реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Уголовно-правовая охрана лиц, исполняющих свой служебный или общественный долг

защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц

о различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или

юга: состоянии, опасном для их жизни или здоровья, контроль за

соблюдение) стандартов безопасного дорожного движения, контроль

за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием,

боеприпасами к нему, взрывчаты ми материалами и т. п.).

6. С объективной, стороны преступление, ответственность за которое

установлена в данной статье, выражается в активных действиях,

непосредственно направленных на лишение жизни хотя бы одного

сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а

равно близкого им лица любым способом.

7. Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного

органа, военнослужащего, а равно их близких следует понимать

убийство либо покушение на убийство любого из этих лиц.

8. Преступление является оконченным с момента начала действий,

непосредственно направленных па лишение жизни сотрудника

правоохранительного органа, военнослужащего или их близких,

независимо от наступившего результата. Покушение па убийство

любого из указанных лиц подлежит квалификации по ст. 317

уголовного Кодекса без ссылки на ч. 3 ст. 30 того же Кодекса.

9. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с

деятельностью первых не по охране общественного порядка или по

обеспечению общественной безопасности, а по выполнению иных

служебных задач, подлежит квалификации не по ст. 317, а по п. "6"

ч. 2 ст. 105 уголовного Кодекса (если наступила смерть

потерпевшего) либо по ч. 3 ст. 30 и п. "6" ч. 2 ст. 105 (если

смерть потерпевшего не наступила по не зависящим от виновного

обстоятельствам).

10. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное в связи с

исполнением первыми обязанностей по предварительному

расследованию преступлений (в том числе в форме дознания) либо по

исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта,

следует квалифицировать не по ст. 317, а по ст. 295 уголовного

Кодекса.

11. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью

сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно

их близких в связи с осуществлением первыми деятельности по

охране общественного порядка или обеспечению общественной

безопасности следует квалифицировать по п. "а" ч. 2 (в

необходимых случаях по ч. 3 и 4) ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 112

уголовного Кодекса.

12. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное в составе

устойчивой вооруженной группы (банды), следует квалифицировать

как совокупность преступлений, ответственность за которые

установлена ст. 317 и ч. 2 и 3 ст. 209 уголовного Кодекса.

13. Последовательное совершение причинно взаимосвязанных действий,

выражающихся в оскорблении, применении насилия и посягательстве

на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего,

а равно их близких, охватывается составом преступления,

ответственность за которое установлена ст. 317 и не требует

дополнительной квалификации по ст. 318 и 319 уголовного Кодекса.

14. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких может быть совершено лишь с

пряным умыслом.

15. Обязательными элементами субъективной стороны рассматриваемого

преступления являются либо специальная цель в виде

воспрепятствования законной деятельности сотрудника

правоохранительного органа или военнослужащего по охране

общественного порядка и обеспечению общественной безопасности,

либо мотив мести за такую деятельность.

16. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,

военнослужащего, а равно их близких, совершенное лицом в возрасте

14 и 15 лет, подлежит квалификации по п. "б" ч. 2 ст. 105 либо по

ч. 3 ст. 30 и п. "6 ч. 2 ст. 105 уголовного Кодекса в зависимости

от наступления смерть потерпевшего.

Объектом преступления являются интересы порядка управления, нормальная

деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и

обеспечению общественной безопасности. Дополнительным объектом преступления

является жизнь. Разъяснения по применению данной нормы содержатся в

Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 22.09.89 № 9 "О применении

судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь,

здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также

военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране

общественного порядка" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от

24.09.91 № 3 "О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь,

здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и

военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране

общественного порядка".

Объективная сторона преступления выражаются в действиях или

бездействии, направленном на лишение потерпевшего жизни.

Действия выражаются в различном воздействии на организм человека

(механическом, химическом, биологическом или психическом), физическом или

психическом насилии, посягающем на анатомическую целостность или функции

жизненно важных органов человека. Бездействие влечет уголовную

ответственность только при условии, что на виновном лежала юридическая

обязанность принимать меры по охране жизни потерпевшего [ст.105 УК РФ].

