реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Таможенные органы как органы дознания

совершенному преступлению, получение неопровержимых доказательств,

подтверждающих виновность каждого из них.

Установление объективной истины - это полное, всестороннее

исследование всех обстоятельств дела, выяснение уличающих и оправдывающих,

смягчающих и отягчающих ответственность подозреваемого обстоятельств,

установление всех фактов, входящих в предмет доказывания и необходимых для

разрешения дела по существу[39].

Опыт показывает, что полнота раскрытия преступления находится в

теснейшей связи с его быстротой. Наиболее полно раскрывается преступление

«по горячим следам", когда правонарушитель задерживается и изобличается

сразу же после совершения противоправного деяния. Быстрота раскрытия

преступления максимально приближает момент привлечения виновного к

ответственности и его наказания к моменту совершения преступления, что

способствует более эффективной борьбе с преступностью. Напротив,

несвоевременное и неполное раскрытие преступления порождает самые

отрицательные последствия. Подрывается авторитет государственных органов,

обязанностью которых является борьба с преступностью. У лиц, совершивших

преступление и знавших о нем, создается мнение о возможности деяния. Такие

неразоблаченные преступники представляют реальную опасность для общества,

государства.

Задача обеспечения правильного применения закона с тем чтобы каждый

совершивший преступление был привлечен к ответственности и ни один

невиновный не был наказан тесно связана с предыдущей, ибо деятельность

органов дознания по сбору доказательств, направленная на изобличение лиц,

виновных в совершении преступления, невозможна без применения закона. И это

понятно, ведь только реализуя предписания и дозволения уголовно-

процессуальных норм можно собрать доказательства уличающие преступника.

Собранные доказательства, в свою очередь, служат основанием правильного

применения уголовного, уголовно-процессуального и других законов.

Важное место в применении закона органами дознания принадлежит

квалификации ими расследуемых деяний. Правильно квалифицируя действия

подозреваемого, орган дознания способствует верному дальнейшему решению

вопросов о привлечении лица в качестве обвиняемого, о предании обвиняемому

суду, о признании подсудимого виновным, о применении к нему наказания[40].

При расследовании каждого преступления органы дознания обязаны

выяснить непосредственные причины его совершения, установить условия,

способствовавшие реализации преступного умысла. О выявленных причинах и

условиях, способствовавших совершению преступления, орган дознания вносит

представление соответствующим государственным органам, общественным

организациям, должностным лицам. Представление является эффективной формой

деятельности органа дознания по устранению причин и условий,

способствовавших совершению преступления. Соответствующий государственный

орган, общественная организация или должностное лицо, получившее

представление, обязаны рассмотреть его, принять необходимые меры и

уведомить орган дознания не позднее чем в месячный срок со дня получения

представления. Должностное лицо, оставившее представление органа дознания

без рассмотрения или несвоевременно ответившие на него несет

административную ответственность по статье 1856 КоАП Украины.

Орган дознания обязан принимать меры к обеспечению возмещения ущерба,

причиненного преступлением и к обеспечению возможной конфискации имущества

по уголовному делу о преступлении, за которое может быть применена данная

дополнительная мера наказания. Такими мерами могут быть: наложение ареста

на имущество (вклады) подозреваемого; изъятие имущества, нажитого

преступным путем, для чего орган дознания выносит мотивированное

постановление.

Важным является правильное уяснение понятия субъекта, наделенного

правом производства дознания. В уголовно-процессуальном законе и

соответствующей литературе используются термины “орган дознания” и “лицо,

производящее дознание” (дознаватель). Это сформировавшиеся самостоятельные

понятия, общеупотребительное значение которых шире, чем сумма значений,

составляющих их слов. Орган дознания, в примеру, осуществляет не только

дознание, но и другие виды деятельности[41].

Уголовно-процессуальный закон «не дает оснований для

противопоставления полномочий органа дознания и дознавателя»[42].

Определенные элементы этого вида деятельности могут осуществляться как

тем, так и иным субъектом. Из сказанного можно сделать вывод, что у

дознания два субъекта деятельности: орган дознания и дознаватель[43].

Уголовно-процессуальный закон, регламентируя порядок производства

дознания, в одних статьях определяет права и обязанности органа дознания

(статьи 4, 23, 29, 65, 81, 97-99, 100, 103, 104, 106, 109 УПК Украины и

другие), а в других - права и обязанности дознавателя (статьи 21, 22, 26,

53, 60, 66, 67, 79 УПК Украины и другие).

