реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психолого-криминалистические аспекты работы следователя

Психолого-криминалистические аспекты работы следователя

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РФ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра уголовного права, уголовного процесса

и уголовно-исполнительного права.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По уголовному процессу на тему:

«ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА»

Выполнил:

курсант 3-го курса

302 учебной группы

рядовой юстиции

Денисов Д. В.

Владивосток

1999

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение Стр. 3

2. Краткая характеристика принципов Уголовного процесса РФ Стр. 5

3. Система принципов Уголовного процесса РФ Стр. 27

4. Заключение Стр. 29

5. Список используемой литературы Стр. 30

ВВЕДЕНИЕ

Принципы — это основные, наиболее общие и руководящие положения какого-либо процесса, явления, они не¬выводимы из других понятий, первичны. Существует несколько точек зрения относительно некоторых признаков (свойств), присущих принципам уголовного процесса, что в конечном итоге сказывается на их теоретическом определении. Относительно таких признаков как всеобщность, первичность, обязательность к исполнению, объективность наблюдается, в целом, единство взглядов, но такой признак как закрепление в законе наблюдается не у всех учёных. Так, в частности доктор юридических наук Кобликов А. С., выделяет такой признак , а кандидат юридических наук Галузо В. Н., чьим трудом я пользовался при написании данной работы даже не упоминает его. Я же придерживаюсь точки зрения, что такой признак как закрепление в законе не является основным, хотя присущ практически всем принципам, в силу того, что законодатель может не видеть необходимости подобного упрочения, так как принцип очевиден и в законодательном закреплении не нуждается (например, принцип гуманизма). Подобное может происходить и по иным причинам.

Итак, принципами уголовного процесса называются теоретически обоснованные основные правовые положения, идеи, нормы общего и руководящего значения, определяющие построение всех форм, институтов, стадий УСП и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Прин¬ципы выражают сущность и содержание уголовного процесса характеризуют самые важные его свойства и качественные чер¬ты, предмет и метод процессуального регулирования.

Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, не выводимые друг из друга и обнимающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Нормы - принципы носят им¬перативный, властно-повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всей совокупностью правовых средств, имеющихся на вооружении у государства. Своей целью они имеют человека и гражданина и соответствующие государственные органы. Органы государства, ведущие процесс, должны действовать на основе установленных принципов и несут ответственность за их нарушение.

Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, кото¬рые, выражая природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Эти принципы исходят из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Сознавая себя частью мирового сообщества, народ РФ принял Конституцию РФ, в которой записаны общепризнанные и отра¬женные в ряде международно-правовых документах права чело¬века и гражданина, принципы правосудия.

В соответствии с конституционными принципами в отрас¬левом законодательстве - УПК содержатся нормы, имеющие основное, определяющее значение для всего судопроизводства и отдельных его стадий.

Основные принципы записаны в Конституции РФ, часть - в отраслевом законодательстве - УПК и некоторых других законодательных актах. Все принципы неразрывно связаны между собой и образуют единую совокупность правовых начал, оди¬наково значимых для достижения целей уголовного процесса. Каждый из них определяет такую сторону судопроизводства, без которой невозможно правильное осуществление его задач.

Какой бы, од¬нако, ни была юридическая форма закрепления принципов, они всегда выступают в качестве норм общего и руководящего значе¬ния, имеющих трехчленную структуру, - гипотезу, диспозицию и санкцию. Иначе в правоприменительной деятельности соблюда¬лись бы не сами принципы, а только конкретизирующие их нор¬мы. Конституционные принципы являются нормами прямого и непосредственного действия. Это означает право на применение этих норм непосредственно, без внесения соответствующих из¬менений и дополнений в УПК . По моему мнению, это применимо только к конституционным принципам, поскольку отраслевые принципы приобретают юридическое значение после соответствующего их закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве.

Конституция РФ и внесенные в последние годы изменения и дополнения в уголовно-процессуальное законодательство значительно углубили и обогатили демократическое содержание принципов, расширили диапазон их применения, усовершенствовали формулировку отдельных начал, укрепили гарантийную обеспеченность принципов.

Принципы действуют в рамках целостной системы, где сущность и значение каждого принципа обусловливаются не только собствен¬ным содержанием, но и функционированием всей системы, где нарушение лю¬бого принципа приводит обычно к на¬рушению других принципов и тем самым к нарушению закон¬ности при производстве по делу.