Под посягательством на жизнь понимается совершение деяния,

непосредственно направленного на причинение смерти (прицеливание или

выстрел, закладывание взрывчатки, нападение с холодным орудием, подсыпание

яда и т.п.), т.е. покушение на убийство. Уже с этого момента преступление

является оконченным (усеченный состав). В то же время, данной нормой

охватывается и фактическое причинение смерти потерпевшему (убийство), а

также причинение в результате неудавшегося посягательства с прямым умыслом

на лишение жизни вреда здоровью потерпевшего. Охватывается данной нормой и

причинение вреда 2 и более лицам из перечисленных категорий потерпевших.

Если же в результате посягательства причинен вред другим лицам, содеянное

подлежит дополнительной квалификации по нормам о преступлениях против жизни

и здоровья.[32]

Деяние, предусмотренное ст.317 УК РФ, поглощает совершение деяний,

предусмотренных ст.ст.318 и 319 УК РФ, если действия виновного представляют

собой единую цепь деяний, совершены, как правило, в одном месте, с

небольшим разрывом во времени, в отношении одного потерпевшего (или одной

группы потерпевших) [п.7 ППВС СССР от 22.09.89 № 9].

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла.

При этом, если смерть фактически не наступила, речь может идти только о

прямом определенном умысле на лишение жизни (сознает неизбежность

наступления смерти или желает ее наступления); если же фактически причинена

смерть, то может быть как прямой, так и косвенный умысел (сознательно

допускает причинение смерти или относится к этому безразлично) [п.9 ППВС

РСФСР от 24.09.91 № 3, БВС. 1999, № 6, с.15].[33]

При этом, виновный обязательно сознает, что посягает на жизнь именно

сотрудника правоохранительного органа или иного специального потерпевшего

[п.3 ППВС СССР от 22.09.89 № 9]. Если виновный ошибочно принял иное лицо за

специального потерпевшего (ошибка в объекте), содеянное квалифицируется по

ч.3 ст.30, ст.317 УК РФ (при фактическом причинении смерти –с

дополнительной квалификацией по ст.109 УК РФ).

Необходим также признак специальных цели или мотива совершения

преступления, связанных с деятельностью перечисленных лиц:

. по охране общественного порядка – деятельность, направленная на

предупреждение и пресечение правонарушений, затрагивающих интересы

широкого круга лиц, по обеспечению порядка в общественных местах

(патрульно-постовая служба, охрана порядка во время проведения массовых

мероприятий, действия во время общественного бедствия и т.п.);

ответственность по данной норме наступает независимо от того, находился

работник милиции или народный дружинник на дежурстве или же по своей

инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения

общественного порядка или пресечению преступления [ст.18 Закона "О

милиции", п.2 ППВС РСФСР от 24.09.91 № 3];

. по обеспечению общественной безопасности – деятельность, направленная на

поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов

неопределенного круга лиц (охрана опасных объектов, контроль за оборотом

оружия, регулирование дорожного движения и эксплуатации транспортных

средств, осуществление таможенного контроля).

Указанная деятельность потерпевшего должна быть законной, иначе

содеянное должно квалифицироваться по нормам о преступлениях против

личности [п.8 ППВС РСФСР от 24.09.91 № 3].

Речь идет о следующих признаках субъективной стороны:

. цели воспрепятствовать указанной деятельности;

. мести за совершенную деятельность.

Содеянное квалифицируется по ст.105 УК РФ содеянное квалифицируется в

случае совершения преступления на почве личных отношений [п.7 ППВС СССР от

22.09.89 № 9], а также по мотиву ненависти просто из-за принадлежности

потерпевшего к соответствующему органу.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16

лет. При совершении такого преступления лицом в возрасте от 14 до 16 лет

оно несет ответственность по п."б" ч.2 ст.105 УК РФ (при покушении – со

ссылкой на ч.3 ст.30) [п.8 ППВС СССР от 22.09.89 № 9].

Рассмотрим пример судебной практики по уголовным делам. Определение СК

Верховного Суда РФ от 30 сентября 1998 г. Суд постановил, что покушение на

жизнь сотрудника правоохранительного органа возможно лишь с прямым

умыслом.

Пермским областным судом 23 апреля 1998 г, Садиев осужден по ч, 3 ст.

213 и по ч, 2 ст. 318 УК РФ.

Он признан виновным в хулиганстве, совершенном с применением ножа, и в

применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении

представителя власти Боринских в связи с исполнением им своих должностных

обязанностей.