Субъекты производства дознания обязаны выполнять возложенные на них

задачи и, следовательно, осуществлять в установленном законом порядке

представленные им властные права. Они состоят в предоставлении органу

дознания (дознавателю) возможность односторонними действиями (актами)

порождать, изменять, прекращать конкретные правонарушения. Вот почему

законодатель при регламентации компетенции органа дознания (дознавателя) не

ограничивается указанием на их обязанности, а также предусматривает объем и

конкретное содержание предоставленных им прав.

Уголовно-процессуальный закон наделяет субъектов производства дознания

широким кругом прав:

- вызывать любых лиц, в качестве свидетеля для допроса или экспертов для

дачи заключения; требовать от предприятий, учреждений, организаций,

должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, которые

могут установить необходимые по делу фактические данные; требовать

проведения ревизий (статья 66 УПК Украины).

- объединять и выделять в отдельное производство уголовные дела (статья 26

УПК Украины);

- разрешать вопрос о вещественных доказательствах (статья 81 УПК Украины);

- задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (статья 106 УПК

Украины);

- применить к подозреваемому меру пресечения (статья 148 УПК Украины);

- принимать решение о производстве неотложных следственных действий (статья

104 УПК Украины) и другие права.

Помимо вышеперечисленных прав, субъект производства дознания несет

такие обязанности:

- разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечивать возможность

обеспечения этих прав (статья 53 УПК Украины);

- заявлять самоотвод (статья 60 УПК Украины);

- обеспечивать хранение вещественных доказательств (статья 79 УПК Украины);

- обеспечивать надлежащее оформление протоколов (статьи 84, 85, 851,852 УПК

Украины);

- выносить постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в

возбуждении дела (статьи 98, 99 УПК Украины) и другие обязанности.

Основой организационного устройства органа дознания является

единоначалие. Оно необходимо для оперативного реагирования на текущие

события, для быстрого принятия решений. Характерной чертой единоначалия

является персональная ответственность за решения и проведение их в жизнь.

Полномочия органа дознания не могут быть реализованы без ведома его

начальника. Можно считать, в случаях, когда уголовно-процессуальный закон

говорить об органе дознания, постановления дознавателя утверждаются

начальником органа дознания[44].

В уголовно-процессуальном законе отсутствует упоминание о начальнике

органа дознания, тем более не получил регламентации и вопрос об объеме и

соотношении прав начальника органа дознания и дознавателя. На этом

основании отдельные авторы делают вывод о том, что начальник органа

дознания является только административным руководителем соответствующего

органа дознания и никакими процессуальными функциями не обладает, а его

отношения с дознавателем носят чисто служебный, а не процессуальный

характер[45].

Более обоснованной, однако, является другая позиция: отношения между

начальником органа дознания и дознавателем должны строиться на той же

основе, что и отношения между начальником следственного отдела и

следователем и носить процессуальный характер.

Обычно на практике так и происходит. Начальник органа дознания

контролирует действия дознавателя, принимает меря к наиболее полному,

всестороннему и объективному производству расследования. В целях такового

контроля начальник органа дознания утверждает постановления о производстве

следственных действий в процессе дознания, участвует в них непосредственно.

Руководителю органа дознания принадлежит право проверки дел, дачи указаний

дознавателю относительно производства тех или иных действий, квалификации

преступления. Он вправе передать дело от одного работника дознания к

другому, поручить расследование группе работников. К сожалению, указанные

фактически права начальника органа дознания не получили закрепления в

законе. Но поскольку он имеет в процессе расследования определенные права и

несет определенные обязанности его, безусловно, следует признать субъектом

уголовного процесса[46].

Отношения служебного подчинения дознавателя и начальника органа

дознания не должны подменять процессуальных отношений. Между ними могут

возникнуть разногласия по принципиальным вопросам, связанным с

расследованием конкретного уголовного дела. Понятно, указания начальника

обязательны для дознавателя в силу служебной подчиненности, однако, когда

речь идет о принятии решений по существенным процессуальным вопросам,

нельзя все сводить только к административно-служебным отношениям. В

соответствии со статьей 67 УПК Украины дознаватель решения по делу

принимает на основе оценки доказательств по своему внутреннему убеждению,

основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех

обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.

Понятие «дознаватель», в юридической литературе определяется по

разному. Есть мнение, что дознаватель – это процессуальная фигура,

наделенная законом определяемыми правами и обязанностями[47].

Более обоснованной представляется точка зрения, что дознаватель – это

начальник органа дознания или соответствующее должностное лицо этого

органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство

дознания[48].