Становится понятной необходимость знания основ уголовного процесса РФ, не только нам, курсантам, постигающим азы уголовно-процессуального законодательства, но и всем практическим работникам, осуществляющим процессуальную деятельность, а знание принципов уголовного процесса необходимо всем гражданам.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РФ

Принцип законности.

По праву занимает одно из первых мест. Под законностью понимается неуклон¬ное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных ак¬тов всеми государственными и негосударственными учреждениями и ор¬ганизациями, должностными лицами, гражданами. Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Этот общеправовой принцип имеет непосредственное отношение к уго¬ловному процессу. В уголовно-процессуальном законодательстве он кон¬кретизируется в установлении порядка производства по уголовным делам. В обязанность дознавателя, следователя, прокурора, суда входит строгое соблюдение материальных и процессуальных законов (при возбуждении уголовного дела, предварительном расследовании, назначении дела к су¬дебному заседанию, судебном разбирательстве, проверке законности и обоснованности приговора в вышестоящих инстанциях и т.д.).

Закон обязателен для всех субъектов уголовного процесса. Для органов государства, осуществляющих производство по делу, соблюдение материальных и процессуальных законов составляет их обязанность перед государством и личностью, за нарушение которой к ним могут быть применены различные санкции, а про¬цессуальные акты, вынесенные с нарушением закона, признаны недействительными.

В уголовном процессе законность стоит на постулате: до¬зволено то, что разрешено законом. В тех случаях, когда-то или иное действие существенно затрагивает права и свободы лич¬ности, данное правило дополняет содержащиеся в законе запре¬ты, не позволяющие отступать от установленного им порядка производства конкретного действия (применение ареста, произ¬водство обыска, освидетельствование и т. д.).

Ясно, что такой принцип как законность не стоит в одном ряду с собственно процессуальными принципами, несоразмерен им, так как он охва¬тывает собой весь корпус процессуальных начал и соотносится с ними как общее и особенное. Все принципы и каждый в отдель¬ности служат прямым и непосредственным проявлением закон¬ности, и нарушение любого из них есть нарушение законности.

Иные принципы процесса не дополняют принцип закон¬ности, а выражают и конкретизируют его, составляют его содер¬жание. Законность же осуществляется не только через специаль¬ные принципы, но и непосредственно. Её требования, в частности, всегда охватывают содержание и внешнюю форму правоприменительной, правореализующей деятельности и служат основным условием правильного применения правовых норм.

Законность - универсальный, всеохватывающий принцип, который находит свое выражение во всех принципах и нормах процессуального права, характеризует все стороны уголовного судопроизводства и потому не может рассматриваться как равно¬великое начало с собственно процессуальными принципами. Она занимает особое место среди равных ей общеправовых принци¬пов, действующих в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, законность - принцип принципов уголовного процесса, но он немыслим без соб¬ственно процессуальных принципов, которые, я повторюсь, обеспечивают реализацию законности в уголовном процессе. Принцип законности обеспечивается таким построением процесса, при котором в каждой последующей стадии проверяется законность и обоснованность решений, принятых в предыдущих стадиях. В случае обнаружения нарушений закона обеспечивается принятие мер к их устранению. Важны¬ми гарантиями и соблюдения предписаний закона являются осуществляе¬мые в тех или иных пределах на всех стадиях уголовного судопроизводства судебный контроль и надзор прокурора за исполнением законов оператив¬но-розыскными органами, органами дознания и органами предварительного следствия.

Принцип публичности.

Принцип публичности состоит в том, что уполномоченные на ведение уголовного процесса государственные органы и должностные лица обязаны в пределах своей компетенции при¬нять все предусмотренные законом меры к установлению собы¬тия преступления, виновных лиц и справедливому наказанию или предотвратить неосновательное уголовное преследование или незаконное осуждение лиц, а если это имело место, принять меры к реабилитации невиновного.

В силу принципа публичности органы дознания, следова¬тель, прокурор обязаны при наличии повода и основания возбу¬дить уголовное дело, принять все меры, необходимые для его за¬конного разрешения, независимо от воли и желания каких-либо учреждений, организаций, граждан. Исключение составляют лишь дела частного и частно-публичного обвинения, возбуж¬даемые не иначе как по жалобе потерпевшего. Но и по ним ради охраны прав и интересов потерпевшего диспозитивность, то есть право потерпевшего распорядиться своим правом на возбуждение дела, сочетается с правом прокурора возбудить уголовное дело при наличии предусмотренных ч. 4 ст. 27 УПК условий: «В исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении, предусмотренном статьями 115, 116, 129 частью первой, 130, 146 частью первой и 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет особое общественное значение или если потерпевший по этому делу либо по делу о преступлении, предусмотренном статьей 131 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам, не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего».