Заместитель прокурора Пермской области, не оспаривая приговор в

отношении осуждения Садиева за хулиганство, в кассационном протесте

поставил вопрос об отмене приговора в части его осуждения по ч. 2 ст. 318

УК РФ с направлением дела на новое рассмотрение, указав, что Садиев ударами

ножа причинил работнику милиции Боринских колото-резаные ранения в левой

паховой области и на левой ушной раковине и пытался нанести еще несколько

ударов, т.е. совершил посягательство на жизнь работника милиции, в связи с

чем органы предварительного следствия обоснованно квалифицировали его

действия по ст. 317 У К РФ.

Приведем пример судебной практики.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 30 сентября

1998 г. приговор Пермского областного суда оставила без изменения, а

кассационный протест — без удовлетворения, указав следующее.

Садиев осужден обоснованно. Доводы прокурора о необходимости изменения

квалификации действий Садиева опровергаются материалами дела.

Вина Садиева в применении насилия, опасного для жизни и здоровья, в

отношении представителя власти установлена показаниями потерпевшего

Боринских, свидетелей, работников милиции Вяткина, Фотина и других,

протоколом осмотра места происшествия, заключением судебно-медицинского

эксперта о тяжести причиненного потерпевшему телесного повреждения и

другими доказательствами.

Осужденный не отрицал, что причинил Боринских телесные повреждения

ножом. Однако как на предварительном следствии, так и в судебном заседании

он утверждал, что не имел умысла на посягательство на жизнь работника

милиции.

Показания Садиева об отсутствии у него умысла на убийство материалами

дела не опровергнуты.

По смыслу закона лицо может быть признано виновным в посягательстве на

жизнь сотрудника правоохранительного органа только при наличии прямого

умысла, т.е. когда действия виновного свидетельствуют о том, что он

предвидел наступление смерти и желал этого.

В протесте не приведены доказательства наличия у Садиева прямого умысла

на убийство потерпевшего.

Высказывание осужденного во время совершения хулиганства, что он всех

порежет, в том числе и себя, не свидетельствует о прямом умысле на убийство

Боринских, поскольку конкретно кому-либо убийством он не угрожают, а, как

видно из его показаний, размахивал ножом, пытаясь закрыть дверь и не

пустить ; сотрудников милиции в свою квартиру, в результате чего Боринских

были причинены легкие телесные повреждения в паху и на левой ушной

раковине[34].

При таких обстоятельствах, оценив показания Садиева, потерпевшего

Боринских и свидетелей в совокупности со всеми материалами дела, суд

обоснованно пришел к выводу об отсутствии у виновного прямого умысла на

посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и правильно

квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 318 УК РФ как применение насилия,

опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти.

3.2. Применение насилия в отношении представителя власти (статья

318)

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза

применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи

с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в

размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в

размере заработной платы ил иного дохода осужденного за период от двух до

пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением

свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении

лиц, указанных в части первой настоящей статьи, — наказывается лишением

свободы на срок от пяти до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях

уголовного Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или

контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в

установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении

лиц, не находящихся от него служебной зависимости.

Статья 318 является общей нормой по отношению к ст. 296 Уголовного

Кодекса РФ. Рассмотрим основные понятия и требования как к питерпевшему,

так и к лицу совершившее данное преступление.

Представитель власти — должностное лицо правоохранительного или

контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное:,

установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении.™, не

находящихся от него в служебной зависимости [примечание к ст. 318].

К представителям власти по смыслу примечания к ст. 318 уголовного

Кодекса могут быть отнесены любые должностные лица, надели: нас внешними

организационно-распорядительными полномочиями в гон дарственных и

муниципальных органах законодательной, исполнительной судебной власти

любого уровня (депутаты, главы администраций субъект Федерации, мэры

городов, префекты и супрефекты, прокуроры, работники контрольных органов

Президента Российской Федерации и глав администраций, работники органов

внутренних дел, Федеральной службы безопасности, работники органов надзора

за соблюдением правил охоты, органов; охраны, лесной охраны, санитарно-

ревизионных подразделений Министерства финансов РФ, Федеральной пограничной

службы РФ, Федеральной службы налоговой полиции, судьи всех судов общей

юрисдикции и арбитражных судов, судебные исполнители и др.), а также иные

лица, постоянно или временно наделенные такими полномочиями в соответствии

с законодательством (военнослужащие, выполняющие правоохранительные функции

члены государственных комиссий, наделенные организационно-распорядительными

функциями, и др.). См. также ст. 2 Федерального закона "О государственной

защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

О понятии "близкий представителя власти" как отмечалось ранее являются

— лица, состоящие в родстве (отец, мать, дедушка, бабушка, дети, братья,

сестры) или свойстве (супруг и родственники супруга) с представителем

власти, а равно (в исключительных случаях) иные лица, поддерживающие с

последними тесное личное общение.

