реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

приглашаются служители культа при отсутствии угрозы безопасности последних.

В исправительных учреждениях осужденным разрешается отправление религиозных

обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих

целях администрация учреждений выделяет соответствующие помещения.

Иные политические права и свободы осужденного к лишению свободы

реализуются ими в обычном порядке, поскольку в законодательстве не

установлены для осужденных какие-либо ограничения. Не является основанием

ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы действия

изоляции от общества, ибо изоляция не может существовать в иной форме, чем

совокупность установленных в законе ограничений общегражданских прав и

свобод осужденного. Вместе с тем в федеральных законах Российской Федерации

следует предусмотреть ограничения или особенности реализации осужденными к

лишению свободы права на проведение митингов, демонстраций и уличных

шествий, права на объединение в общественные организации, включая создание

профессиональных союзов для защиты своих интересов.

В нормах гражданского права установлен упрощенный порядок расторжения

брака осужденными. Это правоограничение установлено в целях защиты

интересов той стороны в брачном контракте, которая не осуждена к уголовному

наказанию. Имеется ограничение в основаниях сохранения за осужденными к

лишению свободы права на жилую площадь. В ст.60 Жилищного кодекса РСФСР

установлено, что договор найма жилого помещения осужденного к лишению

свободы на срок свыше шести месяцев расторгается с момента вступления

приговора в законную силу. Для других граждан, не проживающих на жилой

площади по неуважительной причине, такой срок установлен в шесть месяцев.

Однако большая часть общегражданских прав и свобод осужденного

реализуется в установленном для граждан России порядке. Так, осужденные к

лишению свободы могут приобретать через книготорговую сеть литературу,

письменные принадлежности, имеют право подписки на газеты и журналы. Закон

не ограничивает получение осужденными свиданий с адвокатами и получение ими

иной юридической помощи. Осужденные к лишению свободы вправе обращаться с

предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы,

общественные организации и к должностным лицам. Обращения осужденных,

адресованные в прокуратуру, суд и государственные органы, обладающие правом

контроля за деятельностью исправительных учреждений, просмотру не подлежат

и не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных

дней) направляются по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).

Имеется много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской

Федерации. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в

свободе выбора труда и ряде трудовых прав, администрация исправительных

учреждений привлекает их к труду с безусловным соблюдением правил охраны

труда и техники безопасности, установленных законодательством о труде. Это

свидетельствует о проявлении заботы государства о сохранении здоровья

осужденных к лишению свободы, что облегчит их социальную приспособляемость

к условиям жизни общества.

Следует учитывать и то, что осужденным начисляется заработная плата в

соответствии с количеством и качеством труда по нормам и расценкам,

действующим на аналогичных производствах. К заработной плате начисляются

районный и иные виды коэффициентов, выплачиваются премии из фонда

заработной платы и фонда премиального вознаграждения. Кроме того.

осужденным может быть оказана материальная помощь, в том числе из

внебюджетных фондов.

Осужденным к лишению свободы может быть разрешено занятие индивидуальной

трудовой деятельностью (ст. 103 УИК РФ).

Следует учитывать также и то, что осужденные к лишению свободы

пользуются гражданскими правами и свободами. Например, право наследования и

распоряжения имуществом, находящимся за пределами исправительного

учреждения, осуществляется в рамках его гражданской правоспособности. Через

своих законных представителей осужденный может участвовать в имущественных

правоотношениях (в договорах купли-продажи, дарения, мены, залога и т.д.),

иметь на правах частной собственности вещи, ценности, недвижимое имущество,

если оно не конфисковано по приговору суда.

Большой блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их

специальные права, законные интересы и обязанности. Причем объем

специфических прав, законных интересов и обязанностей осужденных зависит от

вида исправительного учреждения, поведения осужденных и ряда других

факторов. Так, законодательством устанавливаются специфические права,

законные интересы и обязанности осужденных в области материально-бытового

обеспечения, проведения с ними воспитательной работы. К указанным элементам

следует отнести и правовые статусы осужденных, отбывающих меру

дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа,

переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу

специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их

обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего

распорядка: например, бережное отношение к государственному имуществу,

содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для

этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть

вежливыми в обращении с администрацией и другими осужденными.

Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к лишению

свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской

Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными

Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами»[8].

4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С

ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

Правовой статус отдельных категорий осужденных имеет существенные

отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания. Уголовный

кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения свободы и смертной

казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов наказаний,

которые можно отнести к числу не связанных с изоляцией осужденного от

общества. В зависимости от основной направленности правоограничений,

входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить

на три группы.