Решения о производстве дознания принимается: в центральном аппарате

Государственной таможенной службы Украины – Председателем службы или его

заместителями, в таможне – начальником таможни или его заместителями.

Непосредственное руководство дознанием в таможенной системе Украины по

конкретным уголовным делам о контрабанде осуществляется Управлением по

организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил

Государственной таможенной службы Украины, а в таможнях – начальником

таможни или его заместителями (пункты 1.6, 1.7 Приказа ГТС Украины № 587

от 19.09.98 г.)

В региональных таможнях (таможнях) имеются Отделения (Службы) по

борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, структурными

подразделениями которых являются отделы (секторы) дознания, работники

которых осуществляют дознание по делам о контрабанде (Приказ ГТС Украины №

400 от 08.07.98 г.)

Руководители подразделений дознания таможен назначаются Председателем

Службы по согласованию с руководством Управления по борьбе с контрабандой и

нарушениями таможенных правил (пункт 1.9. Приказа ГТС Украины № 587 от

19.09.98 г.)

Должностные лица таможенных органов Украины являются представителями

органа государства. Законные требования работников таможенных органов

Украины обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Работники таможенных органов Украины при исполнении возложенных на них

обязанностей руководствуются только законом, действуют в его рамках и

подчиняются только своим непосредственному и прямому начальникам. Никто

иной, за исключением уполномоченных должностных лиц, в случаях,

предусмотренных законом, не вправе вмешиваться в законную деятельность

работников таможенных органов Украины. Вмешательство в деятельность

работников таможенных органов Украины влечет ответственность по законам

Украины (статья 156 ТК Украины).

Таможенные органы и их должностные лица, допустившие неправомерные

действия несут ответственность в соответствии с действующим

законодательством. Должностные лица таможенных органов, которые нарушили

действующее законодательство при производстве по делам о контрабанде, несут

уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Ущерб, причиненный неправомерными действиями должностных лиц

таможенных органов Украины при исполнении служебных обязанностей,

возмещается на общих основаниях (статья 150 ТК Украины).

5. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Возбуждение уголовного дела - акт применения процессуального права,

охватывающий общую возможность производства всех без исключения

следственных и других процессуальных действий и применения мер принуждения.

Стадия возбуждения уголовного дела - это начальная стадия уголовного

процесса, содержание которой образует деятельность по приему, рассмотрению,

проверке и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, выяснению

наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела.

Для возбуждения уголовного дела о контрабанде, дознание по которому

отнесено к компетенции таможенных органов необходимы законные поводы и

достаточные основания.

Достаточные основания - фактические данные, указывающие на наличие

признаков преступления.

Законные поводы - источники информации о преступлении[49].

Статья 94 УПК Украины дает исчерпывающий перечень поводов к

возбуждению уголовного дела:

1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций,

должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных

граждан;

2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных

граждан, задержавших подозреваемого на месте совершения преступления или с

поличным (с вещественными доказательствами);

3) явка с повинной;

4) сообщения, опубликованные в печати;

5) непосредственное обнаружение органом дознания признаков

преступления.

Заявления или сообщения представителей власти, общественности или

отдельных граждан могут быть устными или письменными. Устные заявления

заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом,

принявшим заявление. При этом заявитель предупреждается об ответственности

за ложный донос, о чем отмечается в протоколе. Письменное заявление должно

быть подписано лицом, от которого оно исходит. До возбуждения дела следует

удостовериться в личности заявителя, предупредить его об ответственности за

ложный донос и отобрать от него соответствующую подписку.

Сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц

должны быть изложены в письменной форме.

Сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан,

задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с

поличным, могут быть устными или письменными (ст. 95 УПК Украины).

Сообщения граждан по телефону, анонимные заявления и иная информация о

преступлениях, которая не носит характера официальных сообщений и заявлений

о преступлениях, не может служить поводом к возбуждению уголовного дела и

не порождает уголовно-процессуальных правоотношений. Однако она подлежит

проверке в административном порядке и может служить основанием для выезда

на место происшествия, назначения ревизии, производства других проверочных

действий.

Поводом к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное

обнаружение признаков преступления самим органом дознания, которому

поручена проверка.

Если в процессе проверочных действий будут обнаружены признаки

преступления, составляется рапорт (документ) о непосредственном обнаружении

признаков преступления.

Сообщения, опубликованные в печати - это статьи, заметки, письма и

т.п., опубликованные в периодической печати[50].