Насилие, не опасное для жизни или здоровья, — нанесение побоев или

совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не

повлекших причинения кратковременного расстройства здоровья или

незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных, более тяжких

последствий, а равно ограничение физической свободы потерпевшего против его

воли.

Угроза применения насилия в отношении представителя власти или его

близких — словесно или деятельно выраженное виновным конкретное намерение

причинить смерть, вред здоровью, нанести побои, совершить иные

насильственные действия, могущие причинить физическую боль потерпевшему

либо ограничить физическую свободу последнего вопреки его воле.

Насилие, опасное для жизни или здоровья, — умышленное причинение

тяжкого, менее тяжкого или легкого вреда здоровью [комментарий к ст. 111,

112 и 115 УК РФ].

Обязательным элементом объективной стороны деяния, ответственность за

которое установлена в ч. 1 ст. 318, является связь между насилием (угрозой

насилия) в отношении представителя власти (его близкого) и исполнением

первым своих должностных обязанностей.

Такая же связь должна быть установлена по смыслу закона и в случае

применения к представителю власти насилия, опасного для жизни или здоровья

[ч. 2 ст. 318], хотя это и не вытекает из буквального содержания текста

закона. Причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью представителя

власти (его близкого) вне непосредственной связи с исполнением им своих

должностных обязанностей, но в связи с иной служебной деятельностью данного

представителя (использование им своих прав) следует квалифицировать не по

ч. 2 ст. 318, а по п. "а" ч. 2 ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 112 уголовного

Кодекса.

Совершение действий, предусмотренных в ст. 318, в отношении

представителя власти, участвующего в отправлении правосудия или в

осуществлении расследования дел либо в исполнении судебных решений (судья;

присяжный заседатель; прокурор; следователь; лицо, производящее дознание;

судебный исполнитель и др.), а равно в отношении их близких в связи с

рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством

расследования или исполнением судебных актов следует квалифицировать не по

ст. 318, а по ст. 296 уголовного Кодекса.

Причинение тяжкого вреда здоровью представителя власти, а равно его

близкого [ч. 2 ст. 318], совершенное группой лиц, группой лиц по

предварительному сговору или организованной группой в отношении двух или

более лиц, неоднократно или лицом, ранее совершившим убийство, — требует

дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 111, а в случае причинения по

неосторожности смерти — по ч. 4 той же статьи уголовного Кодекса.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется

прямым умыслом и наличием любого мотива для применения насилия (угрозы

насилия), обусловленного неисполнением представителем власти своих

должностных обязанностей (месть, корысть, стремление уйти от

ответственности или облегчить совершение другого преступления и др.).

Виновный должен сознавать, что насилие (угроза насилия) применяется к

представителю власти, наделенному распорядительными полномочиями в

отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (к близкому

такого лица).

Субъект рассматриваемого преступления — лицо, достигшее 16-летнего

возраста. Лица в возрасте 14 и 15 лет несут ответственность за применение

насилия в отношении представителя власти (его близкого) лишь в случаях

причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью последних

соответственно по п. "а" ч. 2 ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 112 уголовного

Кодекса.

Объектом преступления являются интересы порядка управления, нормальная

деятельность представителей власти, органов власти и управления.

Дополнительным объектом преступления является здоровье.

Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, т.е.

согласно примечанию к данной статье должностное лицо правоохранительного

или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в

установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении

лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, т.е. гражданам,

организациям. При этом, не обязательно, чтобы данные лица состояли на

службе в государственных или муниципальных органах (подробнее о данных

лицах – см. комментарий к понятию должностного лица), а также близкие

представителя власти [см. комментарий к ст. 317 УК РФ].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.