«Первую из них составляют наказания, направленные на ограничение

предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному

распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также

социальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для

определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или

почетного звания; конфискация имущества.

Объем ограничений прав и интересов осужденных при исполнении указанных

наказаний сравнительно невелик и в основном сводится к неблагоприятным

последствиям материального характера, с вытекающими из них юридическими

обязанностями. Законные правами интересы осужденных обеспечиваются правом

требовать исполнения приговора в точном соответствии с нормами права.

Например, при исполнении наказания в виде штрафа осужденный обязан

выплатить соответствующую сумму и имеет право требовать, чтобы взыскание

штрафа производилось в установленном порядке.

Вторую группу составляют наказания, направленные на ограничение вытекающих

из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких

наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные

работы; ограничение по военной службе.

Объем ограничения материальных и духовных благ, выраженных через

совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных, здесь

является более существенным, чем при исполнении ранее названных наказаний,

входящих в первую группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность

свободно трудиться относится к числу наиболее значимых для человека

гражданских прав и свобод. Во-вторых, ограничение права на труд обычно

связано с ущемлением и других конституционных' прав (право на получение

соответствующего вознаграждения за свой труд, право на отдых и т.д.). В-

третьих, исполнение рассматриваемых наказаний, а значит и ограничение прав

и свобод осужденных, осуществляется в течение довольно продолжительного

времени, указанного в приговоре суда (иногда на протяжении нескольких лет).

В связи с этим специальный правовой статус осужденных приобретает

существенные отличия от гражданского.

Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы

отбываются по месту работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ

исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано

в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы

занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по

собственному желанию, без разрешения органов, ведающих исполнением этого

вида наказания.

Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к исправительным

работам ограничена восемнадцатью рабочими днями.

Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания

в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах

от 5 до 20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным

документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности

осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в отношении их

контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных

инспекций органов внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные

обязаны соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по

вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо

вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство

содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов

осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии

предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное

освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более

мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.

Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на

ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на

свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу

относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской

части.

Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании

осужденного, достигшего совершеннолетия, в специальном учреждении без

изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Из

расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44

УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за

собой более существенное ограничение прав и свобод осужденного, чем это

имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактически это

обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных

учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной частью которого

является надзор.[9]

Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в

дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим

военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или

сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы.

При этом из содержания главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ

видно, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказание, во многом

сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается

регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы

дисциплинарной воинской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые

отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с

особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог

рассмотрению правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с

изоляцией от общества, можно сделать вывод, что специальный правовой статус

этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от

общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные

права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно

поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим

наказание в местах лишения свободы.

5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и

нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,

то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ

содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное

законодательство Российской Федерации учитывает международные акты,

относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными.

Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида -

международные договоры и международные стандарты.

Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между

государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно

к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров

является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной

Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она состоит из 33 статей, вступила в

силу в 1987 году, ратифицирована и имеет обязательную силу на территории

России.[10]

Конвенция категорически запрещает применение пыток, которые не могут

быть оправданы ни исключительными обстоятельствами, какими бы они ни были,

ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство-

участник обеспечивает, чтобы пытки или попытки их применения

рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как

преступления. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или

выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные

основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе

осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда

имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо

государства-участника систематически применяются пытки.

Другим примером международных договоров являются соглашения о правовой

помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с правонарушителями,

заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие

соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченными

к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей

страны.

Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы,

принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер,

обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания.

Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц,

привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные

стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового

опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с

правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее

репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного

заключения П9Д стражу и т.д.

В отличие от международных договоров международные стандарты носят

рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения

"реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии

необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что

Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в

плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в

той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того,

многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и

правоприменительной практике.

«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно

рассмотреть в рамках определенных классификаций. -

Так, по источникам происхождения международные стандарты можно

подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее рабочими органами, например

Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;

б) принятые региональными международными правительственными организациями,

например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в)

принятые международными неправительственными организациями, например,

такими, как "Международная амнистия", "Международная тюремная реформа".

В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования

международные стандарты можно подразделить на следующие группы.

1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с

обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.

Например, такими документами являются: Всеобщая декларация прав

человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный

пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в

1973 году, вступил в силу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка,

принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по

правам человека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О

принудительном или обязательном труде", принятая Международной организацией

труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении

принудительного труда".

2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления

правосудия, в том числе - при назначении и исполнении уголовных наказаний.

К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию

правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация

основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления

властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные

стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении

несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и др.

3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения

уголовных наказаний и мер предварительного заключения.