Явка с повинной - добровольное заявление гражданина органу дознания об

осуществлении им или с его участием преступления. В случае явки с повинной

устанавливается личность явившегося, после чего составляется протокол, в

котором подробно излагается сделанное заявление. Также устанавливается

причина явки, соучастники преступления и круг лиц, могущих подтвердить

обстоятельства преступления. Явка с повинной является смягчающим

обстоятельством и поэтому от ее процессуального оформления зависит ее

дальнейшее значение (статья 96 УПК Украины)[51].

Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления,

как повод к возбуждению уголовного дела, означает, что эти органы сами, без

чьего-либо сообщения, обнаруживают преступление и возбуждают дело,

используя предоставленные им полномочия.

Применительно к деятельности таможенных органов Украины, среди

предусмотренных законом поводов к возбуждению уголовного дела, особое место

занимает непосредственное обнаружение органом дознания признаков

преступления. Так, абсолютное большинство фактов контрабанды (как при ввоза

в Украину, так и при вывозе из Украины) обнаруживается работниками таможни

в ходе осуществления таможенного контроля и специальных мероприятий по

пресечению незаконного перемещения через таможенную границу предметов

контрабанды помимо таможенного контроля.

Таможенный контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения

государственными органами, предприятиями и их должностными лицами, а также

гражданами порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров и

иных предметов.

Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможни путем

проверки документов, необходимых для такого контроля, таможенного досмотра

(досмотра транспортных средств, товаров и иных предметов, личного

досмотра), передосмотра, учета предметов, перемещаемых через таможенную

границу Украины, а также в других формах (статьи 21, 22 ТК Украины ).

Во всех указанных случаях соответствующее должностное лицо таможенного

органа составляет протокол о совершении противоправного деяния в

соответствии с требованиями статьи 122 ТК Украины. Протокол, а также

изъятые на основании статьи 128 ТК Украины предметы и документы (предметы,

являющиеся непосредственными объектами контрабанды; предметы со специально

изготовленными тайниками, для перемещения через таможенную границу Украины

с сокрытием таких предметов; а также документы, необходимые для

рассмотрения дела о контрабанде) передается начальнику таможни или его

заместителю, который решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Также орган дознания непосредственно обнаруживает признаки

преступления в результате проверки собранных оперативных материалов;

выявления признаков контрабанды при производстве по делам о нарушении

таможенных правил (пункт 3 статьи 140 ТК Украины).

В соответствии со статьей 97 УПК Украины орган дознания обязан

принимать заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых

преступлениях, в том числе и по делам не подлежащим их ведению.

Деятельность органа дознания по проверке заявлений и сообщений о

преступлениях является деятельностью уголовно-процессуальной. Она подробно

регламентируется законом и в силу этого носит процессуально-правовую

природу. Основное содержание этой деятельности заключается в установлении

наличия или отсутствия в исследуемом событии признаков преступления. Т.е.

такая деятельность носит познавательный характер. Познание в уголовном

процессе может осуществляться не иначе как в форме доказывания.

Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие

средства получения доказательств в стадии возбуждения уголовного дела:

а) собственно получение заявлений и сообщений о преступлениях;

б) явка с повинной;

в) получение объяснений от граждан;

г) истребование или получение представленных предметов и документов;

д) производство осмотра места происшествия[52].

По заявлению или сообщению о преступлении орган дознания обязан не

позднее трехдневного срока принять одно из таких решений:

1) возбудить уголовное дело;

2) отказать в возбуждении уголовного дела;

3) направить заявление или сообщение по принадлежности.

Одновременно принимаются все возможные меры, чтобы предотвратить

преступление или пресечь его.

Если же в заявлении или сообщении содержится недостаточно данных для

решения вопроса о возбуждении уголовного дела, то орган дознания в течении

10 дней производит их проверку, по результатам которой решается вопрос о

возбуждении уголовного дела (статья 97 УПК Украины).

Начальник органа дознания (начальник таможни или его заместители)

рассматривает переданные ему материалы и при наличии поводов и оснований,

указанных в статье 94 УПК Украины и отсутствия обстоятельств, исключающих

его возбуждение (ст. 6 УПК Украины), выносит постановление о возбуждении

уголовного дела, а также поручает дознавателю производство дознания по

уголовному делу.

При составлении постановления о возбуждении уголовного дела необходимо

исходить из общих требований, которым должно отвечать постановление органа

дознания (дознавателя), изложенных в статье 130 УПК Украины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.