.

Отличие:

Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное

оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая

ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим

практикумом вводная беседа включает:

1. Задачу практикума

2. Его содержание

3. График выполнения

4. Анализ каждой работы и правила ее выполнения

5. Правила пользования измерительными приборами

6. Анализ

7. Форма отчета и время сдачи

8. Требования к допуску

Задача учителя:

1. Воспитывать самостоятельность

2. Развивать и закреплять практические навыки

3. Помогать отстающим

4. Давать дополнительные задания

5. Оценивать результаты работы

В отчете у школьников должны быть ответы на контрольные вопросы.

Д/з физический кабинет.

Тема 7 : Контроль знаний и умений

учащихся по физике.

7.1 Методы и формы контроля.

Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе

этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы

учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и

учащимися.

Функции проверки :

1. Ориентирующая

2. Обучающая

3. Диагностирующая

4. Контролирующая

5. Развивающая

6. Воспитательная

Методы проверки:

1. Устный

2. Письменный

3. Графический

4. Практический

Виды проверки:

По объему:

1. Текущие

2. Итоговые

По количеству учащихся:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Классная

4. Массовая

Формы проверки:

1. Устный опрос

2. Контрольная письменная работа

3. Контрольная лабораторная практическая работа

4. Зачет и диспуты

5. Решение задач

6. Физический диктант

Ориентирующая функция проверки ориентирует преподавателя на слабые и

сильные стороны усвоения материала. Передовые учителя при изложении нового

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.