Принцип публичности наделяет государственные органы широкими властными полномочиями, ставит их в положение ак¬тивных субъектов процесса, обязанных производить все необхо¬димые процессуальные действия по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и их справед¬ливому наказанию и недопущению привлечения к уголовной от¬ветственности и осуждению невиновных (ст. 2 и ст. 3 УПК).

Государственные органы должны основывать свои выводы на такой совокупности собранных, всесторонне и объективно ис¬следованных доказательств, которая делает эти выводы обосно¬ванными и справедливыми. В силу принципа публичности только государственные органы, ведущие уголовный процесс, могут при¬менять нормы права, меры процессуального принуждения, при¬нимать решения о начале, движении и судьбе уголовного дела. Использование этих и других полномочий позволяет государ¬ственным органам надлежащим образом выполнять возложенные на них функции. Социально-правовой смысл принципа публич¬ности в социальном государстве проявляется в органическом со¬четании интересов государства в охране прав и свобод человека и гражданина, в том числе обвиняемого и потерпевшего, с задачей предотвращения преступлений и справедливого наказания ви¬новного.

Каждый государственный орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязан не только разъяснять уча¬ствующим в деле лицам их права, но и обеспечивать реальную возможность их осуществления, а при необходимости обеспечи¬вать личную и имущественную безопасность (ст. 58, 581 УПК). За¬конные и обоснованные просьбы и ходатайства участвующих в деле лиц должны удовлетворяться. Публично-правовой характер принципа проявляется и в том, что органы государства на стадии предварительного производства по своей инициативе обязаны возбуждать уголовное дело, собирать и исследовать доказатель¬ства, которые опровергают возведенное против подозреваемого подозрение, а также обоснованность предъявленного обвиняемому обвинения и реабилитировать невиновного. Государственные ор¬ганы обязаны строго соблюдать установленный законом порядок возмещения государством обвиняемому и подозреваемому ущерба, причиненного незаконным действием (или бездействием) долж¬ностных лиц при производстве по делу (ст. 53 Конституции ст. 581 УПК).

Принцип публичности пронизывает все производство по де¬лу и обеспечивает как достижение общих целей процесса, так и выполнение непосредственных задач в каждой отдельной его ста¬дии. Суд выполняет свое публично-правовое предназначение пу¬тем осуществления правосудия.

Принцип равенства всех перед законом и судом

Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Кон¬ституции) действует в уголовном процессе, как и во всех сферах общественной и государственной жизни. Сущность его в уголов¬ном процессе проявляется в том, что ни имущественное и долж¬ностное положение, ни пол, ни расовая и национальная принад¬лежность, ни образование, ни язык, ни отношение к религии, ни место жительства, ни убеждения и принадлежность к обществен¬ным объединениям, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или оснований для дискриминации ни одному лицу, участвующему в деле, и не влияют на ход и исход его. Эти тре¬бования распространяются на все производство дела, а не только на судебные стадии, поскольку нормы закона ни на одном этапе судопроизводства не ставят правовой статус гражданина в зави¬симость от указанных признаков.

Все субъекты уголовного судопроизводства, занимающие одинаковое процессуальное положение, равны перед законом и судом, прокурором и органами предварительного расследования. Каждый из них в рамках своего процессуального положения об¬ладает равной возможностью пользоваться предусмотренными законом процессуальными правами и в равной мере исполнять возложенные на него обязанности .

Равенство граждан перед законом и судом проявляется также в равной обязанности всех подчиняться уголовному закону и нести равную ответственность за его нарушение. Лица, совер¬шившие преступления, привлекаются к уголовной ответствен¬ности и подвергаются действию одного и того же уголовного за¬кона независимо от занимаемой должности, рода занятий и других факторов. Без равной меры ответственности за наруше¬ние запретов уголовного закона правовое государство перестает быть правовым.