В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные

стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым

Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками;

Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в

1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной

казни, принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое

соглашение о передаче заключенных-иностранцев и рекомендации в отношении

обращения с заключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым

Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с

правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящейся к роли

работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или

задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих

достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей

ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или

заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН

в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не

связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году Восьмым Конгрессом

ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.»[11]

Следует однако учитывать, что многие международные документы в части

определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по

своему содержанию.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению

в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует

положения ранее принятых международных стандартов об обращении с

задержанными и заключенными. При этом для целей СП слова "задержанное лицо"

означают любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за

совершение правонарушения; слова "заключенное лицо" означают любое лицо,

лишенное личной свободы в результате осуждения за совершение какого-либо

правонарушения.

В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее

наказание, имеет право:

а) на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой

личности;

б) требовать исполнения назначенного наказания в строгом соответствии с

национальным законодательством;

в) обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его

семьи или других соответствующих лиц (по его выбору) о заключении или же о

переводе из одного места заключения в другое и о месте, в котором оно

содержится;

г) связаться с помощью надлежащих средств с консульством +1ЛИ

дипломатическим представительством (если осужденный - иностранец),

гражданином которого является или которое иным способом правомочно получить

такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем

компетентной международной организации, если лицо является беженцем или

каким-либо иным образом находится под защитой международной организации;

д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем свидания

осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих

должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать;

е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответствующую

возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и

ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с

законом правилах;

ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно, в

месте, находящемся на разумном удалении от обычного места проживания;

з) на прохождение медицинского обследования и медицинскую помощь в

случае болезни;

и) получать в разумных количествах учебные, художественные и

информационные материалы при соблюдении условий, обеспечивающих

безопасность и порядок в местах отбывания наказания;

к) свободно и в условиях полной конфиденциальности общаться с лицами,

ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения

законности в местах отбывания наказания;

л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и обжаловать

такие меры перед вышестоящими властями;

м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями

должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.

Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к заключенным

пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство виды обращения и

наказания; б) злоупотреблять положением находящегося в заключении лица с

целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого

себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать

заключенных, даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам,

могущим повредить здоровью.

"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с

тюремным заключением", или, как их иначе называют, "Токийские правила",

содержат в себе принципы и рекомендации, направленные на более широкое

использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, а

также минимальные гарантии защиты прав осужденных.

"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, которые могут

использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение

(освобождение), отсрочка наказания, домашний арест, штраф и др. При этом

указанные меры следует соединять с надзором за правонарушителями в целях их

включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В

процессе надзора должны осуществляться такие мероприятия, как

индивидуальная работа, групповая терапия, социальная помощь и программы по

месту жительства правонарушителя.

На всех стадиях применения указанных мер должно обеспечиваться уважение

человеческого достоинства осужденного, права которого не должны

ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным

органом, вынесшим первоначальное решение. Исключается проведение

медицинских или психологических экспериментов либо неоправданный риск

причинения осужденному физической или душевной травмы.

В процессе применения мер, не связанных с лишением свободы, должно

соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов

его семьи. Личное дело (досье) осужденного должно вестись строго

конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными

лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по

повышению их квалификации и профессионального мастерства, обеспечения

надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе. В то же

время правонарушитель должен иметь возможность обжалования незаконных

действий должностных лиц.

В целом "Токийские правила" имеют весьма перспективное значение в плане

дальнейшей гуманизации уголовной политики. Их применение в России, как,

впрочем, и других международных стандартов, сдерживается прежде всего

отсутствием необходимых социально-экономических условий (например,

отсутствием необходимых средств на создание службы надзора за осужденными).

Это однако не препятствует соблюдению содержащихся в них рекомендаций,

касающихся прав и свобод осужденных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная

законодательная база, регламентирующая основы правового положения

осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От

эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере

уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех

предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей

уголовной ответственности.

Рассмотренные в работе вопросы лишь частично освещают сложную проблему

правового положения лиц, осужденных к уголовному наказанию. В работе не

получил освещения вопрос о правовом положении лиц, освобожденных от

отбывания наказания. Он является достаточно сложным и требует отдельного

рассмотрения. Многие стороны этой проблемы требуют научного осмысления и

законодательной регламентации.

Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний,

неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе

говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью

общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным

за это преступление наказанием.

Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на

формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно-

исправительному праву последних лет основное внимание уделялось

исследованию вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы, в том

числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания.

Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением

свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого широкого

исследования не получило.

Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение

к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь

же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны

осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в

деятельности органов, исполняющих наказание.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -

Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с

заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики

МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-

трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,

1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,

отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с

преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей

части. - М., 1984.

11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая

часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

13.И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в

свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих

принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №

11.

перечень вопросов к зачету по курсу "Уголовно-исполнительное право"

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и задачи.

2. Политика государства в сфере исполнения уголовного наказания.

3. Принцип индивидуализации исполнения наказания уголовно-исполнительного

права.

4. Принцип дифференциации исполнения наказания и способы его обеспечения.

5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.

6. Система и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

7. Международные акты об обращении с осужденными.

8. Понятие и структура уголовно-исполнительного правоотношения.

9. Классификация наказаний в уголовно-исполнительном праве.

10. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы.

11. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее задачи.

12. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения

свободы.

13. Права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих

наказания.

14. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с лишением

или ограничением свободы.

15. Понятие правового положения осужденных, их основные права и

обязанности.

16. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения

свободы.

17. Правовые последствия отбывания наказания в виде лишения свободы.

18. Понятие исправительного воздействия. Правовое регулирование применения

к осужденным средств исправления.

19. Судебный контроль за исполнением уголовного наказания.

20. Депутатский и общественный контроль за деятельностью ИУ и других

органов, исполняющих наказания.

21. Прокурорский контроль за исполнением наказаний.

22. Предложения, заявления и жалобы осужденных, отбывающих

наказания в виде лишения свободы, и порядок их подачи.

23. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы и

распределение их по видам ИУ.

24. Раздельное содержание осужденных в ИУ.

25. Порядок направления и приема осужденных в ИУ.

26. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в

совершении преступления.

27. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания

под стражей.

28. Оставление осужденных в следственном изоляторе для работы по

хозяйственному обслуживанию. Условия их содержания.

29. Понятие режима в ИУ, его карательное и воспитательное значение.

30. Основные требования режима в местах лишения свободы.

31. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

32. Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов

питания и предметов первой необходимости.

33. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными

лицами. Порядок их предоставления.

34. Телефонные переговоры осужденных в ИУ и порядок их

предоставления.

35. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и

бандеролей.

36. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы, во время

отбывания наказания.

37. Изменение условий отбывания наказания с переводом осужденного из

одного ИУ в другое.

38. Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы

и их виды.

39. Передвижение лиц, лишенных свободы, без конвоя или без

сопровождения администрации. -

40. Средства обеспечения режима отбывания наказания в ИУ.

41. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы.

42. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы.

43. Применение физической силы, специальных средств и оружия к лицам,

лишенным свободы.

44. Правовое регулирование труда осужденных в ИУ (порядок привлечения к

труду, условия и оплата труда).

45. Понятие, задачи и основные формы (направления)

воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

46. Самодеятельные организации осужденных в ИУ, их виды и основные задачи.

47. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в

ИУ (задачи, формы и правовое регулирование).

48. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных

свободы.

49. Применение к осужденным мер медицинского характера.

50. ИК общего режима (назначение, состав осужденных и условия их

содержания).

51. ИК-поселения (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

52. ИК строгого режима (назначение, состав осужденных и условия их

содержания).

53. ИК особого режима (назначение, состав осужденных и условия их

содержания).

54. Режим в тюрьме и его виды (состав осужденных и условия их

содержания).

55. Воспитательные колонии (назначение, состав осужденных и

условия их содержания).

56. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных

работ.

57. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать

определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

58. Порядок и условия исполнения наказания в виде конфискации имущества.

59. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.

60. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.

61. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.

62. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.

63. Порядок исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной

воинской части.

64. Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.._

65. Порядок исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных

военнослужащих.

66. Исполнение наказания в виде смертной казни.

67. Правовые основания освобождения от отбывания наказания.

68. Особенности досрочного освобождения от отбывания наказания отдельных

категорий осужденных.

69. Порядок освобождения осужденных от отбывания наказания по амнистии и

помилованию.

70. Основания и порядок представления осужденных к досрочному

освобождению от отбывания наказания и замене наказания более мягким видом

наказания.

71. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.

72. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -

Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с

заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт права и экономики

МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-

трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань,

1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных,

отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с

преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей

части. - М., 1984.

11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая

часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

13. И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в

свете соглашения о защите прав человека и документов ООН, определяющих

принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, №

11.

-----------------------

[1] .Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

[2] Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

[3] . В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая

часть. - Томск, 1995.

[4] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[5] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

[6] А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. -

Горький, 1976.

[7] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

[8] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[9]. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц,

отбывающих наказания. - М., 1997.

[10] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990

[11] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.