Согласно ч. 4 ст. 1 УПК установленный законом порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уго¬ловным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предвари¬тельного следствия и дознания. Однако указанный единый порядок не совсем точен, так как сам УПК в дальнейшем устанавливает дифференцированный порядок судо¬производства в зависимости от вида преступления, физических и психологических особенностей обвиняемого и предусматривает в этой связи разный объем процессуальных гарантий (ст. 27, гл. 32, 33, 34 УПК). На мой взгляд, есть необходимость законодательно подкорректировать диспозицию ч. 4 ст. 1 УПК словами: «Кроме случаев, прямо предусмотренных законом». Подобная дифференциация судопроизводства яв¬ляется отступлением от принципа равенства всех граждан перед законом, но она вызвана объективными причинами и вполне оправдана. Важно только, чтобы каждое лицо, чьи действия составляют предмет судопроизводства, обладало достаточным комплексом процессуальных прав и гарантий для защиты своих интересов. В противном случае это будет уже не отступле¬ние от принципа равенства граждан перед законом и судом, а его нарушение.

Особый порядок привлечения Президента РФ (ст. 91, 93 Конституции), судей к уголовной ответ¬ственности (ст. 16 Закона о статусе судей в РФ ), задержания, ареста, обыска членов Совета Федерации и депутатов Государ¬ственной Думы (ст. 98 Конституции), конечно, выводит эту кате¬горию лиц за пределы общих положений принципа равенства всех перед законом, но при отсутствии таких гарантий неприкос¬новенности Президент РФ, депутаты и судьи не смогли бы надлежащим образом выполнить свои обязанности. Ограждение от прерывания работы определённой категории должностных лиц в силу её важности, общественной полезности, значимости её результатов для большого количества людей и т.п., безусловно, необходимо, но при всём этом требуется разработать формы подобного ограждения, а это очень сложный и неоднозначный вопрос. Ведь наличие уголовно-процессуальных гарантий неприкосновенности можно рассматривать, по меньшей мере, с двух сторон: в случае их присутствия — создаётся возможность злоупотребления ими, безнаказанно нарушать закон и т.п.; если же их нет, то опять же возникает вероятность препятствования со стороны иных лиц (действующих в противоправных целях) в осуществлении деятельности Президента РФ, судей и т.д. Сходу определиться с этим вопросом не представляется возможным.

Принцип осуществления правосудия только судом

Актом, определяющим суть рос¬сийской судебной системы, является ст. 118 Конституции РФ, где сказано:

«1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Созда¬ние чрезвычайных судов не допускается».

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы в целом большое значение имеют положения ст. ст. 125—127 Конституции РФ, Закона о судебной системе и п.п. 1—5а ст. 34 УПК. Они также определяют круг тех судов, которые уполномочены отправлять правосудие и осуществлять иные полномочия при производстве по уголовным делам. Осуществление правосудия по уголовным делам воз¬лагается на суды общей юрисдикции. Никакие другие суды, государствен¬ные либо иные органы не вправе осуществлять этот вид деятельности.

Применительно к разбирательству уголовных дел суть этого принципа характеризуется и тем, что только суду принадлежит исключительная ком¬петенция в решении вопроса о признании подсудимого виновным и назна¬чении ему наказания в соответствии с законом (ст.49 Конституции РФ и ст. 13 УПК), только суд вправе принять решение о применении к лицу прину¬дительной меры медицинского характера (ст. 403 УПК). Это придает судебному разбирательству значение важней¬шей стадии процесса, а суд выделяет из всех иных органов, ве¬дущих производство по делу, ставит его в особое положение, обя¬зывая выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина. Необходимо заметить, что принцип осуществления правосудия только судом не огра¬ничивается судебным разбирательством в суде первой инстанции, а характеризует все судебные стадии процесса. В каждой из них правосудие осуществляется в тех формах, какие соответствуют характеру и назначению разрешаемых в данной стадии задач.

Однако необходимо также заметить, что принцип определяет такой правовой режим, при котором отмена или изменение судебных решений допускается не иначе как вышестоящим судом и в порядке осуществления правосудия по уголовным делам. Ни одно судебное решение не может быть отменено или изменено каким бы то ни было государственным органом, в том числе высшей государственной властью. В этом проявляется не только исключительность, но и полнота судебной власти: вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех, не исключая высшие органы власти (ст. 358 УПК).

Рассмотрение уголовных дел судами осуще¬ствляется коллегиально и единолично. Судья единолично решает вопросы, подлежащие выяснению при назначении судебного заседания (ст. 222 УПК), вопросы, связанные с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 228 УПК), принимает решения, определяющие судьбу уго¬ловного дела (ст. 221 УПК). Значительное число дел по первой инстанции в районных судах должно рассматриваться единолично (ч. 2 ст. 35 УПК). Тем не менее, думается, судьи не должны совершать никаких действий, направленных на раскрытие преступлений и изобличение виновных, в частности, формулировать в отношении правонарушителя обвинение и предавать его суду (ст. 418 УПК), вручать подсудимому копию обвинительного заключения и огла¬шать его в судебном заседании (ст. 237, 278 УПК), первым до¬прашивать подсудимого, потерпевшего, свидетелей на судебном следствии, принимать меры к восполнению доказательств обви¬нения путем направления дела на доследование, возбуждать дело по новому обвинению и в отношении другие лиц, так как эти, как и многие другие, действия, выполняемые судом в силу требований УПК, вносят в правосудие элементы обвинительного уклона и негативно сказываются на объективности рассмотрения уголов¬ных дел.

На освобождение суда от несвойственных ему обязанностей направлена судебная реформа, идеи которой частично реализо¬ваны в разделе 10 УПК, где устанавливается правила производства в суде присяжных.

Язык, на котором ведется судопроизводство

Настоящий принцип является одним из проявлений в уго¬ловном судопроизводстве государственных гарантий националь¬ного равноправия граждан во всех сферах жизни и свободного употребления ими национальных языков. Его исходные положе¬ния сконцентрированы в ст. 26 и ст. 68 Конституции. Государ¬ственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В силу данного принципа производство по делу в государ¬ственных учреждениях в республиках в составе Российской Фе¬дерации может вестись на государственных языках этих респу¬блик (или на языке большинства иноязычного населения, компактно проживающего в какой-либо местности) наряду с госу¬дарственным языком Российской Федерации.

Устанавливая государственный язык, Конституция вместе с тем гарантирует каждому право пользоваться родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции). Поэтому участвующим в деле лицам, не владеющим языком или языками, на которых ведется судопроиз¬водство, обеспечивают право давать показания, выступать в суде на родном языке, пользоваться услугами переводчика в процес¬суальных действиях, в том числе для дачи объяснений, показа¬ний и полного ознакомления с материалами дела.

Лица, владеющие языком судопроизводства, но желающие пользоваться своим родным языком, не лишаются такой возмож¬ности. Право гражданина всюду пользоваться родным языком гарантировано законом и не знает никаких исключений.

Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 17) распространяет действие принципа на все стадии уголовного процесса. В каждой из них выбор языка судопроизводства определяется законом, а не волею следователя, прокурора и суда. Судья, народные и при¬сяжные заседатели обязаны знать язык, на котором ведется судопроизводство, в районе их юрисдикции. Незнание или слабое знание языка не позволяет им надлежащим образом исполнять свои процессуальные обязанности даже с помощью переводчика, судью, присяжного заседателя вовсе лишает возможности уча¬ствовать в вынесении решений в совещательной комнате, доступ в которую для переводчика закрыт. Поэтому из списков присяжных заседателей исключаются лица, не владеющие языком, на кото¬ром ведется судопроизводство в данной местности (ст. 80 УПК).

Незнание языка судопроизводства сторонами не препят¬ствует им участвовать в деле; осуществляя свою деятельность, каждая сторона может пользоваться помощью переводчика.

Осуществление рассматриваемого принципа гарантирует права и национальные интересы всех участвующих в деле лиц, не владеющих языком судопроизводства. Эти права должны быть разъяснены и обеспечена возможность их реализации. В част¬ности, обвиняемому должны быть своевременно вручены след¬ственные и судебные документы в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет (ст. 17 УПК). К таким документам, во всяком случае, относятся те, которые вручаются обвиняемому. Это правило должно быть распространено и на иных участников процесса, которым должны быть вручены про¬цессуальные документы. Участникам судопроизводства, не вла¬деющим или недостаточно владеющим языком, на котором оно ведется, обеспечивается равенство права делать заявления, да¬вать показания, заявлять ходатайства и отводы, подавать жалобы и выступать в суде на своем родном языке. В этих случаях, а также при ознакомлении сторон с материалами уголовного дела они вправе пользоваться бесплатной помощью переводчика.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.